«Сомниум» Иоганна Кеплера (современника Галилео Галилея, Тихо Браге и Исаака Ньютона) — замечательная находка для всех, кто интересуется темой сновидчества в науке, искусстве и литературе. Эта работа поднимает целый пласт новой информации в рамках изучения истории сновидчества. На протяжении веков «Сомниум» оставался малоизвестной, если не сказать забытой, работой, известной только редким ученым-астрономам и историкам науки. Лишь недавно ее значение как новаторского произведения научной фантастики стало привлекать заслуженное внимание. Будучи, фактически, первым примером настоящей научной фантастики, «Сомниум» проложил путь для целого литературного жанра, хоть и оставался в тени несколько столетий подряд.
Первое научно-фантастическое произведение
Когда мы думаем о рождении научной фантастики, то обычно вспоминаем произведения Жюля Верна или Герберта Уэллса, но мало кто знает, что этот жанр на самом деле восходит к XVII веку. Первым произведением классической научной фантастики можно считать «Somnium» («Сон», «Видение», лат.) Иоганна Кеплера, который был написан в 1609-1610 годах, а задуман в 1593. Кеплер — великий немецкий астрономом и математик, который наиболее известен законами планетарного движения, которые он разработал, но его вклад в литературу, как мы видим, не менее значителен.
В «Сомнии» рассказывается история исландского мальчика 14 лет Дуракотуса. Его мать — травница, которая учит его колдовать и общаться с демонами, один из которых, дух-рассказчик, рассказывает о жизни на Луне. История полна научных и технических подробностей. Очевидно, что при написании книги Кеплер опирался на свои знания в области астрономии.
Важно отметить, что «Сомниум» изначально не задумывался как художественное произведение. Кеплер искал способ описать открытые им астрономические принципы и философски исследовать возможность существования жизни на других планетах. Однако, продолжая работать над книгой, он понял, что создал художественное произведение, не похожее ни на что, написанное ранее. «Сомниум» — это уникальное сочетание науки и фантастики.
Тема сновидений в «Сомниуме»
Тема сна занимает центральное место в «Сомнии» Иоганна Кеплера. Фактически, само название произведения означает «сон» на латыни. Примечательно, что первое произведение научной фантастики было основано на сне и само является описанием сна. Это еще раз подчеркивает важность темы сновидений в искусстве.
Описание сна в «Somnium» Кеплера подробное и яркое. История начинается с того, что Кеплер читает об искусной волшебнице по имени Либуше. Он засыпает после астрономических наблюдений, в мыслях о ней. И далее рассказывает о странном сне, который в итоге приснился.
Таким образом, работа Кеплера важна еще тем, что путешествие главного героя на Луну — это не столько физическое путешествие, как это зачастую представлялось фантастами впоследствии, а скорее путешествие разума. Это отражает веру Кеплера в силу воображения и потенциал разума для исследования за пределами физического мира, что граничит с магией. Таким образом, мы наблюдаем не только произведение научной фантастики, но и одновременно философское, и одновременно практическое, с точки зрения сновидчества, исследование.
Стоит отметить, что даже в последние дни жизни в 1630-м году Кеплер не отрекся от своих убеждений, несмотря на все усилия католических священников, которые предлагали ему исповедаться на смертном одре. Как они позже рассказали, в забытьи Кеплер указывал пальцем «то на свой лоб, то на небесный свод над собой». Этот жест может многое объяснить в его мировоззрении.
Необычный язык и формат
Одним из уникальных аспектов «Сомниума» является его язык и формат. Первоначально работа была задумана как конкурсная заявка на должность преподавателя в Тюбингенском университете и была написана на латыни. Однако Кеплер не выиграл конкурс, и работа не была опубликована при его жизни. Только после его смерти работа была, наконец, опубликована в томе собрания его сочинений.
Необычен и формат «Сомниума». Представляя работу как сон, Кеплер может сплести научные теории и фантастические элементы таким образом, который был бы невозможен в более традиционном научном трактате. Это позволяет ему исследовать вопросы о природе реальности и возможности путешествий в другие миры как в научном, так и в фантастическом ключе.
Обвинение матери Кеплера в колдовстве
Мать Кеплера, Катарина Кеплер, была обвинена в колдовстве в 1615 году, и «Сомниум» был одним из обвинений, выдвинутых против нее. Идея ведьм и колдовства была распространенной верой в шестнадцатом и семнадцатом веках, и любая работа, связанная со сверхъестественным или потусторонним, считалась опасной. Произведение попало в черные списки по той простой причине, что рассматривалось как автобиографическое. Кроме прочего, против матери Кеплера нашлось много свидетелей, которые рассказывали о странных и мистических фактах из ее жизни.
Процесс над Катариной Кеплер, состоявшийся в 1615 году в Леонберге, удалось выиграть друзьям астронома из Тюбингенского университета, после чего Кеплер увёз матушку в Линц. Однако через четыре года Катарина вернулась на родину, где была посажена в тюрьму. Стойкая женщина отказывалась признать вину, несмотря на пытки. В 1621 году Кеплеру удалось освободить мать из заключения. Через год она умерла. Еще одна из родственниц астронома по материнской линии была сожжена.
В одном из примечаний к своему сочинению Кеплер пишет:
«…Не менее страшен был призрак нависшего над моим семейством несчастья, когда рукопись «Сна» пошла по рукам. Словно искра упала на сухой прут! Говоря так, я имею в виду, что мои слова пали в умы тёмные, подозревающие, что и всё остальное темно. Первый экземпляр захватили с собой из Праги в Лейпциг, а оттуда в Тюбинген в 1611 г. барон фон Фолькерсдорф и наставники, следившие за его поведением и занятиями. Кто бы мог поверить, что в лавке цирюльника (…) велись разговоры о сочиненной мною истории? И все же именно из дома цирюльника в Тюбингене в последующие годы распространялись обо мне самые нелепые слухи. Сделавшись достоянием голов, лишенных разума, эти слухи, раздуваемые невежеством и суеверием, вспыхнули ярким пламенем»…
Вероятно, семья Кеплера пострадала бы куда меньше, если бы астроном не сделал главными героями своего «Сна» мальчика и его мать-ведьму. И стоило прислушаться к собственным словам, вложенным в уста своей героини:
«Много злых людей на свете, – говаривала она, – питающих отвращение к наукам, клевещущих на то, что не способен постичь их тупой разум, и измышляющих законы, которые наносят вред всему роду человеческому. Немало людей, осужденных по этим законам, нашли свою гибель в пропастях Геклы».
Эти факты можно считать продолжением недавнего разговора о том, могли ли осознанные сны и т. п. состояния быть предметом обвинения для женщин в средневековье — судя по всему, да, конечно, могли, раз даже такое чисто художественное произведение на тему сновидений, как мы видим, оказалось смертельно опасно.
Здесь же стоит отметить, что «Сомниум» — это ведь не просто рассказ о путешествии на Луну; это также размышление о природе космоса, роли человека в нем и возможности общения с потусторонними существами. В своем сне Кеплер общается с неким духом-рассказчиком (демоном), которого вполне можно рассматривать как прототип современных «контактерских» произведений в жанре «ченнелинга». Так что если обвинение матери Кеплера и не имеет под собой оснований, то сам Кеплер точно мог бы рассматриваться как «колдун» после описания таких сновидений, если бы в то время не считалось, что настоящей магией могут обладать только женщины.
Художественная ценность
Хотя «Сомниум» Кеплера, несомненно, является новаторским произведением в истории научной фантастики, важно признать и его художественную ценность. Несмотря на то, что произведение было написано ученым и астрономом, оно демонстрирует воображение и творческие способности Кеплера, а также его умение вплести научные знания в убедительное повествование. Луна изображена как удивительное место, населенное странными и загадочными существами, а описания Кеплером лунного ландшафта и его обитателей отличаются большой фантазией.
Однако следует признать, что прочтение «Сомниума» целиком может оказаться сложной задачей для современного читателя. Работа полна технических и астрономических деталей, которые не всем могут быть сразу понятны или интересны. Что-то можно опустить или просмотреть по диагонали, но в целом я очень рекомендую ознакомиться с этой работой любому сновидцу, кто интересуется феноменом сна и сновидений и его развитием по ходу истории человечества.
Заключение
«Somnium» дает уникальную возможность взглянуть на средневековое отношение к снам и сознанию, и поэтому является ценным источником для любого, кто интересуется историей сновидчества в науке, искусстве и культуре. Работа также дает представление о творческом мышлении одного из величайших астрономов в истории, демонстрируя уникальное пересечение его научных знаний и художественного выражения.
«Сомниум» — выдающаяся находка. Его художественная ценность и статус новаторского произведения научной фантастики делают его настоящим бриллиантом в истории сновидчества.
А. С.,
11.03.2023