Эксперимент длиной в жизнь, ч.3

Эксперимент длиной в жизнь, ч.3

Большое спасибо за обсуждения. Я хочу подробнее остановиться на некоторых аспектах, которые были затронуты в комментариях. В том числе о значении отношений: необходимы ли они для счастья (и успеха в практике ОС/ВТО)? Но сделаю это позже, чтобы не потерять основную мысль. В этой части я хочу поделиться наблюдением о том, как в уже зрелом возрасте и не отрываясь от привычных бытовых и профессиональных активностей, без всякого отшельничества, мне удалось вернуть те состояния, которые я в прошлой части назвал эталонными.

Те, с кем мы давно знакомы, знают, что я люблю статистику. Я восхищаюсь тем, как всего несколько точек на диаграмме или несколько итоговых чисел в таблице могут показать то, что невооружённым взглядом увидеть невозможно. Но для использования статистики нужен как минимум один ряд чётко измеренных данных.

Я рассказывал несколько лет назад про «антикортизольную практику», которую придумал в ответ на новые психологические вызовы, которыми наполнилась наша жизнь со времён пандемии. В этой практике есть трёхшаговый алгоритм, и один из шагов заключается в том, чтобы оценить свой уровень «накортизоленности». По сути, это оценка несчастности. Поскольку я взял за привычку заниматься антикортизольной практикой каждый вечер, то вот так у меня и организовался подходящий ряд данных. И вот так я, неожиданно для себя, обнаружил «источник счастья».

В моей жизни присутствуют некоторые проблемы, которые можно назвать хроническими. Наверное, такие источники неприятных эмоций есть у каждого. Зачастую люди стараются их избежать и табуировать, чтобы пореже с ними соприкасаться и поменьше страдать. Я выбрал противоположный путь: всегда держу эти проблемы под рукой, в поле внимания, но при этом сознательно перестраиваю свои нейронные связи таким образом, чтобы снизить их болезненность до минимума. Это похоже на закалку. Но речь сейчас не об этом.

Я заметил, что в некоторые периоды времени эти проблемы вдруг перестают вызывать сколько-то значимую негативную реакцию, а в другие периоды — вырастают в «слонов». То есть в некоторые дни во время антикортизольной практики я не знаю чем занять те три минуты, что я на неё ежедневно выделяю, потому что всё в моей жизни выглядит прекрасным, а проблемы — совершенно незначительными. А в другие дни — трачу по пол-часа, чтобы в десятый раз проговорить то, что я уже и так знаю наизусть, хотя объективно никаких новых проблем не добавилось, всё то же самое. Почему?

Разгадка оказалась предельно проста. В одни периоды я придерживаюсь структурированной многозадачности (сознательно или неосознанно, как в период отшельничества в деревне), а в другие — нет. То есть я счастлив и невосприимчив к бедам до тех пор, пока мне удаётся каждый день уделить хотя бы минимум внимания всем своим проектам, интересам, потребностям и сферам — я сейчас фиксирую около 40 категорий, которые выделил для себя как значимые, и это не только приятное, но и необходимое. В другие же периоды, если я специально не слежу за этим списком или по какой-то причине падаю в аврал (или апатию после аврала) — у меня получается выделить время на максимум 10-15 категорий, а то и меньше. И тогда я оказываюсь уязвим и несчастен, хотя бы и занимался каким-то отдельным (важным) делом по 12 часов в сутки.

Вот и всё.

Это оказалось настолько просто, что стало даже обидно — как я сам, без статистики, это ещё не понял?

Но если это действительно так, то что в первую очередь влияет? То, что при большом разнообразии активностей я не забываю сделать что-то важное? То, что я делаю всё по чуть-чуть, а значит не успеваю испытать ни в чём пресыщения? Или ежедневная стимуляция столь широко распределённой нейронной активности просто гораздо более полезна и приятна, чем точечная? Или дело в умноженной активации префронтальной коры по мере планирования и контроля активностей?

В следующих частях я проанализирую эти вопросы с точки зрения нейробиологии. А как ВЫ думаете, почему это так работает?

[id174124011|А. С.],

24.01.2025

Надежда Немеш

2025-02-09 10:35:05#18299

У меня ровно так же. Есть мнение, что такое может от типа личности зависеть, но так ли это — неясно.




Стрекоза Корнецкая

2025-02-01 01:56:31#18240

Предположу, что при таком подходе удовольствие получаешь и от самих действий, а не только при достижении цели. Становится интересен и сам процесс. Возможно, есть и приятное побочное явление. Например, находится нестандартное оптимальное решение трудной задачи. По аналогии, когда не можешь вспомнить слово или понятие, а потом оно вдруг всплывает, когда ты уже занят совсем другим. Это грубоватое сравнение, но самое быстрое, что сейчас пришло на ум.




Дамир Баляев

2025-01-26 20:25:04#18207

А может просто убрать отношение к происходящему? Все объяснения, интерпретации ума. Всё просто так, как есть. Разве не здорово то, что ты просто есть? Оргазмы какие-то, ностальгирования. Можно конечно сначала надоесть самому себе, то есть от навязывание ума, но это долго.

Артём Синин

[Дамир], а Вы можете это сделать? Вы можете этому научить? Вы можете при этом остаться человеком социальным, семейным, просто человеком? Если да, то я бы с удовольствием у Вас поучился)

Дамир Баляев

Нет Артём, научить не могу, этому можно только научиться

Дамир Баляев

Быть дома, по-моему это про состояние. Кто как не ум, лишает этого состояния. Всё фоном, а ты дома. Всё остаётся на своих местах, исчезает отношение. Ни хорошо, ни плохо, ни вредно ни полезно. Биополярочка, дуальность, противоположности не для конфликта, а для взаимодействия и баланса. Может как то так.

Дамир Баляев

Разве Грин перестал быть человек, раскусив Голда

Артём Синин

[Дамир], в этой серии заметок я постоянно говорю, и мы это вместе обсуждаем в комментариях, о двух разных явлениях — простом человеческом счастье (о котором я тут распинаюсь на интеллектуальном уровне) и о счастье нечеловеческом, высшем, о котором, на мой взгляд, можно говорить только на языке поэзии. Между ними, наверное, существует связь. Но это, всё-таки, не одно и то же. Я бы сказал, что из простого человеческого счастья несколько проще коснуться счастья высшего, нечеловеческого. Но структурированная многозадачность, конечно, напрямую туда не ведёт. Я на это предлагаю и не рассчитывать, и не ставить это целью. Строго говоря, я лично считаю, что это высшее счастье — совершенно никому на этой планете и не нужно, как бы это грубо или парадоксально не звучало. Наша планета про отсутствие этого высшего счастья. Вот нужно сначала четко осознать, что такое это отсутствие. Даже когда ты обрел счастье более простое, человеческое.

Дамир Баляев

Есть над чем подумать, согласен, это тоньше. Интересно в этом разобраться

Дамир Баляев

Стихи пока ещё не пишу, но вот что вспомнил.

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один? Кто все дела, все речи мерит Услужливо на наш аршин? Кто клеветы про нас не сеет? Кто нас заботливо лелеет? Кому порок наш не беда? Кто не наскучит никогда? Призрака суетный искатель, Трудов напрасно не губя, Любите самого себя, Достопочтенный мой читатель! Предмет достойный: ничего Любезней, верно, нет его.

А.С. Пушкин

Любите самого себя, понимаю как познай себя. В стихах поучавствовать, классная идея

Оксана Плашенкова

[Артём], нуууу, если вам не нужно высшее счастье, не надо говорить за всех, так-то :)

У меня вот на днях мама оставит тело. И я верю, что это не конец. И без этой веры, берущей начало в Высшем, лично я не смогу жить вообще.

Так что, Артём, будьте поаккуратнее с тем, что и кому нужно.

Может у нас на планете и нет высшего счастья, но есть надежда на него, и это вовсе не ерунда какая-то. Это сила, которая питала и питает очень и очень многих людей.

Артём Синин

[Оксана], пожалуйста, примите слова поддержки ❤

По поводу высшего счастья, я говорю, что оно никому не нужно на этой планете в том смысле, что оно не нужно здесь, внизу, потому что иначе наша планета была бы совсем другим местом. А она ценна и интересна именно тем, чем является.

Но как надежда и ожидание — конечно, это вполне естественно и необходимо. Если не всем, то, безусловно, многим. Но на уровне именно активностей вокруг этой идеи, а не в качестве непосредственного переживания. То есть ровно в той форме, как Вы это описали.

Это как с тем же театральным представлением — если актеры перестанут играть свои роли, а начнут жить своей обыкновенной жизнью, то что это вообще будет за театр? Зрители приходят не за этим. (То же самое можно сказать про сны и спящих).

Артём Синин

Мне еще вспомнился ответ одного из персонажей в одном из интересных снов примерно на эту же тему, насчет высшего счастья на Земле. Суть этого ответа была примерно в следующем.

У нас, на Земле, в норме леса. А парки мы разбиваем специально, как площадки для отдыха. У нас так устроено.

В высшем же мире всё наоборот: естественны парки, а чтобы создать лес, нужно специально потрудиться.

Так вот наш мир — это такой искусственный лес. Если он вдруг превратится в сад, то это будет неудачей для его создателей.

Поэтому как заповедник охраняют от цивилизации, так наш мир охраняют от высшего счастья.

(И это очень непросто, потому что высшее счастье — это наша естественная природа).

Оксана Плашенкова

[Артём], принимаю слова поддержки.

Наша планета и жизнь на ней изменчивы, и от нас зависит, в каком направлении будет идти дальнейшая эволюция, как самих идей, так и их реализаций.

Оксана Плашенкова

[Артём], по поводу вашего сна. Присниться может что угодно. Может быть именно вам этот диалог помог что-то понять важное, тут кого ни возьми — к каждому нужен свой подход, чтобы помочь.

Мне вот снился как-то раз сон о Высшей силе преображения... Ее присутствие порождает такую невиданную волну исцеления, ... жаль, что я не смогла в нее окунуться, меня выкинуло. Но даже увидеть такое краем глаза, это уже что-то.

Артём Синин

[Оксана], безусловно, снов такое же бесконечное множество, как и мгновений жизни. Есть из чего выбрать. Но лично меня все мои соприкосновения с высшим счастьем, силой преображения, просветлением и всему тому подобным (и во сне, и наяву) убедили в том, что текущий момент всегда лучший и торопиться из него некуда — против бесконечности невозможно промахнуться. И поскольку помимо бесконечности ничего нет, то важна не цель, а путь. Поэтому, как нет смысла торопить весну, пока продолжается зима, — так и нет смысла пытаться избежать иллюзий, ограниченностей и страданий этого мира, пока он именно таким и задуман — иллюзорным, ограниченным и испытывающим. Но эта точка зрения, конечно, часть лишь моего пути. А Вам я желаю успехов в неизведанных мной и неизвестных мне — точках и поворотах пути Вашего.

Дамир Баляев

Если попробовать осознать это отсутствие, про которое вы упомянули выше, то я - личность, эго - ум и т.д мешает почувствовать это отсутствие. Потом нечеловеческое, вербально объяснить вряд-ли возможно. Это тяжело осознавать, будучи отождествленым с я - умом, что ты и есть это отсутствие. Как бы грубо или парадоксально не звучало.

Дамир Баляев

А в одном из снов, краем уха услышал, что делается ошибка в слове я

Дамир Баляев

И жить торопится, и чувствовать спешит.

А.С. Пушкин

И не забываем про поэзию

Оксана Плашенкова

[Артём], вы так отвечаете, будто желаете прекратить диалог. Хорошо, я больше не буду выражать свои мысли в вашем пространстве.

Артём Синин

[Оксана], пожалуйста, перечитайте мое сообщение в других эмоциях, когда у Вас к этому будет возможность. Там ничего этого нет, что Вы сейчас увидели. Конечно, пишите.

Артём Синин

[Оксана], возможно, у Вас сложилось такое впечатление о моем комментарии, потому что я удалил небольшой фрагмент в его конце и из-за этого он обрывается слишком резко. Но это потому, что я как раз не хочу настаивать на чём-то в этой тонкой области. Как Вы и сами сказали — "присниться может что угодно". Действительно, у каждого свой уникальный взгляд на вечность. И это совершенно нормально. Это не значит, что нам нужно о чём-то спорить или что нам нельзя общаться. Вполне можно просто сосуществовать как независимые и дополняющие друг друга органы зрения. Что я всем и предлагаю. Мои абстрактные пожелания в этом смысле, которые я иногда кому-то выражаю, — это просто акт примирения. «Мы одной крови» — что-то из этой серии.

Оксана Плашенкова

[Артём], нет, эта реакция на ваше "нет смысла избегать иллюзий, ограниченности и страданий". С весной у вас ложная аналогия, но раз вы выбираете такой поворот на своём пути, не буду вам мешать.

Артём Синин

[Оксана], Вы и не мешаете, даже если приносите небольшое страдание, ограничиваете в чём-то или делитесь тем, что в свою очередь мне видится иллюзией. Вы, наоборот, помогаете мне лучше осознать свою природу. Здесь нет никакой проблемы, по крайней мере с моей стороны. Спасибо.

Оксана Плашенкова

[Артём], всё живое стремится избегать страданий, и вы тоже вроде о счастье тут толкуете, и вдруг у вас в тексте такой каламбур! Как так, не понимаю.

Артём Синин

[Оксана], мне очень приятно, что Вы, тем не менее, пытаетесь это понять, хотя у Вас эта сентенция, судя по всему, вызывает не очень приятные эмоции. То есть Вы тоже в данном случае, в каком-то смысле, сознательно идёте путем страдания, вместо того, чтобы просто отбросить неприятное Вам явление и не касаться его. Вот ровно об этом я и говорю.

Принятие страдания, ограничения и иллюзии — вовсе не означает, что мы таким образом выбираем усиление этого страдания, ограничения и иллюзии. Я не говорю о том, что к страданиям нужно стремиться. Я утверждаю лишь то, что попытка их избежать — вряд ли поможет. В отличие от принятия. Конечная цель при этом у нас с Вами получается одна и та же. Она и не может быть другой, по моему мнению, повторю. Просто пути разные: Вы утверждаете путь ухода от страдания с целью его преодоления, а я утверждаю путь его наблюдения и принятия. С той же самой целью.

Но при таком подходе это даже не цель, а скорее побочный эффект (иначе бы, действительно, возникло место абсурду). Точно так же и практика, о которой я пишу в заметках, она не совсем про счастье — я с самого начала чувствую, что этот момент сбивает с толку и, может быть, это нужно будет со временем переформулировать. Счастье при таком подходе — не цель, а естественный результат, о котором не нужно задумываться, иначе процесс будет нарушен. Точно так же, когда мы дышим, мы просто дышим, а не думаем о цели и результате дыхания.

p. s. Вот ещё один пример: этот внешне вроде бы конфликтный диалог — подарил мне больше полезных идей и мыслей, которые пригодятся в написании следующих частей этой заметки, чем внешне более гармоничные диалоги в этих комментариях. То есть это страдание раскрылось с совершенно иным значением. Но это произошло именно потому, что я его не избегал, а принял. Если бы я отказался от диалога с Вами, пытаясь уйти от этого страдания, то страдание бы осталось, его и невозможно никуда деть, но оно осталось бы ровно тем, чем было изначально. А принятие привело к его трансформации. Вот и вся разница.

Оксана Плашенкова

[Артём], не любое напряжение, не любой дискомфорт, не любой конфликт и не любое недопонимание является страданием. Не думаю, что имеет смысл смешивать все эти понятия. Скорее наоборот, чем тоньше мы подмечаем суть процессов, тем лучше.

Для меня страдание — это вот у близкого человека, на обезболивании морфином, в терминальной стадии жизни. Это и та боль, которая перехватывается с него на меня, и я стараюсь как можно скорее её с себя стряхивать. Нечего, знаете ли, разводиться на дополнительный гаввах для демонов (ну вдруг оно так и есть, как Андреев в Розе мира описал?). В один день дала слабину — пришлось потом лечиться неделю антибиотиками. Так что, страдания нужно пресекать всеми возможными способами и помогать другим по мере возможности и разумного участия.

Артём Синин

[Оксана], поверьте, мне хорошо знакома боль о близких (и боль близких), может быть, не в таких острых ситуациях, но когда она тоже касается критических состояний здоровья. Я думаю, что можно долго спорить о терминах, и так и не прийти к общему знаменателю — входит ли понятие боли в более широкое понятие страдания, является ли неприятная эмоция от конфликта слабой формой страдания, и так далее. Но здесь, на мой взгляд, острее встаёт противоречие в смысле слова принятие.

Я думаю, что сейчас не самый подходящий момент, чтобы нам с Вами в это углубляться. Безусловно, в данной ситуации не мне Вас учить, как с этим лучше справиться. Но просто в качестве пересказа личного опыта — повторю: только принятие, меня лично, вот именно в эти критические, на грани жизни и смерти, моменты, всегда и спасало. И если то, что Вы оцениваете, как «слабина» — Вам не помогло, то я лично склонен усомниться в том, что это был акт именно принятия.

У меня складывается ощущение, что смысл этого слова Вы ассоциируете с какой-то передачей — у Вас чего-то не было, и вот Вы это откуда-то приняли, то есть получили. Я же говорю только о тех случаях, когда Вы психологически и психически принимаете тот факт, что в Вашей жизни уже что-то есть, чего вроде бы Вам не хочется. С приёмом медикаментов или т. п., как и отказом от них — это никак не связано.

В качестве иллюстрации я предлагаю лучше представить себе эпизод сонного паралича — вот можно сопротивляться ему, а можно принять. Это не значит, что Вы его жаждете или провоцируете. Просто если он уже есть, то Вы перестаёте страдать от того, что уже страдаете. Вместе с этим падает уровень адреналина, и эпизод, обычно, проходит сам собой. И очень часто, как мы знаем, превращается в совсем другой опыт.

Оксана Плашенкова

[Артём], да, мы скорее недопонимаем друг друга в каких-то формулировках.

Есть ли смысл вообще прояснять, ну, думаю, пока есть желание отвечать, почему нет? Вам не трудно, мне тоже не трудно, оба что-то тренируем в себе.

О принятии, в том числе сонного паралича. Понятное дело, что со временем он кардинально меняется, у многих. И принятие тут играет немаловажную роль, когда не беспокоишься о нем, и он, как вы сказали, трансформируется в другой опыт. Другой вопрос, а у всех ли трансформируется? Этого мы знать не можем. Можем только утверждать, что у нас трансформировался; что знание о процессах — это сила, которая помогает не дрыгаться, так сказать-с, в процессе, не дергаться, и не плодить лишних неприятных сущностей.

Артём Синин

[Оксана], я думаю, что в таких вопросах недопонимания неизбежны. И это мы пока что говорим о довольно простых сентенциях. Но нам уже не хватает ни слов, ни толковых словарей, ни четких регламентов их использования. Вот поэтому я на возвышенные темы предпочитаю говорить только в поэтических, ненавязчивых формах. Тогда это больше похоже на обмен набросков для собственного размышления и творчества, чем на обмен инструкциями и уставами.

Собственно, это и есть результат той ограниченности, которую накладывает на нас этот мир — в том числе нас ограничивает язык. И даже сама мысль — она уже по умолчанию только зеркало, только инструмент моделирования, а не прямого познания. То есть тоже ограничена. Так что я согласен с тем, что такого рода разговоры больше похожи на упражнения.

В заметках выше я говорю о простом человеческом счастье, без слишком высоких категорий. И в рамках этого разговора — о принятии страдания, ограниченности и иллюзии — речи не идёт. Там всё довольно приземлённо и просто. Но в комментариях уже в который раз поднимаются темы более возвышенные и удалённые. И, соответственно, более сложные. И требующие уже либо философского образования и подхода, либо вот такого очень тщательного подбора и переосмысления слов, в надежде в итоге прийти к взаимопониманию и компромиссу.

При этом помимо размышления над предметом обсуждения, мы вместе и по очереди задаёмся вопросом о его целесообразности (то есть о наличии какой-то цели этого разговора и возможности её достигнуть). В некоторые моменты это кажется сомнительным и спорным, в другие — нужным и даже обязательным.

Но что мы с Вами сейчас, на самом деле, производим? Мы производим некие активности. Это своего рода состояния сознания. Эти состояния включают в себя в той или иной степени то, что можно оценить как страдание или наслаждение, ограниченность или выход за рамки ограничений, иллюзорность или истинность. Моё главное утверждение заключается в том, что присутствие в этих процессах страданий, ограниченности и иллюзорности — это нормальная и необходимая часть жизни.

Лично я свою задачу вижу не в том, чтобы прийти к какой-то идеальной активности, в которой нет ничего нежелательного (это то, о чем я зачастую говорю в музыкальном творчестве, в противовес интеллектуальному), а в том, чтобы приблизить сам процесс переключения этих активностей — к максимально гармоничному. То есть я стремлюсь не к тому, чтобы когда-то взять какую-то фантастическую и самую совершенную ноту, а к тому, чтобы прямо сейчас, пока я перебираю эти ноты, они сложились в некую красивую и преисполненную гармонией музыку.

Таким образом я как бы поднимаюсь над процессом переключения активностей, создавая параллельно новую метаактивность, которую можно назвать как угодно — принятием, осознанностью, счастьем. Какое бы слово мы ни использовали, его будет недостаточно. И даже если мы введём какое-то абсолютно новое слово, его произношение не будет тождественно искомому состоянию и не будет его вызывать волшебным образом.

Таким образом, сколько бы мы ни говорили о страдании и принятии, и даже об этой метаактивности, мы всё равно будем уходить от сути, которую я предлагаю к исследованию. Когда я, по Вашему восприятию, стремлюсь закончить этот диалог, я на самом деле стремлюсь выйти, и вывести Вас, — за его рамки. И если я говорю о принятии страдания, то это про то же самое. Нам никогда не хватит слов, чтобы выговорить это чувство. Я принимаю этот факт, но в то же время на Ваших глазах якобы борюсь с ним.

Жизнь — это парадокс. И это прекрасно.




Оксана Плашенкова

2025-01-26 16:35:01#18204

Тоже хочу пожить в милом деревенском домике, в окружении цветочных россыпей... А не вот это вот всё: городское, заставленное транспортом, закатанное под дороги, утоптанное под стоянки, обрастающее разделяющими соседние дворы заборами.

Успокаивает только, что так будет не всегда, и бывало в истории человечества и похуже, да и в общем-то, где-то и сейчас намного суровее...

Есть еще дача. Как же там весной и летом чудесно, и всё упирается только в силы и время туда выезжать.

Артём Синин

Оксана, активности, связанные с природой, тишиной, уединением и т. п. — мне лично всегда были жизненно необходимы. Без них я не представляю себе счастье. Но и только их — мне лично недостаточно. Так что переезд в деревню сам по себе — не думаю, что идеальное решение. Я, к примеру, много общался с деревенскими коренными жителями. И они, зачастую, не менее заморочены и несчастны, чем городские. Многие точно так же гоняются за каким-то призрачным счастьем, но только оно им видится, наоборот, зачастую, в городе.

В общем, есть у меня подозрение, что дело не в декорациях. Конечно, жить счастливо с окнами на магистраль или вокзал — это, наверное, сложно. Но если есть хотя бы какой-нибудь парк поблизости, возможность завести растения, творчеством заняться каким-нибудь, связанным с природой, и так далее, то и в городе вполне можно чувствовать гармонию, как мне кажется. Просто нужно приложить усилия к тому, чтобы сначала осознать свои истинные потребности, а затем реорганизовать свою жизнь — с уважением к ним.

Я думаю, что это вопрос двух-трех дней, в большинстве случаев. Ровно на столько мы, обычно, и отстоим от счастья. По крайней мере от двери в него. Как бы нас ни убеждали работодатели, общественные лидеры и прочие маркетологи — в обратном.

Оксана Плашенкова

[Артём], да это всё понятно, конечно.

Оксана Плашенкова

[Артём], но иногда мне оч хочется удрать из города, из страны, с планеты... а вот куда? Удирать некуда особо. Надо жить. Жизнь, к счастью, всё-таки удивительна. Много всего интересного, не только сны.




Андрей Андреев

2025-01-26 14:33:48#18196

А не рассматривалась вероятность того, что в дни меньшей активности и вырастание проблем в субъективном восприятии - была ситуация снижения "жизненной энергии", то есть проблема в недостатке чего-то, а не в разносторонней деятельности?

То есть нехватка чего-то стала причиной для снижения деятельности?

У меня, к примеру, если я уделю много времени одной проблеме и решу её - гораздо больше радости от этого, чем много активностей разных днём.

Артём Синин

[Андрей], разовые пиковые удовольствия в отдалённом будущем, возвращаясь к самой первой части этой серии заметок, на мой взгляд, это тупик. Радость от того, что весь день решаешь проблему, и наконец её решил — это похоже на разовый оргазм, прошу прощения за сравнение. А если бы не решил? А если бы пришлось решать не день, а неделю, и мозг бы в принципе не смог компенсировать эти усилия в виду ограниченного количества рецепторов и входящих линий аналитического аппарата? Да даже если решил за день и считаешь вложенные усилия адекватными итоговому вознаграждению в виде всплеска приятных эмоций, разве не лучше было бы, чтобы сам процесс труда, независимо от результатов, уже проводился в перманентном состоянии счастья, а не в ожидании его? Если бы наше состояние и мотивация к труду — от результатов этого труда вообще не зависели?

Я говорю именно о таком перманентном состоянии глубокой удовлетворенности. О хорошем настроении, которое может длиться даже не днями, а месяцами и годами. Именно так у меня было в деревне и именно к этому я в итоге принял решение вернуться. Так что это две совершенно разные истории.

Что же касается вопроса о «жизненной энергии», то, возможно, я не очень понял вопрос. Для меня вот это ощущение перманентного счастья — это и есть жизненная энергия. Просто разносторонняя деятельность, и именно контролируемая, а не хаотическая (что показывают научные исследования, до которых мы скоро доберёмся) — является очень хорошим субстратом для этой энергии, то есть генерализованного ощущения. И это, конечно, не только дофамин. Это гармония всех медиаторов и систем. Это, я бы сказал, просто здоровье.




Ольга Самойлова

2025-01-26 08:23:17#18187

Добрый день! А где можно поподробнее ознакомиться с "антикортизольной практикой"?

Артём Синин

[Ольга], здравствуйте. Вот тут:

https://vk.com/wall-139589208_7235

Сайт этот я, правда, закрыл. Но в PDF-формате всё доступно.

https://vk.com/doc174124011_616725466?hash=Tj6yCz5FenZT7wrbWvYAtdfDhEngCfsOOpTgYzLGS8s&dl=FQNGfkVTPya9fw5V7NIUFT3zYj80zINqnVt9C7d6aKD&api=1&no_preview=1

Ольга Самойлова

[Артём], спасибо большое!




Добавить комментарий