На торрент-трекерах, наконец, появилось новое аниме Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Это невозможно не рекомендовать к просмотру, но все наверное и так знают. Учитывая второй Оскар у Миядзаки после «Унесенных призраками» за этот фильм, гигантские кассовые сборы и оценки на специализированных сайтах до 9 и выше из 10 — вряд ли это событие пройдет мимо сколько-то прогрессивного сновидца. Тем более что тематика ровно наша и волшебные события в духе тех же «Унесенных призраками» инициируются по сценарию непосредственно во сне.
Но больше я, пожалуй, ничего рассказывать об этом аниме не буду. Могу только добавить то, что уже много раз повторено профессиональными критиками и рядовыми зрителями: это довольно мрачное произведение, по сравнению с предыдущими работами Миядзаки, и весьма запутанное, как сновиденный лабиринт. Я еще не успел посмотреть его второй раз, но точно буду, потому что хочется, всё-таки, разобраться. Особенно с учетом, что известно о чрезвычайной автобиографичности этой истории, выдуманной непосредственно Хаяо Миядзаки, и о том, что за основными персонажами стоят вполне реальные люди — сам Хаяо и его партнеры Исао Такахата и Тошио Судзуки. В общем, это очень интересный ребус.
Но вчера со мной случилось дополнительное любопытное приключение, которое и сподвигло меня к написанию этого поста. Я заехал по делам в наш местный ТЦ и зашел из любопытства в кинозал, посмотреть, что там сейчас идет. И оказалось, что как раз через полчаса начинается показ «Унесенных призраками». Это оказалось очень неожиданно и я решил сходить. В кинотеатре я Миядзаки вообще ни разу не смотрел. Таким образом, получилось, что мне удалось сравнить эти два аниме по очень свежим следам и при этом «Унесенных призраками» я посмотрел, так сказать, обновленным взглядом. С необычного для себя ракурса. И убедился еще раз в том, о чем я задумывался и по ходу просмотра «Мальчика и птицы».
К сожалению или к счастью, но «Унесенных призраками» превзойти невозможно. Это совершенно феноменальный по всем параметрам фильм. Я думаю, что здесь сложилось и время, и исходное литературное произведение, и «пыл» авторов, и, что особенно важно, их полный состав (Исао Такахата сейчас уже, к сожалению, нет в живых, и видно, как непросто Хаяо без его учителя и друга).
Но что именно так выделяет «Унесенных»? Вот о чем я подумал заодно по ходу просмотра. И мне вспомнился факт о Георгии Данелия, о том, что он всегда был на съемках своих комедий с секундомером, потому что замерял по секундам, чтобы шутки в его фильмах располагались друг от друга на определенном выверенном расстоянии. Чтобы поддерживать определенное эмоциональное состояние зрителя.
Так вот, в «Унесенных призраками», как мне показалось, работает какой-то похожий принцип, но относительно всякого рода «вау»-сцен. Со строгой периодичностью нам показывают такое, от чего сейчас, может быть, уже не открывается рот от удивления, но в 2001-м году это точно было что-то совершенно новое и невиданное. Что ни персонаж, то чудо чудное. Что ни сцена, то локация из фантастического сна. Хоть и были до этого «Маленький Немо: Приключения в стране снов», «Паприка» и т. п. мультфильмы, но здесь точно была взята какая-то совершенно новая, недоступная ранее высота.
Ну и, конечно, сама главная героиня, Тихиро — это какой-то сгусток милейших энергий. Невозможно не проронить слезу, наблюдая за ее отважным взрослением.
В «Мальчике и Птице», по крайней мере с момента, когда действие переходит из привычной нам плоскости в волшебную, мы видим что-то подобное. Но этот переход потребовал гораздо больше времени, чем в «Унесенных», а потому дофаминовый «вау»-ритм в таком виде уже существовать в принципе не может, потому что организм уже настроился на другую линию. И дальнейшие чудеса (тем более что в 2024-м году зритель повидал уже столько всякого, что его сложно удивить необычным персонажем или сновиденной сценой) — хотя и напоминают «Унесенных», но воспринимаются совсем иначе.
Но наверное это и хорошо. Просто не нужно ожидать от «Мальчика и птицы», чтобы это было продолжением «Унесенных призраками». Это совсем другой фильм, другое настроение и другой набор смыслов. Ну и главный герой, конечно, это совсем не Тихиро — отсюда и совсем другие смыслы, и чувства. Получилось не просто не-детское кино, а даже, я бы сказал, слишком взрослое.
В общем, золотая коллекция сновиденных фильмов, безусловно, пополнилась новым сокровищем. Но оно иное, нежели многие ждали и нежели многим, наверное, хотелось бы. И тем не менее, а может быть и поэтому — это еще один шедевр от «Бесконечного человека».
Спасибо.
p. s. «Мальчика и птицу» прикрепить сюда не получится — видео из ВК пока что удаляют. Но его можно скачать на трекерах или посмотреть на Кинопоиске. Все копии «Унесенных», оказывается, тоже в ВК заблокированы. Что ж, тогда добавлю фильм про самого Миядзаки.
А. С.,
14.07.2024
См. также:
— «Маленький Немо: Приключения в стране снов» (1989)
https://vk.com/wall-139589208_11673
— «Паприка» (2006, Япония)
https://vk.com/wall-139589208_5510
— «Сны Акиры Куросавы»
https://vk.com/wall-139589208_11470
— «Дикая планета», 1973 (Франция, Чехословакия)
https://vk.com/wall-139589208_9505
— «Конгресс», 2013 (Франция, Израиль и др.)
https://osnauka.ru/kongress-the-congress-2013