«Возможные миры» («Possible Worlds»), 2000, Канада

«Возможные миры» — канадский фильм, вышедший на экраны в 2000 г. и основанный на одноименной пьесе Джона Майтона. Фильм режиссера Робера Лепажа создает интригующее повествование, углубляясь в темы нейронауки, измененных состояний сознания и квантовой физики. Фильм предлагает захватывающее исследование концепции параллельных вселенных через главного героя, Джорджа Барбера, который переживает несколько реальностей, каждая из которых кардинально отличается от другой.

Научная философия, вплетенная в сюжет, служит метафорическим осмыслением различных теорий мироздания. Майтон, математик и драматург, всегда был увлечен глубокими связями между математикой, наукой и человеческим сознанием, и этот фильм — свидетельство его уникальной точки зрения. Лепаж, известный своими театральными новациями и визуально захватывающими сюжетами, прекрасно справился с задачей воплощения идей Майтона на экране.

Название «Возможные миры» черпает свое вдохновение в концепции квантовой теории мультивселенной, которая предполагает существование бесконечного количества параллельных вселенных. Таким образом, фильм связывает сферы теоретической физики, нейронауки и философских исследований природы сознания и реальности. Это хрестоматийный пример того, как искусство может исследовать и осмысливать сложные научные теории.

— Нейронаука в фильме «Возможные миры»

Фильм «Возможные миры» ставит нейронауку в центр своего повествования. Сюжет разворачивается вокруг Джорджа Барбера, найденного мертвым при загадочных обстоятельствах с отсутствующим мозгом. Детектив, ведущий расследование, выясняет, что Барбер обладал уникальной способностью мысленно переживать различные реальности. Фильм совершает интригующий скачок в сложную структуру человеческого мозга, показывая его как эпицентр сознания и ворота в различные реальности.

Это кинематографическое исследование сознания соотносится с научной концепцией, известной как теория глобального рабочего пространства, предложенная когнитивным психологом Бернардом Баарсом. Согласно этой теории, сознание функционирует как прожектор, освещающий специфическое содержание психически функционирующего мозга, делая таким образом возможными различные когнитивные процессы.

Более того, в фильме ставится вопрос о природе личной идентичности. В нем прослеживается мысль о том, что наша личность может быть не только продуктом нашего уникального физического мозга, но и проистекать из нашего сознательного опыта. Эта идея находит определенную поддержку в современной нейронауке: исследования нейропластичности показывают, как опыт может со временем изменять физическую структуру мозга.

— Измененные состояния сознания

Герой фильма Джордж Барбер проходит через различные измененные состояния сознания, каждое из которых представляет собой отдельный возможный мир. Эти изменения предлагают уникальный взгляд на реальность, воплощая центральную тему фильма — множественность вселенных. Способность Джорджа перемещаться между параллельными вселенными можно рассматривать как интенсивную форму измененного состояния сознания — понятия, часто изучаемого в нейронауке и психологии.

Измененные состояния сознания являются предметом интереса и научного поиска человека на протяжении многих веков. От шаманских практик до гипноза и изучения сновидений — исследование различных уровней осознания и восприятия является фундаментальной частью понимания человеческого сознания. Фильм «Возможные миры» представляет собой художественную интерпретацию этого феномена, расширяя его значение до теоретической конструкции множественных реальностей.

— Квантовая физика и «Возможные миры»

Квантовая физика — еще одна научная область, рассматриваемая в фильме «Возможные миры». Изображение множественных реальностей в фильме перекликается с квантовой теорией мультивселенной или многомировой интерпретацией — теорией, согласно которой каждый возможный исход квантового события существует в отдельной вселенной. Несмотря на то, что эта теория остается спорной, она часто встречается в научной фантастике и популярной культуре, что и послужило фоном для повествования фильма.

В фильме концепция квантовой суперпозиции — способности квантовых частиц существовать одновременно в нескольких состояниях до тех пор, пока они не будут замечены или измерены, — применяется к человеческому сознанию. Это позволяет предположить, что наш сознательный опыт, подобно квантовым частицам, может включать в себя множество реальностей. Хотя эта метафорическая интерпретация, безусловно, выходит за рамки установленной науки, она, тем не менее, представляет собой творческое исследование философских следствий квантовой теории.

Взаимосвязь квантовой физики и сознания является предметом философских спекуляций и научных дискуссий. Одни ученые утверждают, что квантовые эффекты могут играть определенную роль в когнитивных процессах, другие отвергают эти идеи как спекулятивные. Несмотря на продолжающиеся дебаты, фильм вносит свой вклад в этот диалог, предлагая убедительное повествование, которое раздвигает границы наших представлений об этих понятиях.

— Искусственные нейронные сети и «Возможные миры»

Концепция искусственных нейронных сетей неявно присутствует в повествовании фильма «Возможные миры». Искусственные нейронные сети — это вычислительные модели, созданные на основе структуры человеческого мозга. Они призваны имитировать наш когнитивный процесс, учась на опыте и перестраивая свои взаимосвязанные узлы для более эффективной обработки информации. Способность Джорджа ориентироваться и адаптироваться к различным реальностям, с которыми он сталкивается, и то, как эта способность объясняется в финале, можно рассматривать как метафорическое представление будущих и уже отчасти реализованных открытий в этой сфере.

Хотя в фильме нет явного углубления в науку об искусственном интеллекте или нейронных сетях, он представляет собой художественное осмысление и предчувствие этих понятий. В фильме представлены технические и кибернетические решения, к которым стремятся многие исследователи искусственного интеллекта. Таким образом, повествование фильма «Возможные миры» представляет собой уникальное культурное отражение наших научных поисков понимания и воспроизведения человеческого разума и его потенциальной возможности перерасти ограничения физического тела посредством технологий.

— Об авторах

Джон Майтон, автор оригинальной пьесы «Возможные миры», — математик, ставший драматургом. Его богатый опыт в области математики и интерес к философским исследованиям нашли отражение в концептуальной глубине его произведений. Исследование Майтоном сложных связей между математикой, физикой и сознанием придает его работам уникальную интеллектуальную глубину.

Робер Лепаж, режиссер фильма, известен своими новаторскими визуальными историями. Обладая умением воплощать абстрактные и сложные повествования в увлекательные визуальные образы, он оживляет историю Майтона на большом экране. Способность Лепажа переплетать научные и философские концепции в визуально последовательное повествование является свидетельством его творческого мастерства.

Глубина и насыщенность фильма «Возможные миры» вызвали восхищение многих, в том числе и известной актрисы Тильды Суинтон. Известная своими ролями в художественно сложных и нестандартных фильмах, Суинтон оценила «Возможные миры» в соответствии со своей творческой этикой. Суинтон часто выражала свою любовь к фильмам, которые заставляют зрителя задуматься над глубокими философскими вопросами и исследовать альтернативные взгляды на реальность, что является основной темой фильма «Возможные миры». Ее участие в этом фильме является безусловной удачей как дла режиссера, так и для зрителей.

Фильм «Возможные миры» представляет собой увлекательное сочетание науки, философии и искусства. Она представляет собой интерпретацию сложных научных теорий о сознании, реальности и Вселенной. Это свидетельство того, что художественное повествование способно расширить границы человеческого знания и понимания, увлечь зрителя как интеллектуально, так и эмоционально.

Любовь Царёва

2023-07-23 17:34:26#16424

Вчера говорят, был День мозга😊




Любовь Царёва

2023-07-21 02:21:26#16224

Сегодня была на море, накатывала небольшая волна. Желания плыть далеко не было, да и не очистилось оно ещё после штормов. Хотелось просто смотреть. Но манило сегодня по особому. Поплавала, потом сидела смотрела на волны, на закат.

И вдруг этот фильм. Перед сном. И никто меня не разуверит, что это случайность. И где гуляет наше сознание, спим мы по маленькому)) или по большому))? И что это такое - О-сознание Жизни? или жизней... или она одна общая, но ооочень большая))

Спасибо Артем за фильм, за Ваш труд, за поиски истины, за неравнодушие.

Если уж начала высказываться, скажу о последних событиях и своём отношении...

Многополярность... многие об этом говорят, но разобраться что это уже наша жизнь, мы ею живём и она уже проявляет свою структуру во всём. Тут нет правых и левых. Упорядоченный хаос. Увидеть его структуру или хотя бы растожествиться с ним первоначальный шаг - не впасть в безумие. Мера у каждого человека своя. И путь тоже. И если вы верите в людей, доверяете тем кто идёт за вами, то уж верьте. Каждый сделает свой выбор, но в этом выборе не только "за" или "против", там прежде всего по модулю и по разным векторам.❤




Yyyyy Ttttt

2023-07-18 09:05:04#15947

Tilda Swinton awww 😍




Ольга Муллашова

2023-07-17 13:56:19#15939

Только у меня было ощущение что смотрю американскую версию Соляриса?😁




Добавить комментарий