Этот смешной заголовок пришёл мне в голову сегодня в ванной. Я лежал в горячей воде, на удобной подушечке, попивал холодный японский чай и закусывал апельсином. Фоном играла музыка из советских кинофильмов. Я, потянувшись, не смог удержаться от стона удовольствия — «жизнь удалась». И рассмеялся. А потом задумался: а часто ли я, вообще говоря, получаю такое удовольствие, чтобы не мог сдержать стон? И вдруг понял, что это происходит со мной почти каждый день. И связано это непосредственно с темой ОС. Поэтому мне тут же пришёл в голову этот заголовок. Теперь моя задача рассказать про эту связь.
Нет, я не испытываю ОСы каждый день (мне лень), и не получаю в каждом ОСе такое удовольствие, чтобы аж стонать. Но я каждый день занимаюсь по методике, которую пока не буду рассказывать, но которая, в частности, связана с ведением дневника и развитием сновиденной памяти. И так уж устроена эта практика, что почти каждый день (в те периоды, когда я использую этот метод), я раскрываю всё новые и новые слои воспоминаний о своём сновиденном мире, и каждый раз это похоже на открытие заново какого-то прекрасного вкуса или аромата, как будто из каких-то других очень далёких (и в то же время близких) жизней, которые мне очень дороги, но забыты.
Недавно я видел видео (может быть, оно вам тоже попадалось), как женщина с Альцгеймером получает подарок от дочери, предварительно убеждая её, что она точно не её дочь, потому что такого не помнит. А в подарке — старая фотография. И вот, разглядывая эту фотографию, пожилая женщина вдруг вспоминает, что у неё действительно есть дочь. Сначала она радуется просто этому. А затем вдруг понимает, что женщина перед ней — это и есть её дочь, просто повзрослевшая. Она вдруг узнаёт её. И радуется ещё больше. Смотреть на это без слёз очень сложно.
Так вот, когда мы раскрываем в себе забытые грани этих далёких (и в то же время близких) жизней, то это, мне кажется, чем-то похоже на когнитивное прояснение во время болезни Альцгеймера.
Приведу пример. Я хорошо помню этот каменный мрачный дом, который так сложно протапливать, и этот деревянный стол, который был мне так близок в эти долгие холодные годы в эпоху Викторианской Англии, и эту почти пустую, голую комнату с необычным, ни на что не похожем в этой моей жизни, запахом. Я чувствую как будто запах не просто этой комнаты, а всей той жизни, того времени, той души, изнутри того давно забытого, но в то же время как будто существующего прямо сейчас человека. Это совсем не то же, что кино про XIX век. Или книга. Это не с чем сравнить и поэтому невозможно объяснить, покуда не испытаешь это единожды сам, переключаясь между разными вот такими как будто жизнями.
Так вот, когда в состоянии глубокой остановки мыслей на грани сна и бодрствования на меня обрушиваются такие волны — я тоже каждый раз непроизвольно ловлю себя на стоне. Это немножко другой стон. Это словно «А-а-ах… Как же я мог это забыть?» — а рядом ещё, ещё пласты. Ещё отрывки, ещё жизни. И ты пьёшь, пьёшь из этого колодца. И боишься переполниться. Ты становишься насыщен настолько, что тебе кажется, что где-то там, за гранью сна, ты трогаешь своим сознанием единые корни не только всех своих снов и воплощений, а корни всех людей и существ, когда либо живших в принципе. Они просто слиты в один бесконечный и бесконечно древний организм, и в то же время разделены на ветви. Но зная некую волшебную бессловесную мантру, что-то из серии киплинговского «мы с тобой одной крови», — ты как будто можешь направлять своё сознание в любую из этих ветвей и в любой из листочков.
При этом важно, что все эти направления, как бы глубоко ты не захотел копнуть — это всё равно ты. Это твои соки текут по этим корням. Это они питают это древо. Ты и есть этот сок. Ты всегда был им, и всегда им будешь.
А твои сны — это просто то, что способен уловить, удержать и запомнить мерцающий уже где-то вдалеке один из листочков, который в смешном мире начала XXI века на планете Земля, где число пи равно именно 3.14159, а не что-то другое — пытается не разорваться, не сгореть, не лопнуть.
Удовольствие ли это?
Когда я возвращаюсь в обычное состояние сознания после таких упражнений, то я иногда начинаю непроизвольно покачивать головой, как будто не могу с чем-то смириться. Я ловлю себя на этом движении и проговариваю свои мысли словами: ну как же так? Как можно отказываться от этой силы, от этого знания, от этого наслаждения? И ради чего? Ну можно ещё понять обычных людей, не сновидцев, кто даже не знает, что это есть. Кто этого не касался.
Но как понять сновидцев, которые имеют это, могут это, которые в одном шаге от этого, для чего не нужны даже сами эти всякие ОСы… но выбирают заниматься какими-то, прости-Господи, «прямыми и непрямыми техниками». Или обвешиваются электродами и ждут волшебных сигналов от микросхемы. Или закидываются таблетками. Ну как так-то?
Но это вопрос эмоциональный, не очень умный и, в общем, риторический. Конечно, я знаю, как. Ведь я сам вёл себя ровно и точно так же. И продолжаю себя так вести. Просто на соседней веточке и в другом листочке.
[id174124011|А. С.],
02.03.2025
p. s. Фильм прикладываю прямо мощнецкий. Ладно, философский, но он же ещё и какой-то невыносимо эзотерический, хоть и прикрывается чем-то советским. Я не понимаю, как так получилось, что я его до сих пор не видел. Очень рекомендую. Кстати, это тот же самый 1987-й год, в котором вышло и «Зеркало для героя». Удивительное время. Какой-то разлом между эпохами и мирами. А ведь я его впитал, и это время, и этот разлом. Я с ними вырос. Мне было 8 лет… Хм. А ведь моя жена родилась как раз в 1987-м. Всё это как-то странно, как будто часть волшебной сказки. Жена? Кино? Годы? Или просто калейдоскоп искр преломляется в безумно красивом танце?
#фильмы@osnauka
#кино@osnauka
#искусство@osnauka
#счастье@osnauka
#философия@osnauka
#эзотерика@osnauka
См. также:
— «Идеальные дни» и «Меня зовут Тихиро» (2023)
vk.com/wall-139589208_17955
— «Вечное сияние чистого разума», 2004 (Мишель Гондри, Чарли Кауфман)
vk.com/wall-139589208_17844
— «Сказка», 2022 (Россия, реж. А. Н. Сокуров)
vk.com/wall-139589208_17532
— «Не хороните меня без Ивана», 2022 (Якутия)
vk.com/wall-139589208_16751
— «Зеркало для героя», 1987, СССР
vk.com/wall-139589208_15660
— «Таинственная стена», 1967
vk.com/wall-139589208_12666
— «Сны Акиры Куросавы»
vk.com/wall-139589208_11470