Эксперимент длиной в жизнь, ч.2

Эксперимент длиной в жизнь, ч.2

В прошлый раз я озвучил гипотезу, а теперь расскажу, как я к ней пришел. Заодно я свяжу это со сновидчеством, хотя данный эксперимент выходит далеко за его пределы.

В качестве эталона счастья у меня есть конкретный жизненный период, и это вовсе не детство. Я считаю, что прошлое в принципе неверно считать счастливым, если мы уже тогда осознанно и ответственно не утверждали, что счастливы именно сейчас, на тот конкретный момент и период. Иначе это как со сновидениями — можно сколько угодно утверждать, что сон был какой-то яркий и особенный, но по-настоящему осознанным он может быть только в настоящем моменте и только в настоящем моменте можно утверждать и испытывать эту осознанность. Также и со счастьем.

Для меня эталоном счастья является период, когда я жил в деревне, в уединении и отшельничестве, на протяжении нескольких лет. Этот период я беру за эталон именно потому, что уже тогда четко осознавал, что вот оно — счастье. Это сложно передать, но у меня этот опыт есть, и относительно него я меряю всё остальное.

Чем закончился этот период, я расскажу в другой раз, но в некоторый особенный момент я решил вернуться к социальной жизни. Я раздал друзьям и знакомым всё свое небогатое имущество, которое у меня было, и оставил себе один рюкзак с самым необходимым. С ним я и вернулся в город. Счастье, которое я обрёл в уединении, сопровождало меня на протяжении ещё нескольких лет, но постепенно я забывал о нём, отстранялся от него. Без сожаления, потому что я для этого и вернулся. Но не без грусти.

Далее я развивал личную жизнь, бизнес, несколько профессиональных сфер, добивался интересных мне успехов. Это продолжалось около 15 лет. Я пробовал жизнь на вкус в том виде, как это принято. Но чем более яркие удовольствия я испытывал, тем отчётливее понимал, что всё это — лишь жалкая пародия на счастье.

Переломным для меня стал момент участия в научной работе, про которую многие сновидцы хорошо знают. Про коммуникацию со спящим. Я тогда еще не осознавал ни того, что выше сформулировал в виде гипотезы, ни механизма, который за ней стоит. Большинство движений я производил интуитивно. Но я очень внимательно следил за своим состоянием, и чем дальше, тем четче осознавал, что уже не просто забываю то волшебное состояние деревенского отшельника, а натурально и интенсивно страдаю.

Как так, думал я? Ведь все люди вокруг стремятся именно к этому — к признанию, славе, деньгам (параллельно я хорошо продвинул и эту сферу, независимо от сновидчества). Но получается, что чем больше я, глядя с внешней точки зрения, становился успешен, тем чаще думал о [роскомнадзоре]. Мне, кстати говоря, хорошо понятны слова одного нашего сновидческого деятеля, который фактически совершил это самое, когда просверлил себе голову якобы в интересах науки. Он так и сказал — «я был готов умереть». То есть он, в какой-то части себя самого, желал этого. Вот я испытывал то же самое.

Ты постоянно повышаешь ставки и совершаешь всё более отчаянные поступки, чтобы добиться того, что этими средствами достичь невозможно. В этой игре невозможно выиграть. Но можно ли отказаться от этой игры? И что этот отказ может значить?

Ответ, на мой взгляд, прост. Отказаться от этой игры — значит перестать ставить цели, не имеющие отношения к настоящему моменту. Я знаю все контраргументы, которые можно высказать против этой идеи, потому что я сам долго на этот счет с собой спорил. Перестать ставить цели в будущем — это вовсе не значит перестать жить и чего-то достигать, добиваться, совершенствовать. Достижения никуда не денутся, если не стоять на месте. Это просто значит не ждать, что счастье наступит когда-то потом. Потому что с таким подходом оно никогда не наступит, каких бы успехов ты ни добился.

В следующей части я перейду к более приземленным рассуждениям про статистические измерения и детали альтернативного жизненного уклада, а пока буду рад, если вы расскажете свои примеры из жизни и мысли на эту тему. =)

[id174124011|А. С.],

19.01.2025

=a= Firestorm

2025-01-25 17:02:40#18183

Надеюсь что автор совсем уж окончательно не забросит группу и будет и дальше нас радовать своими исследованиями и размышлениями. Для меня к сожалению самое золотое время общения на темы ОС было прямо с самого начала 2010 и до начала 2020 годов. К примеру только в ВК было две очень хороших группы и одна бесседа в которых было много хороших друзей, знакомых и просто практикующих с кем мы делились опытом практиками, обсуждали ОС сны итд... С некоторыми людьми даже получались совместные ОС. Ещё на стене в них можно было прочитать что то интересное а сейчас оригинальные создатели этих групп давно их забросили после чего многие хорошие практики ушли и они превратились тупо в рекламу курсов с повторяющимися постами.

Артём Синин

=a=, привет. Я просто уже под копирку всем отвечаю: проблема в том, что ни я, ни многие из корифеев, с кем я общался, уже не можем говорить вслух в приличном обществе, что мы занимаемся этой темой. Мы не можем больше защищать её ни в научном кругу, ни в любом другом. Раньше это было сложно, но возможно. Теперь вообще никак. Потому что любые аргументы упираются в эпизод с дыркой в голове, после которого не то что защищать тему ОС/ВТО, но даже просто рекомендовать ей заниматься — я лично не считаю себя вправе. Ну как можно привлекать сюда нормальных людей? Чтобы что, ставить их в положение, что им придется постоянно оправдываться, что они не фрики? Ну кому такое пожелаешь?

ОС/ВТО на ближайшие несколько десятилетий — всё. С этим нужно смириться. И виноват не один Радуга, конечно, а в первую очередь все те, кто ему и ему подобным аплодировал, когда нужно было уже давно хвататься за голову. Так что общество получает ровно то, что заслуживает. Увы, но так всегда было и так всегда будет. Всё вполне справедливо.

С другой стороны, эволюция не стоит на месте. Будем терпеливо ждать. Пройти через этот период, очевидно, обществу необходимо.

Оксана Плашенкова

[Артём], да не упирается всё в эту дырку в голове. Так-то, и в науке много всякой херни происходит. По отношении к подобному достаточно краткого: осуждаю. И делать дальше своё дело.

Другое дело, что обсуждать эту тему особо не с кем. Меня тоска берет от всех околонаучных статей, с которыми в фазатудей знакомят. Скукотень отборная. Туда лучше не заглядывать. И сомнологи в России как сговорились: все, кого видела онлайн, против этой практики.

Артём Синин

[Оксана], какое дело Вы предлагаете мне делать? До сих пор мои дела были связаны с общественными движениями, коллективами. А сейчас я не могу работать с коллективами, потому что это будет означать — подставлять членов этих коллективов под невозможность сопротивления критике. Критика нашей темы была всегда. Но была и возможность отстаивать сферу ОС/ВТО как нечто общественно полезное. Михаил долго доказывал, что критики правы, и в конце концов окончательно доказал — закрепив в массовом сознании "прекрасный" образ дырки в голове как символ всего того, о чем говорили противники нашей темы. Противники оказались правы. Я был не прав. Бывает. Я это признал и более в этом споре просто не участвую.

А наука и должна быть скучной. Проблемы науки с проблемами наших коллективов связаны слабо.

Оксана Плашенкова

[Артём], каждый сам определяет своё дело, так-то.

Я просто не согласна с вами, что имеет смысл придавать какое-то значение поступку Радуги. Он не настолько важен и не настолько влиятелен, несмотря на то, что у него есть некоторая поддержка. Вот и всё.

Оксана Плашенкова

[Артём], насчет "критика нашей темы была всегда".

Была. Ну так критикуют в основном не от больших познаний и не от большого ума.

Все начинающие проходят через одно и то же, через одни и те же мифы, пугалки и сложности. Через чьё-то лукавство, желание быть пупом сновидящих.

Сновидения — часть нашей психической жизни, нравится это кому-то, или нет. Другое дело, что психика должна быть здоровая и крепкая. Но это дело наживное, и лишь у тех, кто держит это как свой ведущий ориентир.

Артём Синин

[Оксана], мне приходится немножко ходить по кругу. Михаил Радуга сам по себе, как и любой из нас, конечно, мало что значит. Главную роль всегда играет общество. И здесь важен не только факт поддержки — у любого антисоциального фрика обязательно есть своя аудитория, это нормально. Но в нашем случае, на мой взгляд, первоочередную роль играет не наличие небольшой поддержки у Радуги, а отсутствие широкого сопротивления его подходу и осуждения используемых им методов именно внутри нашего сновидческого сообщества. Вот этот факт, на мой взгляд, и подтверждает победу противников ОС/ВТО, которые всегда утверждали одно и то же: что те, кто называют себя сновидцами, неадекватны; мы, как общество, не в состоянии оценивать, что такое хорошо, и что такое плохо; для подавляющего большинства сновидцев — это просто безответственное баловство, игра со спичками. Вот в этом я стал с противниками ОС/ВТО полностью согласен.

И Михаил Радуга это доказал не только тем, что поиграл со спичками так, как адекватному человеку в голову не придёт, — неадекватные единицы как были, так и будут, в любой сфере. Но он, как лакмусовая бумажка, показал, что всё сновидческое движение, в массе своей, неадекватно. Вот в чём проблема. Если что-то подобное происходит в нашей среде, приводит к мгновенному остракизму в более широком обществе по отношению ко всей тематике, а мы при этом делаем вид, что всё в порядке — значит правы сомнологи. У нас что-то не так с «крышей».

Но это происходит, конечно, не только в сновидчестве. Просто сновидчество требует двойной ответственности, а мы не дотягиваем и до одинарной. Есть масса активностей, которыми можно заниматься вообще без привязки к ответственности и адекватности — на здоровье. Но это не про нашу тематику. И вот в этом, снова, я пришел в полное согласие с противниками ОС/ВТО.

Артём Синин

[Оксана], вот, пока я писал, Вы сами подтвердили мой тезис: «Другое дело, что психика должна быть здоровая и крепкая». Вот именно. И это не про массового сновидца, что и требовалось доказать.

Оксана Плашенкова

Утверждение, что "те, кто называет себя сновидцами, неадекватны" является когнитивным искажением.

Сейчас вообще мало кто отслеживает себя на логику и ясность своих когниций. Но если вы претендуете на адекватность, то исправляйтесь.

Более верно будет сказать, что среди сновидцев много неадекватных. И да, тоже считаю, что сейчас, если и есть смысл как-то работать на сообщество, то прежде всего в вопросах повышения здравости общего сознания.

Артём Синин

[Оксана], я привел это утверждение со слов противников, которые, конечно, заинтересованы в сгущении красок в процессе отстаивания своей правоты. Когда я соглашаюсь с такого рода утверждениями, то готов привести много «но», включая разговор о тех небольших коллективах особенно ответственных и рационально мыслящих сновидцев, с которыми я всегда предпочитал общаться. Но тональность споров с противниками, повторю, теперь кардинально изменилась. Адекватные сновидцы, конечно, как были, так и остались, но я не чувствую права их более мотивировать к какой-то общественно-полезной деятельности, потому что это слишком неблагодарная и, как я теперь думаю, несвоевременная, бессмысленная работа. Донкихотство какое-то.

Пусть сновидческое сообщество соберёт все шишки, которые ему необходимы. Мы подождём еще несколько десятков или сотен лет. Нам спешить некуда. Какие-то искорки, угольки тлеющие поддерживать — это я считаю оправданным, этим и занимаюсь, никого уже к такой деятельности не привлекая. А вперёд и с песнями в светлое будущее — это история не про текущую эпоху. Сейчас нам, адекватным сновидцам, пришло время повзрослеть, на мой взгляд. Может быть, в каком-то смысле, затаиться. Дай бог свой здравый рассудок сохранить, в текущих-то условиях. Когда богатейший человек мира по приколу зигует, а все ему аплодируют — тут уже не о спасении сновидчества, на мой взгляд, идёт речь. Не до жиру.

Но это всё — и не вселенская трагедия. С этим я тоже согласен. Просто театральные акты. И вопрос остаётся ровно тот же самый, что и всегда: в выборе роли.

Оксана Плашенкова

[Артём], о, теперь я вас довольно хорошо поняла и наши позиции по этому вопросу совпадают. Спасибо!

Оксана Плашенкова

=a=, гляньте тут про это же: https://m.vk.com/wall-224067657_67?from=group




Оксана Плашенкова

2025-01-24 06:42:49#18175

Минимальное земное счастье — это получить правильные представления об этом мире, о мритью-сансаре и выходе из неё.

Максимальное — убедиться в них на личном опыте.

Всё остальное — иллюзия того или иного профиля.

Можно и подробнее. Одни говорят: посмотрите! Мир прекрасен! Нужно петь и быть счастливым, всё проблемы в голове! Другие, что мир ужасен, остановите планету я сойду. Но в мире есть и прекрасное, ради которого стоит жить, и безобразное, которое стоит одолевать, а не малодушно прятаться в прекрасных оазисах жизни. Конечно, одолевать нужно с умом, а не в стиле фильма "Заплати другому", когда мальчик полез в драку и погиб. Не стоит пытаться спасать утопающего, если не умеешь плавать или не пребываешь в должной форме.

Драка — не обязательно внешнее что-то. Бороться с внутренними демонами тоже искусство, которое даётся не так просто.

Артём Синин

[Оксана], «получить» и «убедиться» — это события, а не процессы. Вы уверены, что какое-то событие в принципе способно принести человеку нечто длящееся, а не одномоментное? Гарантированно?

Оксана Плашенкова

[Артём], это и события, и процессы.

Но да, вижу свою ошибку. Подправлю так: минимальное земное счастье возможно, если получить...

максимальное — если убедиться...

Артём Синин

[Оксана], а можно уточнить, что Вы подразумеваете под словом «мритью» в использованном Вам термине? Я не нашёл такого словосочетания — «мритью-сансара». Я вижу только отдельные определения «мритью» и отдельные — «сансара». Вы имеете в виду тщетность земных накоплений, помимо кармического опыта?

Оксана Плашенкова

[Артём], "сансара" уже самодостаточный термин, конечно, и включает в себя и рождение, и смерть, но когда хотят подчеркнуть именно аспект смертности — всё-таки живущего смерть ужасает больше, чем уже пройденный этап рождения — можно вот так усилить понятие, или акцентировать, через прибавку "мритью".

В таком сочетании эти два слова употребляются в Бхагавад-гите (глава 9, стих 3)




Константин Николаев

2025-01-23 19:51:18#18174

[Артём], ты прямо становишься объектом зависти для нашей этно-поп-фолк певицы Варвары, ей богу. ))) (Повелось так, последние пару лет я люблю некоторые её песни переслушивать где-то между зимнем солнцестоянием и Масленицей) Хиты (особо текст, лирика) выдаëшь! Этот однозначно: такие образы, переходы, аллегории. 👏👍 Мне вот более — мелодии в снах, чаще — сразу после них приходят; текста по капле или вообще без него. Но и это очень помогает сочинить, поскольку часто настроение приносит с собой располагающее. Что до сути публикации... Скажу определённо: нам нужны знания, и не малые вообще-то, иначе не разовъëмся на нынешнем этапе. Одних сновидений мало, это однозначно... Любых причём. И на это тоже вспомню излюбленную фразу «того самого активиста»: во что бы то ни стало. Только здесь это отнюдь не ради бесценного «помощника» — допаминового куража, а лишь подчёркивая необходимость должной расторопности. Ядерная дубина то тоже совсем пустыми словами не является, если призадуматься о вариантах, так сказать. Сразу всё не познаваемо. Рост нужен каждому в индивидуальном порядке — несомненно. Но на определённом этапе всё должно перейти в то, что повелось звать синергией, а может и вовсе большим качественным скачком, в духовности в данном случае. Иначе широту бытия не познаем здесь, на Земле. Только пройдя свой путь... И тут, опять-таки, для каждого это произойдёт в индивидуальном порядке. Но в тоже время мироздание богато не только Землёй. Есть уровни и другие. Ну вот как с этим всем быть то!? 🙃😅




Дамир Баляев

2025-01-21 11:06:04#18167

Это просто как попасть в пространство вариантов 25+ Что дальше? А как скажешь, так и будет. Знакомо?




Дамир Баляев

2025-01-21 10:59:34#18166

Не думаю что в этой песочнице, нужно просто успокоиться и стать счастливым, если рассматривать песочницу как глобальный и сложный процесс просеивания этого песка

Артём Синин

Дамир, это вопрос, к которому я планирую подойти в конце серии этих заметок. Нужно ли человеку земному — счастье? Для этого ли он существует? Может быть, я это сформулирую в форме небольшой притчи. Но если отвечать коротко, то нужно опять возвращаться к определению термина "счастье". Я считаю, что просветление — да, это точно не цель каждого человека в этой земной жизни. А вот простое человеческое счастье — почему бы нет? В моем определении оно не отрицает ни страдание, ни преодоление, ни развитие. То есть всё то, чем наполнена наша жизнь и ее человеческий земной смысл.

Дамир Баляев

Полность с вами согласен, Артём. Учитывая что просветлённым не возможно не быть о приоре, что просто забывается с приобретением " амнезии" житейской суеты. А двигаться дальше из счастья, оставаясь счастливым, по-моему высший пилотаж.




Дамир Баляев

2025-01-21 09:49:00#18165

Из этой тихой радости, в которой расстворяещся, рукой подать до многомерности, а из многомерности рукой подать до сознания оперирующего вне времени и пространства. Допуская и прикасаясь к этому, напрашивается вопрос, а не для этого ли, я сейчас в этой песочнице?

Артём Синин

Дамир, это замечательно, но ровно в той точке, в которой из тихой радости возникает побуждение к "многомерности и сознанию, оперирующему вне времени и пространства" — ровно здесь тихая радость заканчивается и снова начинается неудовлетворенность. Я избегаю всех этих разговоров про просветление и т. п., потому что всё это стало (а может всегда и было), по сути, еще одной маркетинговой морковкой. Еще одним искушением, ещё одной прелестью.

Наивысшего блаженства (не кратковременной эйфории, а именно долгосрочного состояния глубочайшего счастья) я достиг именно тогда, когда отбросил последние желания и надежды относительно всех этих эзотерических сентенций: просветления, многомерного сознания и т. п. И с тех пор если я о них и говорю, то только в песнях. О них, на мой взгляд, и нет смысла иначе говорить. Потому что это всё — невозможно достичь, в это можно только упасть. А значит слова, пробуждающие в человеке любые намерения, тут бессильны.

Дамир Баляев

По этому поводу есть короткий анекдот. Звучит он так. Я просветлел

Дамир Баляев

Это анекдот раскрывается если задаться вопрос, а кто собственно просветлел? С вами Артём, очень интересно погружаться в эту тему, к тому же очень познавательно. Это похоже на некое разоблачение. Если уловить главный посыл, например такого фильма как револьвер, начинаешь понимать какая свобода в действительности подразумевается в разговорах про свободу воли и сон на яву. А это уже вопрос нетривиальный, поэтому и не заходит.




Александр Александр

2025-01-20 14:07:44#18156

Находясь в настоящем, всегда присутствует чувство недостатка чего-либо или фоновая тревожность перед будущим. А если взглянуть в прошлое, эти переживания, которые сопровождают всю жизнь, кажутся пустяковыми и мало значимыми в каждом отдельном отрезке времени, и тогда можно сказать, я был счастлив всегда. Получается, интересный диссонанс; в настоящем, не могу с уверенностью сказать что счастлив. А как только, это становится историей, то сразу можно утверждать, я был счастлив тогда.

Артём Синин

Александр, очень похоже на сны, не так ли? Мы тоже их оцениваем, покуда они не осознаны, только постфактум. Осознанность и счастье, в этом смысле, очень близкие понятия, на мой взгляд. Я утверждаю, что точно так же, как настоящая осознанность во сне всё-таки возможна, так возможно и настоящее счастье в текущем моменте и периоде, а не только в воспоминаниях. Но это (чаще всего) требует своего рода трюков.

Александр Александр

[Артём], думаю один из трюков можно сформировать так. Надо избавляться от желаний и страха.

Артём Синин

[Александр], это уже будет, наверное, несколько больше, чем простое человеческое счастье)




Дамир Баляев

2025-01-20 13:24:51#18155

Есть классный инструмент, который может перейти в практический навык а потом в обычное состояние. Это как с проверкой на реальность. Задать себе прямо сейчас вопрос, ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ, НЕ ПРИБЕГАЯ К ПАМЯТИ, и просто и не замысловато жить. Происходящее при этом никуда не девается, которое в любом случае не спрашивает, происходить ему или нет.




Стрекоза Корнецкая

2025-01-20 13:18:23#18154

Счастье. В это понятие каждый вкладывает свой особый смысл. Для кого-то это острое переживание, переполняющее всю суть человека, «крылья за спиной». Есть и тихая спокойная радость. Умиротворение. Много составляющих. И у каждого своя мозаика. Но я думаю, есть и общие моменты. Про влюблённость… Я помню, как в юности любила одного человека. А обрела счастье, лишь освободившись от этой привязанности, приносившей мне и боль. Я шла по улице. Весна. И почувствовала, что я свободна от этого мужчины. И мир стал добрым ко мне. Ветерок - ласковым, солнце - согревающим. Я шла и улыбалась проходящим мимо, а они улыбались в ответ. Тогда я поняла, что счастье не так уж и зависит от людей рядом. Это больше внутреннее состояние. Однако в социуме удерживать его не всегда получается. Я сейчас о себе. Это высший пилотаж сохранять радость вне зависимости от обстоятельств. Замечать хорошее, беречь близких, прогулки на природе. Мне больше по душе эта тихая спокойная радость. В более зрелом возрасте я испытывала такое состояние рядом с дорогим для меня человеком. Если описать это одним словом, то, как ни странно, это будет не «любовь», а нежность. Хорошо, что острая боль разлуки с ним прошла, а нежность осталась.

Артём Синин

[Стрекоза], да, по хорошему нужно было бы начать с определения термина "счастье". Но я этого пока что сознательно избегаю, чтобы с одной стороны дать почву для собственных размышлений и сравнений читателю, а, с другой стороны, чтобы сохранить интригу. Потому что в определении "счастья", вообще говоря, скрыт и путь к нему.

Ваше описание ощущения окрылённости, свободы и принятия мира как благожелательной среды, думаю, очень похоже на то, что я имею в виду. Но всё это, по моему опыту, строго говоря, есть биохимическая иллюзия. Конечно, мир не добрый и не злой — эти антропоморфные качества к нему не применимы. Эта наша собственная доброта, благожелательность, нежность, и что угодно прочее из того же ряда. И это то естественное биохимическое состояние организма, которое просто не нарушено желанием большего, чем у нас уже есть. Это удовлетворенность и благодарность. Тихая радость бытия. Здоровое состояние всех нейропсихологических систем.




Настасья Пырьева

2025-01-20 10:24:17#18152

Еще поспособствовало то, что папа в какой-то момент интересовался мистикой. Не на практике, а просто что-то читал, рассуждал. В частности, про медитацию мне рассказал. Может быть, если бы не он, я бы забыла про эти детские экспириенсы и начала бы обычную жизнь среднестатистической девочки-подростка. А папа мне дал книгу Ошо "Икусство внутреннего экстаза". Там было далеко не все понятно, но я, будучи прилежной хорошисткой, с таким же старанием вникала в текст. И это при том, что, будь у меня другой характер и личный опыт, я бы забросила бы эту книгу. Типа, зачем мне читать эту фигню. А тут все совпало. Как говорится, не в бровь, а в глаз! В книге были описания разных типов медитации, которые я пробовала. С, повторюсь, привычным мне старанием. Так что, мой эталон счастья закрепился.

Такой вот у меня был опыт.




Настасья Пырьева

2025-01-20 10:07:33#18151

Пожалуй, да, у меня тоже есть опыт, который сподвиг меня интересоваться осознанными снами, медитациями и прочими "такими" вещами. И, если честно, я мало, кому отваживаюсь рассказать об этом, а то подумают, что с кукухой проблемы. Трудно сказать, в какой период детства или подростничества это происходило. Скорее всего, это было на протяжение многих лет. Я как-то спонтанно научилась медитировать. Я тогда, конечно, еще не знала про существование этой практики. ...Летняя ночь, окно приоткрыто, и в комнату долетают негромкие ночные звуки с улицы. Я прежде чем уснуть принимаюсь за "игру": прислушиваюсь к этим звукам, стараясь не упустить ни один из них. А еще в лунную ночь можно разглядывать облака на небе. И все внимание занимают эти облака. И ни одной посторонней мысли! Те, кто занимается медитацией, знают, что при этом приходит очень приятное состояние покоя и внутренней тишины. Оно может продолжаться некоторое время и после медитации. И это не личный глюк. В буддизме есть описание стадий медитации - джханы. И первая джхана, как раз, характеризуется приятным ощущением в теле и на эмоциональном фоне. Кстати, интересно, а почему это происходит с точки зрения физиологии? Могу со всей ответственностью сказать, что первую стадию я точно вкусила! Медитировала я, конечно, не только лежа в постели. Я любила собирать смородину, обрывать с кистей виноград, удалять косточки из вишен и т.д. Слабо заставить ребенка заниматься этой нудятиной? А меня не заставляли. Сама бралась, охотно! Наверное, это состояние и стало для меня эталоном счастья.

Артём Синин

[Настасья], спасибо за описание опыта. Про остановку ВД и тому подобные практики я еще буду говорить, в т. ч. в следующих частях этой заметки и в т. ч. с точки зрения физиологии.

Кстати, я в детстве тоже много «медитировал», когда болел якобы частыми и необъяснимыми респираторными заболеваниями, а теперь уже ясно, что это были просто проявления герпеса, скорее всего. Но не суть. В общем, у меня часто была субфебрильная температура и поскольку я не очень любил ходить в школу, то под этим предлогом пропускал много занятий. И поскольку гулять и развлекаться я при этом не мог, то приходилось по много времени валяться и всячески бездействовать.

Тогда-то я и полюбил, наверное, изучать свои когнитивные процессы и всячески пытаться ими управлять. Одним из любимых моих занятий было тоже что-то вроде прислушивания. Я научился входить в какое-то ИСС (детям это вообще гораздо проще), при котором я всё слышал как будто откуда-то издалека и с каким-то «эхом наоборот». То есть я как будто «предслышал» всё, что сейчас произойдёт.

Это очень странное состояние, с полностью остановленным ВД, конечно, и безусловно приятное (иначе зачем бы ребенку его практиковать), но немного пугающее. По мере взросления я стал как-то опасаться этого странного «эха наоборот» и почти о нем напрочь забыл, пока не стал уже во взрослом состоянии снова учиться медитировать. Тогда-то на меня и нахлынули и эти воспоминания, и отголоски этого состояния.

Но в моих нейронных связях уже, видимо, мало что осталось от тех навыков. Так что у меня получалось только какое-то подобие тех глубоких и долгих опытов, которые были в детстве.

С другой стороны я особо и не стремился их развивать, потому что они до сих пор меня слегка пугают своей странностью — как будто ты в какой-то подводной лодке и смотришь на мир через перископ.

В общем, детство — этот тот еще психоделик. И, думаю, для всех. Просто большинство людей об этом не помнят и у них нет повода это вспомнить.




Андрей Андреев

2025-01-20 08:51:52#18150

Странно, у большинства людей самые счастливые года жизни связаны с влюблённостью, с обретением любимого человека...

Но, возможно, про это - третья часть.

Много людей на дофаминовой мотивации: цель - рост, достижение - пик, цель достигнута - провал дофамина.

А когда нет грандиозных целей - уровень дофамина стабилен, а если ещё и на хорошем уровне - то и вот оно - ощущение базисного счастья.

Артём Синин

Андрей, влюблённость, на мой взгляд, — это тихий ужас, а не счастье) Чистая наркомания. Я вспоминаю юность до моего опыта отшельничества как жуткий кошмар. Вот там как раз были сплошные влюбленности. Большая удача, что мне удалось просто выжить. Счастьем это можно назвать, мне кажется, только при очень избирательной памяти. И так было у абсолютно всех моих сверстников. У некоторых хуже.

Это можно сравнить с детством, в общем-то. Да, было много острых удовольствий, но сколько было слёз? Сколько было чувства несправедливости, сколько обид? Детских отчаянных мыслей — «и ты поймёшь, кого ты потеряла?»

В моём понимании это очень далеко от счастья. То же самое касается любых серьезных любовных отношений в их начале. Это скорее тяжелое испытание, чем благодать. Может быть, у какой-то пары святых людей всё бывает иначе, я не знаю. Но у меня и у всех, кого я знаю, это скорее мука. Она может быть подслащена всякими острыми всплесками «приятных» гормонов, но остаётся мукой.

Что же касается настоящей взрослой любви, о которой я могу говорить спустя 10 и более лет отношений, то она, на мой взгляд, сама по себе не приносит счастье. Она приносит очень важные компоненты в наборе активностей, из которых можно «собрать» счастье, но в то же время, если это не проконтролировать, какие-то компоненты забирает. Сколько бывает измен, сколько лжи, сколько отстранения в долгих отношениях? Откуда это берется? На мой взгляд, как раз из потребности в счастье, но невозможности «собрать» необходимый тебе комплект активностей с одним человеком и в одном доме.

Над этим нужно работать. Это нужно осознавать. Нужно это регулировать. Иначе такая взрослая любовь может довести до еще худшего состояния, чем юношеские влюбленности.

Но она может стать и фундаментом счастья, я согласен. Если человек не входит ни в какие зависимости, в том числе от этой любви. Если в этих отношениях есть доверие и воздух. Если стремление к счастью в паре обоюдное, и оба партнера желают друг другу именно счастья, здесь и сейчас, не дожидаясь реализации какого-то фантастического стереотипа.

p. s. Но это не единственный вариант фундамента. В мой «деревенский» период таким фундаментом были духовные поиски. Так что если у кого-то нет пары, я думаю, это не приговор быть вовеки несчастным.




Добавить комментарий