«Сомниум» («Сон») Иоганна Кеплера — первое научно-фантастическое произведение (XVI-XVII вв.)

«Сомниум» Иоганна Кеплера (современника Галилео Галилея, Тихо Браге и Исаака Ньютона) — замечательная находка для всех, кто интересуется темой сновидчества в науке, искусстве и литературе. Эта работа поднимает целый пласт новой информации в рамках изучения истории сновидчества. На протяжении веков «Сомниум» оставался малоизвестной, если не сказать забытой, работой, известной только редким ученым-астрономам и историкам науки. Лишь недавно ее значение как новаторского произведения научной фантастики стало привлекать заслуженное внимание. Будучи, фактически, первым примером настоящей научной фантастики, «Сомниум» проложил путь для целого литературного жанра, хоть и оставался в тени несколько столетий подряд.

Первое научно-фантастическое произведение

Когда мы думаем о рождении научной фантастики, то обычно вспоминаем произведения Жюля Верна или Герберта Уэллса, но мало кто знает, что этот жанр на самом деле восходит к XVII веку. Первым произведением классической научной фантастики можно считать «Somnium» («Сон», «Видение», лат.) Иоганна Кеплера, который был написан в 1609-1610 годах, а задуман в 1593. Кеплер — великий немецкий астрономом и математик, который наиболее известен законами планетарного движения, которые он разработал, но его вклад в литературу, как мы видим, не менее значителен.

В «Сомнии» рассказывается история исландского мальчика 14 лет Дуракотуса. Его мать — травница, которая учит его колдовать и общаться с демонами, один из которых, дух-рассказчик, рассказывает о жизни на Луне. История полна научных и технических подробностей. Очевидно, что при написании книги Кеплер опирался на свои знания в области астрономии.

Важно отметить, что «Сомниум» изначально не задумывался как художественное произведение. Кеплер искал способ описать открытые им астрономические принципы и философски исследовать возможность существования жизни на других планетах. Однако, продолжая работать над книгой, он понял, что создал художественное произведение, не похожее ни на что, написанное ранее. «Сомниум» — это уникальное сочетание науки и фантастики.

Тема сновидений в «Сомниуме»

Тема сна занимает центральное место в «Сомнии» Иоганна Кеплера. Фактически, само название произведения означает «сон» на латыни. Примечательно, что первое произведение научной фантастики было основано на сне и само является описанием сна. Это еще раз подчеркивает важность темы сновидений в искусстве.

Описание сна в «Somnium» Кеплера подробное и яркое. История начинается с того, что Кеплер читает об искусной волшебнице по имени Либуше. Он засыпает после астрономических наблюдений, в мыслях о ней. И далее рассказывает о странном сне, который в итоге приснился.

Таким образом, работа Кеплера важна еще тем, что путешествие главного героя на Луну — это не столько физическое путешествие, как это зачастую представлялось фантастами впоследствии, а скорее путешествие разума. Это отражает веру Кеплера в силу воображения и потенциал разума для исследования за пределами физического мира, что граничит с магией. Таким образом, мы наблюдаем не только произведение научной фантастики, но и одновременно философское, и одновременно практическое, с точки зрения сновидчества, исследование.

Стоит отметить, что даже в последние дни жизни в 1630-м году Кеплер не отрекся от своих убеждений, несмотря на все усилия католических священников, которые предлагали ему исповедаться на смертном одре. Как они позже рассказали, в забытьи Кеплер указывал пальцем «то на свой лоб, то на небесный свод над собой». Этот жест может многое объяснить в его мировоззрении.

Необычный язык и формат

Одним из уникальных аспектов «Сомниума» является его язык и формат. Первоначально работа была задумана как конкурсная заявка на должность преподавателя в Тюбингенском университете и была написана на латыни. Однако Кеплер не выиграл конкурс, и работа не была опубликована при его жизни. Только после его смерти работа была, наконец, опубликована в томе собрания его сочинений.

Необычен и формат «Сомниума». Представляя работу как сон, Кеплер может сплести научные теории и фантастические элементы таким образом, который был бы невозможен в более традиционном научном трактате. Это позволяет ему исследовать вопросы о природе реальности и возможности путешествий в другие миры как в научном, так и в фантастическом ключе.

Обвинение матери Кеплера в колдовстве

Мать Кеплера, Катарина Кеплер, была обвинена в колдовстве в 1615 году, и «Сомниум» был одним из обвинений, выдвинутых против нее. Идея ведьм и колдовства была распространенной верой в шестнадцатом и семнадцатом веках, и любая работа, связанная со сверхъестественным или потусторонним, считалась опасной. Произведение попало в черные списки по той простой причине, что рассматривалось как автобиографическое. Кроме прочего, против матери Кеплера нашлось много свидетелей, которые рассказывали о странных и мистических фактах из ее жизни.

Процесс над Катариной Кеплер, состоявшийся в 1615 году в Леонберге, удалось выиграть друзьям астронома из Тюбингенского университета, после чего Кеплер увёз матушку в Линц. Однако через четыре года Катарина вернулась на родину, где была посажена в тюрьму. Стойкая женщина отказывалась признать вину, несмотря на пытки. В 1621 году Кеплеру удалось освободить мать из заключения. Через год она умерла. Еще одна из родственниц астронома по материнской линии была сожжена.

В одном из примечаний к своему сочинению Кеплер пишет:

«…Не менее страшен был призрак нависшего над моим семейством несчастья, когда рукопись «Сна» пошла по рукам. Словно искра упала на сухой прут! Говоря так, я имею в виду, что мои слова пали в умы тёмные, подозревающие, что и всё остальное темно. Первый экземпляр захватили с собой из Праги в Лейпциг, а оттуда в Тюбинген в 1611 г. барон фон Фолькерсдорф и наставники, следившие за его поведением и занятиями. Кто бы мог поверить, что в лавке цирюльника (…) велись разговоры о сочиненной мною истории? И все же именно из дома цирюльника в Тюбингене в последующие годы распространялись обо мне самые нелепые слухи. Сделавшись достоянием голов, лишенных разума, эти слухи, раздуваемые невежеством и суеверием, вспыхнули ярким пламенем»…

Вероятно, семья Кеплера пострадала бы куда меньше, если бы астроном не сделал главными героями своего «Сна» мальчика и его мать-ведьму. И стоило прислушаться к собственным словам, вложенным в уста своей героини:

«Много злых людей на свете, – говаривала она, – питающих отвращение к наукам, клевещущих на то, что не способен постичь их тупой разум, и измышляющих законы, которые наносят вред всему роду человеческому. Немало людей, осужденных по этим законам, нашли свою гибель в пропастях Геклы».

Эти факты можно считать продолжением недавнего разговора о том, могли ли осознанные сны и т. п. состояния быть предметом обвинения для женщин в средневековье — судя по всему, да, конечно, могли, раз даже такое чисто художественное произведение на тему сновидений, как мы видим, оказалось смертельно опасно.

Здесь же стоит отметить, что «Сомниум» — это ведь не просто рассказ о путешествии на Луну; это также размышление о природе космоса, роли человека в нем и возможности общения с потусторонними существами. В своем сне Кеплер общается с неким духом-рассказчиком (демоном), которого вполне можно рассматривать как прототип современных «контактерских» произведений в жанре «ченнелинга». Так что если обвинение матери Кеплера и не имеет под собой оснований, то сам Кеплер точно мог бы рассматриваться как «колдун» после описания таких сновидений, если бы в то время не считалось, что настоящей магией могут обладать только женщины.

Художественная ценность

Хотя «Сомниум» Кеплера, несомненно, является новаторским произведением в истории научной фантастики, важно признать и его художественную ценность. Несмотря на то, что произведение было написано ученым и астрономом, оно демонстрирует воображение и творческие способности Кеплера, а также его умение вплести научные знания в убедительное повествование. Луна изображена как удивительное место, населенное странными и загадочными существами, а описания Кеплером лунного ландшафта и его обитателей отличаются большой фантазией.

Однако следует признать, что прочтение «Сомниума» целиком может оказаться сложной задачей для современного читателя. Работа полна технических и астрономических деталей, которые не всем могут быть сразу понятны или интересны. Что-то можно опустить или просмотреть по диагонали, но в целом я очень рекомендую ознакомиться с этой работой любому сновидцу, кто интересуется феноменом сна и сновидений и его развитием по ходу истории человечества.

Заключение

«Somnium» дает уникальную возможность взглянуть на средневековое отношение к снам и сознанию, и поэтому является ценным источником для любого, кто интересуется историей сновидчества в науке, искусстве и культуре. Работа также дает представление о творческом мышлении одного из величайших астрономов в истории, демонстрируя уникальное пересечение его научных знаний и художественного выражения.

«Сомниум» — выдающаяся находка. Его художественная ценность и статус новаторского произведения научной фантастики делают его настоящим бриллиантом в истории сновидчества.

А. С.,
11.03.2023

Артём Синин

2023-03-11 10:31:57#13897

Кеплеру прямо не везет с этим сочинением. Ему теперь еще и победа в антирейтинге нашего сообщества грозит, судя по количеству лайков) Чем он заслужил такое порицание? Науке, увы, не известно.

Артём Синин

Лайки немного «раскочегарились», спасибо. =)




[Выполнение квеста]
Юлия Шестопалова

2023-03-12 07:07:42#13926

Квест-пт2-50%

Днем слушала несколько раз композицию Вагера "Путь в Вальхаллу". Встала в 5 19 естественное просыпание, это через 5 часов после засыпания. Пс 5 минут. Повтор плана. На засыпании шевелила указательный палец, как будто играю на пианино. Чередовала это с наблюдением образов. В какой-то момент увидела неясно вазу. Стала её осматривать, она стала проявляться, перевела взгляд на стену за ней. На стене был тот же рисунок что и на вазе, беленькие цветочки на синем фоне. Нашла розетку. Тут же полетела из комнаты в коридор, поняла что мне эта квартира напоминает бабушкину. Полетела в зал с намерением найти пианино. Нашла маленькое игрушечное пианино с цветными клавишами. Стала играть на нем. Звук был как из игрушки - неприятный и композиции не получалось, как я ни старалась. Решила искать нормальное пианино. Обернулась, оно стояло на противоположной стороне. Открыла крышку, положила пальцы, стала перебирать клавиши, но пальцы не двигаются, как деревянные. Я подумала это сонный паралич. Тогда я решила просто махать руками и управлять удалённо, получилось, появилась наконец-то моя музыка. Я пробовала визуализировать скрипку и барабаны рядом с собой. Но не получалось. Потом старалась увидеть музыку. Тоже ничего. Я закрыла глаза. Музыку слышно, но никаких визуальных эффектов. Решила открыть глаза, чтобы не вылететь. Услышала как сбоку кто то хвалит меня. Я решила, что с музыкой надо заканчивать и со спрайтами не общаться. Побежала сквозь стену. Там комната. Подумала может поискать божественную сущность, хотя таких планов не строила. Решила опять через стену пойду. В этот раз получилось сложнее. Оказалась в какой-то лаборатории с белыми столами и пробирками. Навстречу шла начальник лаборатории Виталина. Она что-то спросила и я ответила и мы стали обсуждать рабочие вопросы. Осознанность потеряла. Проснулась в 6 15.




[Выполнение квеста]
Стрекоза Корнецкая

2023-03-11 13:02:14#13916

Квест-НС1-50%

Будильник не слышу, пробуждения не было. Сам план изначально был расплывчатым, так как хотела записать его по пробуждению. Цель - встретиться и поговорить со знакомым, побывать у него в гостях. Получилось без осознанности. Сам сон запомнила плохо, хотя он был насыщенным, сюжетным и ярким. Сам дом был нереальным, но по сну - знакомого. Беседовали с ним. Не помню, о чём. Я даже искупалась у него. Прогулялась по дому (он как экскурсию мне сделал).




[Выполнение квеста]
Александр Артемьев

2023-03-11 12:13:40#13911

Квест-ОО3-1% Спонтанно осознался во сне, закрепился ( потрогал стену, выпил напиток со стола) вспомнил про квест общения с трансперсональной личностью, выглянул в окно в поисках персонажа, там было темно, подумал не осилю, так как еще не решил с кем хочу встретиться. Остался в помещении, подумал, чем бы еще заняться, засунул руку в стену и вылетел.




[Выполнение квеста]
Андрей Зубов

2023-03-11 12:12:03#13910

Квест-НС1-10%.

ПС через 4:30. Проснулся сам за минуту до будильника.План: ОС, бежать по локации до упора, если получится считать по 5 шагов . План записал заранее в планшет. В перерыве читал , повторял про себя, затем лег спать воображая , как буду выполнять. заснул очень быстро. Приснился сон в котором я рассказывал про свой план почему-то Игорю Лосеву. В голове была мысль надо осознаваться, но мысль о том, что это реально победила. Дальше обычный яркий сон.

Артём Синин

[Андрей], автоцикл сработал, поздравляю. До полноценной осознанности не дошло, думаю, потому, что оказалось слишком много конкурирующих «интересных» комплексов нейросетей, которые по ассоциации связаны с этой темой. То есть это, может быть, тот случай, когда околосновиденная активность в каком-то смысле интереснее (то есть более интенсивно проявлена на уровне нейронных активностей), чем сами ОСы. Что иногда является преградой к высокой частоте опытов. Но этот случай может внести некоторые «правки» в распределение активностей, так что я бы рекомендовал через несколько дней попробовать повторить всё то же самое. По крайней мере эффективность такого подхода на данном конкретном «мозге», так сказать, благодаря программированию сюжета на заданную тему — доказана.

Указанный процент в этой связи считаю сильно заниженным (тем более учитывая, что действий-то выполнено хотя бы просто по пунктам — куда больше десятой части), что, вообще говоря, тоже может отражать некоторые нейронные процессы и особенности, которые не помогают практике.

В общем, сразу выявились две потенциальные преграды, над которыми можно работать, что очень здорово, на мой взгляд.

А план только на планшете был? Ну вот еще третий момент, если так. Лучше, конечно, использовать, всё-таки, бумагу. И записывать его во время перерыва сна. Запись от руки (а особенно каллиграфическое письмо) — очень мощно задействует мозг и это одна из фундаментальных основ предлагаемого упражнения.

Андрей Зубов

Да, план только на планшете, писать от руки я как то разучился. Надо будет сделать все по правилам через несколько дней. Еще, думаю, новизна сыграла роль, потом с каждым разом труднее будет

Артём Синин

[Андрей], совсем не факт, что будет труднее. И вряд ли полезно себя так настраивать) Наоборот, оценка и обсуждение даже не совсем удачных или и вовсе неудачных опытов, при конструктивном к этому подходе (без кортизола) — может с каждым разом повышать вероятность ОС/ВТО за счет развития необходимых нейросетей и обновленных навыков тире воспоминаний, требующих консолидации.

Андрей Зубов

Ок, наверно, ты прав, не буду настраивать, это я из предыдущих опытов вывод сделал, посмотрим

Артём Синин

[Андрей], вообще, эффект новизны и, как обратная грань, «старизны» — это хорошая тема для подробного материала. Начал было писать подробный комментарий, но лучше отложу на будущий пост, а то слишком много информации получается. Если совсем коротко — есть, конечно, этот эффект. Но он не так страшен, как его иногда «малюют». Что многократно доказывают практикующие, которые на протяжении долгих лет используют один и тот же прием. Такие как я, например. Для этого просто нужно уметь «настраивать» автоцикл.




[Выполнение квеста]
Игорь Тюрин

2023-03-11 11:14:17#13901

Квест-НС1-99.98%.

Лёг в 23:15

ПС (будильником) на 4:30. План - ОС, руки, спрайт, полёт. На повторном засыпании "плавающее" состояние, в какой-то момент "вибрации" и выкатился из "тела", дальше по плану. Окончание опыта зафиксировал в 6:25.

Артём Синин

[Игорь], а Вы план записывали? Сколько времени перерыв занял?

Игорь Тюрин

[Артём], всё по инструкции 👍 план на бумагу 5 раз, проговаривая, подсветка телефона, не вставая. Примерно 5-7 минут.

Артём Синин

[Игорь], супер. Эффект с первого раза на фоне исчерпывающе точного выполнении инструкции — это идеальный пример для, так сказать, потомков 👍 )

Игорь Тюрин

Думаю, тут ещё имеет место быть эффект накопления некоего потенциала, назовём его "сновиденный бонус", в связи с чем встаёт вопрос о перерывах между попытками или графике выполнения квестов...

Ну и к сожалению, пока нет возможности фиксировать более точно корреляцию состояний по времени, в связи с отсутствием онейрографа. Но надеюсь после курса (или во время) появится возможность приобщиться к работе с ним 🙏

Артём Синин

[Игорь], да, паузы, безусловно, нужны. С другой стороны, есть и известный обратный эффект — когда практикуешь много и успешно, то ОСы начинают сниться сами собой, практически без усилий. Хотя стоит отпустить эти усилия, и всё плавно рассеивается. В общем, я лично для себя выбрал лавинообразный подход. Месяц-другой отдыхаешь, потому месяц-другой активно практикуешь. Но всё это, конечно, индивидуально.




[Выполнение квеста]
Артём Синин

2023-03-11 11:08:03#13900

Квест-ОО3-15%. Перед сном читал Кеплера и решил, что если удастся спонтанно заОСить, то было бы интересно пообщаться с каким-то аналогом духа-рассказчика из его научно-фантастической повести «Сомниум». Но на сон оставалось мало времени, так что я на это особенно не рассчитывал и намерение на этот счёт высказал расплывчатое, не до конца сформулированное.

Тем не менее, примерно посреди ночи я каким-то образом осознался и довольно долго разглядывал что-то наподобие электронной книги, явно по мотивам истории, описанной Кеплером. Я еще думал вчера, что как это показательно, что раз во времена Кеплера не было телевидения, компьютеров, да и в театр каждый день походишь, то единственное серьезное художественное развлечение оставалось — книги. Так что не удивительно, что сюжет сновидения, в котором он читает книгу — был вполне объясним. У меня тоже такие сны бывают, но гораздо реже, чем киноподобные. Однако, видимо, под впечатлением от прочитанного, приснился именно такой вариант сюжета.

Страницы листались передо мной в виде галереи крупных, в рост человека, изображений. Их было довольно много и читать текст местами вполне неплохо удавалось, хотя о чем он был — я к утру совершенно забыл. По-моему что-то про историю человечества. В память врезались светящиеся, словно написанные разноцветными флуоресцирующими красками гравюры, выполненные на темном фоне, на которых были изображены какие-то средневекового вида то ли рыцари, то ли ученые, сражающиеся с мифическими драконами и змеями.

Я изо всех сил старался получше всё это запомнить, но ОС затянулся и перетек незаметно в полу-, а потом и неосознанный. Так что почти все детали к утру стерлись из памяти. Но ощущение осталось после этого опыта возвышенное и вполне соответствующее прочитанному накануне.

Алхимический какой-то ОС получился, загадочный и интересный.




Добавить комментарий