Научные исследования экономических принципов и секреты счастливой семейной жизни

В продолжение недавнего разговора о платных и бесплатных продуктах я провел исследование научных источников и сделал для себя неожиданный вывод, который тут же проверил на практике. Буквально, в быту. И оказалось, что это действительно работает. Я решил сначала рассказать о своем эксперименте, а в одном из следующих постов уже вернусь к науке и более серьезным исследованиям, которых оказалось довольно много по этой теме. Но науке, как говорится, доверяй — но проверяй. Вот я и проверил. И получил очень интересные результаты, о которых сейчас расскажу. Сделал я следующее.

Пример перекоса в семейных отношениях

В семейных отношениях, по крайней мере на 12-м году совместной жизни, думаю, неизбежно рано или поздно возникают перекосы. Я имею в виду такие перекосы, когда один из партнеров прикладывает больше усилий в той или иной области, чем другой. И это со стороны одного партнера вызывает чувство несправедливости и раздражения, а со стороны другого — своего рода хроническое искушение, которое можно назвать простым словом «избалованность». При этом обе стороны быстро привыкают к такому положению дел и перестают его замечать. Просто один получается, так сказать, более дающим, а другой — более берущим. Естественно, что это напрягает отношения и они на фоне такого перекоса могут продолжаться только в том случае, если этот перекос умеренный, терпимый и ограниченный какой-то не слишком важной сферой. В моей семье — это именно такой случай, и речь про быт. В нашей ситуации к этому перекосу есть веское обоснование, но, в общем, это не суть. Всё равно, какие бы обоснования не были, чувство несправедливости и раздражение копятся, хоть это и отличная тренировка для психики.

Идея о возможности его исправить

И вот я задумался, начитавшись научных источников: если эксперименты показывают, что факт оплаты продукта или услуги положительно сказывается не только на мотивации продавца, но и на восприятии покупателя, то что если включить этот элемент и в отношения? Речь, конечно, не о деньгах, а о некоем обмене усилиями. И я предложил жене это попробовать.

Пример использования экономического принципа в быту

Например, если мне нужно помыть посуду — я предлагаю сначала провести 10-минутную совместную медитацию. Вынести мусор — профилактический сеанс антикортизольной практики. Починить что-нибудь — 15 минут разговора на тему философии сознания. И так далее.  (Примечание на основе комментариев: у нас нет никаких прейскурантов; три примера, которые я привел — спонтанные; каждый раз «стоимость» той или иной услуги формулируется сугубо индивидуально и исходя из текущих взаимных настроений).  Это всё то, что мы обычно не делаем, просто потому что — ну не любит моя супруга такого рода занятия и темы. Хотя понимает, что это полезно и важно. Но не хватает мотивации развивать свои нейронные сети в эту сторону — воспитание, генетика, привычка, не важно, что является причиной. Это ей сложно и тяжело. Но ведь и я не люблю выносить мусор в метель, копаться в грязной посуде или чинить вентилятор под потолком ванной. Я тоже понимаю, что это полезно и важно, но каждый раз чувствую, что отрываю драгоценное время, грубо говоря, на какую-то чушь. И всё-таки я это делаю. Значит, если наши отношения справедливы и здоровы, то будет логично, что мы оба попробуем вкладывать ради друг друга усилия, и приведем их в соразмерность? Разве наши отношения от этого не выиграют? Я предложил это проверить и мы оба убедились, что да, такая форма «оплаты» — очень полезна.

Положительный результат

Я больше не чувствую себя, грубо говоря, «папой Карло». Мне не жаль тратить время на какие-то простейшие бытовые дела, которые может выполнить человек без квалификации по нейробиологии. И не испытываю раздражения по ходу их выполнения. Потому что они оплачиваются тем, что имеет для меня высокую важность, а не просто порядком на кухне, который для меня почти безразличен. То есть я, как сторона дающая, удовлетворен и мотивирован гораздо больше. И я теперь уже сам с утра думаю, что я могу сделать полезного по быту и какую назначу за эти дела «цену». То есть я резко оказался гораздо более мотивированным «давать».

И жена, как сторона «берущая», оказалась гораздо более удовлетворена. Во-первых, она стала получать гораздо больше — за несколько дней я сделал таким образом кучу дел, которые давным-давно откладывал. В то же время эмоциональная составляющая в этих процессах невероятно расслабилась — и с моей стороны дело идет веселей, потому что я знаю, что получаю взамен, и с ее уже нет этого чувства напряжения, что вот она опять что-то просит, что я делать не хочу и что меня раздражает. Ну и результаты этого труда, что самое интересное, ценятся выше. Не просто муж лампочку ввернул, и ладно. А как классно, что он ее ввернул и есть свет в коридоре! Ведь я за это целых 10 минут ломала голову над панпсихизмом!

Подтверждение научных исследований

То есть неожиданно мы получили самое прямое подтверждение тех научных исследований, что я накопал. Ровно то же происходит и в бизнесе, и в продажах. Это вроде бы логично и даже банально, но вот некоторые ребята высказались, что у них всё работает иначе. И я вполне допускаю, что действительно могут быть исключения. Но всё-таки для большинства, с точки зрения науки, факт соразмерного обмена (т. е. оплаты) — работает во благо и без парадоксов. Не зря, всё-таки, вся современная цивилизация построена на этих принципах и самые разные культуры самостоятельно пришли к одному и тому же. К экономике. И мы с женой, к счастью, оказались не исключениями. Можно, конечно, мечтать о каких-то райских идиллиях, где обмен не нужен и все мы одно целое. Я тоже о них мечтаю. Но пока мы остаемся на Земле, это остаются мечты. Прекрасные, к которым можно стремиться, но далекие. А факт остается фактом. Платное имеет массу преимуществ.

Дополнительные важные условия и факторы

Но тут есть одно «но». Про эти исследования я тоже еще расскажу отдельно, но помимо прочего, обнаружен ещё один интересный феномен. Если продавец получает неадекватно высокую стоимость, вместо нормальной, за свой продукт, то вся система рушится. Он начинает хуже работать. Соответственно и удовлетворение покупателя тоже падает. То есть очень важен баланс. Поэтому, конечно, и в рыночных, и в семейных отношениях, необходима конкуренция и соответствующие механизмы регуляции спроса и предложения. И важно обоюдное стремление к справедливости. Важна честность и открытость. Это всё то, чего очень часто очень не хватает не только современному бизнесу, но и семьям, построенным по современным культурным «нормативам», взращённым на примерах родителей и сериалах. Именно в этом дефиците и кроются, на мой взгляд, главные причины конфликтов. А не в экономических принципах. Но это уже другой вопрос. Этот разговор можно продолжать еще долго. И я его пока не заканчиваю, но ставлю со своей стороны паузу. Про научные исследования в этой связи я расскажу в одном из постов на следующей неделе, а пока хочу задать вопрос участникам нашего сообщества.

Вопросы

Мы это уже обсуждали относительно платности продуктов и услуг. А что вы думаете насчет принципа пусть не денежного, но хотя бы обмена усилиями — в отношениях? Вы испытываете на этот счет какие-то эмоции? Вы что-то терпите? Не хотите попробовать мой подход? Вдруг, он вам тоже окажется полезен? Что думаете вообще на этот счет?

И второй момент, в качестве еще более далекого анонса — тот же принцип можно применить ведь и относительно практики ОС/ВТО. Я вот постоянно себя так или иначе дополнительно мотивирую и вознаграждаю за те или иные успехи. А вы это делаете? Ведь внутри каждого нас, и на физическом, и на психическом уровне, тоже постоянно идет некий взаимообмен и любое нарушение в нем приводит к болезни. Вы это учитываете в своей практике? Вы не теряете чувство справедливости в этих процессах, чтобы никакой из отделов организма и психики не оказался обделен и обижен? Вы задумываетесь об этом?

А. С.,
03.03.2023

2023-03-09 08:37:06#13861

Подводим итоги обсуждения. В общении приняли участие 9 человек (включая Артема Синина), а значит определяем трех победителей. Напомню, что учитываются лайки только от участников группы, автолайки фильтруются и в случае равного кол-ва лайков выше в таблице стоит тот, кто раньше оставил первый комментарий. Ставка двойная.

❤ — 💬 — Участник — Первое сообщение

38 — 15 — [Андрей Андреев] — 03/03 09:45

23 — 10 — [Александр Артемьев] — 03/03 11:49

22 — 7 — [Анна Бейзер] — 03/03 11:29

4 — 2 — [Любовь Мурашова] — 03/03 11:08

3 — 1 — [Оля Знаменская] — 03/03 14:42

2 — 1 — [Антон Gricenko] — 04/03 12:10

2 — 1 — [Дина Полянская] — 05/03 15:39

1 — 1 — [Стрекоза Корнецкая] — 07/03 01:37

Победители — Андрей Андреев (+300 баллов), Александр Артемьев (+200), Анна Бейзер (+100)! Большое спасибо всем за участие!




Стрекоза Корнецкая

2023-03-07 01:37:06#13842

Про отношения интересно. Сама неосознанно и специально (когда как) использовала этот принцип при построении отношений. На примитивном уровне можно рассуждать о нём, как «ты - мне, я - тебе». На самом деле там всё более глубоко и индивидуально. Особенно в устоявшейся паре.

Про самомотивацию - да, тоже использую. Ещё устраиваю неожиданные праздники для себя. В моей ситуации сложно ставить себе большие цели. Стараюсь разбить на несколько и радуюсь каждой достигнутой вершине. И особенно приятно, когда есть с кем поделиться радостью. Праздником. Если выделять успехи и не зацикливаться на неудачах, то начинаешь видеть не проблемы, а задачи.

Плюс в практике ОС/ВТО это реально работает. Вместо «ну вот, почти осознался, но нет»… — «ЗдОрово! Ещё немного, и всё получится!»…

Задумываюсь об этом давно. Но вот осязаемо оформляться идея о внутреннем взаимообмене начала лишь пару лет назад. И тогда я поняла разницу между «я это знаю/слышала» и «я это понимаю и использую».




Дина Полянская

2023-03-05 15:39:01#13818

Повезло вашей жене! Со мной бы кто помедитировал)))

Артём Синин

[Дина], моя жена с Вами согласна, но в целом мнения на счет моей маскулинной природы по итогам этого эксперимента разошлись, судя по комментариям, небольшую часть которых даже пришлось удалить в интересах цензуры) Возможно, Ваш муж тоже полагает, что это не мужское дело — философия и медитации, да еще и «в обмен» на те дела, которые с пещерных времен принято мужикам выполнять «бесплатно»? Но слава богу, мою жену моя природа полностью устраивает, а меня её. И если у Вас с супругом тоже в концептуальном смысле всё в порядке — то остальное, я считаю, притрется и приложится. Я вот, к слову, за эти 12 лет очень сильно трансформировался, благодаря влиянию моей половинки. Ну и, в общем, взаимно. И этот процесс продолжается до сих пор — чему, собственно, я и привел примеры в данном посте. Так что, может быть, и Вы со временем «подрихтуете» супруга так, что он еще замедитирует за троих? Вода камень точит, а любовь — душу. =)




Антон Gricenko

2023-03-04 12:10:40#13788

Интересно, если нету общих интересов, для чего тогда нужны такие отношения, в которых нужно искусственно стимулировать интересы? Спрашиваю безоценочно из чистого научного интереса, просто интересно, ваше мнение, Артём 8)

Артём Синин

[Антон], если совсем нет общих интересов — наверное, отношения строить сложно. Хотя всё равно можно к этому найти поводы. Ну вот, к примеру, на необитаемом острове пара, или на космическом корабле)) Ну или в качестве какой-то уникальной психологической тренировки.

Но это, конечно, не наш случай. У нас очень много общих интересов. Фактически, я бы сказал, большинство.

p. s. Я вообще завел речь не столько об интересах, сколько об усилиях, которые вкладывают партнеры в какой-то общий процесс. Перекосы в этом смысле возможны и при совпадении интересов на все 100%.




Оля Знаменская

2023-03-03 14:42:02#13757

Мне понравилась статья😃Мы конечно не обсуждаем это так - "по-научному", но как то интуитивно так и строятся отношения у нас.




Анна Бейзер

2023-03-03 11:29:06#13736

Интересный эксперимент:) Вот если бы вообще вместо денег можно было бы рассчитываться медитацией или "разговором о философии сознания 15 мин")

По поводу пряника и кнута в ОС, ВТО, когда есть успехи, это уже награда.

А как это можно применять к тому, чтобы внутри организма "никто" не был обделён?

В последнее время, я ищу баланс между сновиденияии и Реалом. У меня перекос в сторону сновидений и "виртуала".

Современные технологии сейчас этому наверно даже способствуют.

И в какой-то момент не заметила как это получилось. А обратно как было, сделать уже не получится, нужен какой-то другой баланс.

Андрей Андреев

[Анна], а как долго перекос в сторону снов? По идее, выброс дофамина со временем снижается, и ту яркость первых ОСов уже не достигнуть...

Артём Синин

[Анна], ну вот когда занимаешься, к примеру, рутинным исследованием, то одного успеха от очередного повторения того или иного опыта — мне лично не хватает. Но есть масса вариантов. Можно построить график или диаграмму и порадоваться, какие они красивые. Можно поделиться в сообществе и порадоваться обсуждениям. Можно просто сказать себе, ну раз я такой молодец, то посмотрю сегодня кино весь вечер. У каждого, думаю, есть свой уникальный список такого рода вариантов.

А относительно реала и виртуала — ну, опять же. Я бы поискал компромисс. Известные же тоже, в общем, подходы. Можно сказать себе: вот сделаю то-то и то-то, нужное для реала, и тогда поиграю, повиртуалю или посновижу. И наоборот — увлекся, всю неделю занимался только виртуальными темами? Ну значит в выходные займусь генеральной уборкой.

Такого рода внутренний баланс, думаю, так же необходим, как и баланс усилий в семейной паре. И точно так же нужно начинать со взаимного уважения — и реальный мир важен и нужен, и сновиденный или виртуальный. Если они Вам действительно оба важны, то не нужно их ссорить и кого-то назначать превосходящим, а кого-то вторичным. Пусть будет дружба, сотрудничество, обмен. Мне кажется, с какой стороны не посмотри, это всегда полезно.

Анна Бейзер

[Андрей], с яркостью сновидений и осов у меня нет проблем и никогда не было. А почему должны быть проблемы?

Перекос года так 3-4.

Анна Бейзер

[Артём], Я поняла о каких достижениях речь. Делится достижениями действительно интересно, особенно когда это хорошо закреплённый результат.

Андрей Андреев

[Анна], ну так это совсем не срок. Где-то лет за 10 - это уже должно насторожить ;)

Хотя, думаю, что для более-менее верного ответа нужно узнать массу личных вопросов.

Как я себе представляю, у человека, для полноценной жизни должно быть любимое хобби в реальности, в идеале - оно же и его работа и основной доход приносящее.

Как у вас с этим обстоят дела?

Ещё хорошо - когда есть любимый и любящий человек.

Тогда и жизнь в радость и перекоса не будет.

Анна Бейзер

[Андрей],

Конечно хотелось бы, чтобы любимое занятие было бы и основным доходом. Но ведь у человека не один талант, а как минимум 5-6 и каждый интересно реализовать.

Я вот сейчас и думаю как объеденить это все под одной темой и ещё зарабатывать на этом.

Со вторым сложнее. Но это отдельная тема. Я имею ввиду не просто любовь, а глубокие партнёрские отношения в практике. То есть "свой человек" в теме. Даже не просто в теме, а "внутри практики". Иначе, мне кажется, могут быть сплошные перекосы во всем.

Андрей Андреев

[Анна], эх, все (большинство, кхм) сновидцев-эзотериков на счёт "второго" с вами согласны. Но нас исключительно мало, а большая часть - увы, в отношениях.

Хотя всё поправимо бывает;)

И, да, в чем прелесть таких вот пабликов и форумов - можно найти. Но человек, вероятнее, будет из другого города, и тут расстояние имеет свойство разлучающего фактора.

Эх...

Анна Бейзер

[Андрей], ага или в сновидении.

А так да, со всеми близкими друзьями познакомились именно в сети на сновиденных практикумах. Все в разных городах и странах, конечно фактор расстояния играет большую роль, но мы хотя бы можем видится в сновидениях. Вот это плюс в сторону перекоса. Наяву, по реал найти таких людей почти не реально, у меня только один университетский товарищ в этой теме и все.

Анна Бейзер

[Андрей], дошло про дофамин😁

То есть, со временем радость от осов должна снижаться и утрачиваться интерес, так?

А на практике иначе. Наоборот, чем дальше, тем больше возможностей. Первым осам и "не снилось" . Они воспринимаются наоборот более примитивными: максимум полетал, и то я упиралась в провода или меня выкидывало. Можно было ещё погулять, но как правило не дальше одной локации. Сам ОС длился намного меньше по времени. Яркость тоже в лучшую сторону, хотя она вроде и была.

ВТО вообще пугали до чёртиков.

Не знаю как у вас, а у меня стало намного интереснее и лучше, но и более опасно конечно.

Андрей Андреев

[Анна], всё в жизни приедается, увы. Хотя это негативная черта характера, поэтому, поверьте, большинство закостенелых взрослых хотели бы вновь переживать эти ощущения.

Анна Бейзер

[Андрей], хм...нет сны не могут приедаться.

Они же разные, разные пространства, разная энергия и сюжеты редко когда повторяются. Бывают конечно скучные сны, но чтобы Сновидения приелись....

Вам бы приелись путешествия по Вселенной?

Андрей Андреев

[Анна], всё в жизни теряет свой первоначальный блеск. Я был сластёной - а теперь на торты даже и не смотрю.

И так во всём, со временем.

Хотя в ОС-ах до сих пор поражаюсь реалистичности сновиденного мира. Но это, увы, уже не тот "вау-эффект" от первых ОСов.

Александр Артемьев

[Андрей], может вы имели ввиду ацетилхолин ? Ведь это он нужен для ОС и он антагонист дофамина. Или есть еще какой то механизм ?

Артём Синин

[Александр], строго говоря, ацетилхолин и дофамин не являются прямыми антагонистами, а в определенных условиях даже модулируют друг друга, прямо или косвенно. Хотя есть и исследования, которые показывают обратные взаимодействия и общую конкуренцию. В целом их взаимосвязь имеет сложную и запутанную природу.




Любовь Мурашова

2023-03-03 11:08:00#13731

Тема интересная затронута, но реально не каждый партнёр готов на такие разговоры, когда у него другие интересы есть. Мой муж, например, слушает мои интересы так: "Ну, давай уже скорее договаривай, у меня там футбол" или "Мне это неинтересно", когда ничего не понимает. Я раньше очень вникала в его интересы, но в ответ не получала должного, поэтому просто перестала тратить время на его интересы. А в быту у нас более-менее. Что касается общих денег, то сейчас у всех есть дебетовые-кредитные карты. Муж мне даёт свою карту, я трачу на каждодневные нужды, а свой заработок на себя. На здоровье и одежду детей пополам. В общем продукты обеспечивает муж, а я готовлю. Думаю, это правильно. С общими интересами по развитию провал, но зато есть ваше сообщество и другие единомышленники, которые это восполняют. Спасибо, что вы есть!

Артём Синин

[Любовь], я думаю, что если в семье усилия распределены хоть и диаметрально противоположно, но более-менее поровну, и это оба партнера чувствуют, то проблем, в общем, нет. Другое дело, если один с утра до вечера работает, а второй, например, даже посуду за собой не моет. Или наоборот — весь быт на одном, а второй даже не старается, чтобы развиваться хотя бы профессионально. Вот в таких случаях возможны, наверное, взаимно мотивирующие компромиссы. Но в нашей конкретном случае, поскольку мы оба работаем дома и на себя, и оба вкладываем массированные усилия в свои проекты, а потом уже во всё остальное, включая быт, то и «расчеты» получаются немного нетрадиционные)

Но если бы я захотел с супругой развить тему интересов даже без всяких перекосов, то, опять же, можно предложить обмен. Давай, я посмотрю с тобой футбол, а ты со мной 15 минут обсудишь сомнологию? Если к этому есть взаимное желание, это вариант. А если каждый своим увлечен, и друг друга тянуть туда не заинтересован — так и ладно. Это, думаю, вполне нормально, что у каждого есть свои личные территории, в которых он может уединиться, даже будучи хорошим семьянином.

Любовь Мурашова

[Артём], ну, хотя бы так )




Андрей Андреев

2023-03-03 09:45:59#13715

Ох, насколько эта тема "баланса вложений в отношениях" щекотлива и зависит от личности человека, что сложно вывести универсальную формулу.

Это хорошо, что супруга приняла такой формат взаимообмена. Другая могла бы сказать: "нет, я тогда вызову электрика" и оплатила бы деньгами.

К стати - общий семейный бюджет, это краеугольный камень отношений. Складывать в него все доходы а потом получать разрешение у жены на покупку бензина для машины или подарка к празднику у супруги?

Что-то не отдавать, пряча на заначку? Недоверие...

Много вопросов.

На счёт вложений: тогда надо составлять тетрадку, кто что делает, кто что как оценивает и кто кому должен :)

А это ещё детей пока нет - вот там совсем времени не будет посчитать, кто памперс поменял сколько раз и покормил, а кто ночью баюкал. Недосып ментальные способности выбивает похлеще ковида.

Нда - вопросов ещё больше стало ;)

Артём Синин

[Андрей], идеальная бухгалтерия в таких вопросах — это, конечно, утопия. Она и вряд ли полезна. Речь о возможности дополнительного балансирующего фактора. Если один из партнеров испытывает чувство несправедливости и «перекоса» — то можно попробовать положить на весы вот такой дополнительный «грузик». В принципе, в идеале это происходит естественным образом. Но могут быть нюансы.

Артём Синин

p. s. Расчеты в принципе в этом вопросе бессмысленны. У каждого из нас есть внутри собственный компас, который определяет, справедлив или несправедлив тот или иной процесс, в котором мы участвуем. Вот об этом компасе речь. Его показания нельзя привести к численным показателям. Но, тем не менее, мы эти показатели прекрасно чувствуем. Вот нужно, на мой взгляд, их обсуждать, и вместе стремится к тому, чтобы оба партнера были удовлетворены хотя бы примерно поровну. Иначе здоровая атмосфера невозможна.

Андрей Андреев

[Артём], я дополнительно интересуюсь и психологией, есть интересный автор для изучения - Марина Комиссарова ("Эволюция"), у ней блог на лж (поисковиком первая ссылка).

Жесткая, но структурная позиция, мне нравится.

И она называет эти "учёты вложений" - "таблицей эксель".

И в первое время, возможно, почувствуются плюсы, но нужно очень тонко чувствовать грань, чтобы не скатиться в тотальный контроль. Там уже нет чувств, только учёт.

Андрей Андреев

[Артём], а если подходить к вопросу с другого ракурса: "Любимая, я чувствую, что нам не хватает совместных занятий по медитации. Для меня это очень важный пункт совместной жизни. Ты сможешь мне уделять время 3 раза в неделю?"

Ну и прописать дни...

Артём Синин

[Андрей], это я пробовал, но нет, у нас это так не работает. Потому что нет собственной реальной мотивации — только чувство долга и необходимость исполнять обещание. То есть, это как у меня быт, но наоборот получается. Нет ощущения обмена и радости от взаимной выгоды. Есть ощущение вынужденного страдания и более или менее осознанное стремление его избежать.

Андрей Андреев

[Артём], но так же и в "оплате услуги" есть толика долга и обещания.

Хотя, как говорят программисты: "работает - не трожь!"

Абсолютно неизвестно, на сколько хватит работоспособности такой схемы взаимодействия.

Вполне допускаю, что в вашем случае эта схема окажется живучей.

Не идеальное решение, когда у партнёров настроена идеальная чувствительность друг на друга, но вполне рабочее.

Лишь бы не скатиться в тотальный учёт. И переоценку вложений.

Артём Синин

[Андрей], думаю, тут просто интенсивнее работает дофамин. Когда ты видишь результат усилий сразу (или оплату за них) - это всегда больше мотивирует. Поэтому учет, повторю, вряд ли имеет смысл. Важно чтобы было мгновенное или сколь возможно быстрое вознаграждение. И чтобы оно было для тебя искренне важным. Просто мы так устроены.

Андрей Андреев

[Артём], ну тогда вариант: "Милая, для меня починить вентилятор - это отвлечение от моей работы - поэтому нужна дополнительная мотивация. Давай вместе помедитируем, у меня от этого появляется желание творить всё для тебя и семьи, и я могу хоть горы своротить!"

Артём Синин

[Андрей], ну так это ровно то, что я и предлагаю, и делаю. Но только чуть более честно, наверное. Горы я после десятиминутной медитации не сверну, но вентилятор починю, это точно)

Артём Синин

Я, видимо, недостаточно точно выразился в посте. У нас нет никаких прейскурантов. Три примера, которые я привел — спонтанные. Каждый раз «стоимость» той или иной услуги формулируется сугубо индивидуально и исходя из текущих взаимных настроений.

Андрей Андреев

[Артём], я показал смягчённую модель, типа "как только подзарядился от медитации на определенную задачу - так и вперед решать". Возможно, уйти от чётких временных рамок.

Артём Синин

[Андрей], мы не испытываем никакой жесткости, так что нам не нужно ничего смягчать. Это вопрос не к системе, а к подходу. Подход всегда остается один и тот же — любовь. А вот как ее проявлять — это могут быть варианты. Я говорю об одном из таких вариантов.

Андрей Андреев

[Артём], тут, видимо, каждый считает по себе. Меня бы насторожили жёсткие временные рамки. Хотя, с другой стороны, чётко знаешь, на сколько надо отвлечься ;)

Артём Синин

[Андрей], временные рамки — это те правила, которые формулируются в интересах обоих партнеров. Чтобы не было такого, что один пытается что-то растянуть, а второй поскорее это закончить. И оба при этом страдают. То же самое касается и бытовых дел, и любых других процессов. Они должны быть четко сформулированы. Чем четче, тем лучше. Потому что каждый люфт — это лишняя борьба, лишнее усилие, лишний конфликт. Естественно, что при этом не обязательно со штангенциркулем подходить к любым правилам. Бывает, что мы начинаем разговор на 15 минут, а продолжаем его на 20. И наоборот, если медитация подошла к логическому завершению раньше срока, то нет смысла ее продолжать. Но это всё детали, уводящие от сути. Дело, повторяю, не в бухгалтерии, а в наличии обмена усилиями между партнерами. Важен сам обмен, а измерения вторичны.

Андрей Андреев

[Артём], а супруга на счёт "приготовила еду", "постирала вещи", "перестелила постельное бельё", "пропылесосила ковёр", "помыла окна" и прочее - не выставляет требования?

Или всё в балансе, но есть доп.усилия?

(Почему интересуюсь - ищу рабочую схему и для своей семьи)

p/s

На самом деле мало кто говорит из стабильных семей о том, как они добились ровных отношений.

Артём Синин

[Андрей], в наших отношениях, как я писал в посте, существует обратный «перекос». Который мы оба признаём. Так что в случае, если бы она выполняла столько бытовых дел, а я меньше, то я бы спросил ее, как я могу ее отблагодарить? Что мне сделать взамен за этот труд, если он ощущается как недостаточно справедливый? Как мы это можем сбалансировать? И если вдруг у нас произойдет такого рода смещение, то теперь я точно знаю, что так и сделаю. Просто нужно поговорить об этом и найти балансирующее решение.

Андрей Андреев

[Артём], о таком супруге мечтают большинство женщин.

;)

Александр Артемьев

[Андрей], ровные отношения это результат взросления внутреннего ребенка. Уничтожение списка, "что мне должны", никто никому ничего не должен, но делает, потому что хочет. Выстраивание личных границ, не хочу чего либо делать, не хочу такого отношения к себе, это процесс взаимодействия между партнерами, границы у всех могут быть разными. Главная трудность выстраивания границ, груз неврозов и других психологических проблем.

Принцип обмена тупиковый, так как существует неэквивалентный обмен и недовольство будет копиться. Если этот метод сработает, то не по причине его универсальности, а по причине психологического здоровья.

Вообще, по моим наблюдениям, женщины от логических раскладок не в восторге, на эту тему есть достаточно шуток.

Поэтому рабочая схема такова, надо быть хорошим "вибратором" и хорошим "банкоматом" , а если где то недорабатываешь, будет недовольство. А если, как в сказке о золотой рыбке, женщина с бесконечным списком желаний, то недовольство будет всегда.

Артём Синин

[Александр], вот чтобы не копилось недовольство, нужно стремиться к приведению обмена к максимально эквивалентному. В каких-то парах — да, это может быть секс, деньги, восхищение или что угодно прочее. Но это же всё равно обмен. Когда обмен заканчивается, то заканчиваются и отношения. И когда обмен неэквивалентен, то к этому начинается путь. В каком-то смысле, отношения — это поиск баланса в этом обмене. И развитие соответствующего искусства.

Андрей Андреев

[Александр], для такого уровня понимания надо дойти обоим в паре. Тогда - да, счастье. А если партнёр не хочет изучать психологию и работать над собой, а лишь развивает заложенные в детстве неврозы, строя из себя жертву...

Как в том анекдоте:

Жила в семье слепая девочка. Когда вся семья садилась за стол, девочка ощупывала свою порцию и говорила:

— Опять мне меньше всех досталось. Думаете, что если я слепая, можно меня обманывать?

Так продолжалось несколько месяцев, пока мать не пошла к врачу, чтобы спросить, что ей делать. Врач посоветовал сварить тазик пельменей и поставить девочке на стол. Мать так и сделала.

И вот ощупав нехилую порцию пельменей дочка произнесла: — Блиин, представляю, сколько вы себе нахренячили.

Александр Артемьев

[Андрей], 🤣🤣🤣

Верно, зависит только от обоих, а если только один, то для него это будет точкой роста по самоконтролю.

Александр Артемьев

[Артём], что есть эквивалентный обмен, ответ будет состоять из логического заключения, а женщинам это не нужно, им нужно "дай что я хочу и тогда все будет хорошо".

Если взять шире, поиск идеальных отношений, это эволюционный процесс психической жизни общества.

Большую часть времени человечество жило без этого, по простому животному закону, создали пару для воспроизводства потомства, а кто что чувствует, кто чем недоволен вообще не важно.

Артём Синин

[Александр], а в этом вопросе и не может быть логического заключения, я полностью согласен с женщинами (хотя такого рода обобщения, мне кажется, не совсем корректны). У каждого есть внутреннее ощущение справедливости и удовлетворенности. Оно не определяется логическими формулами. Просто каждый из нас знает, что чувствует. И если партнер испытывает ощущение несправедливости и неудовлетворенности, то никакие логические формулы и убеждения это не исправят. Исправить может только выявление этих чувств, обсуждение их и последующая трансформация отношений. Это труд, который выполняется совместно, если к этому есть общая мотивация. А если мотивации нет, так значит и к чему эти отношения?

И я не думаю, что в древности было что-то принципиально иное. Мужчина приносил еду в пещеру, женщина устраивала быт, оба получали свою порцию развлечений и выгод от совместной жизни, выполняя желания друг друга. Что принципиально изменилось? Только обстановка. Но как раньше, если ты чем-то не доволен, то можешь завести другую самку или уйти в другую пещеру, так и сейчас. И те, кто сохранял отношения — это в первую очередь те, кто учился учитывать и уважать интересы и чувства друг друга. То же касается и современности.

Честно говоря, мне удивительно, что на этот счет могут быть альтернативные точки зрения. Психологи, в этом смысле, мне кажется, сильно всё упрощают, когда говорят о каком-то взрослении, привязывая систему координат просто так, как им удобно. Это удобно, сказать клиенту, что он не достаточно взрослый и нужно просто взрослеть. Но все мы недостаточно взрослые. И, тем не менее, всем нам нужно как-то строить друг с другом отношения. Я не думаю, что оценки, кто взрослее, кто лучше и совершеннее — в этом помогают. Скорее, мне кажется, наоборот.

В этом смысле я предпочитаю «психологический коммунизм» — каждый достоин хороших, гармоничных и счастливых отношений, если готов вкладывать в них соразмерные усилия. И окружающий мир, в общем-то, это подтверждает. Любовь и взаимопонимание можно найти в любой среде, в любой стране, на любом уровне эволюционного и психологического развития. То же касается и отношений несчастливых.

Александр Артемьев

[Артём], если брать до патриархальные времена, то есть до земледельческие, института брака не было, жили родами и кто отец детей никто не знал, возможно, это похоже на современное общество.

В патриархальные времена женщину покупали для продолжения рода, с гарантией чтобы дети были только от владельца женщины. Собственно брак и появился, как такая сделка. Женщины не были полноценными членами общества, их чувства и желания значения не имели, а круг обязанностей был гендерно регламентирован. Теперь, с наступлением эпохи равноправия, женщины сами могут себя содержать и никаких гендерных регламентов больше нет, хотя у большинства они до сих пор сидят в убеждениях. Так что в древности было по разному.

«психологический коммунизм» это здорово, но это больше похоже на гипотетическую цель для развития общества, так же как и просто коммунизм. И тут проблема, что значит соразмерные усилия ? Как это вообще возможно посчитать.

Женщина скажет "я тебе ребенка родила, ты теперь мне должен вообще все, что я захочу" и никакие расчеты ее не переубедят. Так что речь только про психологическое, а иногда и психическое здоровье партнеров. И тут пригодятся разные психологические концепции. В том числе про внутреннего ребенка, это как раз история о том, когда человек хочет получить от партнера слишком много.

Артём Синин

[Александр], это прекрасно, но я ведь говорю не о том, что человек хочет. А о том, испытывает ли он чувство справедливости. Можно испытывать это чувство, но хотеть большего. Это уже другой случай. А когда идет речь именно о чувстве справедливости, то тут не может быть никаких расчетов. Оно просто либо есть, это чувство, либо его нет. И в него можно только поверить. Если между партнерами есть доверие, то это можно обсуждать и стремиться гармонизировать. Если же доверия нет — то я это вообще не назвал бы отношениями в смысле близости, который я и рассматриваю. Ведь близость и определяется доверием. В этом смысле те связи, которые строятся на жестоком патриархате — это в принципе не те отношения, в которых предполагается и возможен эквивалентный обмен. В этом суть рабства. Но уж конечно не все браки во времена жестокого патриархата были исключительно рабскими. Так же как и сейчас не все браки в «равноправном» обществе строятся на доверии и эквивалентном обмене. Это некие векторы и градиенты. И если рассматривать некий полюс, к которому мне лично хотелось бы стремиться, то это как раз нечто диаметрально противоположное рабству. А противоположность рабству, если мы не рассматриваем одиночество как вариант свободы — это именно и только перманентный эквивалентный обмен. Ну, по крайней мере, я это так понимаю.

С концепцией внутреннего ребенка я плохо знаком, спасибо, ознакомлюсь. Но эквивалентный обмен, на мой взгляд, возможен и у детей. Я вспоминаю свои отношения с сестрой, с который мы были очень близки лет до 10 и тоже пытались выстраивать свои отношения по-всякому. Так вот принцип справедливости, по моим воспоминаниям, мы постигли довольно быстро. Надо посмотреть научные источники на этот счет, чтобы уточнить возраст, в котором ребенок становится способен чувствовать справедливость, но я помню, что на это способны даже обезьяны, значит у людей это должен быть довольно ранний возраст. И с этого момента можно говорить об эквивалентном обмене, на мой взгляд, независимо от того, насколько кто чего жаждет. Даже дети способны справедливо договориться, если они этого хотят. Я это очень хорошо помню. Значит могут и взрослые.

Александр Артемьев

[Артём], чувство справедливости напрямую связано с желанием. Если человек, что то хочет и убежден, что ему это должны дать, но не получает этого, то возникает чувство несправедливости, обиды, гнева, ситуативно и по темпераменту. То есть, это уровень внутренних убеждений.

Как это связано с внутренним ребенком. Фактически, когда человек рождается его выживание полностью зависит от окружающих, они ему должны, должны обеспечить его выживание. И если человек застревает в этом, а застревает в той или иной мере каждый, то переносит это убеждение в дальнейшем на другие сферы, считая что ему должны.

Артём Синин

[Александр], значит мы определили корень наших противоречий. Я вот не считаю, что чувство справедливости тождественно удовлетворению или неудовлетворению желаний. Это более сложный феномен. У грудных детей — да, уже есть желания, но еще нет чувства справедливости, которое, кроме прочего, связано с совестью. Так что для людей абсолютно бессовестных, то есть, так сказать, грудных — согласен, принцип эквивалентного обмена непригоден по определению.

Но это какие-то патологические и крайние ситуации. Всё-таки, хотя бы в зачаточном состоянии, но эти механизмы должны у взрослого человека быть. И значит снова разговор о том, задействовать их или нет? Помогать их развитию или принять существующее положение как данность? Это, кстати говоря, и помимо брачных отношений вопрос.

Можно провести параллели в сторону воспитания детей, к примеру. Я в данном отношении не имею опыта, но хорошо помню пример, который мне засел память. Я как-то помогал знакомому переустановить систему на компьютере и наткнулся на рабочем столе на прейскурант, который меня очень заинтересовал. Там были расписаны стоимость вознаграждения за бытовые дела для дочки около 12 лет. За уборку в комнате ей родители выдавали 30 рублей на личные расходы, за выгул собаки 50, ну и так далее. Я подумал, до чего же классная система! С самых младых ногтей ребенок учится правильному отношению к своему труду. Мне очень интересно, кем выросла эта девочка, но я бы своих детей мотивировал точно так же. Потому что это и есть развитие совести.

Это чувство справедливости, и вместе с ним «взрослость» — ведь именно так и развивается, на жизненных примерах, на постоянном взвешивании. Так что я согласен, что некий вектор взросления тут есть. Но я не согласен, что нужно ставить крест на поиске эквивалентного обмена, если у одного из партнеров этот компас еще не развит. Наоборот, считаю, что именно так он и развивается, и именно так его и нужно помогать развивать. Но только нужно это делать в любви и в разговоре не о желаниях, а о справедливости. В разделении этих понятий и кроется суть «взрослости».

Александр Артемьев

[Артём], человек еще может наблюдать за коммуникацией других людей и испытывать чувство справедливости, это по средством эмпатии он ставит себя на место других людей и все равно использует свои убеждения. Не вижу других факторов, убеждение о долге-желание получить-чувство справедливости. Возможно вам удастся меня убедить, что есть что то еще в этой схеме.

Просто не нужно думать об этом, как об обмене вообще, потому что не в обмене дело, а в том что люди смогли договориться о взаимодействии и быть довольны. И это возможно, когда партнеры психологически здоровы. Обмен, как костыли, безногому не помогут, здоровому не нужны, ну а если хромает, то можно.

Артём Синин

[Александр], я не думаю, что чувство справедливости связано с убеждениями. Ведь оно есть, как показывают эксперименты, и у тех же обезьян. Но какие у них убеждения? Убеждения как раз могут закрывать это чувство, перевешивать. Можно, к примеру, убедить себя, что ты акула бизнеса, а мир — это игра на выживание. И значит надо просто идти по головам. Чувство справедливости таким образом задвигается в дальний угол. Или можно убедить себя, что твоя религия самая правильная, а за все остальные нормальная расплата — вечный огонь. Вот это убеждения. А чувство справедливости — вне логики и вне убеждений. Это просто чувство.

А вот в последнем я совершенно согласен — «Обмен, как костыли, безногому не помогут, здоровому не нужны, ну а если хромает, то можно».

Так и есть, но просто не обязательно смотреть на несовершенство как на инвалидность или проказу. Несовершенство совершенно нормально. Каждый из нас немножко хромает в этом мире. Он, может быть, для этого и задуман. И пока мы здесь — да, нам нужны костыли, то есть инструменты, которые нас приближают к состоянию совершенства. Полный отказ от них, как и от идеи своего несовершенства — это, мне кажется, бравада, и тоже не очень взрослая. Идеальный мир, идеальные люди — это картинка про ангелов, где не нужны ни расчеты, ни идеи обмена, ни многое подобное прочее. Там это все лишнее, я согласен.

Но мы не там. И это нормально.

Александр Артемьев

[Артём], не нужно недооценивать обезьян. Проводили опыты дали обезьянам аналог денег, так он довольно быстро смоделировали человеческое общество. В их среде появились трудоголики, скупердяи, проституция, ограбление банка. Так что, я бы сказал у обезьян есть убеждения.

Дальше вы приводите примеры как раз, как убеждения меняют чувство справедливости.

Про несовершенство согласен, это социальная условность, оно скорее дает установку для предсказания по причинно-следственным связям.

Артём Синин

[Александр], я полагаю, что убеждения не меняют чувство справедливости, а подменяют его. Но это может быть предметом научного исследования, безусловно. Насчет обезьян — их способность моделировать человеческое общество может быть не признаком наличия убеждений, подобных человеческим (к чему, полагаю, должен быть развит язык), а наоборот — это может быть признаком того, что наше общество строится на фундаменте животных инстинктов (что вполне естественно), и убеждения лишь объясняют наши физиологические свойства и законы их взаимодействия, а не формируют их. По крайней мере, в какой-то степени.

Но я не слышал про этот эксперимент с деньгами у обезьян, еще раз спасибо. Про сложную социальную иерархию я читал, это и у других животных бывает. И тоже вряд ли связано с убеждениями, аналогичными человеческим. Взять каких-нибудь птиц или рыб. Хотя в перспективе, кто знает? Может быть, действительно, это не труд сделал из обезьяны человека? И не речь. А деньги? )

Александр Артемьев

[Артём], а в чем разница менять и подменять чувство справедливости ? Только если есть какое то базовое состояние для справедливости, но такого нигде не прослеживается, наоборот справедливость существует только в социальном контексте, который меняется. И в базовом животном мире, тоже справедливости нет, только инстинкты и рефлексы.

Ну это вы пошутили конечно, что деньги сделали из обезьяны человека ) Каждое эволюционное изменение продиктовано необходимостью для выживания вида. В идеальном мире, где всем хватает ресурсов, эволюция не продвинулась бы дальше первобытного бульона.

Артём Синин

[Александр], я вот как раз утверждаю, что чувство справедливости — это некий базовый механизм, неинтеллектуальный, может быть даже животный (по крайней мере часть животных располагают этим инструментом). Например, известны случаи, когда люди определенных убеждений, сталкивающиеся с острой несправедливостью, меняли эти убеждения. Так солдат может восстать против своего начальства, а проповедник против собственной религии. Это случаи, когда та самая «базовая» справедливость возрождалась из-под гнета тех или иных убеждений.

Мы, конечно, переходим в область чистых гипотез. Но я делаю ставку на то, что это чувство есть. И сообразно этому предположению вот провел успешный, пока что, эксперимент. Посмотрим, что будет через неделю, месяц и год. Но пока, по крайней мере на моем личном примере, эта гипотеза подтверждается. Так что предлагаю тоже это просто проверить. Потому что убедить тут вряд ли кто-то кого-то сможет — неопровержимых научных свидетельств нет, а примеры можно найти практически к любому утверждению. Надо исследовать.

Александр Артемьев

[Артём], вообще можно принять такую идею, что чувство справедливости порождается эмпатией, постановкой себя на место другого, возможно, посредством зеркальных нейронов. И тогда является базовой функцией, которая иногда может блокироваться убеждениями или заболеванием, есть известные симптомы когда у человека отсутствует эмпатия.

Артём Синин

[Александр], я попросил ChatGPT поискать научные источники по этим вопросам и вот что он мне ответил. Я проверил статьи — они все действительно есть в природе, но выводы я не проверял и автоперевод не корректировал, так что возможны неточности. Ну, в качестве почвы для дополнительных размышлений, думаю, пусть будет.

* * *

Как возникает чувство справедливости? Является ли оно базовой функцией человека? В каком возрасте оно становится доступным для человека? Встречается ли оно у животных? Связано ли оно с эмпатией? Влияют ли убеждения на чувство справедливости, или это разные вещи?

— Введение

Справедливость является фундаментальным аспектом человеческого общества, и ее наличие необходимо для социальной сплоченности и благополучия. Она относится к справедливому распределению ресурсов, возможностей и благ в обществе. Чувство справедливости - это понимание человеком того, что является справедливым и равноправным, и оно может возникать из различных источников, таких как личный опыт, культурные нормы и общественные ценности. В этой статье мы рассмотрим происхождение и развитие чувства справедливости, его связь с эмпатией, убеждениями и его проявление у животных.

— Происхождение и развитие чувства справедливости

Чувство справедливости, по-видимому, является врожденной характеристикой человека. Исследования показали, что младенцы в возрасте шести месяцев демонстрируют предпочтение справедливого распределения ресурсов (1). Считается, что на такое раннее понимание справедливости влияют основные когнитивные механизмы, такие как внимание, память и восприятие, которые позволяют младенцам обнаруживать модели поведения, нарушающие ожидания справедливости.

По мере развития детей их чувство справедливости становится более сложным, и они начинают применять более сложные моральные рассуждения в своих суждениях. Например, дети начинают принимать во внимание намерения и мотивы других людей при принятии решений о справедливости. Это развитие продолжается в подростковом возрасте и во взрослой жизни, при этом чувство справедливости формируется под влиянием личного опыта, культурных норм и общественных ценностей (2).

— Взаимосвязь между эмпатией и справедливостью

Эмпатия, способность понимать и разделять чувства других людей, тесно связана со справедливостью. Исследования показали, что люди с высоким уровнем эмпатии с большей вероятностью будут обеспокоены вопросами социальной справедливости и неравенства (3). Это может быть связано с тем, что эмпатия позволяет людям представить себя на месте других, и таким образом они лучше осознают несправедливость и неравенство, с которыми сталкиваются другие.

Однако одной эмпатии недостаточно для полного развития чувства справедливости. Хотя сочувствие может побудить человека к действиям, направленным на облегчение страданий, оно не обязательно обеспечивает основу для понимания того, что является справедливым или равноправным. Чувство справедливости требует более сложного понимания принципов справедливости и умения применять эти принципы в различных ситуациях.

— Роль убеждений в формировании чувства справедливости

Убеждения, такие как религиозные и политические идеологии, могут играть важную роль в формировании чувства справедливости у человека. Исследования показали, что люди, придерживающиеся консервативных убеждений, чаще отдают предпочтение индивидуализму и собственным интересам перед заботой о социальной справедливости (4). Напротив, те, кто придерживается более либеральных убеждений, как правило, больше озабочены вопросами социальной справедливости и равенства.

Убеждения также могут влиять на то, как люди определяют справедливость и что они считают справедливым или несправедливым. Например, люди, придерживающиеся меритократического мировоззрения, могут считать, что люди должны получать вознаграждение в зависимости от их индивидуальных усилий и способностей, а люди, придерживающиеся более эгалитарного мировоззрения, могут считать, что ресурсы и возможности должны распределяться более равномерно, независимо от индивидуальных усилий или способностей (5).

— Возникновение чувства справедливости у животных

Хотя развитие чувства справедливости, по-видимому, является уникальной характеристикой человека, исследования показывают, что животные также могут демонстрировать поведение, отражающее понимание справедливости и правосудия. Например, исследования показали, что некоторые приматы отказываются от неравного вознаграждения, даже если это означает получение меньшего вознаграждения в целом (6).

Аналогичным образом, некоторые птицы демонстрируют поведение, свидетельствующее о том, что они чувствительны к неравенству. Например, в исследовании с парными зебровыми вьюрками одна птица была обучена выполнять задание, которое приводило к вознаграждению обеих птиц. Когда задание было изменено таким образом, что награду получала только одна птица, вторая птица стала менее склонна участвовать в задании, что говорит о том, что она осознает несправедливость ситуации (7).

— Заключение

В заключение следует отметить, что чувство справедливости, по-видимому, является врожденной характеристикой человека, которая развивается со временем под воздействием когнитивных, социальных и культурных факторов. Эмпатия может играть определенную роль в мотивации людей к решению вопросов социальной справедливости, но ее недостаточно для полного понимания принципов справедливости и равенства. Убеждения, такие как политические и религиозные идеологии, также могут формировать у человека чувство справедливости и влиять на его определения справедливости и равенства. Наконец, хотя развитие чувства справедливости, по-видимому, характерно только для человека, некоторые животные также демонстрируют поведение, свидетельствующее о понимании справедливости и правосудия.

Понимание истоков и развития чувства справедливости имеет важные последствия для общества. Признавая, что чувство справедливости определяется не только индивидуальными убеждениями или опытом, но и зависит от социальных и культурных факторов, мы можем работать над созданием более справедливого и равноправного общества. Кроме того, признание того, что животные также могут демонстрировать поведение, отражающее понимание справедливости и правосудия, может помочь нам расширить наше понимание сложности и разнообразия когнитивных способностей в животном мире.

Ссылки:

(1) Hamlin, J. K., Wynn, K., & Bloom, P. (2007). Social evaluation by preverbal infants. Nature, 450(7169), 557-559.

(2) Kohlberg, L. (1981). Essays on moral development: The philosophy of moral development (Vol. 1). Harper & Row.

(3) Batson, C. D., Fultz, J., & Schoenrade, P. A. (1987). Distress and empathy: Two qualitatively distinct vicarious emotions with different motivational consequences. Journal of personality, 55(1), 19-39.

(4) Jost, J. T., Glaser, J., Kruglanski, A. W., & Sulloway, F. J. (2003). Political conservatism as motivated social cognition. Psychological bulletin, 129(3), 339.

(5) Krosnick, J. A., & Alwin, D. F. (1988). Aging and political attitudes over the life cycle: A life span theory of socialization. In L. Donohew, H. E. Sypher, & E. T. Higgins (Eds.), Communication, social cognition, and affect (pp. 141-163). Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

(6) Brosnan, S. F. (2011). A hypothesis of the co-evolution of cooperation and responses to inequity. Frontiers in Neuroscience, 5, 43.

(7) Griffin, A. S., & Guez, D. (2014). Innovation and problem solving: A review of common mechanisms. Behavioural Processes, 109, 121-134.




Добавить комментарий