«Мозг, разум и поведение», Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, 1988

( ! ) Книга с очень качественными иллюстрациями. Классика.

В книге американских авторов изложены современные представления о работе мозга. Рассмотрены вопросы строения и функционирования нервной системы; проблема гомеостаза; эмоции, память, мышление; специализация полушарий и «я» человека; биологические основы психозов; возрастные изменения деятельности мозга.

Для студентов-биологов, медиков и психологов, школьников старших классов и всех, кто интересуется наукой о мозге и поведении.

Перевод с английского канд. биол. наук Е. З. Годиной


Предисловие к русскому изданию:

Последние десятилетия ознаменовались стремительным прогрессом в области познания структурно-функциональной организации нервной системы и ее высшего отдела — головного мозга. Особенностью современного этапа в изучении строения и работы мозга по обеспечению адаптивного поведения является комплексный подход к решению конкретных проблем, объединяющий усилия ученых разных специальностей и разные методы исследования — морфологические, поведенческие, электрофизиологические, биохимические, генетические и др. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название — нейробиология.

Несмотря на тенденцию к слиянию отдельных дисциплин в науке о мозге, в мировой литературе насчитываются пока еще лишь единичные руководства по нейробиологии. Рассматриваемая книга, написанная коллективом авторов во главе с известным нейробиологом Флойдом Блумом, относится к их числу. Авторы не ставили своей целью создать полное руководство — такая работа потребовала бы многотомного издания и большого коллектива специалистов. Однако созданный ими своего рода популярный учебник охватывает огромный круг вопросов и освещает достижения и современное состояние основных разделов науки о мозге.

Книга явно рассчитана на то, чтобы заинтересовать, увлечь читателя, показать ему, что наука о мозге является неотъемлемой частью мировосприятия всякого современного образованного человека. Поэтому многие вопросы в книге, вынесенные в подзаголовки, ставятся как бы наивно, хотя в то же время и весьма по существу. Например, что такое мозг? Что он делает, каковы основные концепции деятельности мозга вообще? и т. д. Той же цели служат и многочисленные «случаи из жизни», максимально приближающие изучение различных аспектов деятельности мозга к пониманию окружающей нас реальной действительности.

Книга написана поистине мастерски с точки зрения сочетания постановки сложнейших вопросов, требующих обильного запаса специальных знаний, с ясностью и простотой изложения тех базисных сведений, которые накоплены по этим вопросам к настоящему времени. Естественно, что она дает лишь определенный «срез» знаний о мозге, и для более углубленного понимания большинства из затронутых вопросов требуется знакомство со специальной литературой, но срез этот сделан, с моей точки зрения, очень удачно.

В книге нашли свое отражение практически все основные аспекты изучения мозга: строение нервной клетки, передача сигналов от нейрона к нейрону, функционирование синапсов, анатомия и физиология анализаторов, соотношение симпатической и парасимпатической систем и взаимоотношение их с эндокринной системой, биологическая роль различных мозговых ритмов, механизмы эмоций, обучения и памяти и, наконец, такие «высшие» функции, как мышление и сознание. В выборе акцентов явное предпочтение отдается тем проблемам, прогресс в изучении которых был достигнут в последние годы. Так, например, обнаружение на нервных клетках специальных рецепторов морфина и других опиатов открыло новые перспективы в изучении мозговой деятельности, поэтому проблема эмоций (и в первую очередь боли) излагается главным образом именно под этим углом зрения. Знания об асимметрии полушарий и о роли каждого из них в мнестической и речевой деятельности значительно обогатились в последнее десятилетие; этим определяется то, что изложение результатов соответствующих исследований занимает ключевую позицию в трактовке механизмов сознания. В такой же степени это относится и к изложению вопросов, связанных с мозговой патологией: поразительные успехи молекулярной генетики и глубокое проникновение в деятельность медиаторных систем мозга создали, по существу, новую науку — биологическую психиатрию, основные представления которой изложены в соответствующем разделе книги.

Привлекает также и то, что авторы очень четко говорят о тех белых пятнах в познании мозга, размеры которых все более увеличиваются, по мере того как мы переходим к изучению «высших» функций. На этот счет у читателя не должно быть иллюзий: несмотря на все достигнутые успехи, сознание и эмоции все еще остаются величайшей загадкой, разгадать которую пытается познающий себя разум.

Книга, несомненно, может представлять большой интерес для студентов начальных курсов биологических факультетов и медицинских институтов, для учащихся средних учебных заведений — медучилищ и биологических спецшкол. Простота изложения и великолепный иллюстративный материал делают книгу доступной также для широкого круга читателей -от специалистов различных профилей, заинтересованных в знании основных принципов организации и работы мозга, до людей просто интересующихся научными проблемами и достижениями.

Профессор В. Г. Скребицкий


Содержание:

Предисловие к русскому изданию
Предисловие

  1. Введение
    — Почему нужно изучать мозг?
    — Что делает мозг?
    — Что такое мозг?
    — История представлений о мозге, мышлении и поведении
    — Научный метод
    — Научное исследование мозга, мышления и поведения
    — Самопостроение мозга
    — «Центральная догма» нейробиологии
    — Основные концепции
  2. Клеточные механизмы мозга
    — Нейробиологический подход
    — Нейроны
    — Другие клетки и структуры нервной системы
    — Что же действительно делает мозг?
  3. Ощущение и движение
    — Общая модель сенсорной и двигательной систем
    — Зрение
    — Насколько обычна параллельная обработка информации?
    — Движение
    — Заключительные замечания
  4. Гомеостаз — поддержание внутренней среды организма
    — Вегетативная нервная система
    — Эндокринная система
    — Поддержание постоянства внутренней среды
  5. Ритмы мозга
    — Типы ритмов
    — Изучение ритмов у живых организмов (кроме человека)
    — Циркадианные ритмы у человека
    — Ультрадианные ритмы у человека
    — Инфрадианные ритмы у человека
    — Пейсмейкеры мозга млекопитающих — супрахиазменные ядра
    — Другие пейсмейкеры
    — Ритмы и психические нарушения
    — Функции биологических часов
  6. Эмоции
    — Что такое эмоции?
    — Теории эмоций
    — Экспериментальные подходы к изучению роли мозга в
    — эмоциональных проявлениях
    — Роль вегетативной нервной системы в эмоциях
    — Развитие эмоций: эволюционная перспектива
    — Познание и эмоции
    — Боль
    — Стресс и чувство тревоги
    — Эмоции и научение
  7. Научение и память
    — Простые формы научения и их нейронная основа
    — Системы головного мозга и память
    — Простые формы научения и мозг человека
    — Что можно узнать при изучении поврежденного мозга?
    — Пластичность головного мозга: воздействие окружающей среды
  8. Мышление и сознание
    — Анатомия и мышление
    — Специализация и доминирование полушарий
    — Анатомия и физиология межполушарных различий
    — Половые различия и различия между полушариями мозга
    — Больной Р. S.: язык и когнитивный диссонанс
    — Роль языка в происхождении сознания
    — Колонки нейронов и сознание
    — Кора, сознание и личность
  9. Неисправная работа мозга
    — История взглядов на расстройства поведения
    — Болезни мозга и расстройства поведения
    — Нормальные и патологические отклонения в настроении и мышлении
    — Диагностика, основанная на анализе поведения
    — Биологические основы психозов
    — Маниакально-депрессивный психоз
    — Шизофрения
    — Причины расстройств поведения
  10. Дальнейшие перспективы
    — Стареющий мозг
    — Диагностика и лечение мозговых расстройств в будущем
    — Что мы сейчас знаем о мозге?
    — Литература для дальнейшего чтения

См. также:

— «Дофамин: самый нужный гормон. Как молекула управляет человеком»
https://osnauka.ru/dofamin-samyj-nuzhnyj-gormon-kak-molekula-upravlyaet-chelovekom

— «Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки», в 2 ч., под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж; пер. с англ. под ред. проф. В. В. Шульговского.
https://osnauka.ru/mozg-poznanie-razum-vvedenie-v-kognitivnye-nejronauki

— «6 учебников по нейронаукам»
https://osnauka.ru/6-uchebnikov-po-nejronaukam

— Избранные книги Князя И. Р. Тарханова
https://osnauka.ru/izbrannye-knigi-fiziologa-knyazya-i-r-tarhanova

— «От нейрона к мозгу», Джон Николлс и др., США, 2001
https://osnauka.ru/ot-nejrona-k-mozgu-dzhon-nikolls-i-dr-ssha-2001

— «Биохимия для чайников», Джон Мур и Ричард Лэнгли (2021)
https://osnauka.ru/biohimiya-dlya-chajnikov-dzhon-mur-i-richard-lengli-2021

— «Как читать книги для самообразования»
https://vk.com/wall-139589208_12388

Евгения Пешхоева

2023-05-25 22:17:03#15167

Она же 1988 года!

Артём Синин

[Евгения], и это указано в заголовке. Но возраст в несколько десятков лет в таких фундаментальных вопросах, которые преимущественно описываются в данной книге, не имеет критического значения.




Дмитрий Док

2023-05-25 13:28:20#15166

Помню такую книгу, в детстве в 80-х до дыр прочитал... :))) Устарела правда. Но иллюстрации хорошие на тогда были (совок как никак, ничего подобного не было).




Боб Сагиновски

2023-05-25 11:25:17#15164

#бобрекомендует




Аркадий Солонин

2023-05-25 10:09:36#15162

Ну вот, нормальная книга... А потом опять будет какой-нибудь магуй Растопоп Владерусовичь со своим творением "как выйти в астрал и заработать все деньги мира, не привлекая внимания санитаров"

Артём Синин

[Аркадий], мы такое не публикуем.




Добавить комментарий