Остановка внутреннего диалога: польза в сновидчестве и в обычной жизни

Остановка внутреннего диалога: польза в сновидчестве и в обычной жизни

(11 минут на чтение)

В комментариях прозвучал вопрос насчёт остановки внутреннего диалога, в чём всё-таки польза, существует ли эта польза? Попробую ответить на этот вопрос. Сразу скажу, тема эта чрезвычайно большая, я долгое время недооценивал эту практику и в общем-то не очень в ней разбирался. За последние несколько лет я в этой области приобрёл довольно глубокий опыт, которым бы хотел поделиться, но, повторю, это очень большая тема, так что я ограничусь какими-то краткими заметками, именно в ответ на прозвучавший вопрос.

Начну с того, что в целом я согласен, что практика остановки внутреннего диалога может быть как недооценена, так и переоценена. Переоценка в сообществе сновидцев происходит чаще всего по той причине, что мистизированные практики говорят об остановке внутреннего диалога как о способе непосредственно войти в осознанный сон из бодрствования, то есть произвести SOREMPs (Sleep Onset REM Period). Но я напоминаю, что эта физиологическая особенность в среднем встречается у 1-5% людей и она очень часто ассоциирована с серьёзными неврологическими проблемами вплоть до тяжёлых заболеваний. Поэтому я не рекомендую стимулировать SOREMPs и стремиться к тому, что сновидцы называют прямым входом в осознанное сновидение из бодрствования.

Если у человека есть склонность к SOREMPs, то естественно, что остановка внутреннего диалога действительно может привести к развитию гипногогических галлюцинаций, наслаивающихся на бодрствующее восприятие и дальнейший переход в осознанный сон или иное ИСС. Но повторю, что это будет работать только у тех, у кого есть SOREMPs, а это небольшой процент. И когда эти люди говорят о том, что они останавливают внутренний диалог и тут же выходят из тела или входят во всякие изменённые состояния сознания, то они обычно не понимают, что это скорее всего симптом, а не удача, и что завидовать тут особо нечему. Но про SOREMPs я уже много раз говорил, так что не буду повторяться.

Но всё-таки, если у нас нет SOREMPs, то существует ли для нас какая-то польза от остановки внутреннего диалога? Я считаю, что да, безусловно, существует.

Моё исследование этих практик показало, что слоёв мыслей, которые можно остановить, на самом деле несколько. В частности, я выделяю словесные мысли, бессловесные мысли, воспоминания и ощущения.

Словесные мысли остановить проще всего. И у некоторых людей, это показывают научные исследования, словесные мысли в принципе по большей части отсутствуют в их естественном мышлении. Это кажется нам удивительным, но да, такие люди есть и их довольно много. Я вспоминаю на этот счёт историю из юности, когда знакомая мне девушка поделилась смешным, на её взгляд, случаем. Одна из её подруг что-то такое покурила и потом с круглыми глазами рассказывала, что после этого она целый час думала. Подразумевалось, что в остальное время, значит, она не думает, ну и в общем это к разговорам про блондинок. Анекдоты на этот счёт хорошо известны.

Но на самом деле действительно некоторые люди не размышляют словесно так, как большинство. Для них это норма и это вовсе не означает, что они целыми днями видят осознанные сны или что-то в этом роде. Нет, это просто особенность мышления. Так вот, словесные мысли действительно остановить проще всего, хоть это для многих и оказывается самой главной преградой. Но это просто переводит нас на следующий уровень.

Следующий уровень — это бессловесные мысли. Бессловесные мысли в принципе всегда предшествуют словесным. То есть сначала нам в голову приходит какая-то бессловесная мысль, а потом мы её формулируем в слова. Соответственно, здесь мы тут же видим первую выгоду. Она заключается в том, что если мы останавливаем хотя бы вот этот словесный внутренний диалог и переходим на бессловесный, то мы начинаем думать гораздо быстрее (менее логично, но более образно). Ну, собственно говоря, на этом эффекте основан принцип скорочтения и некоторые другие эффекты, связанные с повышенными возможностями интеллектуального аппарата, включая необычайную креативность. Но и это не предел.

Если мы остановим затем и бессловесные мысли или хотя бы снизим их активность, то перед нами открывается третий уровень — пласт воспоминаний. Когда мы очищаем мышление от словесных и бессловесных мыслей, то мы получаем доступ к воспоминаниям, которые иначе получить практически невозможно, потому что нам постоянно мешают мысли, которые вносят искажения.

Приведу пример. Я этим летом уже дважды ездил в деревню и экспериментировал там в том числе со всякого рода медитативными практиками. И вот во вторую поездку, в последний день, вечером, я сидел у костра и попробовал глубоко остановить и словесные, и бессловесные мысли, чтобы просто понаблюдать, что интересного я испытаю.

Так вот, на меня навалилось такое количество воспоминаний, связанных с деревней, с этим домом, с этой полянкой, со всеми теми случаями, когда я здесь уже разводил какие-то костры, о чем-то размышлял, что-то делал, что голова просто пошла кругом. Конечно же и сны точно также начинают вспоминаться массово и активно. В общем, на меня обрушился шквал воспоминаний, который подарил совершенно другое ощущение реальности.

В этот вечер я понял, что всё это время за две поездки, пока я был в деревне, на самом деле я не находился в связи с тем самим собой, который жил здесь много лет, а я уже 35 лет езжу в эту деревню. По сути, я это всё не то чтобы забыл, но это ушло куда-то на периферию сознания, периферию памяти. Остановка внутреннего диалога помогла мне возродить эти воспоминания и почувствовать себя тем, кем я есть, кем я был и кем я остаюсь, но как будто бы бессознательно. Это очень интересное ощущение. Я думаю оно очень полезно и помогает почувствовать себя более интегрированным и более цельным.

Если же мы остановим еще и уровень воспоминаний, то остаются чистые ощущения и я думаю, что это очень близко к тем принципам восприятия, которые описывают всякого рода восточные духовные школы, но я не буду в это углубляться — это уже, что называется, на любителя.

Возвращаясь к более простым целям такого рода практик, помимо уже перечисленных, вспомню еще один простой вариант, который заключается в том, что неприятные переживания при помощи остановки внутреннего диалога можно очень хорошо контролировать.

Например, когда я ходил к зубному и мне предстояла непростая операция, то конечно это сопровождалось каким-то уровнем тревоги и беспокойства. Хотелось как-то всего этого избежать, покинуть этот кабинет и не возвращаться. Но остановка внутреннего диалога полностью купировала эту проблему, а может быть даже искоренила ее первопричину. Потому что любой эмоции ведь тоже предшествует мысль. Мы останавливаем мысли, в том числе бессловесные мысли, и таким образом мы останавливаем эмоции. Поэтому если нас мучает какое-то беспокойство, какая-то тревога, то просто прекратить об этом думать, прекратить зацикливаться на этом — конечно при помощи остановки внутреннего диалога можно. И это очень мощное и полезное применение данной практики, если мы при этом не отказываемся от решения проблемы, то есть не прячем опустошенную от мыслей голову в песок.

Ещё один простой вариант — это возможность, наоборот, интенсифицировать какие-то положительные чувства. Например, когда я научился останавливать внутренний диалог на десятки минут, а потом и часы, то я удивился как простое взаимодействие с любимым человеком, то есть просто посидеть рядом, просто обняться, просто помолчать… насколько это может быть на самом деле глубочайше приятно!

Даже просто полежать в мысленной тишине рядом с любимым человеком, который занимается каким-то своим делом, или просто посидеть где-нибудь на солнышке и понаблюдать за движением листвы, — это огромное наслаждение, если наши мысли не омрачены вот этой ерундой, вроде воспоминаний о каких-нибудь ошибках, планирования каких-то задач или тревог о каких-то возможностях. Об этом уже много написано и сказано. Это кажется банальным, но это действительно огромное наслаждение — освободиться, хотя бы на время, от этого груза.

И последний аргумент в пользу этой практики я озвучу, конечно, связанный со сновидческой культурой. Это и вспоминание сновидений, потому что практически невозможно качественно вспомнить сновидение, если мы не умеем останавливать мысли. Это и непосредственный вход в осознанный сон, его тоже практически невозможно исполнить, если мы не можем остановить мысли. Это и любые практики в просоне, включая всякого рода аффирмации, визуализации и тому подобное, если вы этим занимаетесь и знаете о чем я.

Но не только. Если посмотреть более широко, то это и тренировка метакогниций для дальнейшего их использования в практике осознанных сновидений и любой другой области. И это в принципе тренировка сознания, тренировка мышления, то есть именно то, что называется саморазвитием.

Когда мы учимся контролировать свое мышление, хоть так, хоть сяк, хоть мы учимся грамотно формулировать предложения и развиваем речь, хоть мы, наоборот, учимся останавливаем мышление, тормозим его, — это в любом случае всё можно отнести к саморазвитию, при определенном подходе, когда подразумевается именно осознанный контроль, который мы сами принимаем решение произвести.

И когда мы к этой практике подходим именно как к саморазвитию, то здесь можно начинать говорить про искусство. Как говорят, например, — боевые искусства. Или искусство в том самом смысле, как мы привыкли это понимать, то есть в художественном смысле. Остановка внутреннего диалога – это тоже искусство, на мой взгляд, потому что эта практика требует невероятной тонкости, которую можно развивать почти бесконечно. А занятие любым искусством – это ведь всегда полезно. Это расширяет кругозор, это делает нас более гармоничными, более тонко чувствующими и более умелыми.

Но повторю, что не нужно путать просто отсутствие словесных мыслей с вот этой глубокой сознательной практикой. Именно когда мы, исходя из собственного импульса и мотива, принимаем решение чему-то научиться и развиваем навык – это полезно и эффективно. А если оно происходит само собой, или если человек, в принципе, привык находиться в этом состоянии и для него это норма, тогда я не думаю, что можно говорить о какой-то серьезной пользе. Учиться останавливать внутренний диалог, запускать его, разбираться в том, какие есть уровни этого диалога и всё тому подобное, на мой взгляд, конечно, это здорово. И я это рекомендую.

Если производить остановку внутреннего диалога с ограничениями, с осторожностью, без спешки, то такая практика, думаю, полезна почти всем. Так же, как и простейшая физическая культура. Просто это простейшая интеллектуальная, будем говорить, культура. То есть зарядка для мышления и сознания.

* * *

Теги: практика, остановка внутреннего диалога, мышление, метамышление, метакогниции, метакогнитивные навыки, тренировка мышления, тренировка сознания, саморазвитие, рекомендации, SOMREPs, риски, осторожность.

А. С.,

06/2025

Александр Александр

2025-06-11 22:36:11#18748

Говорят, есть ещё один уровень остановки. Остановка интерпретации сенсорных сигналов.

Кто что думает насчёт веществ, помогающих остановке ВД ?

Говорят, что если человек добьется истинной остановке на определенный промежуток времени (не помню какой), то наступает состояние самадхи, правда ли это и что это за состояние ?

Артём Синин

Александр, в интернете чего только не говорят. Вопрос в том, кто говорит? И зачем.




Андрей Андреев

2025-06-11 10:30:09#18737

Приятно было прочитать текст!

Присутствие в обработке текста ИИ не чувствуется (либо оно совсем минимальное).

А вот сама техника остановки ВД - не раскрыта.

Хоть бы несколько предложений (вдруг методика авторская и максимально эффективная).

И в финале бы хорошо узнать - а через сколько времени восстанавливается ВД - он сам или надо стимулировать?

А не получится как с дыханием - если мысленно начать продолжительное время контролировать дыхание - потом "автоматика" отключается на некоторое время, что довольно неприятно...

Артём Синин

[Андрей], это практически дословная транскрибация без особых обработок. Я не уверен, что такой текст предпочтителен для большинства. Хотелось бы это выяснить. Видимо, нужно будет сделать опрос.

Что касается техники остановки ВД — то этого в изначальном вопросе не было, так что я об этом и не говорил. Хотя меня уже давно об этом спрашивали, так что когда-нибудь я до этого, может быть, доберусь. С другой стороны, я не уверен, могут ли вообще здесь быть какие-то техники? Просто берешь, и останавливаешь. Вопрос в том, как регулярно этим заниматься, какие цели ставить, какие ожидания формировать — вот тут могут быть варианты. А сам процесс, мне кажется, не особенно-то вариативен.

С восстановлением ВД у меня лично проблем никогда не было. Мне кажется, что если такого рода проблемы возникают, то это что-то индивидуальное, связанное с каким-то негативным ожиданием, у которого должна быть причина: либо собственный негативный опыт (например, с тем же контролем дыхания), либо описание такого опыта. Я таких описаний до сих пор не слышал (кроме дыхания, но очень давно), соответственно, мне и в голову не приходило, что возможны какие-то проблемы с восстановлением ВД. Закономерно, что и таких эпизодов я ни разу не регистрировал.

В рамках этой логики можно предположить, что если такого рода проблема всё-таки возникнет, то нужно просто постараться снять с неё гиперфокус, потому что он, скорее всего, проблему и вызывает. Отсутствие словесных мыслей ведь само по себе ничем не грозит, в отличие от аналогичной проблемы с дыханием, так что, в общем, я даже не знаю, почему на этот счет нужно волноваться? Ну нет мыслей, и слава богу. Наслаждайтесь. Появится реальная необходимость о чем-то подумать или что-то обсудить, я уверен, словесное мышление быстро восстановится.

Андрей Андреев

[Артём], цитата: "Я не уверен, что такой текст предпочтителен для большинства."

Для меня - предпочтителен :)

Можно мой голос зачесть в статистику.

На счёт восстановления ВД - всё стало понятнее, благодарю за уточнение.

Мне, в целом, нравится именно описание событий или выводов с личностным участием - интересно читать, что человек ощущал или чувствовал, что думал и к чему стремился. Почему-то именно такие тексты читаются гораздо интереснее.

НО, в целом, меня радует и текущая ситуация с постами от вас - часто и по хорошей странице текста - иногда перечитываю и нахожу те моменты, которые были упущены при первом прочтении.




Павел Сарафанников

2025-06-11 09:38:16#18736

Спасибо за интересное мнение! Хотелось бы ещё узнать, какие конкретно практики можно использовать для ОВД.

Также интересна ваша оценка Алгоритма Банченко, чья научная статья по провокации ОС вроде не содержит практик ОВД.

Артём Синин

Павел, а какие варианты практик остановки ВД Вам знакомы? Я не очень понимаю, какие тут могут быть практики? Берешь и останавливаешь, всё. Вопрос в том, на каких уровнях происходит эта остановка и что ты потом в этом остановленном состоянии делаешь. А сама остановка — это просто остановка.

Что же касается Банченко, то я не считаю его коммерционализированную псевдо-научную деятельность достойной обсуждения.

Павел Сарафанников

[Артём], я пробовал концентрацию на точке, потом деконцентрацию по визуальному полю, как это описывается у Бахтиярова, и сосредоточение на дыхании. Просто взять и остановить ВД нужен навык в чем-то смежном, близком к медитативным состояниям.

Вы хорошо рассказали про использование ОВД, мое же применение - ОС, энергопрактики, и пока дальше остановки словесного комментирования я не уходил.

Антон Gricenko

[Артём], очень интересная у вас получилась градация уровней мыслей, соответственно каждому уровню можно найти свою отмычку.... Например, вы говорите "просто останавливаешь", но это преимущественно для уровня мыслей, а дальше идёт по вашим описаниям совсем другие процессы автоматически, если внимательно приглядеться. Путаница с овд будет меньше, если остановку сделать следствием переключения внимания, а не причиной. Например, чтобы "просто остановить" сперва нужно вспомнить, что нужно остановить, т.е. переключить внимание из потока вовлечённости на сам этом поток....

Артём Синин

[Павел], все описанные три варианта техник (точка, визуальное поле, дыхание), в моей логике — это просто концентрация на мысле-ощущениях. Эти ощущения, в общем, не суть где брать. Я поначалу, да и сейчас, если диалог слишком навязчивый, просто произвожу какие-нибудь циклические покачивания, поглаживания палец о палец, можно даже что-то помычать или совершить длинный глубокий выдох — в общем, не суть важно что делать или где искать эти ощущения, важно, что пока мы на них сконцентрированы, действительно, остальные три уровня как бы притормаживаются.

Но это, в общем, скорее тренировка, чем полноценная остановка. С какого-то момента должно произойти фиксирование в той конфигурации активностей нейросетей, которая нас интересует и которая предполагает отсутствие активностей, скажем, в речевых центрах. Чтобы этим состоянием можно было пользоваться, нужно, чтобы организм просто привык в нём находиться и не считал чем-то чрезвычайным. Это, мне кажется, в большей степени психологическая работа, чем даже нейробиологическая. Потому что мы почему-то уверены, что просто "не думать" — это прямо какое-то достижение. А почему? Вот пока мы так думаем, и возникают мысли: "неужели получилось? получается, да? нет, не получается? кажется, чуть-чуть получилось!" и всё тому подобное. Просто нужно снизить вот это реагирование на сам процесс. В этом помогает регулярность.

Я несколько месяцев подряд практиковал ОВД по 2 минуты в день, без всяких особых целей. Просто как одна из нескольких десятков активностей, которыми я занимаюсь. И в какой-то момент мне стало настолько "пофигу", есть мысли или нет, что их отсутствие перестало восприниматься как триггер. И всё, я вдруг обнаружил, что могу находиться во внутреннем безмолвии уже и не 2 минуты, а практически сколько захочу. Я про этот момент уже, кажется, рассказывал, и он мне видится ключевым. Остальное, грубо говоря, фокусы. Главное просто перестать париться на счет этого ВД и перестать считать его наличие или отсутствие чем-то важным.

Вот тогда, наверное, и начинается разговор про "просто взять и остановить". Я действительно сейчас не вижу в этом ничего особенного и не уверен, что нужно изобретать какие-то техники на этот счет. Да, можно просто сконцентрироваться на любых ощущениях. Но от ощущений ведь тоже нужно как-то будет отвлечься, ведь интересно не просто отсутствие той или иной формы внутреннего диалога, а управление этими формами.

Артём Синин

[Антон], да, я думаю, что можно говорить о переключении внимания. Но что такое внимание? Мне не очень нравятся всякого рода психологические термины и подходы, потому что они очень человеческие. Нам нужно представлять некую структуру, некие понятия, процессы... Но с точки зрения нейробиологии всё происходит не так. Это просто упрощенная модель для нашего того самого речевого и логического алгоритма мышления, который является, на самом деле, самым поверхностным.

По сути, это сложные разделы математики — что-то про теорию графов. Мы говорим об активации тех или иных нейронных контуров, об конфигурациях связей, взаимопроникновениях, пульсациях и так далее. Обычного человеческого языка и мышления, в принципе, недостаточно, чтобы это всерьез обсуждать. Поэтому, думаю, восточные мистики и переходят постоянно на язык поэзии и парадоксов.

Потому что это переводит сознание в другой режим, в другое состояние, из которого уже можно что-то попытаться здесь нащупать. А логика и соответствующий ей ВД, и соответствующие им нейронные контуры с алгоритмами, увы, хороши только до поры, до времени.

Павел Сарафанников

[Артём], благодарю за такой развернутый ответ! Интересно, как выглядит ОВД на электроэнцефалограмме и можно ли зафиксировать ОВД на нейрообруче Muse 2.

Артём Синин

[Павел], я всерьез это не исследовал, но это любопытно, да. Предполагаю, что без кучи каналов и серьезной математической обработки большого количества данных, визуально, вряд ли мы что-то такое заметим.

Единственное, я наткнулся на любопытный эффект, когда практиковал не просто остановку ВД, а концентрацию на боковом зрении. У меня стал мощно вылезать альфа-ритм, причем именно с одной стороны, не помню уже какой.

Такого рода эффекты, наверное, можно нащупать. Но возможно, что они будут очень индивидуальны. И возможно, что будут уводить не совсем в ту сторону. Например, тот же альфа-ритм может сигнализировать о раздражении, связанном с этой практикой, если она выполняется через усилие, а не о каком-то особенном режиме работы мозга, который связан именно с ОВД.

В общем, без серьезных научных интервенций — думаю, такого рода эксперименты правильнее всего называть баловством. Хотя с такого рода баловства, зачастую, и начинаются движения в сторону полноценных научных интервенций.

Александр Александр

[Артём], управление вниманием, это единственная свобода, которая у нас есть. Всё остальные наши действия детерминированы бессознательным.

Артём Синин

[Александр], если опираться только на нейрофизиологию, то на текущем уровне развития науки я не вижу препятствий считать, что внимание тоже полностью детерминировано.

Но так ли это важно, выбираем мы свою судьбу или просто смотрим «кино»? На что это вообще влияет?

Мне кажется, что пока человек, будучи по определению ограничен, испытывает потребность в чувстве собственной исключительности и самостоятельности перед бесконечной природой, он уже постулирует себя её рабом. Вопрос только в размере этих ограниченных и унизительных прав. Можно торговаться, можно убеждать себя в чем-то, можно идти наперекор... но это всегда будет оставаться ребячеством.

Признать себя частью этой бесконечной природы, почувствовать себя воплощением её воли, отказаться от конфликта и стремления этой бесконечности противостоять — это и есть обретение настоящей самостоятельности, потому что настоящая самостоятельность, как и настоящая свежесть, не бывает второй или третьей — она всегда только первая и принадлежит только одному.

Другое дело — иллюзия самостоятельности. Да, у нее может быть множество градаций и версий. И версия с вниманием как единственной свободой, на мой взгляд, ничем не хуже и не лучше версии с волей, или версии с метакогнициями, или с любовью. Всякого рода философских размышлений можно насочинять в этом направлении очень много.

Антон Gricenko

[Артём], внимание с точки зрения нейрофизиологии достаточно осязаемый термин, а с точки зрения нейробиологии какой смысл его рассматривать в контексте достижения овд?....

Артём Синин

[Антон], я согласен с Вами в том, что акцент на переключении внимания как на отправной точке для ОВД очень практичен и может снизить путаницу, если мы попытаемся обсуждать эти процессы широко и публично. В рамках приведенной модели слоев мышления это переключение можно представить как сознательное смещение фокуса осознавания с содержания того или иного слоя (скажем, словесного потока) на сам факт его активности (метакогнитивный уровень). Это осознание и перевод в метакогнитивную плоскость – ключевой шаг. Затем, используя метакогнитивный контроль, в той мере, в которой он развит такого рода упражнениями, можно применить усилие к "освобождению" или "приостановке" активности того или иного слоя (то есть тех или иных нейронных контуров), переходя к наблюдению за следующим (например, бессловесными мыслями или воспоминаниями). Можно это всё описать довольно просто, хоть и не идеально четко, в логике переключения внимания. Повторю, я с этим согласен.

Но если мы углубимся в обсуждение "осязаемости" таких понятий как "внимание" и "сознание" с точки зрения нейрофизиологии, то это, на мой взгляд, похоже на осязаемость электрических и электромагнитных процессов, скажем, в материнской плате. Мы хорошо их видим (осязаем), но от глубокого понимания их сути, пока не разберемся в исходном коде, недоступном мультиметру, остаемся очень далеки. Эта аналогия, конечно, больше про сознание, чем про внимание, но когда мы говорим о сознательном управлении вниманием, думаю, что это очень близко. С мышлением, эмоциями, памятью — в этом смысле всё несколько проще. По крайней мере, пока они не касаются того же внимания и сознания. Но здесь мы хотя бы уже придумали термин "метакогнитивность" и более-менее универсально его сформулировали (как когнитивные процессы, направленные на когнитивные процессы).

Так что я могу, например, уверенно сказать: "активируйте метакогнитивную память", потому что однозначно понимаю, что имею в виду и на субъективном мета-психологическом, и на объективном нейрофизиологическом/нейробиологическом уровне. А сказать: "переключите свое внимание туда или сюда"... Вопрос: это просто нейронная активность, которая запускается некой чередой импульсов из отделов и сетей, связанных с так называемыми волевыми функциями? Или некая мистическая "точка сборки" и что-то тому подобное? Если первое, то я бы предпочел это обсуждать именно как перераспределение нейронной активности, ощущаемое как включение тех или иных метакогнитивных процессов и навыков, потому что это будет четко и однозначно отражать именно то, что я имею в виду. Но в интересах более понятного изложения и более широкого общения, конечно, периодически приходится этой четкостью пренебрегать. Я это не очень люблю, что, всего лишь, в очередной раз и повторяю.




Добавить комментарий