Метакогнитивность, язык и внутренний диалог: почему важны точные термины

Метакогнитивность, язык и внутренний диалог: почему важны точные термины

(12 минут на чтение)

В продолжение поста про остановку внутреннего диалога и по мотивам обсуждений в комментариях я хочу развить мысль о сложной взаимосвязи между языком, понятийным аппаратом и возможностями метакогнитивного мышления, особенно в контексте нашей практики.

а) Язык как катализатор метакогниции: от смутного чувства к ясной рефлексии

Размышляя о механизмах остановки внутреннего диалога и переключения внимания между слоями внутреннего опыта, я пришел к важному, на мой взгляд, осознанию. В своих попытках описать эти процессы я сознательно стараюсь уходить от расплывчатых терминов вроде «внимание», «сознание» и «осознанность» в пользу более специфичных и современных: «метакогнитивность», «метакогнитивные процессы», «метакогнитивный контроль» и так далее. Но возникает закономерный вопрос: что именно дает нам эта терминологическая точность? И какова здесь роль языка в принципе?

Мой тезис заключается в следующем: развитое метакогнитивное мышление (то есть способность не просто переживать опыт, но рефлексировать над процессом его возникновения и течения, а значит и управлять им) – критически зависит от наличия в нашем распоряжении соответствующих понятий и их лингвистических обозначений. Без концептуальной модели, описывающей, что такое «когнитивный процесс», «наблюдение за процессом», «управление наблюдением» и т. п. — наша способность к последовательной и глубокой рефлексии над собственным мышлением и восприятием, а значит и управление ими, оказывается сильно ограниченной.

Почему? Потому что для того, чтобы перейти от простого переживания того или иного состояния/процесса (например, созерцания заката) к его осознанной форме (метакогнитивному созерцанию, то есть одновременному анализу и контролю этого переживания), нам необходимо каким-то образом выделить этот процесс из общего потока переживаний, идентифицировать его как нечто отдельное и имеющее свои характеристики, и, наконец, обозначить его. Без этого концептуального и языкового каркаса наши попытки «поймать» и удержать в фокусе осознания вот это бесконечно отражающееся само в себе явление рефлексии — становятся подобны попытке схватить дым. Мы можем чувствовать, что что-то происходит, но не можем это «рассмотреть», удержать в поле анализа, а значит – и целенаправленно исследовать тот или иной феномен, тем более его обсудить, то есть, в конечном счете, развить.

Важное уточнение: это не означает, что самая базовая, допонятийная рефлексия невозможна без развитого языка. Ощущение «я сейчас думаю», смутное чувство контроля или его потери, интуитивное распознавание сдвига в состоянии – все это может существовать на долингвистическом или невербальном уровне. Однако, чтобы вывести эту рефлексию на уровень последовательного анализа, систематического исследования, передачи знаний и, в конечном итоге, развития практики (будь то медитация, контроль внутреннего диалога или осознанные сновидения), нам необходимо построить понятийную модель и найти слова для ее описания. Язык выступает здесь не просто как ярлык, а как инструмент структурирования, удержания и манипулирования сложными ментальными конструктами. В этом смысле принцип «в начале было Слово» находит очень важное отражение в сфере метакогнитивности: слово (понятие) может не просто что-то объяснять постфактум, а непосредственно создавать тот или иной опыт, ну или по крайней мере являться его одновременным и необходимым отражением, без которого этот опыт не получил бы развития.

б) Бессловесная основа и вербальная надстройка: широкий спектр метакогнитивного опыта

Сразу оговорюсь для вдумчивых читателей. Конечно, существуют уровни мышления, не сводимые к вербальному потоку. Понятия могут зарождаться как образы, телесные ощущения, эмоциональные паттерны. Можно представить гипотетический (хотя и крайне маловероятный в реальности) случай человека, полностью лишенного вербального языка с рождения. Способен ли такой индивид к какой-либо форме метакогниции? Вероятно, да – на уровне базовой саморегуляции, распознавания внутренних состояний через телесные сигналы или невербальные символы (жесты, звуки, визуализации). Однако сложность, глубина и, главное, средства к коммуникации относительно его метакогнитивного опыта — будут радикально ограничены по сравнению с человеком, владеющим развитым языком.

Потому что для нас, обладающих речью, язык становится неотъемлемой частью серьезного понятийного мышления, особенно в сфере рефлексии. Мы устроены так, что, наблюдая и пытаясь осознать что-либо (особенно абстрактное, как собственные мыслительные процессы), мы инстинктивно стремимся это как-то обозначить, классифицировать, назвать. И это не просто привычка, а тот механизм работы с информацией, который, в каком-то смысле, и делает из нас представителей вида человека разумного. Ведь практика остановки внутреннего диалога, направленная на временный отказ от вербализации, возможна только на фоне существующего умения мыслить словами. Отказаться от этого инструментария полностью – значит добровольно ограничить свои возможности по исследованию собственного разума, в том числе, исследуя контраст между вербальным и невербальным мышлением. То есть язык – это очень мощный и необходимый нам союзник в метакогнитивном путешествии, даже если мы от этого языка на время отказываемся.

в) Эволюция языка – эволюция осознанности: почему точность терминов – не педантичность, а необходимость

Продолжая эту логическую линию, я прихожу к выводу, что развитие способности к тонкой метакогнитивной рефлексии (той самой «осознанности» в широком смысле) неразрывно связано с развитием и обогащением языка, описывающего наш внутренний опыт. Даже если отойти от популярной, но критикуемой лингвистами аналогии с «десятками слов для снега у северных народов» (потому что эта аналогия может отражать чисто практическую и утилитарную жизненную необходимость, а не более осознанное и вдумчивое восприятие погодных явлений в принципе), то всё равно можно найти исторические примеры, как язык становится драйвером развития той или иной области, или, наоборот, как он может становиться серьезным тормозом.

Например, в физике в XVIII веке теория горения опиралась на понятие «флогистон» – невесомую субстанцию, содержащуюся в горючих веществах. Этот термин объяснял наблюдения, но был принципиально ошибочным и тупиковым. Введение четких понятий «энергия» (в различных формах: кинетическая, потенциальная, тепловая) и позже «энтропия» (мера беспорядка) не просто дало новые названия. Оно позволило кардинально переосмыслить фундаментальные процессы, сформулировать законы термодинамики и открыть путь к современной физике и химии. Старый язык был тормозом, новый – катализатором прорыва.

Или вернемся в психологию. Слово «меланхолия» веками описывало сложный комплекс состояний. Однако его расплывчатость (от легкой грусти до тяжелого психоза) мешала как пониманию, так и лечению. Введение и уточнение терминов «депрессия» (с разными типами: клиническая, реактивная и т.д.), «тревожное расстройство» (ГТР, паническое, фобии), а позже и понятий вроде «нейромедиатор» (серотонин, дофамин), «когнитивные искажения» (катастрофизация, черно-белое мышление), и так далее, всё это позволило: дифференцировать принципиально разные состояния; разработать специфические методы терапии (КПТ для тревоги, фармакотерапию, нацеленную на нейрохимию); исследовать механизмы на биологическом и психологическом уровнях. То есть как только старый термин «меланхолия» перестал скрывать сложность, которая стояла за этим широким спектром явлений, новые термины мгновенно её разложили по полочкам и сделали предметом для эффективной работы.

Если мы перенесем это явление на нашу область (сновидения и метакогнитивность), то получается, что человек, стремящийся к глубокой осознанности (в бодрствовании и во сне), по мере развития своей практики обязательно окажется вынужден столкнуться со все более тонкими нюансами состояний, переходов, качеств восприятия и управления своим состоянием, которые совершенно точно выйдут за пределы более общих и широких терминов, таких как та же «осознанность», «ясность», «контроль», «внимание», «сознание» и так далее. Эти термины гарантированно потеряют возможность для опытного практика с какого-то момента передавать весь тот спектр тонких нюансов и различий, который он наблюдает. Думаю, с этим очень сложно поспорить и каждый опытный сновидец имеет массу личных примеров на этот счет. Значит мы необходимо приходим к практической потребности в уточнении и усложнении языка.

Но я подчеркиваю, оглядываясь назад: нам это нужно не только для того, чтобы описывать свои переживания, но и чтобы углублять их, развивать, трансформировать и открывать таким образом какие-то новые горизонты практики, которые без развития языка просто были бы невозможны.

При этом по факту, благодаря современной моде на облегчение, ускорение, коммерциализацию и значит в итоге профанацию, мы видим обратный процесс – сознательное и бессознательное упрощение языка, использование устаревших или неточных терминов в угоду той или иной ортодоксальной традиции, или, что хуже, введение новых жаргонизмов, которые не уточняют, а, наоборот, запутывают понимание и обсуждение тех или иных явлений (путем создания ложных синонимов и лишних обобщений, размывающих смысл). К чему это может вести? Естественно, что только к одному – к деградации нашего общего понимания феноменов, связанных с мышлением и сознанием, с одной стороны, и с другой — с невозможностью продвинуться в нашей практике, открыть какие-то новые её грани.

г) Как термины преображают опыт: от узнавания к трансформации

Конечно, совершенно точно прозвучит возражение: «А так ли нужно усложнять? Давайте оставим красивые, проверенные временем классические термины и концепции, и не будем плодить новые сущности». Я глубоко уважаю классику и традицию. Однако слепое следование им без критического осмысления и адаптации к новому пониманию – это тупик. Традиционные концепции зачастую несут в себе такой культурный багаж, столько метафор и ссылок на уже не актуальные мифы, что не только сопротивляться им, но даже просто разобраться и осознать, откуда что взялось и что на самом деле изначально означало — со временем оказывается попросту невозможно. Поэтому без серьезного переосмысления и апгрейда вся эта классическая лингвистическая структура, которую мы привыкли уважать просто за возраст — может превратиться в ещё больший тормоз, чем безумные неологизмы самых юных зуммеров.

То есть здесь очень важно нащупать правильный баланс. С одной стороны, язык должен развиваться, с другой, он должен развиваться на основе новых знаний и открытий, сохраняя то, что в программировании называется наследованием.

Приведу конкретный пример из нашей сферы: спросите у человека старшего поколения, не знакомого с термином «осознанный сон» (ОС), о самых ярких или странных его сновидениях. Я готов сделать ставку, потому что проводил этот опыт многократно. Больше чем в половине случаев вы услышите описание классического сценария сонного паралича (ощущение ужаса, давления на грудь, невозможности пошевелиться, присутствие незванных гостей в комнате и так далее) или предосознанного, вплоть до полного осознания что это сон, кошмара (например, сон о погоне, когда ноги становятся ватными, тяжелыми, не слушаются, сновидец пытается проснуться, и не может).

Для человека, не знающего самого даже термина «осознанное сновидение», все эти опыты — источник фрустрации и страха на всю жизнь. Эти истории передаются из поколения в поколения в разговорах на кухне, у костра, за рулем. Но я хочу подчеркнуть, что здесь кроется не просто курьез, а очень важный нюанс, о котором мы редко задумываемся: если бы эти люди просто знали такой термин как «осознанное сновидение», то они бы не просто иначе оценивали эти опыты, а сами эти опыты были бы совершенно другими! То есть наличие в лексиконе индивида того или иного термина и стоящей за ним концепции не просто дает название переживанию – оно его кардинально меняет.

Я предлагаю как следует вдуматься в этот факт.

А теперь внимание, вопрос: как вы думаете, существует ли где-то в будущем такой новый термин или такая новая концепция, основанная на, может быть, уже витающих в воздухе, но ещё четко не сформулированных понятиях, которая откроет даже для нас, опытных сновидцев, совершенно новый горизонт переживаний? А что если мы еще просто не нашли подходящих слов, чтобы что-то описать и о чем-то как следует порассуждать вслух друг с другом, чтобы осознанные сны превратились во что-то качественно совсем другое?

Мне эта перспектива кажется не просто вероятной, а практически гарантированной.

* * *

Теги: метакогниция, язык, мышление, внутренний диалог, рефлексия, концептуализация, метакогнитивный контроль, точность терминов, практика, развитие практики, метакогнитивные процессы, вербализация, невербальное мышление, эволюция языка, сонный паралич, психология языка, философия сознания, когнитивная психология, история науки, практика осознанности, контроль внимания, саморегуляция, глубина восприятия, когнитивные искажения, новые горизонты практики, будущее

А. С.,

06/2025

Антон Gricenko

2025-06-16 14:28:36#18764

Конструктивизм - моделирование понятийно-терминологического аппарата под цель.

Артём Синин

[Антон], интересное предложение к изучению, спасибо. Я не уверен, что предлагаемый мной подход на 100% совпадает с подходом конструктивистов (по крайней мере в радикальной части их рассуждений), но пересечения явно есть. С другой стороны, для меня ключевым в этих наблюдениях является их непосредственное практическое приложение. Я не говорю о каких-то всеобщих революциях, но индивидуально каждый из нас, думаю, мог бы серьезно обогатить свою практику, если бы попробовал переорганизовать и уточнить свой язык, её описывающий. Для этого не нужна смена общих парадигм или поколений. И этим я, со своей стороны, точно решил как следует заняться. Так что в каком-то смысле это уже не теория, а практика. Может быть, это мой недостаток, но я все-таки больше инженер, нежели мыслитель.

Антон Gricenko

[Артём], любая инженерная мысль в корне своём опирается на базовые аксиомы той или иной философии, которых в пределе 3 - материализм, идеализм, и конструктивизм, который есть синтез первых двух через введение понятия "мера", частным выражением меры которого является цель. А практика действительно интересная, особенности когда понимаешь базовые принципы конструктивизма, хоть по началу и трудно в паттернах мышления отказаться от идеи истинности. Наверное, от нее совсем не получится отказаться в силу базовых настроек восприятия.

Артём Синин

[Антон], я так понимаю, что Вы предлагаете очередную увлекательную дискуссию, в которой будете забрасывать мне один за другим чрезвычайно спорные тезисы (о чем неискушенный читатель вряд ли догадается), для исчерпывающего опровержения которых, один за другим, мне пришлось бы написать десятки абзацев текста.

Я это, конечно, очень люблю. Спасибо за эту науку. Но, как я уже неоднократно говорил, у меня в последнее время не так много времени на эти упражнения. Поэтому я предпочту согласиться с Вами в главном, что я уже сделал, а детали опущу без пристального внимания.

Если Вы хотите упростить все существующие философские течения до трех, это Ваше право. Если Вы считаете конструктивизм единственной синтезированной философией, это Ваш выбор. Если Вы полагаете, что любой инженер (и, видимо, человек вообще) обязан в принципе придерживаться какой-то четкой и единообразной философии, опять же — кто я, чтобы опровергать это убеждение?

Вы вправе конструировать свою реальность сообразно своим целям, если считаете это правильным и возможным. Я вправе отказаться действовать также, или отказаться ставить цели вообще, или отвергнуть принцип философствования и принятия какой-либо законченной модели мироустройства — фундаментально. Исходя из собственных интересов или просто интеллектуального баловства.

Надеюсь, Вы подтверждаете мои права в этом так же, как я подтверждаю Ваши.

Но прошу не воспринимать это как конфликт. Я действительно очень ценю Ваши комментарии и нахожу в них много интересного. Ещё раз за это спасибо.

Антон Gricenko

[Артём], а вы лучше сразу удалите комментарий, который вам не понравился, да и всё 8)

Артём Синин

[Антон], я не помню, чтобы удалял Ваши комментарии (в отличие от своих), но благодарю за это предложение. Только что попробовал, из любопытства, но не получил удовольствия. Вы приносите, на мой взгляд, пользу сообществу. Даже если в чем-то негативным примером.

Антон Gricenko

[Артём], кстати, в довесок к теме рекомендую книгу "контуры трансцендентальной психологии" когда читал славливал себя в исс. А, и вот и что - терминологический аппарат выстраивается из элементарной геометрии и физики, основанной на ней. Если менять геометрию и физику с ней видимо и опыт восприятия будет меняться, вот в этой книги там это получается отчасти, т.к. разбирается нефундаментальность пространства-времени. Просто делюсь мыслями и ни в коем случае не пытаюсь опровергнуть ваши тезисы. И не претендую на общепринятую ортодоксию, мы же здесь не только про науку в формальном её выражении?

Артём Синин

[Антон], спасибо за рекомендацию. Насколько я понимаю, это редкая книга, по крайней мере найти её онлайн мне не удалось. Но судя по тому, что о ней и о подходе ее автора мне рассказала нейросеть (я попросил использовать только точные и проверенные данные, но учитывая редкость и малоизвестность этой работы, не факт, что у нее это получилось), похоже, что Аршак Миракян переизобрёл эзотерику.

Я, честно говоря, не знаю, почему людей гуманитарного склада (я имею в виду психологов и философов в первую очередь) так травмирует идея, что вся их замечательная философия и психология, вместе со всем многообразием "внутренних условий, фильтров, схем, категорий, через которые преломляется весь сенсорный поток" (цитирую нейросеть) и т. п. может быть обусловлена нервными импульсами. Это, по-моему, из той же серии, почему некоторые религиозные люди в штыки воспринимают теорию эволюции, как будто идея абсолютного начала ей противоречит. А что, разве Бог не мог создать эволюцию? Ему прямо обязательно показывать фокусы?

Точно такие же вопросы у меня возникают относительно вот этого "эзотерического" уровня, на который якобы нападают физикалисты. А что, разве вся эта история с нейронами, аксонами и вплоть до потенциальных квантовых процессов в шишковидной железе — разве всё это не может быть просто физическим отражением или воплощением того, что эзотерики наблюдают на своих "стоянках" (если пользоваться суфийской терминологией)?

Я не понимаю, почему это нужно противопоставлять и мне эти противопоставления кажутся, во-первых, надуманными, во-вторых, абсолютно физическими, в том смысле, что они, скорее всего, обусловлены именно работой тех самых сугубо физиологических систем, против которых выступают эзотерики тире гуманитарии. Это ведь именно наша физиологическая составляющая заставляет нас всё противопоставлять и во всём искать "своё" и "чужое". Идеализм, материализм, свет, тьма... Какая разница?

Но это так, мысли вслух, и не факт, что по теме, потому что нейросеть могла нагаллюцинировать что угодно.

Вот, собственно говоря, что она пишет:

* * *

Отлично, разберём ключевые моменты концепции А. И. Миракяна из его книги "Контуры трансцендентальной психологии" максимально подробно и строго по пунктам, основываясь на известных данных о его работе:

1. Критика "Рецепторной" (Пассивно-Отражательной) Парадигмы:

* Суть: Миракян считал главной проблемой традиционной психологии и психофизиологии физикалистский и рецепторно-реактивный подход. В этой парадигме психическое отражение понимается как:

- Прямое и пассивное "снятие копии" с внешнего стимула органами чувств (рецепторами).

- Линейный процесс: стимул -> рецептор -> нервный импульс -> психический образ (ощущение, восприятие).

- Образ рассматривается как результат воздействия стимула на нервную систему, а не как активное построение.

* Проблемы, которые он видел: Такой подход, по мнению Миракяна:

- Не может объяснить активность и избирательность восприятия (почему мы видим это, а не то?).

- Не учитывает роль прошлого опыта, установок, целей субъекта в формировании образа.

- Не объясняет феномен константности восприятия (например, почему мы видим стабильный размер и цвет предмета при изменяющемся расстоянии и освещении?).

- Редуцирует психическое до физиологического, игнорируя его специфически психологическое, смысловое содержание.

2. Обоснование Активной, Конструктивной, Порождающей Природы Психического Отражения:

* Суть: В противовес пассивной модели, Миракян утверждал, что психическое отражение — это не реакция, а действие, не копия, а конструкция. Это сложный процесс порождения (генерации) психического образа мира.

* Ключевые аспекты порождения:

- Активность Субъекта: Отражение инициируется и направляется самим субъектом, его потребностями, целями, установками. Субъект не пассивен, он ищет информацию.

- Конструктивность: Образ не "даётся" готовым, а активно строится психикой на основе:

— Неполных и изменчивых сенсорных данных (стимулов).

— Внутренних схем, моделей, категорий (трансцендентальных структур – см. пункт 3).

— Предшествующего опыта.

- Порождающий (Генеративный) Характер: Психика не просто реагирует, она производит новое психическое содержание – образ, значение, смысл, который не сводим к сумме стимулов или физиологическим процессам. Этот образ обладает избыточностью по отношению к стимулу.

- Антиципация (Предвосхищение): Процесс отражения включает опережающее отражение (по Бернштейну/Анохину), то есть предвосхищение будущих событий и построение гипотез о мире.

3. Введение Понятия "Трансцендентального Психологического Механизма":

* Суть: Чтобы объяснить как возможен этот активный процесс порождения образов, Миракян вводит понятие "трансцендентельного психологического механизма" (ТПМ). Это ключевое понятие его концепции, заимствованное из философии Канта, но переосмысленное в психологическом ключе.

* Что это такое (по Миракяну):

- Это внутренние, априорные (доопытные в широком смысле), организационные структуры психики. Они не содержат конкретного содержания, но определяют форму и способ организации опыта.

- Это система внутренних условий, фильтров, схем, категорий, через которые преломляется весь сенсорный поток.

- Функции ТПМ:

— Организация: Структурирование хаотичного потока ощущений в осмысленные образы и события.

— Селекция: Отбор релевантной информации в соответствии с потребностями и целями субъекта.

— Интерпретация: Наделение сенсорных данных значением и смыслом.

— Обеспечение инвариантности: Позволяют воспринимать мир как устойчивый и постоянный, несмотря на изменчивость стимуляции (константность восприятия).

— Порождение: Непосредственно участвуют в создании психического образа как интегрального целого.

* Аналогия с Кантом: Подобно кантовским априорным формам чувственности (пространство, время) и категориям рассудка (причина, следствие и т.д.), ТПМ Миракяна — это внутренние "очки", через которые мы смотрим на мир, делая его упорядоченным и понятным. Но Миракян стремится найти психологические основания и проявления этих механизмов.

4. Стремление к Синтезу Экспериментальной Психологии и Трансцендентальной Философии:

* Суть: Миракян не отвергал эмпирические данные и методы экспериментальной психологии. Его цель — преодолеть их ограниченность (физикализм, пассивность) путем интеграции с философской глубиной трансцендентального подхода.

* Какой синтез он предлагал:

- Философский фундамент: Использование трансцендентальной философии (в первую очередь Канта) для постановки фундаментальных вопросов о природе психического, его активной роли, условиях возможности познания и восприятия.

- Психологическое содержание: Наполнение философских понятий ("трансцендентальное", "априорное") конкретным психологическим содержанием через изучение механизмов восприятия, памяти, мышления, внимания. Поиск эмпирических коррелятов ТПМ в экспериментальных исследованиях (например, как проявляются механизмы обеспечения константности или селекции внимания).

- Новая методология: Разработка методологии, которая учитывает активность субъекта и роль внутренних порождающих структур как неотъемлемых факторов любого психического акта, а не как помехи для "чистого" измерения реакции на стимул.

- Преодоление разрыва: Ликвидация разрыва между "высокой" философской теорией сознания и "низкой" экспериментальной психологией элементарных процессов.

5. Цель: Преодоление Физикализма и Обоснование Специфики Психического:

* Суть: Весь проект Миракяна направлен на то, чтобы обосновать автономию и специфику психической реальности, показать, что ее законы не сводимы к физическим, физиологическим или чисто информационным процессам.

* Как концепция это делает:

- Через активность и порождение: Психическое — это не эпифеномен физиологии, а особая форма активности субъекта по порождению смыслового образа мира.

- Через трансцендентальные механизмы: Вводя ТПМ, Миракян утверждает существование специфически психологического уровня организации, регулирующего процесс отражения.

- Через антиредукционизм: Настаивая на том, что образ — это новая реальность (порожденное содержание), а не просто следствие стимуляции или нейронных процессов.

- Через внутреннюю детерминацию: Подчеркивая определяющую роль внутренних условий (потребностей, целей, прошлого опыта, ТПМ) в процессе отражения, а не только внешних стимулов.

* * *

Итог концепции: Миракян предлагает рассматривать психическое отражение не как зеркало, пассивно отражающее мир, а как сложный орган активного порождения субъективной картины мира, работающий по своим специфическим законам, регулируемым внутренними трансцендентальными механизмами. Его теория — это попытка построить мост между философским пониманием сознания и конкретной психологической наукой на основе идеи активности и конструктивности психики.

Антон Gricenko

[Артём], критика ваша справедлива, но всё-таки Аршак говорит про дополнение к физикализму, его расширению, в результате логических рассуждений приходит к необходимости заимствования категорий Канта, если упрощённо говорить. А изначальная тема как раз напрямую связана с описываемыми Аршаком активными процессами бессознального построения образа и извлечения из него смысла, значения, прогнозирования. В свою очередь вы предлагаете на уровне когнитивном, вербальном, терминологическом, сиречь, сознательном, в эти процессы вмешаться для получения нового опыта. Только не знаю на сколько вам будут полезны выкладки Аршака для этого дела....

Артём Синин

[Антон], эти цитаты очень рифмуются с тем, что я сейчас читаю, и о чем через недельку-другую планирую сделать пост в творческую рубрику. И из этого созвучия я делаю очередной полуинтуитивный вывод, что Аршак, будучи, по сути своей, видимо, мистиком — просто пытается описать сугубо рациональным языком то, что более традиционные мистики (а цитата ниже — это Ибн-Туфайль, XII век) обычно шифровали в художественных, то есть иррациональных или полурациональных формах.

И у меня в связи с этим возникает, опять же, вопрос: Аршак Миракян обладал аналогичным внутренним зрением и опытом, как этот суфий из XII века, или совсем иным?

* * *

Мнится мне, что кто-нибудь из тех летучих мышей, коим солнце ослепляет глаза[92], вскочит тут и, содрогаясь в цепях безумства своего, воскликнет: "Это ты уж так перемудрствовал, что, лишившись натуры рассудительных людей, стал выступать против положений, подсказываемых самим разумом. Ведь именно таково положение о том, что нечто может быть только или единым, или множественным!" Но пусть он, поостыв немного, воздержится от дальнейших пылких речей и подумает, не лучше ли ему пенять на самого себя. Пусть взглянет на окружающий его низменный, чувственный мир так, как на него смотрел Хайй, сын Якзана, когда мир этот ему казался, с одной точки зрения, неопределенным и не поддающимся никакому ограничению множеством, а с другой – чем-то единым, так что он даже колебался некоторое время, не решаясь отдать предпочтение какой-то одной из этих точек зрения. Ведь мир чувственный – это то, в чем берут начало множественное и единичное, в чем сущность их может иметь какой-то реальный смысл и в чем бывают разъединение и соединение, местопребывание в одном и в различных участках пространства, совпадение и расхождение. Какое же может тот человек иметь представление о мире божественном, относительно которого нельзя сказать "все" или "часть", к которому нельзя применить ни одного привычного для слуха выражения, не приписав ему при этом чего-то противоречащего действительности, который, стало быть, познать способен только тот, кто созерцал его, и коего сущность приобретает положительный смысл лишь для того, у кого она получила наличное бытие.

Что же до слов его "лишившись натуры рассудительных людей, стал выступать против положений, подсказываемых самим разумом", то пусть будет так, и оставим его в покое вместе с его разумом и рассудительными людьми. Ибо разум, который имеют в виду он и ему подобные, есть не что иное, как рациональная сила, обозревающая единичные чувственно воспринимаемые предметы с тем, чтобы свести их множество к данной общей идее, а люди рассудительные, о которых говорят они, – это те, кто как раз и практикуют указанный метод умозрения. Метод же познания, о котором речь идет у нас, превосходит все это, так что пусть замкнут себе уши, чтоб не слышать ее, те, кому неведомо ничего помимо чувственных предметов и их общих идей, и да вернутся они к единомышленникам своим, кои знают явное в жизни здешней, но к будущей небрежны[93].

Коли ты из тех, кому достаточно подобного рода косвенных указаний и намеков касательно предметов, относящихся к божественному миру, и если не станешь придавать высказываниям нашим те значения, которые им придают в обычном словоупотреблении, то мы не преминем тебе рассказать еще кое-что о том, что именно созерцал Хайй, сын Якзана, находясь на упомянутой выше Стоянке обладателей истины.

После чистого Погружения, говорю я, после полного Исчезновения и Соединения, созерцая высшую, лишенную тела, сферу, он увидел свободную от материи самость[94], которая не была ни самостью Истинного Единого, ни самой сферой, ни чем-либо отличным от них. Это нечто вроде появляющегося в гладком зеркале образа солнца, который не есть ни солнце, ни зеркало, ни что-либо отличное от них[95]. Он увидел у отрешенной от материи самости той сферы совершенство, блеск и красоту слишком великие, чтобы описать их был способен хоть какой-нибудь язык, и слишком тонкие, чтобы их можно было облечь в какие-то буквы или звуки. Увидел он и то, что эта самость пребывает в состоянии высшего наслаждения, радости и блаженства от созерцания самости Истинного Бытия (велика его слава).

И у следующей сферы, сферы неподвижных звезд, созерцал он свободную от материи самость, которая тоже не была ни самостью Истинного Единого, ни отрешенной от материи самостью высшей сферы, ни самой этой сферой, ни чем-либо отличным от них. Это было нечто вроде образа солнца, появляющегося в зеркале, которому образ передается от другого, обращенного к солнцу, зеркала. И у этой самости он увидел те же блеск и красоту и то же наслаждение, что и у самости высшей сферы.

[...]

Антон Gricenko

[Артём], думаю до таких формулировок и концепций сложно дойти без опыта исс и без соответствующей мотивации.... Возможно, осознанность во сне была нормой, если бы понимать, как конструировать устойчивые интерпретации воспринимаемого в бодрствовании....

Артём Синин

[Антон], я так понимаю, что Вы имеете в виду не просто устойчивые, а определенного рода интерпретации? То есть Вы выдвигаете идею, что желательно не просто иметь какую-то (определенную) терминологию и концепцию относительно ОС/ВТО, а именно (определенное) устойчивое и законченное мировоззрение в целом. Видимо, около- или непосредственно эзотерическое.

Если я правильно понял эту мысль, то несмотря на её очевидную спорность, я лично мог бы под ней смело подписаться в том смысле, что это действительно практически гарантированное средство для как минимум повышения частоты и насыщенности опытов. Вспоминая свой эзотерический период, к примеру, я не могу не заметить, насколько проще мне давались ОС в то время. Да и сейчас, когда я «раскочегарил» практику до каких-то новых для себя рубежей, я не могу не отдать себе честный отчёт в том, что мое мировоззрение снова несколько «уплыло» в сторону эзотерики. И мое разочарование в современной формальной науке, в каком-то смысле, стало, безусловно, драйвером к этому развитию.

Но. Поскольку научный скепсис я еще не совсем растерял, то у меня возникает много контраргументов, которые я озвучиваю в первую очередь сам себе. Например:

1) Помимо "научного" и "эзотерического" описания мира и значит соответствующих терминологии, устойчивых интерпретаций всего и вся, и т. д. — возможны ли альтернативы? То, что эзотериком ОСить проще и интереснее, а лаборантом сложнее и скучнее — это факт. Однако, существуют ли альтернативы?

2) Возможно ли, что здесь имеют место какие-от когнитивные искажения? Скажем, практика может оказываться более эффективной у эзотериков не из-за каких-то особых психических конструкций и соответствующих интерпретаций тире терминологии и т. п., а просто потому, что образ жизни эзотерика более располагает к такого рода практике хотя бы потому, что человек чаще всего отказывается от части привычных обывателю социальных ролей, которые освобождают массу времени и энергии для ИСС-практик. Я уж молчу об ассоциации такого образа жизни с широкой открытостью ко всякого рода экзогенным средствам изменения состояния сознания.

3) Ну и если мы, как отдельные сновидцы или сообщество в целом, останемся, всё-таки, целиком в научном и даже материалистичном лагере, но при этом разовьём и терминологию, и мировоззрение, и интерпретации — до каких-то новых фантастических вершин, с которых ОС будут доставаться так же легко и естественно, как это сейчас бывает в сугубо мистической среде, — то это будет хуже или лучше с точки зрения глубины этих опытов (раз) и условной полезности с учетом эволюционного развития человечества в целом (два). Ведь эзотерические прозрения, как мы видим, когда они приводят практикующих к серьезным успехам в практике, зачастую, в то же время ведут их и к упомянутой выше десоциализации. А вдруг научный подход, при долгом и правильном (с этой точки зрения) развитии, позволит избежать потенциального обращения всего земного шара в тотальный Тибет или Бутан? Можно ли представить себе технологичную и в лучшем смысле слова футуристичную цивилизацию, но при этом открытую мистике и духовности? То есть возможна ли вселенная «Звездных Войн» на пике её расцвета в нашей реальности?

Список можно продолжать, но я думаю, что и этих мыслей вполне достаточно, чтобы сделать предварительный вывод: всё это нужно как минимум, хорошенько обдумать и исследовать. Я лично не могу себе позволить пропагандировать то или иное мировоззрение или ту или иную философию, даже если они гарантированно эффективны в отношении ОС/ВТО, потому что, как минимум, массовый запрос от сновидцев поступает сейчас совсем другой.

Для большинства ведь интерес заключается всего лишь в том, чтобы попробовать какие-то новые для них переживания. Буквально на зубок. Они даже еще не знают, нужны ли им эти ОС на самом деле, не говоря о каких-то иных интерпретациях реальности. А мы, получается, предлагаем им все сны сделать осознанными в обмен на передачу всей своей судьбы в руки некоего пока им непонятного и, строго говоря, совсем ненужного с точки зрения остальных целей, культа. Кому-то, может быть, это именно то, что и требуется. Но это явно не про большинство.

Возвращаясь же в сугубо теоретическое русло, ещё раз подтверждаю: да, всё это весьма интересно, согласуется с моими наблюдениями и дает много пищи к дальнейшим размышлениям. Спасибо.

Антон Gricenko

[Артём], в целом да - должно быть сформировано устойчивое мировоззрение, и вытекающее из него мироощущение путем смены интерпретаций привычных пространственно-временных категорий.

Например, можно попробовать воспринимать мир не как внешний образ, а как внутренний - сразу возникает исс, схожее с ос только в бодрствующем состоянии. Если зафиксировать это состояние на длительный срок, то ос будет, если не нормой, то частенько... Вопрос только как долго нужно в этом состоянии пребывать и с какой интенсивностью, и т.п.

Первые шаги в этом направлении уже делаются даже в научной среде. Самое из продвинутого, что мне известно на данный момент - это концепция Дональда Хофмана, т.к. в отличие от Миракяна у него есть математическая модель всего этого, что под собой может иметь уже прикладное значение.

Научное/эзотерическое - тут нужно разбирать и детализировать, что от научного, что от эзотерического. Научные методы - да, верификация основанная на физикализме - нет, и т.п. Также с эзотерическим.

По второму пункту и первому пункту - главное когнитивное искажение, которое коллективно поддерживается, заключается в том, что все коллективно работают на военно-промышленный комплекс по 8-16 в день (во всем мире), поэтому тут, по мне так, полная десоциализация лучше вместе с Тибетом и Бутаном...

Артём Синин

[Антон], значит я правильно понял Вашу идею. Как раз на этот счет я планирую пост на следующей неделе — у меня есть вопрос в личке на близкую тему. Этот диалог получился как очень хорошее введение.

Про Хоффмана, я помню, мы уже что-то обсуждали. И помню, что всё это было тоже спорно. Вообще, мой ключевой и хронический уже контраргумент на Ваши тезисы остаётся один и тот же: всё это может быть, но слишком спорно. Я лично не против того, чтобы это обсуждать и рассматривать, то есть исследовать, но против того, чтобы выдавать это за проверенную и конечную истину.

Например, Вы пишете: "Если зафиксировать это состояние на длительный срок, то ос будет, если не нормой, то частенько..." — для меня такие формулировки являются красным флагом, потому что слишком похожи на рекомендации широкому сообществу. А где гарантия и как выполнялась проверка, что для широкого сообщества это применимо, полезно и безопасно? А если не для всех это применимо, полезно и безопасно (нет проверки, так хотя бы в теории), то о какой части сообщества идет речь? И для кого это может быть вредно и опасно? Каков это процент? И почему интересы этой группы не рассматриваются и не упоминаются, то есть игнорируются?

В этой связи и в ответ на Ваши замечания о ВПК и т. п. хочу отметить, что в той книге, которую я упомянул выше, и на которую выложу обзор, видимо, завтра — очень оригинальный финал как раз на эту тему. Моим мыслям и наблюдениям он оказался чрезвычайно близок. Я не думаю, что здесь можно говорить о каких-то спойлерах, поэтому процитирую небольшой фрагмент (в качестве упражнения можно попробовать переложить эти заключения со сферы божественности/мистики/религии, например, непосредственно на сновидчество):

* * *

День и ночь вел с ними вежливые беседы Хайй, сын Якзана, и с глазу на глаз, и при народе стараясь объяснить им истину, но единственно чего он добивался – это того, что они проникались к словам его еще большей неприязнью и отвращением. [...]

Рассмотрев, далее, один за другим различные классы людей, он пришел к заключению: всякая партия у них радуется тому, что у нее, божествами они сделали себе свои страсти, а предметами поклонения – вожделения свои, устремившись алчно за преходящими благами дольнего мира; [...]

Вихрь страданий, он увидел, закрутился вокруг них, мрак Разлуки их покрыл. Все они, за малым исключением, из религии своей черпают лишь то, что имеет отношение к дольнему миру, а дела, возложенные на них, как бы ни были они легки и необременительны, швыряют за спины свои и распродают по дешевой цене: отвлекают их от поминовения бога купля и продажа, и не боятся они дня, когда перевернутся и сердца, и очи. Тогда он понял и убедился окончательно: говорить с ними об истине в чистом виде невозможно; требовать от них чего-то большего бессмысленно; пользоваться божественным законом широкая публика в большинстве своем способна лишь в той мере, в какой закон этот касается ее мирской жизни, и лишь постольку, поскольку можно устроить жизнь свою на его основе так, чтобы не бояться покушения на собственное достояние со стороны других; [...]

Разобравшись, в каком находятся люди состоянии, и выяснив, что в большинстве своем они пребывают на уровне неразумных животных, он пришел к заключению: вся мудрость, руководство и преуспеяние заключены в том, что провозглашалось посланниками божиими и о чем гласит божественный закон; ничем этого и заменить нельзя, и дополнить невозможно. [...]

Объявив, что взгляды его стали такими же, как их, и руководствуется он ныне тем же, чем они руководствуются, посоветовал им Хайй, сын Якзана, соблюдать и впредь как заповеди религии, так и внешние ее обряды, поменьше заниматься тем, что не касается их, доверять двусмысленным высказываниям священных текстов и принимать их как есть, новых и собственных убеждений избегать, пример брать с праведных предшественников и всяких нововведений избегать. [...]

Они убедились с Абсалем: эти незрелые, несовершенные люди могут прийти к спасению только указанным выше путем; если их оторвать от этого пути и вознести на высоты умозрения, то положение их нынешнее расстроится, а степени счастливых достичь им не удастся – они зашатаются, опрокинутся и найдут себе недобрый конец; [...]

Распрощавшись с этими людьми, они стали ждать, когда бог ниспошлет им случай, чтобы вернуться на свой остров. И Аллах (великий он и всемогущий) помог им переправиться туда.

Антон Gricenko

[Артём], про безопасность всё очень относительно. Например, вчера супруга начала читать Ангела западного окна - в результате исс и паника высокой интенсивности.... А казалось бы просто рассказ. Тема ос, на самом деле более опасна, чем исс вызванные запрещенными веществами, поэтому про безопасность лучше лишний раз не вспоминать, а то придут санитары))

Артём Синин

[Антон], а откуда Ваша уверенность в том, что «Ангел западного окна» в большей степени связан с ОС, нежели с запрещенными веществами? Я вот как раз считаю очень вероятным (и намекал на это в недавнем посте), что Майринк использовал эти самые вещества, тем более что в его время это было не запрещено и в писательских кругах вполне себе модно.

Взять того же Лорда Дансени — он в том же произведении «Любитель гашиша» описывает такие тонкости, связанные с употреблением этого, по нынешним меркам, наркотика, что сложно поверить, будто он совсем не знал, о чем пишет. Так почему мы не можем ожидать того же от Майринка? Его описания манипуляций с алхимическими порошками тоже очень многозначительны.

Так что Вашу супругу я вполне понимаю (своей я прямо сказал, что ей это читать нельзя), однако дело, думаю, может быть как раз не в ОС, а ровно наоборот.

В то же время тот факт, что тема ИСС в целом может быть опасна и противопоказана большому проценту людей — это я повторяю давно и с большой уверенностью, потому что знаю к этому массу примеров. Пример с Вашей супругой — пополнение этого списка.

Но делает ли это тему запрещенных веществ более безопасной для общества? Я в этом заключении не прослеживаю логики.

Антон Gricenko

[Артём], а я не говорил, что АЗО и ОС связан. Она начала читать и исс произошел в бодрствовании без чего бы то ни было, что могло повлиять на нормальное состояние бодрствования.

Логика по последнему пункту - возьмите пример вашего любимого Михаил просверли-голова.... При исс+вещества идентичность остаётся +/- на месте. Долго+ос = идентичность начинает перетекать, если психика нестабильная + невежество в исс-делах, то результат гарантировано не в пользу общественного блага....

Артём Синин

Если психика нестабильная + невежество в исс-делах + вещества = по-Вашему, проблем было бы меньше? То, что Михаил использовал вещества для "обезболивания" пока сверлил голову - это уже много раз обсуждалось, в том числе специалистами. Но с Михаилом главная проблема не в веществах и не в ОС, я так думаю. Но я не хочу в этом повторяться, поезд уже давно уехал. В любом случае, единичные примеры, какие бы они яркие ни были, ничего нам, увы, не доказывают. Против медицинской и научной статистики в этой связи, на мой взгляд, выступать очень сложно. Да даже без медицины... Я вот вчера был в своём старом районе, который мне часто снится, и вспоминал - на какой лавочке кто из друзей и знакомых откинулся в 90-х. Так вот все они погибли от наркотиков, а не от ОСов.

P. S. Но Ваша аргументация риска практики ОС на примере Михаила очень показательна. Если уж в такой тематической среде, как наша, звучат эти аргументы, то что уж говорить про более широкое общество. Вот об этом я с самого начала наиболее горько и пожалел. Это неизбежно. Вот настоящий вклад Михаила. С такими "друзьями" сновидчества врагов точно не нужно.

Антон Gricenko

[Артём], если кратко ответить, то дело в процентном соотношении проблема/количество практиков и что считать за "проблемы". На поверхности - очевидно, что запрещенные вещества несут однозначные негативные последствия. Но, что, делает длительная практика ос - никто ж не исследовал. Есть на эту тему очень интересный фильм - Открытие (2017), там в гротескной форме все показано....

Артём Синин

[Антон], я согласен с Вашим заключительным комментарием и он, по сути, синонимичен тем тезисам, которые я обычно повторяю: о безопасности ОС мы не можем с уверенностью говорить, потому что недостаточно их исследовали. Поэтому данная тема требует особой осторожности и её популяризация, как и коммерциализация — это очевидный крах этики.

А про запрещенные вещества, действительно, спорить сложно, да обычно никто и не спорит. То, что кому-то удается выйти из связи с этой второй темой (давайте всё-таки не будем смешивать две эти связанные, но разные темы в одну) без явных последствий — это никоим образом не подтверждает её безопасность. Тут всё уже давно доказано и очевидно.

Фильм смотрел, но плохо помню. Спасибо, пересмотрю при случае.




Валерий Свободин

2025-06-16 11:58:18#18763

https://m.vk.com/video-166039184_456240855




Добавить комментарий