Сны как психологический зеркальный клапан

Решил для разнообразия написать небольшую заметку по мотивам сегодняшнего ОСа. Опыт — ничего особенного, за исключением эмоций. И вот эти эмоции заставили меня задуматься, в частности, над тем, в какое непростое время мы живем. Конечно, ко всему человек адаптируется, привыкает. Но у этого полезного процесса есть вторая сторона. Из-за этой способности адаптироваться мы зачастую перестаём замечать изменения, которые происходят с нами и вокруг нас. Особенно если они медленные. И текущая эпоха, думаю, это такой случай.

А приснилось мне следующее. Во время микропробуждения я понял, что почему-то хорошо выспался и не хочу больше спать. Решил посмотреть на часы на смартфоне и переключить категорию в своем приложении. Беру смартфон, и никак не могу разглядеть, сколько там времени. То ли 6 с чем-то, то ли 9 с чем-то. То ли глаза не могу толком разлепить, то ли смартфон какую-то ерунду показывает. Потыкал его еще так-сяк и понял, наконец, что это ложное пробуждение. Огляделся, ощупал себя — реальность, как это бывает в ложных пробуждениях, очень плотная, прямо не отличишь от настоящей. Гораздо проще поверить в то, что это смартфон заглючил, а не весь мир не настоящий. Но мои нейронные связи уже «тёртые», так что их не проведешь. Конечно, если всерьез задумался, сон это или нет, то это точно сон. Чтобы выработать эту привычку, достаточно раз десять ошибиться в таких моментах, о чем я рекомендую никогда не сожалеть, потому что именно так и вырабатываются эти нейронные связи. Но для меня это, в общем, дело далекого прошлого, так что я просто скатился через усилие с кровати и надавил спиной в закрытую дверь, легко проскочив сквозь неё в коридор. Что и требовалось доказать.

Дальше я занялся практикой по ОС-Финанс. Времена наступают тяжелые, так что финансовая стабильность не помешает. А дальше проснулся, снова вернулся в тот же сон, и решил просто развлечься. Разбежался по длинному коридору (дело было на старой квартире, как это водится, а там у меня был коридор вдоль четырех комнат — хоть на велике катайся) и сиганул, как будто нырнул, в окно. И полетел.

И вот я лечу над городом, потом над парком с прудом, снизу машут какие-то люди, улыбаются, солнышко светит… И так стало хорошо. Ну не прямо до рыдания, как иногда бывает во время катарсических снов, но когда слёзы на глазах выступают от счастья. И вот я лечу, и не помню ни о каких пандемиях, войнах, грядущих глобальных катастрофах, болезнях, невзгодах. Я просто лечу так же, как летал и десять, и двадцать лет назад. В точности тот же самый.

То есть вот эта ограниченность нейронных контуров, которую мы имеем даже и в осознанном сне, не говоря про неосознанный, — это, на самом деле, может быть большое благо. Ну действительно, как еще сейчас ощутить блаженство, если не в измененном состоянии сознания? Либо это будет сон, либо маразм. Мы недавно говорили о всякого рода просветлениях — ну, можно, конечно, как-то еще притянуть всякого рода духовные переживания, но я всё-таки с трудом представляю себе даже высокодуховного человека, который бы сейчас прямо «пёрся от счастья», глядя на окружающую действительность. А счастье-то нам всем, всё-таки, нужно. Даже чисто физиологически, даже чисто для здоровья.

Вот и посетила меня парадоксальная мысль. То есть, получается, мало того, что сновидения для многих являются своего рода «клапаном» для переживаний неприятных. Это известный феномен. Мы вытесняем всякого рода страхи и неприличности, сознательно их подавляем, и испытываем затем во сне. Это безусловно полезный процесс интеграции со «скелетами в своем шкафу», благодаря которым эти «скелеты» единственно можно как-то трансформировать.

Но есть, оказывается, и обратная сторона медали, о которой мы, сновидцы, как и психологи, наверное, гораздо реже задумываемся. В то же время, по крайней мере в более тяжелые жизненные периоды, нежели к которым мы привыкли за последние несколько десятков лет, сны могут являться еще и одновременно утешением. Ведь вытеснять и подавлять можно не только плохое, но и хорошее. И в такие времена как сейчас, очевидно, все мы в какой-то степени этим заняты. Можно даже сказать, наверное, что мы таким образом эти времена и создаем, добровольно отказываясь от любви, свободы, мира — вытесняя их в какие-то периферические, «подпороговые» стимулы и нейросети.

На фоне пандемии и изоляции, помню, меня очень сильно поддержали сны про путешествия и природу. Благо к ним был подходящий «субстрат» в виде консолидирующегося опыта изучения 3D-карт в формате VR, а особенно я тогда залип на Швейцарии, вот она и снилась в качестве набора волшебных локаций. И сегодня, кстати говоря, я это уже утром понял, ОС тоже, наверное, навеян вчерашними VR-путешествиями. И это как раз были не просто путешествия, а я довольно долго разглядывал в данном случае Финляндию с высоты птичьего полета — это были 3D-съемки с дрона. Тоже, наверное, что-то заодно мозг решил консолидировать, не пропадать же сну, хотя бы он был и осознанный. (Это к старому разговору о стимуляции опытов самым естественным способом — через обучение новому).

В общем, возвращаясь к теме, это я к чему? К тому, что без сновидений жить было-бы очень тяжело. Есть ведь люди, кто действительно видит сны очень мало, почти или совсем их не запоминает, ну и зачастую считает потерей времени. Но я вот задумался, а не те ли это люди, которые одновременно и так остро реагируют на все вот эти в т. ч. политические коллизии, пропаганду, лозунги, марши? Ведь если у человека нет такого клапана как сновидения, то в теории именно он и должен быть наиболее лабилен с точки зрения, так сказать, нравственного стержня.

То есть помимо вот этой зеркальной функции, когда во сне мы «собираем себя по кусочкам», причем именно по тем, которым сейчас не место в нашей реальной жизни… В то же время мы ведь таким образом и сохраняем свою личностную цельность. То есть, грубо говоря, какие бы внешние обстоятельства не происходили, остаемся самими собой. В хорошие периоды не зыбываем про свои детские страхи, комплексы и недостатки. Да, это не очень приятно. Но это, во-первых, важная часть нашего психологического фундамента. И, во-вторых, у этого феномена, повторю, есть обратная сторона. Точно таким же образом в периоды испытаний мы благодаря сновидениям не забываем про добро и свет, в каких бы образах они к нам во сне не являлись.

А что будет, если у нас отнять сны? Ну, видимо, пока хороший период длится, как об этом и отзываются люди, кто со сновидениями не дружит, это может восприниматься как «хорошо». Вроде бы и ну их, эти сны, зачем они нужны вообще? Так обычно они говорят.

Но что будет твориться с такими людьми в тяжелые периоды? То есть что с ними творится сейчас? Когда плавно, но верно окружающий мир превращается в ад, по крайней мере для многих регионов? Откуда им может показаться надежда? Где взять хотя бы глоток чистого воздуха? Как сделать передышку?

Вот и получается, как это ни парадоксально, что в какой-то степени мы обязаны происходящему низкой именно сновидческой общественной культуре, а не только какой-то прочей. Потому что сновидческая культура — это и психологическая культура, и личностная, и нравственная, и творческая. На ней, как сознание на нейронном корреляте, а все науки на философии — все они в конечном итоге строятся.

Так что берегите ваши сны, дорогие товарищи сновидцы. Может быть, мир во всем мире сейчас только от нас зависит?

А. С.,
27.04.2023

Олег Федоров

2023-04-29 00:45:21#14856

👍👌🙏🐬🦅




Стрекоза Корнецкая

2023-04-28 04:18:26#14823

Где-то в районе шести,

А может и девяти…

Проснулся и взял телефон,

И тут понимание - сон.

Лениво скатился с кровати.

Закрытая дверь тут некстати.

Хотя.. (ты можешь не верить),

Прошёл сквозь закрытые двери.

Легко направил дела,

Решил - просыпаться пора.

Но всё же вернулся в тот сон:

Манил и тянул меня он.

Я просто хотел полетать..

На старой квартире опять,

С разбега нырнул сквозь окно,

А счастье, такое оно…

Над городом плавный полёт,

Внизу - счастливый народ,

Улыбки у них на устах

И радость искрится в глазах;

«Привет!» - мне машут рукой.

Растёкся по венам покой.

Вот парк мой зелёный и пруд.

Всё дышит спокойствием тут.

Лечу, как не раз я летал.

Как-будто и бед я не знал.

И свежий воздух вокруг,

И тёплое солнце мне друг,

И чувство блаженства растёт,

Душа встрепенулась, поёт.

Проснулся, - и радость со мной,

Пришла и на план мой земной.

Артём Синин

[Стрекоза], спасибо =)

Стрекоза Корнецкая

[Артём], пожалуйста =)




El Soma

2023-04-27 22:10:30#14822

Я вообще не понимаю, как пережили изоляцию времен короны люди, которые не могут выйти погулять в ОС.

А так незаметно и прошла.)




Настасья Пырьева

2023-04-27 18:18:53#14821

По-разному бывает. Иногда дневная тоска и тревожное состояние разбавляются радостью и покоем ночью. А в других случаях дневные события немедленно отражаются на сновидениях. Но сны, в которых хорошо, где живут непередаваемые оттенки чувств и ощущений - это для меня своего рода драгоценности. Увы, не частые. Но на то они и драгоценности, что их не много.




Настасья Пырьева

2023-04-27 18:03:11#14820




Михаил Блантер

2023-04-27 11:56:12#14812

Жизнь без снов для сновидца подобна пытке. Два раза эти периоды выматывали больше чем окружающая тяжёлая реальность. Войти в нормальное состояние погружения в сны помогала управляемая бессоница, когда просто сутками не даёшь себе возможности спать. Товарищ из такого состояния выходит своим путём - через участие в экстремальных ситуациях.

Любовь Мурашова

[Михаил], по ходу, это зависимость )

Михаил Блантер

[Любовь], да. 4 дня без сновидений делают меня больным.

Любовь Мурашова

[Михаил], без любых снов или без Осов?

Михаил Блантер

[Любовь], без снов.

El Soma

[Михаил], согласна, что подобно пытке: сама прожила период, когда сны не запоминались вообще, не говоря уже о том, чтобы быть осознанными. Как кислород перекрыли.

Со способом решения проблемы - не очень: пытать себя бессонницей, имхо, нецелесообразно.




Михаил Блантер

2023-04-27 11:47:33#14811

Это нормальное соотношение сновидцев к невидящим сны, 1 к 10. У сновидцев тоже есть своего рода градация, опирающаяся на частотность и красочность сновидений. Сноходца от сновидца отличает опыт многосерийных снов и их красочность. Существует теория о перерождении Души и считается что характеристики снов говорят о эмпирическом опыте прошлых жизней.

Любовь Мурашова

[Михаил], а еще у Лукьяненко были "снотворцы" в романе Ловец снов

Михаил Блантер

[Любовь], фактически это сноходец - ОС на уровне мастера, умеющий продуцировать сны другим людям.




Любовь Мурашова

2023-04-27 09:43:55#14806

[Артём], круто! Мой знакомый психолог говорит, что сны можно заменять воображением, направленным или активным. Это своего рода медитация. Вы же тоже испытывали блаженство не во сне. Сны, конечно, круто, полное присутствие! Но в принципе, особенно если правильно выполнять какие-то психологические техники, это неплохая замена. Нужен руководитель, направляющий. Настоящее активное воображение по Юнгу опасно и не всем показано, как и с ОСами. Но я не попадала в такие ситуации, когда бессознательное затапливает сознание. В общем, есть альтернативы. И вот поездки на природу, кстати, тоже. А ещё любовь и новые интересные впечатления )

Артём Синин

[Любовь], сновидения — это особое измененное состояние сознания, которое подразумевает и особое физиологическое функционирование, включая и повышенную пластичность, и избирательность активирующихся систем. Я не думаю, что их можно чем-то заменить — бодрствование, хотя бы и с воображением, это всё равно принципиально иная активность. Для гипнабельных людей это, наверное, в какой-то степени может быть гипноз, кстати говоря. Ну или хотя бы некое блуждание в первой стадии сна, то есть дреме, как аналоге фазы БДГ. Но всё равно это будет не полная и точная замена, а скорее более или менее полезная поддержка. Сны, всё-таки, думаю, феномен по-своему уникальный и незаменимый.

Любовь Мурашова

[Артём], я согласна, да! Поэтому я здесь ) У меня просто более оптимистический взгляд. Тяжёлые периоды можно всё-таки пройти не только благодаря снам, но и при помощи психологов и других грамотных специалистов.

Артём Синин

[Любовь], я не спорю, можно. Но большинству же они не доступны, особенно когда период по-настоящему тяжелый и массовый. С одной стороны, недоступны, с другой — когда мы адаптируемся, то можем уже и не отдавать себе отчет, что период настолько тяжел. И тогда специалистов в принципе и в голову не придет искать. Тоже мы это постоянно наблюдаем. Так что снова, если говорить про массы, то сны — это такой «сам себе психотерапевт», которого если нет, то может быть очень туго.

Любовь Мурашова

[Артём], мое мнение - сны это один из вариантов. И очень хорош, как дополнение. Лично для меня сны как способ самореализации. Но мне, например, в сложное время помогало общение с подругой, единомышленниками и природой. Потом стали сниться интересные сны и вот я через другую группу попала к вам! Мне здесь очень интересно и комфортно. Спасибо вам за работу!

Константин Николаев

[Артём], а есть ещё гипнотическое сновидение, ведомое гипнотерапевтом или психологом-гипнологом. Правда не знаю практикуется ли в нашей стране такое, и сколь распространено. Всё же не совсем ординарный и простой/быстрый формат работы. Но по-сути должен быть максимально близким к ОС.




Добавить комментарий