Пьеса XVII века «Жизнь есть сон» и забытая теория сновидений

В качестве более благородной альтернативы современному кино предлагаем в этот раз драму XVII века «Жизнь есть сон» Педро Кальдерона. Это произведение доставит гораздо более утонченное удовольствие и добавит в ваши сны и внутренний мир изысканности. В этом посте мы представляем обзор этой пьесы, приводим текст в оригинале, а также в формате пересказа (если вам больше интересно содержание, а не форма), а также обсуждение интригующей теории, предложенной автором относительно возможного назначения сновидений, которая особенно интересна.

Сны всегда были источником очарования для людей. Они загадочны, сюрреалистичны, а иногда и пугающи. Теории об их функциях предлагались на протяжении веков, начиная от психоаналитической точки зрения Фрейда и заканчивая более поздними нейробиологическими объяснениями. Однако в драме Педро Кальдерона XVII века «Жизнь есть сон» предлагается забытая теория функции сновидений, которая может пролить новый свет на наше понимание этих загадочных переживаний.

Об авторе

Педро Кальдерон де ла Барса — испанский драматург и поэт, родившийся в 1600 году. Он был выдающейся фигурой испанского золотого века и считается одним из величайших драматургов в испанской литературе. Среди его многочисленных работ пьеса «Жизнь есть сон» выделяется как одно из его самых известных и влиятельных произведений.

О пьесе

Мы не будем приводить все детали истории, чтобы не лишать читателей удовольствия. Но отметим то, что касается теории сна. Пьеса рассказывает историю Сехизмундо, наследного принца Польши, который заключен в тюрьму при рождении его отцом, королем Базилио, из-за пророчества, которое предсказывает, что Сехизмундо принесет разрушение королевству. Сехизмундо вырос в башне, полностью изолированном от внешнего мира, и привык к мысли, что его тюремное заключение связано с его собственной злой природой. Когда он наконец оказывается освобожден от своего плена (что представляется ему сновидением), то изначально полон ярости и ищет мести своему отцу и королевству. Тем не менее, проснувшись от «сна» и осознав свое жестокое поведение, он проиходит через ряд трансформаций. Всё это сопровождается отчасти философскими и символическими, отчасти мелодраматическими, отчасти детективными линиями, которые вместе сплетают удивительно живописный «ковер» из историй, намеков и развязок.

В пьесе исследуются темы судьбы, свободы воли, силы разума и природы реальности. Она поднимает вопросы о том, предопределены ли наши действия судьбой или мы можем ее в какой-то степени контролировать. В этом произведении также ставится под сомнение вопрос о природе реальности — может ли являться то, что мы воспринимаем как реальность, на самом деле сновидением?

Теория Кальдерона о снах

Один из самых интересных аспектов пьесы — теория Кальдерона о назначении сновидений. В пьесе Сехизмундо испытывает яркий сон (пусть и фальшивый), который является зеркальным отображением его собственной жизни. Он пробуждается от сновидения с обретенным осознанием своего истинного я, которое он не мог познать в силу ограничений, наложенных на него в виде тюрьмы (что можно воспринимать как символ родительского воспитания или даже, в общечеловеческом масштабе, религии), и желанием измениться. Кальдерон предлагает идею, что сновидения служат средством для людей, чтобы совершить те ошибки, которые они не могут совершить в реальности, в виду ограничений разума и морали, чтобы принять свою истинную природу и затем уже ее осознанно в бодрствовании трансформировать. Эта теория дает уникальную перспективу, которая обычно не изучается в современных исследованиях под таким углом.

То есть, если рассматривать хотя бы часть наиболее ярких и запоминающихся сновидений как такого рода функцию, то мы должны признать, что яркие сны требуют нашего сознательного и пристального внимания, а не избегания, как это зачастую принято. Возможно, мозг «подсовывает» нам их как раз для того, чтобы мы увидели какие-то свои несовершенства и постарались их исправить в бодрствовании. И чем более травмирующий и показывающий нас в нелицеприятном свете сон мы видим, тем лучше с точки зрения возможной трансформации и ее полезного потенциала.

Здесь стоит добавить, что метафору автора, конечно, можно рассматривать гораздо глубже. Если предположить, что жизнь — это действительно форма сновидения (как указано в названии) относительно некоторого высшего существования, то возникает целый новый фундамент для размышлений над целью нашей земной жизни и значением ошибок, которые мы здесь, на Земле, совершаем.

Теории о сновидениях и фазе БДГ

Изучение сновидений в течение многих лет было предметом интереса для ученых и психологов. Существует много теорий о цели и функции снов, включая теорию синтеза активации, теорию решения проблем и теорию консолидации памяти. Теория синтеза активации предполагает, что сны являются результатом случайной активации нейронов, в то время как теория решения проблем утверждает, что сны — это способ для мозга проработать нерешенные проблемы или конфликты. Теория консолидации памяти предполагает, что сны играют роль в переводе воспоминаний из краткосрочной в долгосрочную память и укреплении нейронных связей и их архитектуры.

Отличие теории о сновидениях Кальдерона

Опираясь на теорию Кальдерона, может быть предложен новый дополняющий взгляд на функцию снов. Эта теория предполагает, что сны служат средством для людей, чтобы исследовать различные варианты своего поведения без контроля морали и разума, чтобы лучше подготовиться к подобным ситуациям в бодрствующей жизни и получить стимулы к работе над собственным характером в бодрствовании. Эта теория отличается от существующих хотя бы тем, что предполагает собственные сознательные усилия в продолжение воспоминаний о ярких сновидениях, а не просто предлагает рассчитывать на них как на самодостаточную физиологическую функцию, с которой сознание не обязано соприкасаться. Это важный и принципиальный момент, который определяет не только наше отношение к сновидениям, но и нашу возможность реализовать собственные устремления к совершенству.

В качестве иллюстрации можно использовать фрагмент из пьесы:

«Что вас дивит? что вас смущает?
Моим учителем был сон,
И я боюсь, в своей тревоге,
Что если, снова пробудившись,
Вторично я себя увижу
Меж тесных стен моей тюрьмы?
Пусть даже этого не будет,
Довольно, если это снится;
Да, я узнал, людское счастье
Проходит все, как быстрый сон:
И в этот миг, что мне остался,
Хочу молить я о прощеньи
Моих ошибок, потому что
Прощают чистые сердца».

Чтобы проверить, насколько полезны могут быть сновидения в этом смысле с точки зрения психологии и нейробиологии, необходимы исследования для изучения мозговой активности во время различных типов сновидений, а также разные варианты их влияния на поведенческие и эмоциональные аспекты жизни испытуемых, в зависимости от их реакции на полученные во сне опыты и сделанные на их основе выводы.

Заключение

Идея о том, что сны — это средство самосовершенствования, не нова. Многие культуры использовали сны для гадания или духовного руководства. Однако интерпретация Кальдерона уникальна тем, что подчеркивает роль ошибок в процессе трансформации. Совершая нравственные и поведенческие ошибки во сне и размышляя над ними после пробуждения, мы можем лучше понять свой характер, осознать собственные несовершенства и внести позитивные изменения в свою бодрствующую жизнь.

История Сехизмундо напоминает нам о том, что наши действия и выборы имеют последствия, и что жизнь — это в первую очередь возможность стать лучшими версиями себя. И сновидения могут предоставить нам к этому средства. Так давайте более активно учиться на наших сновидениях, чтобы применить их с пользой для бодрствующей жизни!

Пьеса XVII века «Жизнь есть сон» и забытая теория сновидений: 1 комментарий

Добавить комментарий