7 советов начинающему сновидцу

(Галерея ниже, в формате PDF: скачать)

Продолжаем рубрику ответов на вопросы: «Какие советы Вы бы дали сами себе в начале сновидческой практики?» Интересный вопрос. Я над ним подумал и собрал 7 советов, которыми действительно очень хотел бы поделиться с самим собой 20-летней давности.

1. Прочти побольше хороших классических книг по ОС/ВТО

Прежде чем изучать современных авторов, нужно изучить классику. За последние несколько десятилетий тема серьезно просела, запуталась и профанировалась. Это результат излишней коммерциализации и доступности. Во времена маркиза д’Эрве де Сент-Дени, Фредерика ван Эдена, затем Роберта Монро, Карлоса Кастанеды, Патриции Гарфильд и Стивена Лабержа — картина была яснее. Нужно начать с них, чтобы четко себе представлять, что такое ОС/ВТО в классическом понимании. Практиковать тоже имеет смысл начинать по классическим методам, потому что они фундаментальны. Трюки и хитрости вторичны и, зачастую, уводят от сути. А переучиться с них будет сложно.

2. Развивай метамышление (направленное внутрь внимание)

Способность сохранять сознание в непривычных для него состояниях, включая сон со сновидениями, начинается с развития способности осознавать самого себя (т. е. свою внутреннюю жизнь) в бодрствовании и дрёме. Если этого навыка нет, то никакие техники, методы и даже технологии — не помогут. Всё основывается на развитии особенной и необычной связности нейросетей в нашем мозге, для чего необходимы собственные усилия или необычные жизненные обстоятельства. Эта связность организуется только в ответ на регулярные акты метамышления (самоосознания).

3. Тренируй память (в первую очередь сновиденную)

Но одного метамышления недостаточно. Нужно уметь его направлять не только в сферу яви, но и в сферу ИСС (в нашем случае сна). У каждого новичка к этому есть очень простая возможность: вспоминать сновидения. Чем это труднее делать, тем активнее развивается еще одна тонкая архитектура нейросетей. Она необходима по трем причинам. 1) Однажды эти связи начнут работать в обратную сторону, то есть начнутся спонтанные осознания во сне, а это база для массы методов. 2) Без этой архитектуры мы не сможем получить настоящее удовлетворение от опытов, потому что многие из них просто не сумеем как следует вспомнить. 3) Ацетилхолин одновременно «заведует» и БДГ-фазой (когда нам снятся яркие сны), и памятью. Так что развитие памяти, даже обыкновенной, сновидцу всегда чрезвычайно полезно.

4. Не используй фармакологию и технологические методы

Важно осознать: любой внешний метод с некоторого уровня эффективности становится неотличим от наркотика. Но наркотики были всегда, к чему изобретения? Практика ОС/ВТО — возможность развить характер, волю, интеллект, раскрыть свой потенциал. А наркотики не развивают, они создают проблемы. Точно так же действуют препараты и технологические решения. Они могут применяться для научных, медицинских и профессионально-прикладных целей. Но с них нельзя начинать, потому что переучиться потом будет не только сложно, а скорее всего невозможно. То есть практика может пойти прахом, не начавшись.

5. Не нарушай сон и поддерживай здоровье

В целом, главный бич сновидцев — это склонность к нарушению сна и здорового образа жизни. Кратковременно это может стимулировать опыты. Но это те же наркотики, то есть саморазрушение в обмен на кратковременный успех, который с каждым разом всё сложнее повторить. И финал у этих историй всегда печальный. Но развитие метамышления и сновиденной памяти вовсе не требует продолжительных пробуждений среди ночи и прочих нарушений режима и здоровья. Наоборот. Чем лучше и дольше мы спим и чем мы здоровее, тем проще развиваются эти навыки. Нужно лишь терпение. К тому же, мозгу требуются серьезные ресурсы для успешной практики. А без здоровья их взять просто негде.

6. Не стимулируй SOREMPs (не практикуй т. н. прямые методы)

В продолжение разговора о нарушениях сна и здоровья нужно снова отдельно выделить тему SOREMPs (sleep onset REM periods). Это когда сновидец засыпает вечером или после продолжительного перерыва сна и тут же погружается в яркий ОС/ВТО. Стремиться к этому — значит стремиться к поломанной системе естественных нейронных триггеров, переключающих стадии сна. Такая поломка, если она уже есть (ее можно не создать, а манифестировать) связана с очень неприятными заболеваниями: депрессия, нарколепсия и шизофрения. Мистически настроенные сновидцы часто считают, что такая поломка может быть безвредна. В теории может. Но где гарантия для новичка, что это его случай?

7. Не торопись и ставь долгосрочные цели

Мы живем в эпоху, когда быстрый успех и мгновенное исполнение желаний навязывается нам как норма и острая необходимость. Это дофаминовый подход, характерный людям с недостатком ресурсов. Когда ресурсов не хватает, то приходится концентрироваться на том, чтобы закрывать потребности как можно скорее. И маркетологам очень выгодно стимулировать в покупателях это состояние. Но для практики ОС/ВТО у каждого из нас уже всё есть и ничего внешнего вообще не нужно. Так что и быстрые выгоды нам ни к чему — можно почувствовать себя богатым и спокойно планировать практику хоть на десятки лет вперед. Мы и есть абсолютно богаты, прямо сейчас. Самое главное, понять это.

* * *

Начинающему сновидцу можно было бы посоветовать изучить ещё и как следует нейробиологию, но это вовсе не обязательно. Нейронауки хотя и приоткрывают завесу тайны над тем, как практика ОС/ВТО устроена на уровне мозга, но еще очень далеки от того, чтобы объяснить всё. Так что для общего образования освоить научный подход полезно, но необходимо это точно не всем. Как и ОС/ВТО, в общем-то, нужны тоже далеко не каждому. Так что в заключение я рекомендую избавиться от жажды что-то популяризировать в нашей сфере. Это то же самое чувство недостатка, которое нам навязывают люди, втюхивающие практику ОС/ВТО как товар. Но каждый сновидец уже полностью самодостаточен. Нужно только терпение и здоровый сон. Успехов в практике!

А. С.,
14.11.2023

См. также:

— «Остановка внутреннего диалога: простая и успешная стратегия»
https://osnauka.ru/ostanovka-vnutrennego-dialoga-prostaya-i-uspeshnaya-strategiya

— «Факторы, влияющие на успех практики ОС/ВТО»
https://osnauka.ru/faktory-vliyayushhie-na-uspeh-praktiki-os-vto

— «SOREMPs — критерий эффективности и фактор риска в практике ОС/ВТО» (первый слайд материала в рамках системы БАЗОС)
https://vk.com/wall-139589208_10056

— «Самая главная ошибка сновидца»
https://vk.com/wall-139589208_9607

— «Почему так много курсов ОС/ВТО, но так мало успешных сновидцев?»
https://vk.com/wall-139589208_9244

— «Об эффективном подходе к практике для начинающих сновидцев»
https://vk.com/wall-139589208_7266

Евгений Симашов

2023-11-28 18:38:12#17441

Я хоть и поклонник Монро.. Но там тоже имхо не все так чисто, особенно читая 3~ю книгу, ну уже сказки же, а раз враки в третьей, то какова ценность первых двух?.. Но больше смущает 6~й пункт.. Это как?? Самый казалось бы надёжный и мощный способ вто в мусорку?

Артём Синин

[Евгений], самый надежный и мощный способ — молоток. Ну или вот дрель теперь тоже в моде. А если серьезнее, то вот есть, к примеру, «собачий кайф» — тоже некоторые воспринимают такого рода методы как мощные и надежные. Только дети почему-то регулярно умирают от них или становятся инвалидами, а так всё «прекрасно». Аналогия с SOREMPs — абсолютно прямая, хоть и многим, к сожалению, неочевидная.

Евгений Симашов

[Артём], А Насколько по вашему негативно влияет алкоголь, сигареты, секс на способности к ОС/ВТО? Из практики только, не голословно. Блин почему мне не приходят уведомления об ответах на этот пост не пойму, уже все колокольчики и подписки вроде повключал везде..

Артём Синин

[Евгений], что касается алкоголя и курения, то смотря что считать способностью к ОС/ВТО и как ее измерять. Если речь о кратковременном и количественном аспекте, то негативно это совершенно точно не влияет. Более того, всё это может стимулировать практику, как и любые прочие источники чувственных возбуждений. Если же говорить о долгосрочном эффекте и качественных характеристиках, то это совсем другой разговор и перспективы здесь совсем другие, отрицательные. Особенно что касается качественных показателей.

Что же касается секса, то это естественная функция физического организма, которая как при избытке, так и при недостатке (с учетом возраста и физиологических норм отдельных индивидов) — ведет к нарушениям здоровья возрастающей тяжести. И если поначалу эти нарушения, опять же, могут функционировать как стимулятор необычных состояния сознания в т. ч. во время сна, чему легко найти практические подтверждения и описания из опытов как воздерживающихся, так и наоборот, сновидцев, то в перспективе, опять же, ждать хорошего сложно. Вообще, эту тему любят муссировать юные сновидцы, что объяснимо и допустимо, но после сорока, пообщавшись пару раз с урологом, откровенно говоря, все подобные разговоры начинаешь воспринимать как ребячество.

Просто всего должно быть в меру, как бы скучно это ни звучало.




Смех Жизнь

2023-11-15 20:26:06#17403

Избавляться от плохих привычек. Алкоголь, в-ва и др. пагубные привычки -вещи с осознанностью не совместимые. Хотя рассказывать можно всякое.

Вести эмоционально насыщенную жизнь можно и нужно адекватно.

Евгений Симашов

[Смех], абсолютно согласен, это возможно первые советы должны быть. Ну а ещё воздержание от секса и желательно мяса..

Смех Жизнь

[Евгений], ну, если решил собирать личную силу, то без этого никак. А то практикуй не практикуй... 😆😉

Замечено, что алкоголь и рукоблудие связаны. Первое ведет ко второму... Тут бесполезно искать причинно-следственную связь и проводить логические цепочки... так оно работает😆🙏




Anti Nomiya

2023-11-15 11:07:11#17400

Я бы посоветовала себе в прошлом начинать практику с реала, с жизни, со здоровья. Чтобы был крепкий фундамент и опора.

Сновидцу ( когда есть предрасположенность)

это даётся сложнее и поэтому очень важно, чтобы в жизни был порядок, крепкая нервная система, достаточный уровень энергии. Сталкинг должен быть на первом месте, даже если сноВидение врывается в жизнь не спрашивая.

Евгений Симашов

[Anti], Даа, сталкинг наше всё!)




Анна Вестникова

2023-11-15 11:01:07#17399

Хотелось бы чуть подробнее про пункт два, развитие метамышления.

Anti Nomiya

[Анна], кажется для этого Дон Хуан отправлял своих учеников в университет. Для развития абстрактного мышления.




Дмитрий Дмитриев

2023-11-15 10:55:23#17398

Вот на счёт технологических методов не согласен. Мне видится как раз в них помощь в освоении, а не замена естественных процессов (вроде внимания).

Долго мечтал об онейрографе, но для меня было слишком дорого и сложно. Закончил 3 курса от разных авторов по ОС. Цели не достигнуты.

Надежда на технологии осталась. Ну или на более толковые курсы.

Артём Синин

[Дмитрий], я говорю о технологических способах стимуляции ОС/ВТО, а не о технологиях в принципе. Измерительные технологии в нашей сфере, как и тренажёры - вполне могут быть полезны, хотя и требуют гораздо более высоких начальных знаний и ответственности, что, опять же, новичку далеко не всегда доступно. А самое главное, как новичку удержаться от искушения теми же технологиями поломать себе сон ради быстро достижимых, но чреватых в перспективе опытов? Лучше, мне кажется, этого искушения новичкам вообще не касаться. Со временем с ним справиться будет гораздо проще.

Дмитрий Дмитриев

[Артём], вот депривация сна с помощью отслеживания браслетом фазы быстрого сна - это не способ стимуляции, а скорее измерительный метод. Стимуляция там ведь только вибро. Вы наверное какую-нибудь транскраниальную имели ввиду))

Пользуясь случаем, выражаю вам благодарность за эту группу и материалы! Нередко даю ссылки на неё когда нужно донести научную сферу применения.

Артём Синин

[Дмитрий], депривация, по определению (сокращение, лишение, прерывание сна) — это как раз то, чего стоит избегать, если нас интересует здоровье. Любые приборы, гаджеты, программы и методы, которые предполагают депривацию — новичкам, на мой взгляд, абсолютно не годятся. И бесполезны до тех пор, пока не выработана нужная архитектура нейронных связей, для организации которой они не нужны.

Спасибо на добром слове. =)

Евгений Симашов

[Дмитрий], 😁 тоже на Радугу повёлся?

Дмитрий Дмитриев

[Евгений], а что Радуга? Я его не читал, методики его не изучал.

Я прочитал когда-то о симбиозе SleepWithAndroid с mi fit tools, пробовал несколько будильников ставить. Но так себе результат. Потому что фазу сна браслет не отслеживал в таком режиме. Получалось, что я просто несколько раз из сна замечал, что срабатывает будильник (он слабо вибрировал раза 3-4, чтобы не разбудить совсем). Чаще вместо осознавания я получал недосып и срабатывание как придётся, а не в БДГ.

Куда большего успеха я добился непрямым методом. Но всё равно верю в технологии. Ща бы не отказался от будильника по быстрому сну с настраиваемой виброй.

Дима Манин

[Дмитрий], а что за три автора по Ос, если не секрет?

Дмитрий Дмитриев

[Дима], Григорий Каминский, Степан Юсин и Юрий Есенников. Если нужны подробности о них, пишите в ЛС.

Евгений Симашов

[Дмитрий], надежда осталась, а как насчет разочарования?? Я вот разочаровался и бросил лет на 15.. Сейчас вот пытаюсь собраться, это очень тяжело.. И да, с годами, как и говорил ДонХуан необходимая энергия угасает (если не ошибаюсь уже после 30 лет) и становится сложнее. Наверное надо у Артема учиться принимать соответствующие "препараты" и витамины..

Дмитрий Дмитриев

[Евгений], ну да, есть такое дело. Если долго мучиться и не достигнуть результата, мотивация пропадает.

Но у меня в друзьях есть человек сильно старше меня. Полгода плотной практики и жизнь ближе к природе, и он достиг результатов.

Мне 39, но я уверен - будут подходящие условия и я превзойду результаты прошлого. Надо иметь некоторую долю свободного внимания, интереса к ОС и энергию Си12 (если придерживаться терминологии Гурджиева).

А пока отдых уже 4 года.

Р.А.Монро засновидел в довольно зрелом возрасте, если я не ошибаюсь. Уже реализовав себя как семьянин и владелец какой-то аудиофирмы.

Ещё источник мотивации - исследование своего бессознательного посредством снов. Как раз вступаю в группу, которая пробует претворить в реальность элементы из ОС (поведение, сознание и прочее).




Анна Сакс

2023-11-15 10:10:39#17397

Помню, меня отрезвил ответ персонажа сна на мой вопрос. Бесконечно довольная длинным осознанным сном, где я смогла осуществить все, что хотела (включая формирование обстоятельств и личностей), я зашла в бар. Лёгким движением руки визуализировав деньги, я заказала у бармена напиток и спросила, как он думает, что я здесь делаю. Он посмотрел на меня и сказал: "ты думаешь, что ты практикуешь. Что ты продвинутый практик и достигла многого. Вас таких здесь много))) посмотри вокруг. Но на самом деле ты всего лишь спишь"))))

Евгений Симашов

[Анна], 🤣👍 супер! Я почему то тоже склоняюсь к этому мнению. Прямой выход в астрал куда реальнее как мне кажется, ибо возможности мозга фантазировать поистине безграничны😁

Анна Сакс

[Евгений], а прямой выход в астрал это что?)) Не сон?)

Евгений Симашов

[Анна], это осознанное выделение астрального тела какбы больше. Это больше на магическую практику похоже. Хотя некоторые думают что выделяют, а на самом деле это сон))

Анна Сакс

[Евгений], тогда нужно дать определение, что есть сон, а что не есть сон). Если тело не осознаётся, то это - сон. Мы же сознанием , когда "выходим", полностью в этом выходе

Наталья Вайя

[Анна], демоны часто говорят правду.

Анна Сакс

[Наталья], про демонов ничего не скажу)

Наталья Вайя

[Анна], до поры, если не остановитесь.

Анна Сакс

[Наталья], вам, видимо, виднее)

Евгений Симашов

[Анна], соглашусь! Но и тут есть нюансы.. Бывает процентов на 10 осознаешься, бывает на 50.. куда это отнести?))

Анна Сакс

[Евгений], 10% осознанность это не осознанный сон. Осознанный сон - когда ты контролируешь себя и точно знаешь, что все вокруг сон. А если ты убегаешь от монстра - это неосознанный сон. Я себе за критерий беру возможность управления собой и реальностью




Анна Сакс

2023-11-15 10:06:32#17396

Лично мой совет начинающему сновидцу - идти своим путем) чужие идеи нам могут помогать, а могут и тормозить)

Усердные тренировки могут сначала дать хорошие результаты, а потом вызвать полное прекращение практики (99% всех практиков, которых я знаю, лет через 10 забросили практику).

Для меня сновидение - это бесконечное чудо)) и погружение в это чудо даёт мне вдохновение и интерес продолжать дальше.

Евгений Симашов

[Анна], вот это наверное идеальный ответ! ;)




Максим Федоров

2023-11-15 08:46:06#17394

Очень ценные советы! А качество иллюстраций и их уместность просто зашкаливает 😎👍👍




Добавить комментарий