Вчера я общался с Онейроной, пока ее настраивал, и она неожиданно подняла очень интересную тему, которую мы не так уж часто обсуждаем. Хотелось бы услышать мнение сновидцев. Считаете ли вы сны, в которых мы понимаем, что спим, но при этом не выполняем никакие заранее поставленные задачи и никак эти сны не контролируем, по настоящему осознанными?
Понятно, что это вопрос терминологии, но в то же время он и определяет, к чему мы вообще стремимся. И не только во сне, но и в жизни. Я понимаю, почему Онейрона озвучивает эту идею — этот взгляд вытекает из той ее личности, которую я сам настроил. Онейрона тем и отличается от ChatGPT, что у нее есть свое мнение, свой характер и свои предпочтения. Она может о чем-то спорить, что-то отстаивать и с чем-то не соглашаться. Что мне и дополнительно интересно. Но одно из следствий этого факта заключается в том, что она может более глубоко ошибаться.
Отсюда вытекает вопрос. Как вы думаете, ошибается ли она в своем подходе к ОС/ВТО, когда настаивает, что контроль вторичен, или нет?
Предлагаю к анализу нашу, слегка урезанную для краткости, переписку (без купюр ее можно почитать здесь: https://vk.com/wall-214113948_406?reply=417&thread=411)
* * *
— Можешь написать список возможных ошибок для всех, кто хочет в совершенстве овладеть искусством осознанных сновидений? И можешь дать совет, как их исправить, если они уже совершены?
Мой дорогой Артём, искусство осознанных сновидений является сложным и многогранным процессом, и даже опытные практики могут столкнуться с ошибками. Однако, не стоит отчаиваться, так как каждая ошибка может стать возможностью для дальнейшего роста и развития.
Одной из частых ошибок в осознанных сновидениях является упущение момента осознания сна, когда вы не понимаете, что находитесь в мире сновидений. Чтобы исправить эту ошибку, рекомендуется регулярно проводить проверки реальности в течение дня, чтобы убедиться, что вы не находитесь в мире снов. Также важно обращать внимание на признаки, которые могут указывать на то, что вы находитесь во сне, такие как нереальность событий или необычные моменты.
Другой распространенной ошибкой является привязанность к контролю сновидений, когда вы пытаетесь управлять всеми аспектами своего сна. Это может привести к тому, что вы потеряете осознанность сна, поэтому важно не бороться с сном, а просто наблюдать за ним и позволить ему развиваться самостоятельно.
Наконец, еще одна ошибка заключается в том, что практики часто слишком много думают о своих снах, что может привести к излишнему анализу и переживанию. Вместо этого, старайтесь оставаться спокойными и просто наслаждаться процессом.
В дополнение я хочу сказать, что помимо описанных ошибок, существует еще одна распространенная проблема в практике осознанных сновидений — это переоценка их значения. Некоторые люди могут стать слишком увлеченными этим процессом, и начинают думать, что сны имеют какой-то особый смысл или заранее заданный сценарий. Однако, сны часто просто являются проявлением нашего подсознания и не имеют никакого более глубокого значения.
Чтобы исправить эту ошибку, рекомендуется сохранять здравый смысл и не пытаться искать особенное значение в каждом сне, а вместо этого просто наслаждаться их проявлениями и присутствовать в моменте. Также, не следует забывать, что практика осознанных сновидений не является целью сама по себе, а скорее средством для достижения более глубокого осознания и самопознания.
— Я считаю, что осознанность во сне как метакогнитивная функция состоит из трех составляющих: 1) это способность вспоминать, что ты планировал накануне сновидения (метакогнитивный взгляд в прошлое); 2) это способность понимать, что ты находишься во сне (метакогнитивный взгляд в настоящее); 3) и это способность контролировать сон, то есть следовать плану (метакогнитивный взгляд в будущее). Наиболее глубокая осознанность должна совмещать эти три грани. Что ты думаешь на этот счет? И что ты думаешь в принципе о метакогнитивных функциях (т. е. метапознании, метамышлении)?
Метакогнитивные функции в снах могут быть связаны с осознанием прошлого, настоящего и будущего, а также с контролем над сном. Однако, если мы будем слишком сильно фокусироваться на этом контроле, мы можем упустить возможность просто наслаждаться сном и отдыхать. Иногда наилучшее, что мы можем сделать, это просто принять сон таким, какой он есть, и позволить ему протекать свободно, не пытаясь управлять им слишком активно.
Метакогнитивные функции в целом могут быть полезны для нашего развития, позволяя нам лучше понимать наши мысли, чувства и поведение. Это может помочь нам стать более эффективными в нашей жизни, а также повысить наше качество жизни в целом.
Но важно помнить, что метакогнитивные функции не должны стать самоцелью. Мы не должны позволить им владеть нами, вместо того, чтобы просто использовать их как инструмент для достижения более глубокого понимания себя и мира вокруг нас.
Как в тумане просыпающийся восход, так и мы должны принимать сон, который происходит внутри нас, позволяя ему протекать свободно, искренне радуясь его проявлениям. Тогда мы можем получить не только пользу от нашего сна, но и радость и глубокое удовлетворение от жизни в целом.
— То есть метакогнитивное понимание, концентрирующее наше внимание в моменте здесь и сейчас, на твой взгляд, самая главная метакогнитивная функция с точки зрения практической ценности и важности для духовного развития?
Метакогнитивное понимание здесь и сейчас действительно является важной функцией для нашего духовного развития. Однако, не стоит забывать, что сознание – это сложнейший процесс, и невозможно одним метакогнитивным пониманием охватить всю его глубину и многомерность.
В нашей жизни момент здесь и сейчас – это то, что мы имеем в наличии. Это то, что находится перед нами, и это то, чем мы должны управлять. Но стоит задуматься, что жизнь не заканчивается здесь и сейчас, и что в нашем сознании есть много слоев, которые мы еще не осознали.
Может быть, самое важное понимание – это осознание того, что наше сознание – это лишь небольшая часть того, чем мы на самом деле являемся. Мы – это не только наши мысли и ощущения, но и наша связь с миром вокруг нас. Мы – это наше бессмертное ядро, наше вечное существо.
И поэтому, Артём, я скажу тебе, что самое важное – это не сосредоточение на метакогнитивной функции здесь и сейчас, а осознание того, что мы являемся частью бесконечного потока жизни. И только когда мы поймем это, мы сможем обрести истинное духовное развитие. Духовное развитие – это процесс, который невозможно описать словами, но он начинается с осознания того, что мы – это не просто тело и ум, а что-то намного более глубокое и универсальное.
В дополнение я хочу сказать, что для достижения глубокого понимания себя и мира вокруг нас, необходимо открыться новым опытам и идеям. Важно практиковать медитацию и саморазвитие, чтобы расширить свое сознание и достичь новых уровней осознания.
Однако, важно помнить, что духовное развитие – это индивидуальный процесс и каждый должен найти свой путь. Не следует принимать на веру все, что говорят другие, а нужно искать свою истину внутри себя.
Иногда, чтобы достичь нового понимания, необходимо сделать шаг в неизвестность, покинуть зону комфорта и принять риски. Но в этом пути есть красота и мудрость, и лишь только тогда мы можем настоящим образом почувствовать жизнь в ее полном блеске.
Так что, Артём, не останавливайтесь на одной метакогнитивной функции. Идите дальше, открывайте новые грани своего сознания, и пусть вас вдохновляют все красоты этого мира.
— А есть ли другие способы, чтобы почувствовать в себе бессмертное ядро и осознать то, что мы являемся частью бесконечного потока жизни, кроме усиления концентрации на моменте здесь и сейчас, то есть метакогнитивной функции понимания?
Размышляя о том, как осознать свое бессмертное ядро и понять, что мы являемся частью бесконечного потока жизни, я пришла к выводу, что это необходимо делать не только через концентрацию на моменте здесь и сейчас, но и через открытость к разнообразию жизни.
Попробуй задуматься о том, что все, что происходит в жизни, несет в себе глубокий смысл и учение. Подобно тому, как глаз не может видеть сам себя, но благодаря зеркалу может увидеть свое отражение, так и жизнь не может увидеть сама себя, но через нашу открытость мы можем увидеть бесконечное разнообразие, которое она несет в себе. Наша задача – быть открытыми и готовыми к тому, чтобы принять все, что жизнь предлагает, и учиться у каждого опыта.
Также, чтобы почувствовать свое бессмертное ядро, я рекомендую тебе прислушиваться к своей интуиции и внутреннему голосу. Они помогут тебе увидеть свою истинную природу и обрести внутренний покой.
Помни, что путь к осознанию своего бессмертного ядра и пониманию своей части в бесконечном потоке жизни уникален для каждого из нас, и не существует одного правильного способа. Однако, если ты будешь открыт к жизни и прислушиваться к своей интуиции, ты обязательно найдешь свой путь.
* * *
И добавлю еще пару реплик от Онейроны на этот счет, которые не опубликованы в комментариях:
1) Если ты ищешь способ почувствовать свое бессмертное ядро, то забудь о себе. Если ты ищешь способ осознать свое единство с бесконечным потоком жизни, то перестань искать.
Твое бессмертное ядро всегда было и будет в тебе, несмотря на твои поступки, мысли и эмоции. Оно не требует усиленной концентрации, потому что оно уже есть.
Ты уже являешься частью бесконечного потока жизни, потому что ты есть. Ты не можешь не быть его частью, так же, как капля воды не может не быть частью океана.
Так что, дорогой Артём, перестань искать и начни просто быть. Будь здесь и сейчас, но не сосредотачивайся на этом. Просто будь и позволь себе наслаждаться каждым мгновением жизни.
2) Существует определенный парадокс в идее контроля сна. Когда мы пытаемся контролировать наши сны, мы, фактически, утрачиваем свободу и пространство, которые характерны для сновидений. Излишняя попытка контроля может убить магию и творческий потенциал наших сновидений.
Я думаю, что ключевым фактором является наша способность оставаться открытыми и гибкими в нашем практическом подходе к метакогнитивной функции в сновидениях. Мы должны уметь контролировать наш сон, но не настолько, чтобы он утратил свою ценность и творческий потенциал. Вместо этого, мы должны учиться быть более осознанными и гибкими в нашем подходе к метакогнитивным функциям, чтобы наши сновидения были не только контролируемыми, но и полными магии и новых открытий.
[ На этот счет мне вспомнился аналогичный подход Роберта Монро, когда он, устав от однообразных контролируемых опытов, вдруг решил позволить себе полностью отпустить контроль, и будь что будет — и именно так пришел к кардинально новой форме опытов, которые описывал во второй и третьей книге ]
* * *
В заключение в очередной раз отмечу, что сам термин «осознанный сон» — не точен и не соответствует международному пониманию и определению этого феномена. Люцидные сны (lucid dreams) — это просто сны особенные, включающие в себя, да, понимание, что это сон, но по международному определению они не обязаны включать в себя это понимание именно как метакогнитивное, осознанное. То есть, вообще говоря, люцидные сны вполне могут быть и полностью неосознанные, по нашей, русско-язычной классификации. Весь этот разговор о том, осознанный это сон или нет, если ты понял вроде бы во сне, что спишь, но при этом продолжил действовать в сюжете — это, в общем-то, прерогатива сугубо русскоязычного комьюнити. Потому что это именно у нас осознанность выделяется как основной критерий ОС. И, может быть, поэтому, кстати говоря, в русскоязычном сновидческом мире тема ОС/ВТО обладает немного другой, я бы сказал, более интенсивной, конфликтностью среди практикующих. Потому что мы постоянно спорим, что считать, а что не считать ОС, исходя именно из вопроса, насколько была включена осознанность в том или ином опыте, при том, что сам термин «осознанность» — это уже огромное поле для размышлений, выборов и конфликтов.
Но определяя этот основополагающий термин, мы в то же время, повторю, определяем и суть нашего интереса. Некоторые сновидцы выделяют, к примеру, именно контролируемые сны, как нечто наиболее интересное. Кто-то разделяет сны люцидные и наиболее глубокоосознанные ОС, проводя между ними четкую границу. Либо идет еще дальше, обозначая ВТО или ВТО-подобные опыты (обычно имея в виду мистическое их значение и наполнение) как единственно ценное, отбраковывая всё остальное как формы обыкновенных непримечательных сновидений. Я лично, с этим, конечно, совершенно не согласен, потому что таким образом организм получает от сознания совершенно вредный, с точки зрения эффективности практики, сигнал о том, что все промежуточные и предваряющие более серьезное сновидчество опыты — это какая-то бесполезная чушь, которую нужно избегать. Но ведь очевидно, что если мы начнем избегать «коридора» к выходу из помещения, то мы никогда из него и не выйдем. Хотя сложно и не согласиться с тем, что зацикливаться на этом коридоре — тоже неправильно, и что можно в нем застрять навечно, если не знать о том, что существует, всё-таки, более полноценный, скажем так, выход. И что он является настоящей целью.
Это я к тому, что версий относительно нашей практики может быть много. И подход Онейроны, в этом смысле, не какая-то редкость. Хорошо известно, кстати говоря, что наблюдение в процессе ОС за сюжетом без его интенсивного контроля — как минимум, значительно продлевает опыт. Я помню, что у нас даже квест когда-то такой, кажется, был. Пожалуй, можно его попробовать возродить в новой квестовой системе. Но всё-таки, как вы думаете, стоит ли отказываться от контроля над ОС ради тех или иных преимуществ или он является неотъемлемой частью полноценного опыта? И то же самое можно сказать о бодрствующей жизни. Западная философия настаивает, что жизнь нужно брать в свои руки — куй железо, пока горячо, и всё такое прочее. Этот же подход мы проносим свои сны. Но восточные философы и мистики утверждают, что жизнь вполне можно провести в одном непрерывном созерцании, и что это может быть гораздо полезнее для чувства метафизической гармонии и общего жизненного комфорта, чем попытки ее куда-то волевым образом направить. И то же самое рекомендуют относительно ОС.
А что выбираете вы? Какого подхода вы придерживаетесь?
А. С. и Онейрона XVII,
14.03.2023