«Сказка», 2022 (Россия, реж. А. Н. Сокуров)

Совершенно сноподобный фильм получился у Александра Николаевича Сокурова. Настолько сноподобный, что и фильмом-то его назвать сложно. Ну, собственно, и музыкальный ряд с многократными упоминаниями Оле-Лукойе подсказывает, что без сновидений тут не обошлось. Да и сами персонажи задаются вопросами о сноподобной природе окружающей их реальности неоднократно. Так что, думаю, вдохновение к столь характерной и хорошо нам знакомой не просто сюрреалистической, а именно иномирной атмосфере фильма — взялось, скорее всего, не на пустом месте. Уж слишком много деталей указывает на то, что мотивом послужило какое-то собственное, так сказать, реальное переживание, а не просто размышление или фантазия. Я лично в этом почти не сомневаюсь, хотя прямых вопросов на этот счет в интервью я не нашел, и ответов, соответственно, тоже. Ну, тем лучше для нас, кто будет пытаться разгадать этот ребус.

Но это разговор о форме. И я лично на это произведение смотрел именно как на атмосферный сюрреалистический и вводящий в ИСС фон для собственных размышлений. Что характерно и, думаю, правильно для хорошего артхауса. Но у государственных киноведов, судя по всему, размышления какие-то получились по мотивам этого фона — «не те». Поэтому они это историческое произведение (а я уверен, что оно останется в истории кинематографа, как минимум, в качестве примера совершенно новаторского и оригинального подхода) — запретили к прокату. Чем поставили нашего столь редкого, плодовитого, последовательного и, что уж там, всемирно известного режиссера — перед выбором: быть или не быть? То есть, работать дальше в России или нет? И поскольку Александр Николаевич из России уезжать принципиально отказывается, то вопрос сузился до совсем простого: снимать или не снимать? И ответ он, увы, пока констатирует отрицательный. Что весьма печально.

«О времена!», что еще можно добавить?

В общем, фильм однозначно рекомендую к просмотру. Хотя бы, что называется, для образования. А, может быть, и в качестве примера явления настоящего русского искусства, коих мы в последнее время видим так мало.

Ну а если кого-то это «сновидение» всё-таки оскорбит или заденет какие-то священные культы… что ж. Значит время задуматься, насколько прочный фундамент у этих культов, и не пора ли запретить сновидения, как прекурсор опасных для этого фундамента сказок?

А. С.,
09.12.2023

См. также:

— «Чудесная история Генри Шугара» (2023)
https://osnauka.ru/chudesnaya-istoriya-genri-shugara-2023

— «Не хороните меня без Ивана», 2022 (Якутия)
https://osnauka.ru/ne-horonite-menya-bez-ivana-2022-yakutiya

— «Возможные миры» («Possible Worlds»), 2000, Канада
https://osnauka.ru/vozmozhnye-miry-possible-worlds-2000-kanada

— «Сны Акиры Куросавы», 1990, Япония
https://vk.com/wall-139589208_11470

— «Зеркало для героя», 1987, СССР
https://osnauka.ru/zerkalo-dlya-geroya-1987-sssr

— 60 лучших фильмов про природу сознания и осознанность
https://osnauka.ru/60-luchshih-filmov-pro-prirodu-soznaniya-i-osoznannost

Анна Сакс

2023-12-25 22:58:58#17609

Как интересно, мне тоже снилось такое пространство, правда, цветное) полуразрушенные греческие храмы




Анна Сакс

2023-12-09 12:46:14#17533

Спасибо за рекомендацию, у вас беру идеи, что посмотреть 🙏

Евгений Симашов

[Анна], абсолютно соглашусь!




Добавить комментарий