«Структура реальности — наука параллельных вселенных», Дэвид Дойч (2015)

Книга Дэвида Дойча, известного физика и философа из Великобритании, который был одним из главных создателей концепции квантовых вычислений, является ярким примером того, что эпоха великих философских систем еще не осталась в прошлом.

В своей работе автор выстраивает целостную теорию, которая гармонично сочетает в себе разные отделы современного научного знания и даёт ответ на один из самых фундаментальных философских вопросов — какова настоящая природа реальности.

Согласно Дойчу, открытие ткани реальности основывается на четырех базовых компонентах. Во-первых, это эпистемология Карла Поппера, которая показывает, как мы можем получить научное знание. Во-вторых, это квантовая механика, которая может быть по-настоящему понята только при условии признания реальности мультивселенной — бесконечного множества параллельных вселенных. В-третьих, это теория вычислений, основанная на работах Тьюринга, без которой невозможно понять природу математических объектов. И, наконец, это универсальная теория эволюции, которая объясняет не только эволюцию жизни, но и развитие цивилизации.

Читатель, которому интересна данная тема, будет поражен широтой и последовательностью мыслей автора. Благодаря четкому изложению Дойча, понятие мультивселенной перестанет казаться чем-то фантастическим и становится естественным описанием поразительной природы реальности, которую открыла перед нами современная наука.

Об авторе

Дэвид Дойч — известный британский физик и философ, который стал одним из ключевых создателей концепции квантовых вычислений. В своих работах он объединяет физические, математические и философские концепции, чтобы предложить цельную картину природы реальности.

Дэвид Дойч родился в 1953 году в Лондоне. Он получил образование в Кембридже, где изучал физику и математику. После окончания университета он продолжил свою научную карьеру в различных институтах и университетах по всему миру, в том числе в США и Канаде.

В 1980-х годах Дойч начал работать над концепцией квантовых вычислений. Он предложил несколько ключевых идей, которые заложили основу для развития этой области науки. В частности, он разработал понятие универсального квантового компьютера, который может решать любые вычислительные задачи.

Одной из особенностей научной работы Дойча является его способность объединять физические, математические и философские концепции. Он использует философские идеи, чтобы понять физические явления, а также применяет математические методы для формулирования новых философских концепций.

Одной из ключевых идей Дойча является понимание природы реальности как сплетения нескольких различных концепций, таких как эпистемология, квантовая механика, теория вычислений и теория эволюции. Он предлагает цельную теорию, которая объединяет все эти концепции и позволяет лучше понять природу реальности.

Эпистемология Карла Поппера

Дэвид Дойч считает, что путь к научному знанию начинается с признания того, что любое знание, которым мы обладаем, может быть ошибочным. Эта идея нашла свое отражение в эпистемологии Карла Поппера, которую Дойч широко использует в своей книге.

Карл Поппер был австрийским философом, который в своих работах предложил концепцию фальсификационизма, согласно которой наука не может доказать истинность теорий, но может опровергнуть их. Таким образом, научное знание строится на постоянном поиске ошибок и ошибок исправления.

Дойч полагает, что эпистемология Поппера не только описывает путь к научному знанию, но и позволяет понять природу научных теорий. Он считает, что научная теория должна быть способной быть опровергнутой, то есть она должна быть выдвинута с ясно сформулированными условиями ее опровержения.

По словам Дойча, эпистемология Поппера помогает отличать научные теории от псевдонаучных, которые не могут быть опровергнуты. Таким образом, в своей книге Дойч использует эпистемологию Карла Поппера как один из ключевых инструментов, чтобы понять, как научное знание строится и развивается.

Философские аспекты квантовой механики

Квантовая механика — одно из наиболее фундаментальных достижений современной физики. Однако, она также вызывает много философских вопросов, на которые Дэвид Дойч обращает особое внимание в своей книге.

Одним из ключевых понятий квантовой механики является неопределенность. В соответствии с принципом неопределенности Гейзенберга, невозможно одновременно точно измерить и координату и импульс микроскопической частицы. Также, при измерении состояния микрочастицы, это состояние изменяется. Эти факты вносят существенную неопределенность в описание микромира.

Дойч интерпретирует эти факты, ссылаясь на концепцию мультиверса — бесконечного ансамбля параллельных вселенных. Он полагает, что в каждом мультиверсе наша реальность может быть несколько разной, что объясняет, почему измерения могут давать разные результаты. Таким образом, мультиверс предоставляет естественную интерпретацию квантовой неопределенности.

Дойч также обращает внимание на то, что квантовая механика нарушает принципы классической механики, которые легли в основу нашего понимания макромира. Некоторые философы считают, что это вызывает проблемы для объективной реальности, но Дойч утверждает, что квантовая механика просто требует новых принципов объективности, которые отличаются от тех, что мы привыкли использовать в классической механике.

Таким образом, Дойч показывает, что философские аспекты квантовой механики могут помочь нам лучше понять не только микромир, но и природу реальности в целом.

Также Дойч утверждает, что квантовая механика не может быть правильно интерпретирована без признания реальности мультивселенной, т.е. бесконечного числа параллельных вселенных. Он анализирует различные интерпретации квантовой механики, в том числе копенгагенскую интерпретацию, и приходит к выводу, что все они имеют свои ограничения и проблемы. Только признание реальности мультивселенной позволяет целостно и последовательно интерпретировать квантовую механику.

Теория вычислений и ее философские аспекты

Теория вычислений является важной областью математики и информатики, исследующей понятие алгоритма и вычисления. Дэвид Дойч подчеркивает важность теории вычислений для понимания природы математических объектов и их отношений с реальностью.

Дойч указывает, что теория вычислений позволяет нам понять, что является вычислимым и что невычислимым в математике и в других областях знания. Эта теория также помогает в понимании границ возможностей компьютеров и программного обеспечения.

Одним из ключевых понятий теории вычислений является машина Тьюринга, которую Дойч рассматривает как один из фундаментальных элементов реальности. Машина Тьюринга является моделью универсальной вычислительной машины и является основой для понимания алгоритмов и вычисления.

Дойч также обращает внимание на философские аспекты теории вычислений, особенно в отношении связи между вычислениями и реальностью. Он отмечает, что теория вычислений позволяет нам понять, что математические объекты могут иметь реальное значение и применение в мире. Кроме того, он говорит, что теория вычислений может помочь нам понять, как мы можем использовать компьютеры и другие технологии для изучения и понимания реальности.

В целом, Дойч считает, что теория вычислений играет важную роль в понимании природы реальности и ее связи с математикой и информатикой. Он показывает, что теория вычислений не только имеет практические применения, но и важна с философской точки зрения для понимания того, как мы можем изучать и понимать реальность вокруг нас.

Универсальная теория эволюции

Универсальная теория эволюции — это еще один из четырех элементов, которые, по мнению Дойча, служат основой для понимания подлинной природы реальности. Он рассматривает теорию эволюции как важную философскую и научную концепцию.

Дойч утверждает, что универсальная теория эволюции применима к развитию не только живых организмов, но и культуры и цивилизации в целом. Эта теория представляет собой философскую и научную концепцию, согласно которой все существующее в мире подвержено эволюции. Таким образом, все вещи и явления, от звезд до культурных институтов, претерпевают изменения в соответствии с некоторыми общими законами.

Дойч считает, что эта концепция имеет огромное значение для философии и науки, поскольку она объясняет, как возникают и развиваются новые формы организации и упорядоченности в мире. Он утверждает, что эволюция играет ключевую роль в формировании нашего мира и является необходимой составляющей для понимания его природы.

Согласно Дойчу, универсальная теория эволюции также имеет важные последствия для нашего понимания математических объектов и теории вычислений. Он утверждает, что эти концепции также являются результатом эволюции и развиваются в соответствии с некоторыми общими законами.

Таким образом, Дойч придает большое значение универсальной теории эволюции и считает ее одной из важнейших философских и научных концепций. Он утверждает, что только через понимание эволюции мы можем действительно понять подлинную природу нашего мира и развиваться в соответствии с его законами.

Аннотация к приложенному видео

Видео основано на книге британского физика-теоретика Дэвида Дойча — «Структура реальности. Наука параллельных вселенных.» Автор книги выстраивает целостный и согласующийся с научными знаниями ответ на один из самых фундаментальных философских вопросов: какова подлинная природа реальности. Как наши последние достижения в области квантовой физики прямым текстом свидетельствуют о существовании параллельных вселенных? В этом ролике будет всё: кванты, двухщелевой опыт Юнга, интерференция, наблюдатель, суперпозиция, Эйнштейн, Нильс Бор, Хью Эверетт, многомировая интерпретация квантовой механики, копенгагенская интерпретация квантовой механики и даже естественный отбор. Вы также узнаете, почему за тысячи лет до квантовой теории время было первой квантовой концепцией.

П.С. Данное видео НЕ исчерпывает всю книгу Дойча, а иллюстрирует, в лучшем случае, лишь четверть от затронутых в ней тем. Изложение других идей из «Структуры реальности» — это вопрос будущих видеороликов, которые могут выйти, а могут и не выйти, в зависимости от того, в какой именно из параллельных реальностей Вы находитесь.

См. также:

— Нейробиологические теории сознания: 29 современных моделей

— Сознание имеет квантовую природу (научный эксперимент)

— «Тревожный звонок» (сериал, 2021)

— Квантовая теория, микромир, интерференция, мультивселенная, пр.

2023-03-15 14:21:54#14013

Получается этакая глобальная сеть мультивселенных и субъективное восприятие наблюдающего. Мне подумалось, как это можно наложить на сновидения. Можно ли тогда предположить, что сны - это иногда путешествия в параллельные миры, иногда путешествия «по шкале времени», иногда… Хотя все эти «иногда» - суть одно. И мне становится непонятно: сужение воспринимающих органов чувств (по аналогии с щелями из эксперимента) расширяет сознание? Уходя вглубь - видишь больше? Либо всё это сугубо индивидуально, как показано в расширенном эксперименте со щелями и фотонами. И возможно ли как-то связать это всё со сновидениями. Или я просто от недостатка (или избытка)) ума и логики залезла в неведомые дебри)

2023-03-15 11:17:58#14006

Квест-НС1-15%

Я немного переиначила течение квеста под себя. Настроила мелодию, которая прорвалась вчера мне в сон. С намерением услышать и осознаться. Однако, в этот раз мелодия меня будила в реальности. Я мгновенно засыпала. Два раза. Никаких заданий на бумагу не выписывала. Было намерение полетать, что у меня никак не получается, и сыграть мелодию (была надежда, что музыка войдёт в сон).

В итоге после двух побудок примерно через 4,5 часа после ночного засыпания, снится сон. Осознанности 5%. Немного меняла сон внутри. Я в другой стране (видимо, отголосок чтения новостей на ночь). Помню с момента, что я с группой военных на вертолёте приземлились на крышу жилого дома. (Полёт! и приземление). Далее, что на нас идёт охота. Я с группой прыгаем с крыши пятиэтажки и плавно приземляемся. Я оглядываюсь и переношусь в квартиру. Там семья. Заходят военные, что ищут нас. Я прикидываюсь членом семьи и мысленно даю команду, чтобы они подтвердили. Пытаюсь говорить на их языке. Неумело. Военные начинают подозревать, я внушаю им мысль, что всё нормально. Они уходят. Далее начинаются бега. Я пытаюсь выбежать на территорию Россиии. Несколько раз прыгала с высоток и плавно приземлялась. Была в торговом центре, где плыла над лестницей вниз. Потом подлетела на этаж выше. Там произошла ситуация, которую я могу отнести к другому квесту и опишу её в нём. В итоге я подошла к границе и оказалась в безопасности. Огляделась: вокруг вертолёты. Вспомнила про группу, что была со мной изначально. И тут же увидела их немного в отдалении. С чувством удовлетворенности проснулась.

2023-03-15 11:12:34#14005

Квест-ПТ2-5%

(Продолжение квеста НС1)

Копирую, для понимания, из первого квеста.

«Я немного переиначила течение квеста под себя. Настроила мелодию, которая прорвалась вчера мне в сон. С намерением услышать и осознаться. Однако, в этот раз мелодия меня будила в реальности. Я мгновенно засыпала. Два раза. Никаких заданий на бумагу не выписывала. Было намерение сыграть мелодию (была надежда, что музыка войдёт в сон).

В итоге после двух побудок примерно через 4,5 часа после ночного засыпания, снится сон. Осознанности 5%.»

Итак, я спланировала над лестницей торгового центра вниз, в подземные этажи. На нижнем этаже огляделась. Что я ищу? Не могу вспомнить. Ничего интересного для себя не вижу и подлетаю на этаж выше. Там заинтересовала женщина одна. Она сидит за длинным столом, на нём лежит красивая серая ткань в рубчик. Подхожу. Она предлагает научить меня шить. Я соглашаюсь и сажусь за стол. И неожиданно вспоминаю, что вообще-то хочу научиться играть на любом музыкальном инструменте. Оглядываюсь в поиске, где здесь этому обучают. Вижу магазин музыкальной техники. И неожиданно в голове всплывает музыка из фильма Начало (Эдит Пиаф). Ищу источник музыки, но появляются мои преследователи. Во мне просыпается азарт убежать. И под аккомпанемент Эдит Пиаф я вылетаю из торгового центра и далее бегу ножками без музыки.

Артём Синин

2023-03-15 07:15:16#14002

Квест-ПТ2-30%

(Продолжение квеста ОО3).

К этому моменту я стал всё больше замечать, что бабушка всё-таки как-то на себя не очень похожа. У нее какие-то большие глаза, она гораздо моложе, чем я ее запомнил, да и в принципе больше похожа на персонажа какого-то аниме. Или даже не аниме, а вот как сейчас 3D-мультфильмы всякие снимают азиатские — вот такая. И мир вокруг тоже стал очень похож на какой-то виртуальный. К тому же, тут и там вокруг стали попадаться предметы, назначение которых я вообще никак не мог определить. Какие-то геометрические фигуры и формы, перетекающие одна в другую.

При этом фоном всё явственнее стала звучать музыка. А конкретнее, песня. Слова, вроде бы, на русском языке, но я не мог понять ни одной фразы. Это похоже на попытки прочесть текст во сне. Вроде бы вот он, этот текст. Но ничего не понятно.

Мотив этой мелодии вращался у меня в голове всё утро. Но сейчас, через несколько часов после пробуждения, я уже не могу его точно вспомнить. Единственное, на что эта песня была похожа, это я уже утром, когда размышлял, понял — это на песню Тараканов «Я смотрю на эти лица, кто кем стал теперь». Причем и мелодия похожа (хотя не идентична), и настроение какое-то такое же ностальгически-трогательное.

И, в общем, пока я ее слушал, то мир вокруг полностью превратился в какое-то виртуальное пространство, похожее на космический корабль, а бабушка куда-то исчезла. На футуристичной стене обнаружился большой экран, на котором я пытался что-то разглядеть среди непонятных абстрактных образов, и всё громче звучала музыка.

Но, как и во всех предыдущих опытах, мне очень мешало, как практически всегда у меня теперь бывает в ОС/ВТО, затруднение дыхания. Сегодня в комнате было прохладно, и я спал в майке, а не футболке, так что нос с самого начала опыта дышал тяжело, хотя я к этому привык и уже через силу, как мог, пытался что-то вытянуть. Но через некоторое время я почувствовал, что у меня уже кружится голова от недостатка кислорода и подумал, что так, вообще говоря, недолго и остаться в этом «загробном виртуальном мире». Так что я в конце концов смирился с неизбежным, отпустил удерживающее усилие и тут же проснулся, глотая ртом воздух.

А мелодия продолжала играть у меня в голове, как воспоминание, всё утро.

Стрекоза Корнецкая

[Артём], спасибо за описание. Я тоже лежу теперь с песней Эдит Пиаф Non, Je Ne Regrette Rien

Артём Синин

2023-03-15 07:15:04#14001

Квест-ОО3-25%

Сегодня перед сном опять «закинулся» намерением, но не планировал практику, времени на сон было снова маловато. Но ночью пришлось встать и потом не мог некоторое время уснуть. На фоне ментальной гиперактивности применил метод матричной мнемоники. На силу уснул, и дальше пошла серия из трех ОС/ВТО, в третьем из которых я пообщался с неким существом, которое сначала воспринимал за свою покойную бабушку, но чем дальше, тем больше я в этом начал сомневаться.

Входил в ОС я все три раза почти мгновенно. В первый раз мне приснился конфликт с родственником, который бесцеремонно вторгся в мою комнату и начал переставлять мебель. Я вскочил с кровати и тут же проснулся. Сразу вспомнил про концепцию интрудера из статьи Елизаветы Соломоновой про сонный паралич, которую некоторое время назад разбирал в рамках БАЗОС (см. https://vk.com/wall-139589208_12135), тут же по телу пробежала мощная волна вибраций, как будто меня передернуло током, и я быстро вылез из тела. А во второй и третий раз всё было похоже, но еще быстрее.

Так вот, на третий раз я вылез из тела и увидел свою бабушку. Она сидела ко мне спиной, но я ее тут же узнал, и по внешнему виду, и по голосу. Я был полностью осознан и, наконец, вспомнил про квест. Но я накануне собирался встретиться с «ангелом-хранителем», с которым я не встречался уже, наверное, лет десять, с тех пор, как забросил эзотеричексий подход. И хотя я перед сном прикидывал какие-то вопросы, которые могу ему задать, к утру я их все благополучно забыл, да и бабушка — вроде бы не ангел-хранитель, так что я начал спрашивать ее о других близких, которые тоже покинули физический мир, как, мол, они там все поживают.

Бабушка сказала, что с дедушкой они прекрасно проводят время и почти целыми днями гуляют по каким-то волшебным лесам и паркам. А когда перешел разговор на мою тетю, ее дочь, то тут она запнулась и что-то вразумительное не смогла сказать. Хотя со своей тетей я во сне уже встречался и это был очень эмоциональный, трансперсональный и «цветастый» опыт. Я о нем, по-моему, где-то рассказывал в группе. Но не суть.

Ну и поскольку все это начало сопровождаться музыкой, то продолжение я опишу в описании к квесту ПТ2.