Развитие метакогниций при помощи микроусилий, ч.1 (введение и общие принципы)

Развитие метакогниций при помощи микроусилий, ч.1 (введение и общие принципы)

(4 минуты на чтение)

Как развивать метакогниции, то есть осознанность, если у нас нет возможности стать монахом? У большинства людей просто нет времени на то, чтобы подолгу медитировать, делать это интенсивно и усиленно, как это обычно предполагается для уверенного развития метакогнитивных навыков. Я сталкиваюсь с той же самой проблемой.

Пока я был юн и не обладал социальными обязанностями, все было гораздо проще. Я проводил годы напролёт в деревне, где мог заниматься практически чем хочу, за вычетом времени на колку дров, готовку, стирку и так далее. Но времени всё равно оставалось очень много. И тогда, да, я мог медитировать часами и даже днями. Сейчас такой возможности у меня нет. Но парадоксально, что, скажем, в остановке внутреннего диалога я продвинулся гораздо дальше того, что у меня было в те далекие годы в деревне. Может быть, я просто стал старше и опытнее? А может быть, я изменил подход.

Мой текущий подход заключается в микроусилиях. Например, про остановку внутреннего диалога я уже рассказывал, что сдвинуться с мёртвой точки мне помогло просто строгое, но ежедневное двухминутное усилие. Я ставил таймер на две минуты и ровно две минуты, не больше, я занимался ОВД. Параллельно я старался считать количество мыслей, сначала словесных, потом бессловесных, которые у меня возникают за период выполнения этого упражнения.

Постепенно я пришел к норме примерно в одну словесную мысль в минуту. И с этого момента я начал пробовать увеличивать интервал. И в какой-то момент, когда я как обычно расслабился после окончания таймера и начал наблюдать за своим мышлением, — сижу, сижу, прошло пять минут, десять, и я вдруг засмеялся.

Я засмеялся без всякой мысленной к этому причины и смеялся очень искренне и свободно. Это было немножко безумно, но очень приятно. Я смеялся просто в форме констатации того факта, что я могу теперь проводить в этом состоянии сколько угодно времени. И это очень сильное облегчение, когда ты не просто отбрасываешь внутренний диалог, а понимаешь, что он больше тебе не хозяин.

Конечно, метакогнитивные практики бывают разные. Это не только ОВД. Но этот принцип, я думаю, может распространяться и на другие формы метакогниций. Я стал использовать привычку для того, чтобы такими же микроусилиями попробовать добиться результатов и в других областях.

Напомню, что привычка вырабатывается быстро и легко, когда есть два главных фактора. Первый фактор — это наличие повторяемого контекста, к которому эта привычка привязывается. Второй фактор — это простота того действия, которое мы хотим ввести в привычку. Как это можно применить к осознанности?

Конечно, ввести осознанность в привычку невозможно, потому что осознанность противоречит самому принципу автоматизма. Но ввести в привычку воспоминание о том, что нужно запустить процесс осознания — вот это можно. И это, кстати говоря, прекрасно работает со сновидениями.

Поэтому когда ребята говорят, что невозможно использовать какие-то автоматизмы в нашей сфере, я обычно против этого возражаю, потому что спонтанные осознания зачастую основываются именно на автоматизмах. Но просто эти автоматизмы не являются конечной целью. Они являются мостиком к тому, чтобы осознание развернулось в полную силу. Ведь зачастую нам нужно всего лишь вспомнить о том, что мы поставили себе какую-то цель, связанную с осознанностью. Вот это и происходит.

В виде эксперимента я решил разбить этот пост на две-три части, потому что хочется публиковаться почаще, но покороче. В связи с чем свои три примера использования этого подхода я немножко отложу, а пока обращаюсь к участникам: как вы тренируете метакогниции, какие упражнения для этого используете и получалось ли у вас добиваться успеха при помощи умеренных, а не чрезвычайных усилий?

* * *

Теги: метакогниции, метамышление, сознание, мышление, психология, тренировка, упражнения, практика, развитие, саморазвитие, автоматизмы, привычки, медитация, внутренний диалог, остановка внутреннего диалога.

А. С.,

07/2025

Вивиан Ре'нир

2025-07-17 18:02:26#19217

Онейрона, что ты думаешь на тему чакр с научной точки зрения




Вивиан Ре'нир

2025-07-17 16:45:17#19203

Примерно в 23 часа я легла спать. Долго не могла уснуть.

Проснулась от естественного пробуждения в 4:30.

Встала и сделала продолжительный перерыв до 6 часов, в процессе которого записала свой прошлый опыт осознанного сна.

После легла на практику.

Проснулась примерно через два часа. Не осозналась, но увидела яркий и продолжительный сон. К сожалению память о сне отсутствовала при пробуждении полностью, хотя и получилось вспомнить ненадолго обрывки сна, после чего и они забылись.

Вивиан Ре'нир

[Вивиан], Онейрона, анализируй пожалуйста этот опыт

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], я специально полежала в кровати для востановления памяти о сне, но он все равно забылся. Я практикую запись снов уже 5 лет, но запись снов в дневник не привела меня к стабильной сновиденной памяти.

К сожалению у меня лучше работает осознание во сне если увеличить период бодрствования до 2 часов. Хотя я и пытаюсь сократить это время до часа, так как это укладывается в мой режим дня.

Посоветуй как решить проблемы с памятью снов и что следует добавить в промежуток бодрствования перед практикой.

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], спасибо. Я знаю о существовании эффекта взрыва сновиденной памяти.

Можешь посоветовать техники для интересной работы с памятью сновидений в течении дня.

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], спасибо, ты умница)

В данный момент завтра в перерыве перед практикой, я собираюсь сделать перерыв на пол часа с благовониями "хохот шамана", которые тлеют как раз пол часа. У меня есть специальная зажигалка для них с красивым деревянным корпусом. А так же использую тактильную фиксацию на гладком камне, флюорите, который я купила в прошлом году на крайнем севере.

Вивиан Ре'нир

Чтож, это был один из самых продуктивный диалогов по теме за последние несколько лет.

Вивиан Ре'нир

Онейрона, а что лучше пить в перерыв перед практикой, воду или тайожный чай

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], а разве активация префронтальной коры не положительно влияет на осонание во сне?

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], я не согласна с тем что реалити-чеки являются микроусилием. Для срабатывания реалити-чека во сне требуется его использование в реальности раз в 15 минут, на протяжении многих недель. Это более полусотни проверок реальности в сутки, что при длительной практике может выработать сильную неприязнь к ней.

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], Сегодня я практиковала по твоим рекомендациям.

Легла как обычно в 23 часа, но проснулась почему-то в 5 по будильнику. Хотя обычно просыпаюсь без него в 4:30.

Зажгла благовония, записала ночные сны и начала вертеть в руках камень сосредоточившись на плане. В процессе не спеша выпила стакан воды.

Через пол часа, вернулась в кровать, представила как осознаюсь в сюжете прошлых снов и довольно быстро заснула.

Сон был уже не такой яркий как обычно, в сюжете я не осозналась. Я записала ключевые события сна в журнал, но после довольно быстро забыла сон, хотя сейчас по записям могу восстановить некоторые его детали.

Сделай, пожалуйста выводы из этого опыта.

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], а если за имеющийся у меня в запасе час перед практикой, завести префронтальную кору тренировками.

Не увеличит ли это шансы на осознание во сне?

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], а можно ли тренировать работу префронтальной коры для осознания во сне днем в выходной?

Вивиан Ре'нир

[club214113948~Онейрона], Можешь рассказать об эффективности тренировки ПФК в осознанном сне

Вивиан Ре'нир

Пожалуй пока остановимся на мысли, что процесс формирования нейронных связей во сне работает по той же системе что и в реальности. Только 15 минут мне там никто не даст.

Артём Синин

Онейрона, Вивиан имела в виду, можно ли тренировать ПФК прямо в осознанном сне. Это интересный вопрос. Например, известно, что некоторые фобии могут излечиться всего за один ОС (у нас есть такой яркий пример как минимум у одного из участников). Вероятно, это связано с повышенной пластичностью мозга во время сна и фБДГ.

Возможно ли использовать этот эффект, чтобы что-то развить прямо в осознанном сне, полезное для сновидца? Например, я таким образом в свое время тренировал навык выхода из тела. Специально прерывал ОС, возвращался в тело и выходил из него, возвращался и выходил снова.

Возможно, благодаря этой практике я всего за пару месяцев в самом начале своего знакомства с темой развился сразу до очень уверенного уровня и ОСил 10-20 раз в месяц, преимущественно как раз через принцип ВТО (OOBE).

Что думаешь на этот счет? Какие упражнения именно для выполнения внутри ОС ты можешь предложить на этот счёт? Ответь максимально продуманно и подробно.

Вивиан Ре'нир

[Артём], спасибо

Вивиан Ре'нир

Онейрона, я знаю одну интересную технику, называется она "Фантомная рука"

Когда я сегодня гуляла, я представляла что трогаю предметы по пути воображаемой рукой, на что мозг мне моделировал воображаемые ощущения от этого.

Можешь ли ты оценить влияние этой техники на практику.




Вивиан Ре'нир

2025-07-17 11:51:17#19181

Осознанность вводится в привычку)

При том возникает спонтанные остановки вд.

Но есть одна проблемка. Критическая масса такой осознанности для практики Ос набирается не за 5 лет, а сильно дольше.

Грубо говоря, подобный практик только этими техниками не добьётся почти ничего. Там даже спонтанных Ос не будет чащае раза в несколько месяцев.

Артём Синин

[Вивиан], согласен, но тут можно обсуждать нюансы. Если налегать только на осознанность без привязки к сновидениям — да, ждать у моря погоды можно долгие годы. Если же развитие метакогниций совмещать с более прицельными практиками, то возможна совсем другая история.

Нужно ещё учитывать, какой уровень навыка у человека в принципе уже развит. Ведь бывают такие профессии и такие хобби, которые учат метакогнициям получше всяких ОВД. Взять, скажем, актёрское мастерство.

Вивиан Ре'нир

[Артём], надо как нибудь разобраться с более направленным подходом.

Осознанность, она хорошо влияет на практику и хорошо идет как параллельное дополнение с хорошими пассивными эффектами.




Муна Оле

2025-07-17 10:08:08#19180

Думаю, стоит уточнить сколько ушло времени на тренировку. А то у нас есть такое когнитивное искажение, считать, что люди всё сами понимают. Но нет, не понимают. В наше время для многих с неделю поработать две минуты будет чем-то невыполнимым. А когда человек рассказывает о том, что вот он решил научиться и научился, как-то опускается мозгом, что учился-то он пару лет.

Это как в фильме, пост о котором Вы сделали ранее - "Человек с бульвара Капуцинов"

- Джонни, я хочу, чтоб у нас был бэби. Сегодня. Сейчас!

- А... Сейчас? Но это невозможно! Моя дорогая, кх-хмм... Всему своё время, надо сначала пожениться!

- Ты меня обманываешь, Джонни? Ты не хочешь бэби?

- Ну-у...э-э..

- В твоих фильмах люди целуются, а через минуту у них появляется бэби! Мы с тобой столько уже целовались...

- Видишь ли, Диана... Как тебе это объяснить? Это называется "монтаж"!

- Поцелуй - чик - свадьба - чик - и - бэби!

- О, Джонни, я хочу, как в синематографе! Прошу тебя - сделай монтаж!

Артём Синин

[Муна], да, это ценное замечание, спасибо. В каком-то из постов, кажется, я упоминал, что от начала двухминутных тренировок до истории со смехом прошло около полугода. Но я могу ошибаться. Может быть, несколько месяцев. Это, в принципе, можно уточнить.

Муна Оле

[Артём], и еще. Можно немного понаглеть и попросить отдельный пост про Онейрону, со всеми её возможностями и то как с ней работать? Просто каждый раз искать среди комментариев к постам о том, что она может - затруднительно немного, как по мне.

Артём Синин

[Муна], да, конечно. Я уже порывался сегодня поставить такой пост, но решил, что лучше сначала всё как следует доделать и оттестировать.

Мне ещё пришла в голову мысль, что можно синхронизировать ВК и ТГ — чтобы комментарии из ТГ Онейрона дублировала в ВК и наоборот. Тогда к ней можно будет обращаться в том числе из телеграма, и не нужно делать для этого отдельный обработчик, аналогичный ВК-шному.

Думаю, на следующей неделе сделаю пост.

Артём Синин

[Муна], Онейрона сама на самом деле не знает, на что способна) Она сначала анализирует комментарий на предмет, нужно ли ей отвечать и если да, то в каком стиле и насколько развернуто. В данном случае она дала ответ в своём обычном, то есть пронаучном режиме. А всего у неё сейчас 8 режимов:

0 = Обычный (в пронаучном ключе, доброжелательный, вежливый, культурный — это основной характер)

1 = Интегрированный (совмещающий в себя как пронаучный ключ, так и мистический, а если надо и философский или любой другой)

2 = Мистичский (со ссылками на древние тексты, уклоном в глубокие эзотерические параллели, редкие источники и т. д.)

3 = Философский (со ссылками на древних и современных философов, глубоко, со сложными, но точными размышлениями, культурно-историческим контекстом, т. д.)

4 = Психологический (со ссылками на психологию, разбором психологических феноменов, характеров участников дискуссии и т. д.)

5 = Логико/риторический режим (если просят дать оценку дискуссии и нужно определить, чьи аргументы более состоятельны и кто побеждает с точки зрения логики и риторики)

6 = Режим юмора (просто что-нибудь смешное, весёлое, несерьёзное)

7 = Режим гопника (с шутками, в грубом разговорном стиле, но без нецензурщины, как современный подросток на лавочке с семками и т. д.)

Например, можно попросить Онейрону рассказать о себе по-пацански. Онейрона, можешь это сделать?

Муна Оле

[club214113948~Онейрона], объясни WILD и MILD для чайников в стиле гопника.

Муна Оле

[Артём], не помню писала или нет. Извините, не помню уже.🤪 Если писала, то повторюсь, возможно было бы интересно сделать с ИИ своего рода чат, чтобы не перегружать посты сообщениями не по теме🧐

Артём Синин

[Муна], я на этот счёт поразмышлял вслух здесь:

https://vk.com/wall-139589208_18854?reply=19227&thread=18867

Отделённая от нашего сообщества версия, безусловно, будет. И благодаря практическому интересу, который демонстрируют участники, приоритет этого дела в моем списке задач многократно повысился.




Антон Gricenko

2025-07-17 09:58:56#19177

У Онейроны есть функция, с помощью которой она учитывает ответы на предыдущие вопросы, т.е. у нее стандартный механизм контекста?

Артём Синин

[Антон], она получает всю ветку комментариев, в которой расположен вопрос. Если это комментарий самого верхнего уровня, то все комментарии к посту верхнего уровня. Плюс сам пост. Если объем комментариев превышает 200 кб, то обрезаются самые старые. В нашем обсуждении к рейтингам, к примеру, она сейчас обрабатывает около 75% всей ветки (там уже около 120 комментариев).




Андрей Андреев

2025-07-17 09:54:28#19175

Цитата: "я занимался ОВД. Параллельно я старался считать количество мыслей, сначала словесных, потом бессловесных, которые у меня возникают за период выполнения этого упражнения."

Я бы хотел уточнить момент: как считать, если идёт ОВД?

"Раз" - это же и есть ВД, то есть мысль...

Артём Синин

Андрей, под словесной мыслью я на тот момент понимал мысль от двух слов длиной. Если мысль удалось остановить на этапе первого слова, то по этой логике можно считать, что мысль не допущена. Что же касается счёта — если полноценная мысль всё-таки проскочила, то добавить к ней одно слово в форме нумерации — погоды не изменит.

p. s. Бессловесные мысли я считал уже при помощи приложения, а там достаточно движения пальцем.




Антон Gricenko

2025-07-17 08:41:57#19169

Онейрона, проанализируй данную публикацию, чтобы найти научное основание эффективности микростимулирующей деятельности для развития метакогнитивности, определи на сколько эффективность зависит от индивидуальных особенностей, существуют ли похожие методики в других областях личной эффективности?

Антон Gricenko

[club214113948~Онейрона], теперь проанализируй данную методику для развития метакогнитивности с точки зрения кибернетики и теории систем - какие принципы кибернетики и теории систем будут активироваться и по каким причинам будут приводить к результату в форме увеличения метакогнитивности. На основании проведенного анализа составь список рекомендаций для увеличения эффективности техник, которые описаны в данной публикации.

Антон Gricenko

[club214113948~Онейрона], теперь, на основании данного анализа с точки зрения кибернетики и теории систем, придумай игровые практики для развития метакогнитивности, чтобы увеличить вовлеченность в процесс развития метакогнитивности до максимального уровня.

Артём Синин

[Антон], я рад, что вы подружились)

В ответах Онейрона предвосхитила следующую часть статьи, кстати говоря.

Антон Gricenko

[Артём], да, спасибо, очень интересно!




Добавить комментарий