Всем привет. Я решил совместить пару слов про онейрограф с рекомендацией фильма, который я даже сам не знаю, понравился мне или нет. Но по крайней мере это настоящий фильм, а не «киноподобный продукт», так что уже за это точно можно его рекомендовать. А вот насколько это вообще может понравится (с детьми, кстати, смотреть нельзя, 18+) — это большой вопрос.
Но есть и другой вопрос: нужно ли, чтобы всякое кино нравилось? Мне кажется, нужны и фильмы, выполняющие другие функции. Мы просто уже отвыкли, что продукты культуры не обязаны быть только развлекательными, чтобы оставаться полезными. И вот тому пример. Это полезный фильм. Но он полезен только в том случае, если рассматривать его как некое начало отсчета, а не конец. Не как финальную черту, даже если кино закончено, но как точку, от которой можно и нужно дальше куда-то двигаться. А для этого нужен хотя бы «гомеопатический», но оптимизм. Вот если он еще где-то есть в организме — то это, на мой взгляд, повторю, полезное кино. А если нет, то увы.
Но в любом случае это кино очень реалистичное. Для меня прямо до мурашек, потому что таких «Анн» я видел в нашей сфере даже не одну. И каждый раз это становилось для меня каким-то неразрешимым парадоксом: ну как же так? Ну вот оно, всё есть, всё на блюдечке… Но не готовы люди, не готово общество, не готова система, никто не готов и ничто не готово. Хоть плачь, хоть смейся.
И дело тут, конечно, не в ченнелинге, не в инопланетянах, и даже не в экологии и гуманности — это очень высокие планки, а мы не готовы пока даже к самым обыкновенным осознанным сновидениям. Мы лечим сонный паралич святой водой, а нарушениями сна пытаемся стимулировать нарколепсию. Мы поклоняемся источнику наркотической зависимости и шизофрении как гормону «счастья», а повышение яркости снов вместе с рациональностью и холинергической активностью — записываем в неврозы. Мы имеем в XXI веке все возможности, чтобы испытывать любые ИСС по собственному выбору, прилагая к этому меньше усилий, чем когда бы то ни было в нашей истории, и наиболее безопасно при этом, но выбираем самый бестолковый и бесполезный треш, желая его получать даже не просто с минимумом усилий, а по нажатию на кнопку!
Какой там ченнелинг? Какие осознанные сновидения? Нам и обычные сны-то, получается, действительно еще очень опасны. Мы же, в массе своей, чем отличаемся от животных? Каким-таким разумом? В чем он заключается-то? Чего-нибудь где-нибудь свистнуть и кого-нибудь в чем-нибудь обойти? Так для этого никакого разума не нужно. А чем мы, абсолютное большинство, занимаемся? Только этим. Вот про это и фильм. Так может такое понравится? Ну, закончу с того, с чего начал: если в вас еще осталась хоть горсточка оптимизма, то да. Мне вот, пожалуй, всё-таки понравился.
Потому что это стимул. Начало вектора. Момент осознания. Взгляд из тоннеля. И мне нравится, что этот стимул, вектор, осознание и взгляд — происходят у нас. Меня это даже обнадеживает. Я уже давно присматриваюсь и удивляюсь, как это в самые тяжелые времена, буквально под прессом, синтезируются тут и там какие-то алмазы. Так, может быть, только благодаря прессу они и появляются? Может быть, этот пресс значит и нужен? Вырастут ли эти фильмы, люди, события — в некий новый виток настоящего русского искусства, культуры и даже может быть науки? Ну, не сейчас, конечно, а со временем? Мне кажется, они обязаны во что-то развиться. Именно ради этого наш эволюционный пресс и существует.
И на этой оптимистичной ноте я бы закончил этот пост. Но внимательный читатель спросит, а как же обещанные пара слов про онейрограф?
Ну так а я, в принципе, уже всё сказал. Общество не готово. Пока одни сверлят себе дырку в голове во время тотального кризиса сновидчества, вторые точно в таком же по отчаянию угаре устраивают голые вечеринки на фоне сводок о погибших. А третьи, похрюкивая над мемасиками и зажевывая их попкорном, наблюдают за первыми и вторыми, сидя уже не под одним, и не под двумя, а под целым ансамблем домокловых мечей. Что тут добавить?
Чем современная псевдо-наука отличается от современного псевдо-кино? Чем сегодняшний завсегдатай ютубчика отличается от современника Германа Гессе, посещающего популярные научные лекции пополам с антропологической пропагандой? И чем наши сновидческие деятели, хоть псевдо-мистического, хоть псевдо-научного толка, отличаются от тех же Лолит с Киркоровыми, готовыми «на что угодно» ради очередного дофаминового укольчика популярности и стопки сальных бумажек?
Да ничем эти явления не отличаются. Это абсолютно один и тот же хрен с маслом. И людей в этой связи, будь это даже Киркоровы — мне лично, в очередной раз повторюсь, жалко. Потому что откуда это всё берется-то? Берется-то ведь это из-за нечеловеческого стресса. Стресс — вынуждает людей действовать максимально эгоистически, максимально равнодушно по отношению друг к другу и максимально вульгарно. Кортизол. Это как гиря, которая сначала всё удобрение из людей выдавливает, ну а уж потом кому что повезет, если что-то кроме удобрений еще накопилось. И такой режим существования, надо сказать, для человечества — полная норма. Мы просто слегка отвыкли.
И есть второе важное «но». Нужно все-таки не забывать, что кроме удобрений под этим прессом иногда что-то и более полезное синтезируется. Это те алмазы, которые нужно еще научиться из удобрения как-то вылавливать, и научиться как-то их вообще-то в этом удобрении видеть. И не через несколько десятков лет, когда история сама расставит каждый драгоценный предмет на соответствующую ему музейную полку. А прямо сейчас. Пока они в этом самом.
И вот то, что я сейчас вижу в своей мастерской, у себя на столе и на своем экране, и что я уже точно не покажу до новости про возобновление продаж из-за потерявших человеческую кондицию «конкурентов», ну и чтобы дополнительно удивить и, надеюсь, хоть немножко обрадовать демотивированных бесконечными общими бедами ожидающих… ну вот представьте, что я вижу?
Можно вообще родить что-то другое, нежели алмаз, если столько лет этим заниматься, пройти с этой «беременностью» через все эти пандемии, войны, голые вечеринки, дырки в сновидческих головах, восстание искусственного интеллекта и прочая, прочая? Ну это же не на коленке в погоне за «свистнуть» и «успеть» делается. Не от безвыходности. Не вопреки закону. При таких условиях может быть, на мой взгляд, только два варианта — либо аборт, либо этот ребенок будет хотя бы скромным, если не сказать скрытным, но волшебником.
И кстати про волшебство, за последние пару недель я почувствовал себя настоящим ченнелером. Как будто действительно я просто принимаю информацию, как окончательно свести все переменные в одну совершенную формулу. У меня просто как будто два набора органов — одним я иногда смотрю на жену, говорю с ней о чем-то, что-то отвечаю, делаю, а вторыми руками тыкаю что-то в прототипах, переставляю платы туда-сюда, проектирую новый тип электродов, блуждаю с невыносимой ностальгией по раскрывающемуся миру сновиденной памяти, там и тут просыпаюсь. И периодически — да, меня как будто берут за руку, и показывают, вот делай так и так. Говори то и то. А об этом молчи. Сюда не ходи. Что это? Ченнелинг или какой-то очередной пример замудренной работы мозга?
Мне, если честно, без разницы. Мне главное, во-первых, чтобы это работало; и, во-вторых, чтобы не превратиться в подобие главного героя сегодняшнего фильма. Вот это для меня важно. А есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе?.. Нам бы здесь, на Земле сначала разобраться. Хоть немножко приподняться над животным миром. Осознать себя. Устремиться куда-то «кроме».
Поможет в этом онейрограф? Если поставить такую цель — думаю, да. С такой целью что угодно может помочь. Но будет ли этого инструмента достаточно? Конечно, нет. Поэтому я ещё и пишу эту сложную, большую книгу. Но и этого мало. И это ничто.
И вот в этом я вижу свое главное отличие от Анны и от всех подобных «ченнелеров». И в этом же стараюсь отличаться от всех «популяризаторов» чего бы то ни было, будь то «дырка в голове» или «любовь друг к другу».
Мое отличие основывается на убежденности в простом факте, что человечеству просто не нужны никакие простые решения. Человечество на них кидается, просит вроде бы их, ждет. Но это все фикция, обман зрения. Точно так же девушки щебечут о белых принцах, а вешаться продолжают на преступников, алкоголиков и эгоистов. Не потому, что принцев не существует, а потому что все мы в глубине своего нутра прекрасно понимаем, что мы здесь не за белым и пушистым, а ради вот этого эволюционного «пресса». Потому что только под ним и можно прийти хоть к «настоящей любви», хоть к «порталам в иные миры», хоть к открытию «вечного двигателя». Только так, через эволюцию. А всё остальное — это будут только фотографии некоего отдаленного от тебя явления, только модели, только игрушки.
Так вот, я не знаю, как вам, но мне надоели эти детские игры. Поэтому онейрограф — я сделаю, пусть будет. А вот проповедовать что-то и обещать вход в рай за 2 копейки, хоть в сновидческий, хоть в любой другой, — это я, простите, отказываюсь.
Да, пусть будут сотни, а может быть и тысячи лет катаклизмов, прежде чем мы придем к каким-то там волшебным воротам… но зато нас от них никаким случайным ветерком, и даже ветром, и даже ураганом — уже не сдвинешь. Вот это цель. Вот это результат эволюции. Вот это достойно.
А время — вещь относительная. Одним глазом моргнешь, и где эти тысячелетия? Где эти катаклизмы? Где эти удобрения и алмазы?
«Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы в дожде…»
Спасибо за компанию в путешествии сквозь время, товарищи космонавты. =)
А. С.,
14.01.2024
См. также:
— «Сказка», 2022 (Россия, реж. А. Н. Сокуров)
https://osnauka.ru/skazka-2022-rossiya-rezh-a-n-sokurov
— «Не хороните меня без Ивана», 2022 (Якутия)
https://osnauka.ru/ne-horonite-menya-bez-ivana-2022-yakutiya
— «Петрополис», 2020 (Россия)
https://vk.com/wall-139589208_12676
— «Таинственная стена», 1967 (СССР)
https://vk.com/wall-139589208_12666
— «Приглашение» (нейровизуализация сна)
https://osnauka.ru/priglashenie-ch-1-nejro-vizualizatsiya (ч.1)
https://osnauka.ru/priglashenie-ch-2-nejro-vizualizatsiya (ч.2)