Вера Владимировна Савельева — выдающийся русско-казахский филолог, критик и поэтесса. Она окончила филологический факультет Казахского государственного университета, затем очную аспирантуру при кафедре русской литературы Ленинградского государственного университета. Получила докторскую степень в области литературы. Она автор 4-х монографий и более 200 публикаций, а также участвовала в 6 коллективных монографиях. Вера Владимировна также является профессором в Казахском национальном педагогическом университете имени Абая. Сфера научных интересов: теория моделирования художественных миров, художественная антропология, художественная гипнология и онейропоэтика, русская литература и современная литература Казахстана.
* * *
Любопытный отрывок про описание осознанного сновидения в романе Льва Толстого (и прямо в тему опубликованного пару дней назад «музыкального» квеста):
Сон Пети Ростова – самый поэтичный в романе. Нарратор подчеркивает, что он снится герою после дождя и его увертюрой становятся звуки: падающие капли, тихий разговор, ржание, храп, свист. Обратим внимание на то, что при вводе онейрического текста нарратор использует прием необъявленного сна. «Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то. Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное». Как и в ситуации со сновидением Пьера, нарратор фиксирует моменты прерывания сновидения и осознания его персонажем («Ах, да, ведь то я во сне», – качнувшись наперед, сказал себе Петя»), а потом опять возвращения в сон («Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки…». Окончание сновидения фиксируется фразой: «Его разбудил ласковый голос Лихачева».
* * *
Еще один фрагмент, связанный с осознанностью во сне, по произведениям Достоевского:
В онейрическом пространстве Иван озвучивает своему оппоненту те внутренние мучительные вопросы, которые сам не может разрешить. Один из них, личный: «Скажи, долго ли ты у меня пробудешь, не можешь уйти»?. Другой вопрос вселенский: «Есть Бог или нет?». Черт уходит от ответа: «Голубчик мой, ей-богу, не знаю, вот великое слово сказал». Наконец, есть вопрос, который вскрывает глубину саморефлексии сновидца. Этот вопрос рожден отчаянием: «Нет, я никогда не был таким лакеем! Почему же душа моя могла породить такого лакея, как ты?». В своем осознанном больном сне Иван рассматривает черта как персонифицированный образ своего внутреннего «я» и одновременно хочет убедить себя в том, что черт – персонаж самостоятельный. И в этом ему помогает сам черт, который говорит: «Я хоть и твоя галлюцинация, но, как и в кошмаре, я говорю вещи оригинальные, какие тебе до сих пор в голову не приходили, так что уже вовсе не повторяю твоих мыслей, а между тем я только твой кошмар, и больше ничего». Слово «кошмар» в этих разговорах синоним слова «сон». Именно поэтому Иван так отвечает черту: «Лжешь. Твоя цель именно уверить, что ты сам по себе, а не мой кошмар, и вот ты теперь подтверждаешь сам, что ты сон».
* * *
Еще один фрагмент про осознанные сны, по произведениям Чехова:
Здесь реальность представляется героям Чехова кошмарным сновидением, а грезы-сны – реальностью. Наблюдается потеря ориентации, как в сновидении Чжуан-цзы или в пьесе Кальдерона «Жизнь есть сон». Но если в пьесе испанского драматурга страшный сон первой реальности сменяется счастливым мнимым сном новой реальности, а потом наоборот, то у героев Чехова – страшная реальность представляется временным сном, но таковой не оказывается. В рассказе «В ссылке» реальность ощущается во сне сном, а осознанное сновидение с образами из прошлой жизни столь конкретно, что представляется герою реальностью. И тогда пробуждение вызывает смещение восприятия. «Рыжий глинистый обрыв, баржа, река, чужие, недобрые люди, голод, холод, болезни – быть может, всего этого нет на самом деле. Вероятно, всё это только снится, – думал татарин. Он чувствовал, что спит, и слышал свой храп… Конечно, он дома, в Симбирской губернии, и стоит ему только назвать жену по имени, как она откликнется; а в соседней комнате мать… Однако, какие бывают страшные сны! К чему они? Татарин улыбнулся и открыл глаза. Какая это река? Волга?». А далее движение по реке опять представляется кошмаром. «Было в потемках похоже на то, как будто люди сидели на каком-то допотопном животном с длинными лапами и уплывали на нем в холодную унылую страну, ту самую, которая иногда снится во время кошмара». Типологическое сходство персонажей Чехова и Кальдерона состоит не в признании относительности сновидения и жизни, а в констатации парадоксальных (в прямом смысле!) состояний психики в стрессовых ситуациях.
* * *
Содержание:
— Филологический анализ онейрического текста
— Сон Татьяны в художественной гипнологии Пушкина
— Онейрическое в трех романах Льва Толстого
— Онейрические циклы в романах Ф. Достоевского
— Облака и сновидения в пространстве Чеховского мира
— Преследование темы: о композиции сновиденй в творчестве В. Набокова
— Сравнительная онейропоэтика
— Приложение
— Примечания
* * *
Отрывки из библиографии (наиболее интересные книги и работы к изучению для сновидца, в т. ч. как список для возможных дальнейших публикаций):
— Порудоминский В. «Особенно оживленная деятельность мозга». Сны и сновидения в духовных исканиях Толстого // Человек. – 1997. – № 6. – С.129-149.
— Самохвалов В.П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. Симферополь, 1999.
— Соловьёв В. Толковый словарь сновидений. М.: ЭКСМО, 2006.
— Теперик Т.Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе (на материале поэм Гомера, Аполлония Родосского, Вергилия, Лукана). Автореферат докторской диссертации. Москва, 2008.
— Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: РГГУ, 1998.
— Чумаков Ю.Н. «Сон Татьяны» как стихотворная новелла // Русская новелла. Проблемы теории и истории. Сб.статей. СПб., 1993. С.83-105.
— Теперик Т.Ф. Литературное сновидение: терминологический аспект // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Пятых Андреевских чтений. Под редакцией Н.Н. Андреевой, Н.А. Литвиненко и Н. Т. Пахсарьян. М., 2007. С. 47-55.
— Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» В.Иенсена // Фрейд З. Художник и фантазирование. Пер. с нем. М., 1995. С. 138-175.
— Ковальзон В.М. Сомнология в XXI веке (послесловие переводчика) //Жуве М. Замок снов. Пер. с франц. В.М. Ковальзона. Фрязино, 2006. С. 310-317.
— Бескова И.А. Природа сновидений: эпистемологический анализ. М., 2006.
— Столороу Р.Д. и Этвуд Д.Э. Психоаналитическая феноменология сновидения // Современная теория сновидений. Предисловие и общая редакция Сары Фландерс. Перевод А.П.Хомик. Научный редактор, канд.псих.наук Н.Ф.Калина. М., 1999. С.307-328
— Лотман Ю.М. Культура и взрыв (глава «Сон – семиотическое окно») // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2004.
— Ремизов А. Сны и предсонье. СПб., 2000.
— Юнг К. Общие аспекты психологии сновидений // Юнг К. Структура и динамика психического. Пер. с англ. М., 2008.
— Изотова Е.С. Мотивный комплекс «сон – бессонница» в лирике Ф.И.Тютчева // Культура и текст – 2005: сборник научных трудов международной конференции: В 3 т. / под ред. Г.П.Козубовской. Т. 1. – СПб.; Самара; Барнаул: Изд-во Барн.гос.пед.ун-та, 2005. С. 133-140.
— Кириленко Е.И. Феноменология бессонницы // Человек. 2005. № 3. С. 17-30.
— Бельская Л.Л. «О мужской и женской «бессонницах» // Бельская Л.Л. Анализ поэзии и поэзия анализа. Алматы, 1997. С. 89-97.
— Теперик Т.Ф. Поэтика сновидений в античном эпосе (на материале поэм Гомера, Аполлония Родосского, Вергилия, Лукана). АДД. М., 2008.
— См.: Сафронов Е.В. Рассказы об иномирных сновидениях в контексте русской несказочной прозы. АКД. Ульяновск, 2008.
— Чумаков Ю.Н. «Сон Татьяны» как стихотворная новелла // Русская новелла: Проблемы истории и теории. Сб. статей. / Под ред. В.М.Марковича , В.Шмида. СПб., 1993. С. 83-105.
— Вьюшкова И.Г. Онейропоэтика поэзии Я.П.Полонского. Монография. Ишим. 2012.
— Козубовская Г.П. Поэзия А.Фета и мифология: Учебное пособие. Барнаул, 2004.
— Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века. Модернизм, постмодернизм. АДД. М., 2004.
— Зимнякова В.В. Роль онейросферы в художественной системе М.А.Булгакова. АКД. Иваново, 2007.
— Теперик Т.Ф. О поэтике литературных сновидений // Русская словесность. 2007. № 3. С. 12-16.
— Штейнер Е.С. «Зыбкий мост сна»: сны и сновидцы в японской традиции // Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 6. М., 2009. С. 430-443.
— Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (Литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). СПб., 1999.
— Смотрите созданный на базе текстов художественной литературы словарь: Летягова Т.В., Романова Н.Н., Филиппов А.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. М., 2011. Среди прочих состояний души выделены: греза, галлюцинация, гипнагогические образы, гипноз, кошмарный сон, летаргия, онейроид, сон, снобдение, тонкий сон.
— Эпштейн М. О душевности // Знамя. 2006. № 8. С. 208-216.
— Цитируется по статье: Филиппова П.В. Мифопоэтические особенности сновидений в рассказах Ю.К.Олеши // Культура и текст – 2005: сборник научных трудов международной конференции: В 3 т. / под ред. Г.П.Козубовской. Т. 1. СПб.; Самара; Барнаул, 2005. С. 53-58.
— Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса / Под ред. А.А. Кибрика и В.И. Подлесской. М., 2009.
— Протопопова И.А. Двусмысленность зримого (несколько замечаний о сновидениях в античной Греции. (Электронный ресурс)
— Протопопова И.А. Сновидение и res extensa, или Обольщение Пенелопы и Декарта (Электронный ресурс)
— См.: Протопопова И. Сновидение у Гомера и Платона: Oneiros и Chora // Сны и видения в народной культуре. М., 2001. С.340-360.
— Теперик Т.Ф. Поэтика сновидения: аспект божественного // СОФИЯ: Альманах: Вып.2: П.А.Флоренский и А.Ф.Лосев: род, миф, история. Уфа, 2007. С. 229-233.
— Русские народные сказки. Составление и вступит. статья В.П.Аникина. М., 1987.
— Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 2008.
— Грузинские народные сказки. Т.2. М., 1988.
— Японские народные сказки. Составление и перевод с японского В.Н.Марковой. Предисл. и примеч. В.Н.Марковой и А.Р.Садоковой. М., 1991.
— Проданный сон. Туркменские народные сказки. М.,1969.
— Кайуа Р. Чары и проблемы снов. Онейрический образ. Образ претерпеваемый и завораживающий. Пер. С.Зенкина // Иностранная литература. 2003. № 12. С. 127-150.
— С.К.Нартова-Бочавер. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. Т.24. № 6. С.27-36.
— Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
— Джонсон Р.А. Сны. Воображение. Внутренняя работа / Пер. с англ. В.Мершавки. М., 2010.
— Карпачев В.С. Маска и пространство сна в стихотворениях Н.С.Гумилева // Русская речь. 2012. № 3. С.15-21.
— Бенчич Ж. Страшное сновидение Ивана Федоровича Шпоньки (Онейрическая поэтика раннего Гоголя) // Феномен Гоголя: Материалы Юбилейной международной научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. СПб., 2011. С. 139-150.
— Лебедько В., Найденов Е., Исьемин А. Архетипическое исследование сновидений М., 2008.
— См.: Дедюхина О.В. Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева: проблемы мировоззрения и поэтики. АКД. М., 2006.
— Ярхо Б.И. Из книги «Средневековые латинские видения» // Восток – Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М., 1989. С. 18-57.
— Июльская Е.Г. «…И сведохся в сон тонок…». Образ тайнозрителя в видениях инока Епифания // Русская речь. 2000. № 6. С.64-67.
— Башляр Г. Грезы о воздухе // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. Пер. с франц. М., 2004.
— Нагорная Н.А. Феномен осознаваемых сновидений: Брюсов, Кондратьев, Ремизов // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. М., 2004. С. 94-98.
— Сергеев О.В. Поэтика сновидений в прозе русских символистов: Валерий Брюсов и Федор Сологуб. Дис. докт. филол. наук. М, 2002.
— Мазин В. Толкование сновидений в эпоху массовой коммуникации // Мазин В., Пепперштейн П. Толкование сновидений. М., 2005.
— Давыдов Д. Ночное искусство (Сон и фрагментарность прозы) // Новое литературное обозрение. 2002. № 54. С. 246-250.
— Нагорная Н.А. Сновидения в постмодернистской прозе // Русская словесность. 2003. № 8. С. 14-23.
[…]
* * *
См. также:
— Пьеса XVII века «Жизнь есть сон» и забытая теория сновидений
https://osnauka.ru/pesa-xvii-veka-zhizn-est-son-i-zabytaya-teoriya-snovidenij/
— Лучшие 10 классических и 10 современных книг на тему сновидений
https://vk.com/wall-139589208_13334
— Бескова И.А. — «Природа сновидений (эпистемологический анализ)»
https://vk.com/wall-139589208_5017
* * *
