В продолжение «вамипирской темы» и для того, чтобы сгладить слишком документальный и слишком болезненно-сатирический подход Пелевина и Гинзбурга, предлагаю в качестве «лечения», напротив, очень художественный фильм, в самом хорошем смысле этого слова.
Фильм «Выживут только любовники» (слово «lover», вообще говоря, гораздо сложнее этого перевода — это и влюбленный, и любящий, и ценитель, поклонник), снятый в 2013 году удивительным Джимом Джармушем, — это неторопливое исследование вечной любви, искусства и сознания. Поставленная на фоне призрачных пейзажей Детройта и Танжера, эта элегантно написанная история рассказывает о жизни двух влюбленных вампиров, Адама и Евы, которых с завораживающей глубиной изобразили Том Хиддлстон и Тильда Суинтон. Дуэт, объединенный любовью, которая преодолевает время, изящно ориентируется в эфемерности мира смертных, борясь с экзистенциальной тоской.
Фильм выходит за рамки традиционного вампирского жанра, отказываясь от ярких тропов и сенсаций в пользу созерцательного, интимного изображения своих главных героев. Внимательный взгляд Джармуша на детали в сочетании с пышной кинематографией Йорика Ле Со придает фильму неземное качество, погружая зрителей в мечтательную задумчивость. Неторопливый темп фильма, который не всем придется по вкусу, придает фильму атмосферу меланхолии и самоанализа, что идеально отражает состояние души главных героев.
Философия, лежащая в основе фильма «Выживут только любовники», — это философия вечной любви, неутомимого стремления к художественному самовыражению и вечной борьбы за смысл жизни в постоянно меняющемся мире. Адам и Ева — не только влюбленные, но и покровители искусства, обладающие ненасытным любопытством к литературе, музыке и культуре. Их бессмертное существование позволяет им наблюдать эволюцию человеческого творчества, даже если они оплакивают быстротечность жизни.
Революционный взгляд на жанр
Фильм «Выживут только любовники» — это глоток свежего воздуха в жанре, часто омрачаемом клише и банальностью. Джармуш освежающе оригинально подходит к мифу о вампирах, изображая своих бессмертных героев культурными, эрудированными существами, которые предпочитают размышлять о человеческом опыте на расстоянии, а не предаваться беспричинной жажде крови. Это отклонение от традиционного архетипа кровожадного вампира возвышает фильм, предлагая зрителям альтернативный взгляд на этот вид.
Уникальное изображение вампиров в фильме распространяется и на их отношения друг с другом и с миром смертных. Вместо драматической борьбы за власть и иерархических систем, часто изображаемых в вампирской фантастике, героев фильма «Выживут только любовники» связывают взаимное уважение, любовь и стремление к знаниям. Глубокая связь между Адамом и Евой подчеркивается их общей любовью к искусству и способностью находить утешение друг в друге среди хаоса мира.
Это переосмысление мифа о вампирах не только очеловечивает главных героев, но и приглашает зрителей задуматься об истинной природе бессмертия. В фильме вечная жизнь представляется одновременно благословением и проклятием, обоюдоострым мечом, дарующим бесконечную мудрость и опыт, но в то же время обрекающим обладателя на вечную изоляцию и экзистенциальные муки. Именно это тонкое исследование проблемы бессмертия отличает фильм «Выживут только любовники» от его аналогов в вампирском жанре.
Изысканные детали
Создание фильма «Выживут только любовники» было трудом любви, а зарождение проекта началось еще в 1980-х годах. Видение фильма Джармуша претерпело множество итераций, прежде чем он остановился на окончательном варианте. Режиссер ссылался на самые разнообразные влияния, начиная с творчества Марка Твена и заканчивая личным опытом общения с музыкантами и художниками.
Саундтрек, написанный в основном собственной группой Джармуша, SQÜRL, с участием голландского лютениста Юзефа ван Виссема, является неотъемлемой частью атмосферы фильма. Гипнотические, потусторонние мелодии прекрасно дополняют медленный темп фильма, обволакивая зрителей в звуковые объятия, которые переносят их в трансцендентные сферы, населенные Адамом и Евой. Эклектичное сочетание жанров, от психоделического рока до барочных лютневых композиций, отражает необъятные просторы человеческого творчества, свидетелями которого герои были на протяжении веков.
Особый визуальный стиль фильма в немалой степени обусловлен работой художника по костюмам Бины Дайгелер. Выбор костюмов для персонажей тщательно продуман, чтобы отразить их бессмертие и многовековые художественные и интеллектуальные поиски. В костюмах Адама и Евы изысканно сочетаются современность и винтаж, создавая вневременную эстетику, которая идеально гармонирует с философской основой фильма.
Заключение
Фильм «Выживут только любовники» — это любовное письмо к вечному. Это фильм, который будет продолжать очаровывать, вдохновлять и бросать вызов зрителям на протяжении многих поколений. В сумерках бытия, где тени танцуют с эфемерными призраками, он вдыхает жизнь в наше общее бессмертное сердце. Симфония любви и искусства сплетает историю о вечных душах, дрейфующих в море времени. Кинематографический гобелен Джармуша, переливающийся оттенками меланхолии и страсти, раскрывает суть самых высоких аспектов нашей человечности. В священных объятиях мы находим утешение, вдохновение и возвышенность. В сердце вечности искусство и страсть являются кровью, связывающей нас — это болезненная игра, в которую мы играем, и от которой не можем отказаться.