
(11 минут на чтение)
В комментариях прозвучал вопрос насчёт остановки внутреннего диалога, в чём всё-таки польза, существует ли эта польза? Попробую ответить на этот вопрос. Сразу скажу, тема эта чрезвычайно большая, я долгое время недооценивал эту практику и в общем-то не очень в ней разбирался. За последние несколько лет я в этой области приобрёл довольно глубокий опыт, которым бы хотел поделиться, но, повторю, это очень большая тема, так что я ограничусь какими-то краткими заметками, именно в ответ на прозвучавший вопрос.
Начну с того, что в целом я согласен, что практика остановки внутреннего диалога может быть как недооценена, так и переоценена. Переоценка в сообществе сновидцев происходит чаще всего по той причине, что мистизированные практики говорят об остановке внутреннего диалога как о способе непосредственно войти в осознанный сон из бодрствования, то есть произвести SOREMPs (Sleep Onset REM Period). Но я напоминаю, что эта физиологическая особенность в среднем встречается у 1-5% людей и она очень часто ассоциирована с серьёзными неврологическими проблемами вплоть до тяжёлых заболеваний. Поэтому я не рекомендую стимулировать SOREMPs и стремиться к тому, что сновидцы называют прямым входом в осознанное сновидение из бодрствования.
Если у человека есть склонность к SOREMPs, то естественно, что остановка внутреннего диалога действительно может привести к развитию гипногогических галлюцинаций, наслаивающихся на бодрствующее восприятие и дальнейший переход в осознанный сон или иное ИСС. Но повторю, что это будет работать только у тех, у кого есть SOREMPs, а это небольшой процент. И когда эти люди говорят о том, что они останавливают внутренний диалог и тут же выходят из тела или входят во всякие изменённые состояния сознания, то они обычно не понимают, что это скорее всего симптом, а не удача, и что завидовать тут особо нечему. Но про SOREMPs я уже много раз говорил, так что не буду повторяться.
Но всё-таки, если у нас нет SOREMPs, то существует ли для нас какая-то польза от остановки внутреннего диалога? Я считаю, что да, безусловно, существует.
Моё исследование этих практик показало, что слоёв мыслей, которые можно остановить, на самом деле несколько. В частности, я выделяю словесные мысли, бессловесные мысли, воспоминания и ощущения.
Словесные мысли остановить проще всего. И у некоторых людей, это показывают научные исследования, словесные мысли в принципе по большей части отсутствуют в их естественном мышлении. Это кажется нам удивительным, но да, такие люди есть и их довольно много. Я вспоминаю на этот счёт историю из юности, когда знакомая мне девушка поделилась смешным, на её взгляд, случаем. Одна из её подруг что-то такое покурила и потом с круглыми глазами рассказывала, что после этого она целый час думала. Подразумевалось, что в остальное время, значит, она не думает, ну и в общем это к разговорам про блондинок. Анекдоты на этот счёт хорошо известны.
Но на самом деле действительно некоторые люди не размышляют словесно так, как большинство. Для них это норма и это вовсе не означает, что они целыми днями видят осознанные сны или что-то в этом роде. Нет, это просто особенность мышления. Так вот, словесные мысли действительно остановить проще всего, хоть это для многих и оказывается самой главной преградой. Но это просто переводит нас на следующий уровень.
Следующий уровень — это бессловесные мысли. Бессловесные мысли в принципе всегда предшествуют словесным. То есть сначала нам в голову приходит какая-то бессловесная мысль, а потом мы её формулируем в слова. Соответственно, здесь мы тут же видим первую выгоду. Она заключается в том, что если мы останавливаем хотя бы вот этот словесный внутренний диалог и переходим на бессловесный, то мы начинаем думать гораздо быстрее (менее логично, но более образно). Ну, собственно говоря, на этом эффекте основан принцип скорочтения и некоторые другие эффекты, связанные с повышенными возможностями интеллектуального аппарата, включая необычайную креативность. Но и это не предел.
Если мы остановим затем и бессловесные мысли или хотя бы снизим их активность, то перед нами открывается третий уровень — пласт воспоминаний. Когда мы очищаем мышление от словесных и бессловесных мыслей, то мы получаем доступ к воспоминаниям, которые иначе получить практически невозможно, потому что нам постоянно мешают мысли, которые вносят искажения.
Приведу пример. Я этим летом уже дважды ездил в деревню и экспериментировал там в том числе со всякого рода медитативными практиками. И вот во вторую поездку, в последний день, вечером, я сидел у костра и попробовал глубоко остановить и словесные, и бессловесные мысли, чтобы просто понаблюдать, что интересного я испытаю.
Так вот, на меня навалилось такое количество воспоминаний, связанных с деревней, с этим домом, с этой полянкой, со всеми теми случаями, когда я здесь уже разводил какие-то костры, о чем-то размышлял, что-то делал, что голова просто пошла кругом. Конечно же и сны точно также начинают вспоминаться массово и активно. В общем, на меня обрушился шквал воспоминаний, который подарил совершенно другое ощущение реальности.
В этот вечер я понял, что всё это время за две поездки, пока я был в деревне, на самом деле я не находился в связи с тем самим собой, который жил здесь много лет, а я уже 35 лет езжу в эту деревню. По сути, я это всё не то чтобы забыл, но это ушло куда-то на периферию сознания, периферию памяти. Остановка внутреннего диалога помогла мне возродить эти воспоминания и почувствовать себя тем, кем я есть, кем я был и кем я остаюсь, но как будто бы бессознательно. Это очень интересное ощущение. Я думаю оно очень полезно и помогает почувствовать себя более интегрированным и более цельным.
Если же мы остановим еще и уровень воспоминаний, то остаются чистые ощущения и я думаю, что это очень близко к тем принципам восприятия, которые описывают всякого рода восточные духовные школы, но я не буду в это углубляться — это уже, что называется, на любителя.
Возвращаясь к более простым целям такого рода практик, помимо уже перечисленных, вспомню еще один простой вариант, который заключается в том, что неприятные переживания при помощи остановки внутреннего диалога можно очень хорошо контролировать.
Например, когда я ходил к зубному и мне предстояла непростая операция, то конечно это сопровождалось каким-то уровнем тревоги и беспокойства. Хотелось как-то всего этого избежать, покинуть этот кабинет и не возвращаться. Но остановка внутреннего диалога полностью купировала эту проблему, а может быть даже искоренила ее первопричину. Потому что любой эмоции ведь тоже предшествует мысль. Мы останавливаем мысли, в том числе бессловесные мысли, и таким образом мы останавливаем эмоции. Поэтому если нас мучает какое-то беспокойство, какая-то тревога, то просто прекратить об этом думать, прекратить зацикливаться на этом — конечно при помощи остановки внутреннего диалога можно. И это очень мощное и полезное применение данной практики, если мы при этом не отказываемся от решения проблемы, то есть не прячем опустошенную от мыслей голову в песок.
Ещё один простой вариант — это возможность, наоборот, интенсифицировать какие-то положительные чувства. Например, когда я научился останавливать внутренний диалог на десятки минут, а потом и часы, то я удивился как простое взаимодействие с любимым человеком, то есть просто посидеть рядом, просто обняться, просто помолчать… насколько это может быть на самом деле глубочайше приятно!
Даже просто полежать в мысленной тишине рядом с любимым человеком, который занимается каким-то своим делом, или просто посидеть где-нибудь на солнышке и понаблюдать за движением листвы, — это огромное наслаждение, если наши мысли не омрачены вот этой ерундой, вроде воспоминаний о каких-нибудь ошибках, планирования каких-то задач или тревог о каких-то возможностях. Об этом уже много написано и сказано. Это кажется банальным, но это действительно огромное наслаждение — освободиться, хотя бы на время, от этого груза.
И последний аргумент в пользу этой практики я озвучу, конечно, связанный со сновидческой культурой. Это и вспоминание сновидений, потому что практически невозможно качественно вспомнить сновидение, если мы не умеем останавливать мысли. Это и непосредственный вход в осознанный сон, его тоже практически невозможно исполнить, если мы не можем остановить мысли. Это и любые практики в просоне, включая всякого рода аффирмации, визуализации и тому подобное, если вы этим занимаетесь и знаете о чем я.
Но не только. Если посмотреть более широко, то это и тренировка метакогниций для дальнейшего их использования в практике осознанных сновидений и любой другой области. И это в принципе тренировка сознания, тренировка мышления, то есть именно то, что называется саморазвитием.
Когда мы учимся контролировать свое мышление, хоть так, хоть сяк, хоть мы учимся грамотно формулировать предложения и развиваем речь, хоть мы, наоборот, учимся останавливаем мышление, тормозим его, — это в любом случае всё можно отнести к саморазвитию, при определенном подходе, когда подразумевается именно осознанный контроль, который мы сами принимаем решение произвести.
И когда мы к этой практике подходим именно как к саморазвитию, то здесь можно начинать говорить про искусство. Как говорят, например, — боевые искусства. Или искусство в том самом смысле, как мы привыкли это понимать, то есть в художественном смысле. Остановка внутреннего диалога – это тоже искусство, на мой взгляд, потому что эта практика требует невероятной тонкости, которую можно развивать почти бесконечно. А занятие любым искусством – это ведь всегда полезно. Это расширяет кругозор, это делает нас более гармоничными, более тонко чувствующими и более умелыми.
Но повторю, что не нужно путать просто отсутствие словесных мыслей с вот этой глубокой сознательной практикой. Именно когда мы, исходя из собственного импульса и мотива, принимаем решение чему-то научиться и развиваем навык – это полезно и эффективно. А если оно происходит само собой, или если человек, в принципе, привык находиться в этом состоянии и для него это норма, тогда я не думаю, что можно говорить о какой-то серьезной пользе. Учиться останавливать внутренний диалог, запускать его, разбираться в том, какие есть уровни этого диалога и всё тому подобное, на мой взгляд, конечно, это здорово. И я это рекомендую.
Если производить остановку внутреннего диалога с ограничениями, с осторожностью, без спешки, то такая практика, думаю, полезна почти всем. Так же, как и простейшая физическая культура. Просто это простейшая интеллектуальная, будем говорить, культура. То есть зарядка для мышления и сознания.
* * *
Теги: практика, остановка внутреннего диалога, мышление, метамышление, метакогниции, метакогнитивные навыки, тренировка мышления, тренировка сознания, саморазвитие, рекомендации, SOMREPs, риски, осторожность.
А. С.,
06/2025