«Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей», В. В. Савельева (монография)

Вера Владимировна Савельева — выдающийся русско-казахский филолог, критик и поэтесса. Она окончила филологический факультет Казахского государственного университета, затем очную аспирантуру при кафедре русской литературы Ленинградского государственного университета. Получила докторскую степень в области литературы. Она автор 4-х монографий и более 200 публикаций, а также участвовала в 6 коллективных монографиях. Вера Владимировна также является профессором в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Сфера научных интересов: теория моделирования художественных миров, художественная антропология, художественная гипнология и онейропоэтика, русская литература и современная литература Казахстана.

* * *

Любопытный отрывок про описание осознанного сновидения в романе Льва Толстого (и прямо в тему опубликованного пару дней назад «музыкального» квеста):

Сон Пети Ростова – самый поэтичный в романе. Нарратор подчеркивает, что он снится герою после дождя и его увертюрой становятся звуки: падающие капли, тихий разговор, ржание, храп, свист. Обратим внимание на то, что при вводе онейрического текста нарратор использует прием необъявленного сна. «Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то. Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное». Как и в ситуации со сновидением Пьера, нарратор фиксирует моменты прерывания сновидения и осознания его персонажем («Ах, да, ведь то я во сне», – качнувшись наперед, сказал себе Петя»), а потом опять возвращения в сон («Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки…». Окончание сновидения фиксируется фразой: «Его разбудил ласковый голос Лихачева».

* * *

Еще один фрагмент, связанный с осознанностью во сне, по произведениям Достоевского:

В онейрическом пространстве Иван озвучивает своему оппоненту те внутренние мучительные вопросы, которые сам не может разрешить. Один из них, личный: «Скажи, долго ли ты у меня пробудешь, не можешь уйти»?. Другой вопрос вселенский: «Есть Бог или нет?». Черт уходит от ответа: «Голубчик мой, ей-богу, не знаю, вот великое слово сказал». Наконец, есть вопрос, который вскрывает глубину саморефлексии сновидца. Этот вопрос рожден отчаянием: «Нет, я никогда не был таким лакеем! Почему же душа моя могла породить такого лакея, как ты?». В своем осознанном больном сне Иван рассматривает черта как персонифицированный образ своего внутреннего «я» и одновременно хочет убедить себя в том, что черт – персонаж самостоятельный. И в этом ему помогает сам черт, который говорит: «Я хоть и твоя галлюцинация, но, как и в кошмаре, я говорю вещи оригинальные, какие тебе до сих пор в голову не приходили, так что уже вовсе не повторяю твоих мыслей, а между тем я только твой кошмар, и больше ничего». Слово «кошмар» в этих разговорах синоним слова «сон». Именно поэтому Иван так отвечает черту: «Лжешь. Твоя цель именно уверить, что ты сам по себе, а не мой кошмар, и вот ты теперь подтверждаешь сам, что ты сон».

* * *

Еще один фрагмент про осознанные сны, по произведениям Чехова:

Здесь реальность представляется героям Чехова кошмарным сновидением, а грезы-сны – реальностью. Наблюдается потеря ориентации, как в сновидении Чжуан-цзы или в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Но если в пьесе испанского драматурга страшный сон первой реальности сменяется счастливым мнимым сном новой реальности, а потом наоборот, то у героев Чехова – страшная реальность представляется временным сном, но таковой не оказывается. В рассказе «В ссылке» реальность ощущается во сне сном, а осознанное сновидение с образами из прошлой жизни столь конкретно, что представляется герою реальностью. И тогда пробуждение вызывает смещение восприятия. «Рыжий глинистый обрыв, баржа, река, чужие, недобрые люди, голод, холод, болезни – быть может, всего этого нет на самом деле. Вероятно, всё это только снится, – думал татарин. Он чувствовал, что спит, и слышал свой храп… Конечно, он дома, в Симбирской губернии, и стоит ему только назвать жену по имени, как она откликнется; а в соседней комнате мать… Однако, какие бывают страшные сны! К чему они? Татарин улыбнулся и открыл глаза. Какая это река? Волга?». А далее движение по реке опять представляется кошмаром. «Было в потемках похоже на то, как будто люди сидели на каком-то допотопном животном с длинными лапами и уплывали на нем в холодную унылую страну, ту самую, которая иногда снится во время кошмара». Типологическое сходство персонажей Чехова и Кальдерона состоит не в признании относительности сновидения и жизни, а в констатации парадоксальных (в прямом смысле!) состояний психики в стрессовых ситуациях.

* * *

Содержание:

— Филологический анализ онейрического текста
— Сон Татьяны в художественной гипнологии Пушкина
— Онейрическое в трех романах Льва Толстого
— Онейрические циклы в романах Ф. Достоевского
— Облака и сновидения в пространстве Чеховского мира
— Преследование темы: о композиции сновиденй в творчестве В. Набокова
— Сравнительная онейропоэтика
— Приложение
— Примечания

* * *

Отрывки из библиографии (наиболее интересные книги и работы к изучению для сновидца, в т. ч. как список для возможных дальнейших публикаций):

— Порудоминский В. «Особенно оживленная деятельность мозга». Сны и сновидения в духовных исканиях Толстого // Человек. – 1997. – № 6. – С.129-149.

— Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. Симферополь, 1999.

— Соловьёв В. Толковый словарь сновидений. М.: ЭКСМО, 2006.

— Теперик Т.Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе (на материале поэм Гомера, Аполлония Родосского, Вергилия, Лукана). Автореферат докторской диссертации. Москва, 2008.

— Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: РГГУ, 1998.

— Чумаков Ю.Н. «Сон Татьяны» как стихотворная новелла // Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сб.статей. СПб., 1993. С.83-105.

— Теперик Т.Ф. Литературное сновидение: терминологический аспект // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Пятых Андреевских чтений. Под редакцией Н.Н. Андреевой, Н.А. Литвиненко и Н. Т. Пахсарьян. М., 2007. С. 47-55.

— Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В.Иенсена // Фрейд З. Художник и фантазирование. Пер. с нем. М., 1995. С. 138-175.

— Ковальзон В.М. Сомнология в XXI веке (послесловие переводчика) //Жуве М. Замок снов. Пер. с франц. В.М. Ковальзона. Фрязино, 2006. С. 310-317.

— Бескова И.А. Природа сновидений: эпистемологический анализ. М., 2006.

— Столороу Р.Д. и Этвуд Д.Э. Психоаналитическая феноменология сновидения // Современная теория сновидений. Предисловие и общая редакция Сары Фландерс. Перевод А.П.Хомик. Научный редактор, канд.псих.наук Н.Ф.Калина. М., 1999. С.307-328

— Лотман Ю.М. Культура и взрыв (глава «Сон – семиотическое окно») // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004.

— Ремизов А. Сны и предсонье. СПб., 2000.

— Юнг К. Общие аспекты психологии сновидений // Юнг К. Структура и динамика психического. Пер. с англ. М., 2008.

— Изотова Е.С. Мотивный комплекс «сон – бессонница» в лирике Ф.И.Тютчева // Культура и текст – 2005: сборник научных трудов международной конференции: В 3 т. / под ред. Г.П.Козубовской. Т. 1. – СПб.; Самара; Барнаул: Изд-во Барн.гос.пед.ун-та, 2005. С. 133-140.

— Кириленко Е.И. Феноменология бессонницы // Человек. 2005. № 3. С. 17-30.

— Бельская Л.Л. «О мужской и женской «бессонницах» // Бельская Л.Л. Анализ поэзии и поэзия анализа. Алматы, 1997. С. 89-97.

— Теперик Т.Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе (на материале поэм Гомера, Аполлония Родосского, Вергилия, Лукана). АДД. М., 2008.

— См.: Сафронов Е.В. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы. АКД. Ульяновск, 2008.

— Чумаков Ю.Н. «Сон Татьяны» как стихотворная новелла // Русская новелла: Проблемы истории и теории. Сб. статей. / Под ред. В.М.Марковича , В.Шмида. СПб., 1993. С. 83-105.

— Вьюшкова И.Г. Онейропоэтика поэзии Я.П.Полонского. Монография. Ишим. 2012.

— Козубовская Г.П. Поэзия А.Фета и мифология: Учебное пособие. Барнаул, 2004.

— Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века. Модернизм, постмодернизм. АДД. М., 2004.

— Зимнякова В.В. Роль онейросферы в художественной системе М.А.Булгакова. АКД. Иваново, 2007.

— Теперик Т.Ф. О поэтике литературных сновидений // Русская словесность. 2007. № 3. С. 12-16.

— Штейнер Е.С. «Зыбкий мост сна»: сны и сновидцы в японской традиции // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 6. М., 2009. С. 430-443.

— Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб., 1999.

— Смотрите созданный на базе текстов художественной литературы словарь: Летягова Т.В., Романова Н.Н., Филиппов А.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. М., 2011. Среди прочих состояний души выделены: греза, галлюцинация, гипнагогические образы, гипноз, кошмарный сон, летаргия, онейроид, сон, снобдение, тонкий сон.

— Эпштейн М. О душевности // Знамя. 2006. № 8. С. 208-216.

— Цитируется по статье: Филиппова П.В. Мифопоэтические особенности сновидений в рассказах Ю.К.Олеши // Культура и текст – 2005: сборник научных трудов международной конференции: В 3 т. / под ред. Г.П.Козубовской. Т. 1. СПб.; Самара; Барнаул, 2005. С. 53-58.

— Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса / Под ред. А.А. Кибрика и В.И. Подлесской. М., 2009.

— Протопопова И.А. Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции. (Электронный ресурс)

— Протопопова И.А. Сновидение и res extensa, или Обольщение Пенелопы и Декарта (Электронный ресурс)

— См.: Протопопова И. Сновидение у Гомера и Платона: Oneiros и Chora // Сны и видения в народной культуре. М., 2001. С.340-360.

— Теперик Т.Ф. Поэтика сновидения: аспект божественного // СОФИЯ: Альманах: Вып.2: П.А.Флоренский и А.Ф.Лосев: род, миф, история. Уфа, 2007. С. 229-233.

— Русские народные сказки. Составление и вступит. статья В.П.Аникина. М., 1987.

— Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 2008.

— Грузинские народные сказки. Т.2. М., 1988.

— Японские народные сказки. Составление и перевод с японского В.Н.Марковой. Предисл. и примеч. В.Н.Марковой и А.Р.Садоковой. М., 1991.

— Проданный сон. Туркменские народные сказки. М.,1969.

— Кайуа Р. Чары и проблемы снов. Онейрический образ. Образ претерпеваемый и завораживающий. Пер. С.Зенкина // Иностранная литература. 2003. № 12. С. 127-150.

— С.К.Нартова-Бочавер. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. Т.24. № 6. С.27-36.

— Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

— Джонсон Р.А. Сны. Воображение. Внутренняя работа / Пер. с англ. В.Мершавки. М., 2010.

— Карпачев В.С. Маска и пространство сна в стихотворениях Н.С.Гумилева // Русская речь. 2012. № 3. С.15-21.

— Бенчич Ж. Страшное сновидение Ивана Федоровича Шпоньки (Онейрическая поэтика раннего Гоголя) // Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. СПб., 2011. С. 139-150.

— Лебедько В., Найденов Е., Исьемин А. Архетипическое исследование сновидений М., 2008.

— См.: Дедюхина О.В. Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева: проблемы мировоззрения и поэтики. АКД. М., 2006.

— Ярхо Б.И. Из книги «Средневековые латинские видения» // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М., 1989. С. 18-57.

— Июльская Е.Г. «…И сведохся в сон тонок…». Образ тайнозрителя в видениях инока Епифания // Русская речь. 2000. № 6. С.64-67.

— Башляр Г. Грезы о воздухе // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. Пер. с франц. М., 2004.

— Нагорная Н.А. Феномен осознаваемых сновидений: Брюсов, Кондратьев, Ремизов // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. М., 2004. С. 94-98.

— Сергеев О.В. Поэтика сновидений в прозе русских символистов: Валерий Брюсов и Федор Сологуб. Дис. докт. филол. наук. М, 2002.

— Мазин В. Толкование сновидений в эпоху массовой коммуникации // Мазин В., Пепперштейн П. Толкование сновидений. М., 2005.

— Давыдов Д. Ночное искусство (Сон и фрагментарность прозы) // Новое литературное обозрение. 2002. № 54. С. 246-250.

— Нагорная Н.А. Сновидения в постмодернистской прозе // Русская словесность. 2003. № 8. С. 14-23.

[…]

* * *

См. также:

— Пьеса XVII века «Жизнь есть сон» и забытая теория сновидений
https://osnauka.ru/pesa-xvii-veka-zhizn-est-son-i-zabytaya-teoriya-snovidenij/

— Лучшие 10 классических и 10 современных книг на тему сновидений
https://vk.com/wall-139589208_13334

— Бескова И.А. — «Природа сновидений (эпистемологический анализ)»
https://vk.com/wall-139589208_5017

* * *

Книга:
https://vk.com/doc174124011_659350775?hash=aVVt305ayblTcpLtM27UPvstBsTFVyp8cJczZ8i4dJk&dl=u3iJ0ElrXryxi7P8bjcLdN0wSb3nAn5l0FzDS94CRtL

Любовь Мурашова

2023-03-12 09:19:40#13930

Верится, что они сами эти сны видели. Великие писатели - глубокие умы и опыт. Не ожидала, что столько аналитики о снах в литературе.




[Выполнение квеста]
Любовь Мурашова

2023-03-12 20:55:51#13946

Квест-НС1-20%

Решила, что осознаюсь глядя на реку с холма (это вид, который я запомнила в реальности), встречу N. и мы полетим. Проснулась от ярких вспышек перед глазами через 5 часов по будильнику. Сон получился до него (это уже на 2 день попыток.) Река в другой стране (не та, что загадывала), и прямо под ногами, я в нее вошла. Очень яркая детальная картинка, но не осозналась. Вокруг много единомышленников, но не было N. Да, не летала, но плыла на корабле.




[Выполнение квеста]
Стрекоза Корнецкая

2023-03-12 11:46:47#13935

Квест-НС1-50%

Я не слышу будильник, и дала перед сном себе задание: проснуться в 6:00. Представляла перед сном круглый циферблат часов. Делала отметку, который сейчас час. И мысленно медленно прокручивала стрелки до 6:00. С указанием, что в это время я должна проснуться. На всякий случай опять, как и вчера, завела будильник. Уснула около двух ночи. Проснулась за минуту до будильника. Что нарушило выполнение предыдущих квестов, но дало возможность закрепить в памяти некоторые моменты сна. Подсвечивая телефоном, написала на бумаге задание: осознаться, помахать правой рукой, хлопнуть в ладоши. Также подумала и о предыдущих квестах. Положила бумагу рядом. Уже проваливалась в сон и шли всякие образы. Возникла вибрация в теле и ощущение разделения моего Я от тела. Прошло минут 7 максимум от побудки. Но моя кошка решила начать котиться. Соответственно пришлось резко встать, совершить некоторые манипуляции. Плюс включить свет. Далее мама взяла кошку на себя. А я постаралась уснуть. На это ушло около получаса. Тяжко давалось. Осознаться опять не удалось. Зато приснился полноценный длинный яркий сон. Запомнила, что ехала в поезде. И там две команды. Наша - в зелёном. Соперники - в красном. Я их увидела и помахала им правой рукой. Кто-то из моей команды стал возражать моему приветствию соперникам. Я оборвала его речь хлопком в ладоши. И начала подозревать, что что-то не так. И просто переместилась в другую локацию. Где увидела подругу и помахала ей в знак приветствия правой рукой 😂. Она завела меня к себе на кухню. Кухня полупустая и я хлопнула в ладоши, послушать эхо. На стене увидела надпись в стихах: «Был февраль, и он ушёл. Вот и март - он не пришёл»… Далее не помню слова. Но произошло «разделение» сознания. Я и во сне, и наблюдаю со стороны, размышляю. Я во сне продолжаю разговор с подругой. Я-сознание пытаюсь осмыслить, к чему появилась эта надпись. И что эту кухню я уже видела. Видимо, я сплю. И проснулась вроде на этом.

Стрекоза Корнецкая

Хочу добавить, что я резко не встаю после просыпания. Лежу с закрытыми глазами и стараюсь не шевелиться. Сохранять полудрёму. Сон начинаю вспоминать обычно с концовки, постепенно раскручивая его к началу. Бывает, всплывает в памяти фрагмент. И вокруг него я начинаю раскручивать/вспоминать приснившееся. В основном всё, что вспоминается уже после открытия глаз и вставания, я не фиксирую. Так как бывает момент «додумывания» сюжета.

Артём Синин

[Стрекоза], прикольное начало для стихотворения. Попросил ChatGPT дописать — вот один из вариантов:

Был февраль, и он ушёл.

Вот и март — он не пришёл.

А может, он переехал на другую планету,

Где март начинается в апреле и длится всё лето?

Стрекоза Корнецкая

[Артём], продолжение огонь) Улыбнулась. Это как «женщины - с Венеры, мужчины - с Марса»)) Там ещё сердечки были нарисованы. Я старалась запомнить стихотворение, чтобы записать. Для этого несколько раз его прочитала)) Отвлеклась на то, что на кухне у подруги оказалось два крана на противоположных сторонах кухни и одна раковина слева. Начала расспрашивать её об этом. А сознанием «приходить» в себя во сне. И подруга увлекла меня во сне в другую комнату. Я перешагнула через порог кухни, отвлеклась на это сознанием и вылетела из сна.




[Выполнение квеста]
Стрекоза Корнецкая

2023-03-12 11:24:25#13932

Квест-ПТ2-1%

Осознанности не было. Не играла ни на чём. Лишь внутренним зрением «видела» фильм про оркестр, не слыша музыку. Девушка во сне рассказывала, а я «видела» её рассказ. Что она пошла в кинотеатр в Санкт-Петербурге и смотрела данный фильм про оркестр.




[Выполнение квеста]
Стрекоза Корнецкая

2023-03-12 11:20:37#13931

Квест-ОО3-10%

Уснула около двух часов. Задание для себя придумала: войти в ОС, встретиться с наставником, чей голос я слышу, разговариваю с ним, но никогда не видела. Если не удастся, то просто встретится с Артёмом (раз он предложил квесты, то по идее мне должно быть легче его увидеть) и поговорить с ним о квестах. Идею взяла, читая предыдущих участников. Сам сон оказался неожиданным. Я у себя дома в зале. Приходит девушка и рассказывает, что была в кинотеатре и смотрела фильм про оркестр. Понравился. Внутренним зрением вижу её в кинотеатре и обрывки фильма. И разговор, что в Москве дешевле фильмы смотреть, чем в Санкт-Петербурге (по сну мы там). А девушка отвечает, что Санкт-Петербург - культурная столица. Совсем другие кинотеатры. И пусть в разы дороже, но это того стоит. Я поворачиваюсь и вижу у себя на диване нашего президента. Он дремлет. Покрывало сбилось немного. Я прикрываю его ноги, которые очень волосатые. Хочется с ним поговорить, но будить неудобно. И тут он встаёт, уже одетый. А я с каким-то мужчиной, по сну мой мужчина, ложимся спать. И мне теперь неудобно, что президент увидит меня в трусах. Всё думаю, как бы с ним поговорить. И на этом моменте сон зацикливается. Девушка - кинотеатр - фильм про оркестр - Москва-Санкт-Петербург - президент - спать - поговорить. На третий цикл я начинаю конкретно подозревать странности. Начинает «плыть» воздух, как у меня бывает перед осознанием. И тут меня выдёргивает из сна необходимость проснуться в 6:00. Об этом напишу в описании следующего квеста. Считаю, что всё же немного квест выполнен, так как практически удалось осознаться, Удалось встретиться с могущественным человеком (президент мне вообще не снится, тем более дома), удалось спросить у него, «как отдохнул и ничего, что теперь я ложусь спать». Помнила о том, что надо поговорить. Так или иначе было взаимодействие.

Артём Синин

[Стрекоза], если у Вас так хорошо работает программирование, то почему бы просто не запрограммировать себя на осознание (а не на пробуждение)? Ну и здесь же напишу — судя по всему, Вам не нужны усложнения с записью плана и т. п., если Вы достаточно легко входите в состояние ОС/ВТО после пробуждения среди ночи. Хотя это, конечно, может помочь сфокусироваться на задачах.

Также интересно было бы Вам попробовать поспать под звуковые подсказки. Если Вас не будит будильник, значит и подсказки не должны разбудить, но если они будут достаточно громкие, то проникнут в сон гарантированно (особенно если звук поступает через наушники, а не внешние колонки). И если в эти подсказки включить напоминание про план и вопросы, помогающие осознанию, то и микропробуждения среди ночи могут быть для Вас не обязательны.

В общем, с Вашими особенностями — практику, думаю, имеет смысл выстраивать более индивидуально. Общепринятые и популярные способы, возможно, просто для Вас излишни.

Стрекоза Корнецкая

[Артём], оо, я помню уснула под музыку. И там далее шло шаманское дыхание. И мне пошёл сон, что стоит брат рядом и тяжело дышит 😂 Я спрашиваю: «Ты чего? Что с тобой?» Но он продолжает дыхание. Начинаю соображать, что что-то не так. Похоже, что сплю 😂 А сначала начала тревожиться за брата. Выдернула себя из сна и выключила музыку. Так что, возможно, ваше предложение действительно имеет смысл. Только надо подумать, как правильно оформить звуковые подсказки. Я ещё не пробовала этот метод.




Добавить комментарий