В творческой рубрике делюсь информацией об экстраординарном событии, впрочем, о котором все уже наверное слышали. В сети появилась пиратская копия фильма «Ампир V», снятого по одному из ключевых произведений Виктора Пелевина. Это непосредственное продолжение «Generation П» — наиболее известного, наверное, его романа, по которому тот же режиссер, Виктор Гинзбург, тоже ранее снял фильм.
На этом я закончу общую информацию, потому что всё это легко найти в сети и без меня постоянно муссируется. Отмечу только, тоже общеизвестное, что Гинзбург попросил зрителей не смотреть пиратскую копию картины и пообещал, что если картине так и не выдадут прокатное удостоверение (из-за чего якобы ее всё никак не выпускают в кинотеатры), то он сам выложит фильм в сети в полной версии. При этом сейчас якобы гуляет незаконченная версия фильма без ряда каких-то ключевых сцен. Именно поэтому я не прилагаю к посту это видео, хотя оно есть везде, даже в ВК можно найти. Но советую, действительно, подождать. Хотя сам я уже посмотрел, но просто потому что на тот момент еще не было этой информации. Ну и раз посмотрел, то делюсь отзывом.
В общем, это один из самых смелых фильмов, которые я видел. Смелых во многих смыслах. И политически, и религиозно, и духовно. И я, если так можно сказать, горжусь, что Гинзбург и Пелевин если не живут, то хотя бы родились в России. Наверное, действительно, только из нашего, пропитанного теми же Достоевским с Гоголем, грунта, могли вырасти такие необычные и отчаянные «русские баобабы». Но кроме вот такого рода метафор, я даже не знаю, чем еще словесно наполнить этот отзыв. Помимо смелости, я бы сказал, что это, наверное, одно из самых сложных произведений, которые я изучал. Если сравнивать «Ампир V», скажем, с «Матрицей», то второе будет выглядеть как комикс.
Но тут же надо оговориться, что подавляющее большинство людей, конечно, не увидят этой глубины. Если посмотреть отзывы в интернете, то можно прочесть массу разочарованных «критиков», которые обсуждают игру актеров (которая местами действительно отталкивает, хотя далеко не везде); упрощенный по отношению к книге сценарий (хотя иначе, понятно, что быть не может, и надо отдать должное Гинзбургу — он очень трепетно подошел к работе, ничего не переиначил и сохранил все главные идеи); и в то же время затянутость фильма (хотя слава Богу, что это не какой-нибудь экшн со стрельбой и драками, а в большей степени философское размышление, как и задумано в книге). Ну и так далее.
И это всё вполне законные, в общем-то, критические замечания. Но они, как бы, не о том. Они про одежду, а не про тело. Да, одежда так себе. Не совершенство. Но это, во-первых, не суть важно, и во-вторых, может быть, даже хорошо. Такие фильмы, на мой взгляд, не должны становиться прямо массовыми и удовлетворяющими. Они должны, наоборот, раздражать. Пробуждать. Бередить. И вот эту функцию, на мой взгляд, фильм прекрасно выполняет, не отобрав у романа самого главного — ощущения истинности. Мне кажется, что именно так, вообще говоря, и единственно возможно смотреть этот фильм. Не как какого-нибудь «Гарри Поттера», а как такую вот завуалированную документалку. При таком подходе все недостатки, на мой взгляд, растворяются. Потому что они и должны быть. Ведь это не сказка, и мир наше тоже более чем несовершенен. На самом деле, я бы даже добавил в такое кино чего-то еще более приземленного, несовершенного, бытового. Вот в этом скорее, если бы я искал, то нашел недостаток. Вот стихотворный «баттл», к примеру, у Пелевина гораздо интереснее, на мой взгляд. Это не обязательно было прилизывать. Но это, опять же, разговор о внешнем.
Что же касается внутреннего… Ну а что тут говорить? Всё уже сказано, в общем-то, в «Generation П». Хотя Пелевин вот, судя по информации из сети, сам прислал Гинзбургу рукопись романа «Empire V» с комментарием, что в нём содержится ответ на главный вопрос «Generation П»: «Кто всем этим управляет?». И это очередной намек, что ни Пелевин, ни Гинзбург — не рассматривают это произведение как чисто художественное. И я смею полагать, что они даже не считают это сатирой. Это завуалированная правда. Вот почему кино никак не выпустят в кинотеатры. Вот почему пришлось собирать деньги на этот фильм на краудфандинге и ICO. И вот почему Пелевина давно уже никто не видит. Да потому что его и нет уже в этом иллюзорном мире, сотканном из гламура и дискурса. Он давно вышел. Но мы не можем увидеть на месте его выхода «дыру». У нас нет к этому развитых органов зрения. Мы видим тот же гламур и дискурс, что единственное и способны увидеть. Это и есть его творчество, и другого быть не может.
Но. Так же как «ум Б» может отражать «ум А», и в этот момент рождается человеческое метамышление, так же и дискурс может отразить сам себя и возникает метадискурс. А когда гламур отражает гламур — то возникает метагламур. Вот фильм — это пример метагламура, что есть очень редкий жанр. А книга — пример метадискурса. Вместе они способны повоздействовать на сознание таким образом, что человек сможет приоткрыть в себе мета-метамышление, то есть приподнимется над своей человечностью в метачеловечность. Но это, естественно, нужно и можно единицам. А для остальных это будет просто недостаточно гламурный гламур и недостаточно дискурсивный дискурс. И так и должно быть. И это прекрасно.
В общем, я не знаю, запутал я вас или распутал. Но по крайней мере выразил какую-то крупицу тех размышлений, которые может родить этот фильм. Так что сновидцам я его совершенно точно рекомендую, как минимум, для ознакомления. Про сновидческую тему я даже не говорю — она в фильме есть, есть даже неплохо нарисованные онейроны, и вообще графика мне лично понравилась. Но это всё, повторю, вторично. И скорее всего, действительно, лучше подождать законченную версию. Ведь таких фильмов мы за всю жизнь увидим, может быть, два-три, и обчелся. Так что спешки-то никакой нет. Вполне можно не торопиться, двигаясь по этому склону.
А. С.,
01.04.2023
p. s. В приложение к посту публикую недавний документальный фильм о Пелевине, который не могу сказать, что представляет из себя что-то уж очень выдающееся, но всё-таки он заслуживает внимания и я давно уже собирался его опубликовать. Так что, думаю, пусть будет. Ну а кто соберется поискать слитый фильм — поиск будет не сложным. Повторю, я это не советую делать, но, если что, понимаю. Сам я посмотрел его уже два раза. И я, кстати, не помню, когда последний раз смотрел фильм два раза подряд. Может быть, это была «Матрица». Но повторю, что я не смотрю этот фильм как художественное кино. Это просто возможность активировать и развить уже существующие нейросети, если они есть. То есть в каком-то смысле это в точности то же самое, что практика осознанных сновидений.