Внутри / Inside (2023, Греция, Германия, Бельгия)

Очень кстати в продолжение того же разговора про «сущностный опыт» на днях вышел фильм «Внутри» («Inside») греческого режиссера Василиса Кацуписа (Vasilis Katsoupis) с Уиллемом Дефо (Willem Dafoe), которого он в одном из интервью называет полноправным соавтором. До этого Василис не снимал полнометражных художественных фильмов, а снял только один документальный фильм. Основное же его занятие — съемка коммерческих рекламных роликов. Но если этот факт и сказался на качестве фильма, то только в лучшую сторону. Потому что он подошел к работе гиперответственно и создал по мотивам истории, которую вынашивал более 13 лет, нечто выдающееся. Это можно сказать и относительно визуальной составляющей (тут ему, безусловно, помогли навыки рекламщика), и относительно содержания.

Но кино это, конечно, на любителя — сложное, философское, местами неприятное, и лишь в самой внешней оболочке представляющее из себя развлекательную историю о грабителе, запертом в пентхаусе неординарного художника. Если смотреть это кино вот так, оценивая самую его поверхность, то, наверное, и не стоит. Потому что в этом жанре есть фильмы поувлекательнее и пореалистичнее. Но не увидеть так очевидно расставленных символов тут и там даже самому поверхностному зрителю, думаю, вряд ли удастся. Вопрос только в том, что стоит за этими символами? Для расшифровки понадобятся собственные нейронные связи, которые, конечно, есть не у всех. Но для сновидца, тем более если вы читали недавнюю статью в трех частях о, по сути, панпсихизме, проблем с распутыванием хотя бы одной нити из этого клубка возникнуть уж точно не должно. На экране, если приглядеться, легко можно различить довольно буквальное и очевидное отражение взаимодействия той самой «мгновенной» сущности с тем, что иногда называют «Высшим Я», хотя можно это называть и «совокупной сущностью», и даже, в каком-то смысле, собственным телом.

Мы точно так же, как главный герой, приходим в жизнь (или какую-то сферу, например, творческую) как преступники, надеясь получить от нее самое лучшее с минимумом усилий. А когда понимаем, что это невозможно, то стараемся урвать хотя бы что-то наиболее ценное. Но и в этом мы терпим поражение. Потому что вдруг обнаруживаем, что жизнь, при всём богатстве и многообразии её возможностей — это ловушка, наполненная изощренным страданием. И все ее преимущества, которые поначалу нам казались столь ценными — ничего на самом деле для нас не стоят. Потому что мы лишаемся главного: свободы. Хватит ли каждому из нас изобретательности, усердия и силы духа, чтобы не сойти с ума в этом лабиринте из препятствий и преодолений, каждый день сталкиваясь лицом к лицу с собственной ничтожностью перед лицом того великолепного образа идеального «Я», который мы постоянно на себя примеряем? Сможем ли мы отворить все двери и понять все тайны, спрятанные в нас самих, чтобы найти выход к тому источнику нашего существования, где возможно что-то, кроме бесконечного одиночества? Что мы вынесем из этого опыта?

Закончу перефразированием рефрена, который звучит в этом немногословном фильме дважды (если вы не поленитесь досмотреть субтитры):

1) сущность невозможно отделить от сущностного опыта;

2) сущностный опыт — это единственно возможная жизнь, и она происходит из сущности;

3) совокупный сущностный опыт — бесконечное наслаждение.

А. С.,
09.04.2023

Olga Vaganova

2023-04-10 10:12:45#14543

Спасибо. Шедевр.




Добавить комментарий