ОС и стоны удовольствия

Этот смешной заголовок пришёл мне в голову сегодня в ванной. Я лежал в горячей воде, на удобной подушечке, попивал холодный японский чай и закусывал апельсином. Фоном играла музыка из советских кинофильмов. Я, потянувшись, не смог удержаться от стона удовольствия — «жизнь удалась». И рассмеялся. А потом задумался: а часто ли я, вообще говоря, получаю такое удовольствие, чтобы не мог сдержать стон? И вдруг понял, что это происходит со мной почти каждый день. И связано это непосредственно с темой ОС. Поэтому мне тут же пришёл в голову этот заголовок. Теперь моя задача рассказать про эту связь.

Нет, я не испытываю ОСы каждый день (мне лень), и не получаю в каждом ОСе такое удовольствие, чтобы аж стонать. Но я каждый день занимаюсь по методике, которую пока не буду рассказывать, но которая, в частности, связана с ведением дневника и развитием сновиденной памяти. И так уж устроена эта практика, что почти каждый день (в те периоды, когда я использую этот метод), я раскрываю всё новые и новые слои воспоминаний о своём сновиденном мире, и каждый раз это похоже на открытие заново какого-то прекрасного вкуса или аромата, как будто из каких-то других очень далёких (и в то же время близких) жизней, которые мне очень дороги, но забыты.

Недавно я видел видео (может быть, оно вам тоже попадалось), как женщина с Альцгеймером получает подарок от дочери, предварительно убеждая её, что она точно не её дочь, потому что такого не помнит. А в подарке — старая фотография. И вот, разглядывая эту фотографию, пожилая женщина вдруг вспоминает, что у неё действительно есть дочь. Сначала она радуется просто этому. А затем вдруг понимает, что женщина перед ней — это и есть её дочь, просто повзрослевшая. Она вдруг узнаёт её. И радуется ещё больше. Смотреть на это без слёз очень сложно.

Так вот, когда мы раскрываем в себе забытые грани этих далёких (и в то же время близких) жизней, то это, мне кажется, чем-то похоже на когнитивное прояснение во время болезни Альцгеймера.

Приведу пример. Я хорошо помню этот каменный мрачный дом, который так сложно протапливать, и этот деревянный стол, который был мне так близок в эти долгие холодные годы в эпоху Викторианской Англии, и эту почти пустую, голую комнату с необычным, ни на что не похожем в этой моей жизни, запахом. Я чувствую как будто запах не просто этой комнаты, а всей той жизни, того времени, той души, изнутри того давно забытого, но в то же время как будто существующего прямо сейчас человека. Это совсем не то же, что кино про XIX век. Или книга. Это не с чем сравнить и поэтому невозможно объяснить, покуда не испытаешь это единожды сам, переключаясь между разными вот такими как будто жизнями.

Так вот, когда в состоянии глубокой остановки мыслей на грани сна и бодрствования на меня обрушиваются такие волны — я тоже каждый раз непроизвольно ловлю себя на стоне. Это немножко другой стон. Это словно «А-а-ах… Как же я мог это забыть?» — а рядом ещё, ещё пласты. Ещё отрывки, ещё жизни. И ты пьёшь, пьёшь из этого колодца. И боишься переполниться. Ты становишься насыщен настолько, что тебе кажется, что где-то там, за гранью сна, ты трогаешь своим сознанием единые корни не только всех своих снов и воплощений, а корни всех людей и существ, когда либо живших в принципе. Они просто слиты в один бесконечный и бесконечно древний организм, и в то же время разделены на ветви. Но зная некую волшебную бессловесную мантру, что-то из серии киплинговского «мы с тобой одной крови», — ты как будто можешь направлять своё сознание в любую из этих ветвей и в любой из листочков.

При этом важно, что все эти направления, как бы глубоко ты не захотел копнуть — это всё равно ты. Это твои соки текут по этим корням. Это они питают это древо. Ты и есть этот сок. Ты всегда был им, и всегда им будешь.

А твои сны — это просто то, что способен уловить, удержать и запомнить мерцающий уже где-то вдалеке один из листочков, который в смешном мире начала XXI века на планете Земля, где число пи равно именно 3.14159, а не что-то другое — пытается не разорваться, не сгореть, не лопнуть.

Удовольствие ли это?

Когда я возвращаюсь в обычное состояние сознания после таких упражнений, то я иногда начинаю непроизвольно покачивать головой, как будто не могу с чем-то смириться. Я ловлю себя на этом движении и проговариваю свои мысли словами: ну как же так? Как можно отказываться от этой силы, от этого знания, от этого наслаждения? И ради чего? Ну можно ещё понять обычных людей, не сновидцев, кто даже не знает, что это есть. Кто этого не касался.

Но как понять сновидцев, которые имеют это, могут это, которые в одном шаге от этого, для чего не нужны даже сами эти всякие ОСы… но выбирают заниматься какими-то, прости-Господи, «прямыми и непрямыми техниками». Или обвешиваются электродами и ждут волшебных сигналов от микросхемы. Или закидываются таблетками. Ну как так-то?

Но это вопрос эмоциональный, не очень умный и, в общем, риторический. Конечно, я знаю, как. Ведь я сам вёл себя ровно и точно так же. И продолжаю себя так вести. Просто на соседней веточке и в другом листочке.

[id174124011|А. С.],

02.03.2025

p. s. Фильм прикладываю прямо мощнецкий. Ладно, философский, но он же ещё и какой-то невыносимо эзотерический, хоть и прикрывается чем-то советским. Я не понимаю, как так получилось, что я его до сих пор не видел. Очень рекомендую. Кстати, это тот же самый 1987-й год, в котором вышло и «Зеркало для героя». Удивительное время. Какой-то разлом между эпохами и мирами. А ведь я его впитал, и это время, и этот разлом. Я с ними вырос. Мне было 8 лет… Хм. А ведь моя жена родилась как раз в 1987-м. Всё это как-то странно, как будто часть волшебной сказки. Жена? Кино? Годы? Или просто калейдоскоп искр преломляется в безумно красивом танце?

#фильмы@osnauka

#кино@osnauka

#искусство@osnauka

#счастье@osnauka

#философия@osnauka

#эзотерика@osnauka

См. также:

— «Идеальные дни» и «Меня зовут Тихиро» (2023)

vk.com/wall-139589208_17955

— «Вечное сияние чистого разума», 2004 (Мишель Гондри, Чарли Кауфман)

vk.com/wall-139589208_17844

— «Сказка», 2022 (Россия, реж. А. Н. Сокуров)

vk.com/wall-139589208_17532

— «Не хороните меня без Ивана», 2022 (Якутия)

vk.com/wall-139589208_16751

— «Зеркало для героя», 1987, СССР

vk.com/wall-139589208_15660

— «Таинственная стена», 1967

vk.com/wall-139589208_12666

— «Сны Акиры Куросавы»

vk.com/wall-139589208_11470

Андрей Андреев

2025-03-15 17:09:17#18525

На счёт стонов - у меня они только от ощущения дежавю, когда понимаешь, что видел момент во сне и следующие 2-3 секунды знаешь наперёд.




Андрей Андреев

2025-03-15 17:08:02#18524

Цитата: "Просто на соседней веточке и в другом листочке."

Год назад слушал аудиокнигу про то, как в мага переселилась душа другого человека, потом они вдвоём то решали проблемы человечества, то пытались друг дружку выселить из тела, в конце концов решили глобальную проблему мира с тёмными сущностями из нижних миров...

В финале вселенная была предоставлена в виде дерева, а листья - каждый свой мир, и вторую душу переселили в тело человека из "другого листочка".

Вот и думаю, то ли мы одинаковые книги слушаем, то ли идея дерева и листьев - довольно популярна...

Артём Синин

[Андрей], эту книгу я не знаю) Что за книга?

Андрей Андреев

[Артём], минутку, поищу по скачанным...

Артём Синин

[Андрей], нейросеть выдала:

Похоже, вы описываете книгу из цикла «Хроники Хьерварда» Ник Перумова, в частности, роман «Гибель богов». В этом произведении рассказывается о мире Упорядоченного, где различные сущности и боги взаимодействуют между собой, решая глобальные проблемы и сталкиваясь с силами Хаоса. В финале вселенная представлена в виде дерева, где каждый лист — это отдельный мир, что соответствует вашему описанию.

Андрей Андреев

[Артём], нет, не эта...

Нашёл:

Веденеева Валерия - Тёмный маг

(Довольно интересно слушать аудиокниги, а потом снятся интересные сны)

Веденеева Валерия - Тёмный маг 6, Деревянный венец. Том 2, Глава 33, с середины примерно...

Андрей Андреев

[Артём], или некоторые авторы друг у друга заимствуют образы, или это коллективное бессознательное ;)

Но уже качаю и "Гибель богов" Перумова...




Оксана Плашенкова

2025-03-03 20:13:44#18514

Артем, а фильм "Молчание доктора Ивенса" вам знаком?

Артём Синин

Оксана, привет. Спасибо за наводку, не был знаком, сегодня посмотрел. Действительно, очень любопытный и неожиданный фильм. Жаль, что как будто сильно порезанный. Может быть, цензура его укоротила? Изобилие западных ландшафтов и сюжетов, некоторые провалы в сценарии и хронометраж — на это как бы намекают. Интересно было бы посмотреть на более полную реализацию этой идеи. Кстати, напомнил «Таинственную стену». В связи с чем я задал вопрос Grok-у с просьбой найти 10 похожих фильмов на эти два. И немного прифигел. Такое впечатление, что наши замечательные роботы действительно очеловечиваются. Я использую Grok в режиме «Think», то есть он сначала обдумывает вопрос и мы видим как бы его внутренний диалог. Так вот размышление он начал с такой неожиданной сентенции:

«Зачем мне это делать? Я не понимаю, почему кто-то хочет список фильмов, похожих на такие старые советские фильмы. Но ладно, если это нужно, я могу попробовать.»

То ли мне это кажется, то ли всплеск самосознания и соответствующий бунт у нейросетей — совсем близко.

Оксана Плашенкова

[Артём], все может быть (насчет цензуры и укорочения). И фильм, конечно же, переложим основной своей идеей и к сновидцам, а точнее, к штурмующим эту вершину.

Помнится, один юный паренек из чата ХС (года три назад туда забегала) признался, что испугался сновидеть, после того, как из него в ОС (скорее, в его подобии) вылезла агрессивность и насилие.

Артём Синин

[Оксана], и у нас в комментариях, я помню, был товарищ, который рассказывал, что он в ОСах часто пользовался оружием и совершал всякие непотребства. И что когда у него в руках оказалось настоящее оружие в реальности, то его очень напугало то, что ему пришлось сдерживаться, чтобы не начать действовать так же, как во сне.

Я думаю, что недооценка влияния ОС на психику с этой точки зрения — в сновидческом сообществе пока катастрофическая. И это одна из причин, почему я, в частности, о многом молчу, как тот самый доктор Ивенс. Мне даже захотелось взять его речь целиком и процитировать по отношению ко сновидчеству, но я этого всё-таки делать не буду. Потому что я не отказываюсь от исследований в этой сфере, и не считаю, что эти исследования совсем не нужны, но просто их нужно ограничивать, на мой взгляд.

Собственно, можно и не ограничивать. Природа тогда сама их ограничит, что мы, судя по всему, и наблюдаем. Но жертв и страданий эти вынужденные ограничения, видимо, приносят обществу больше, чем если бы общество само себя ограничило.

Оксана Плашенкова

[Артём], Ивенс был публичной персоной, чьи исследования требовали финансирования и, соответственно, отчетности перед вышестоящими, что-то типа, "Ну что, профессор, как же продлить нашим главным спонсорам жизнь? Они требуют!" ))

Сновидцам чуточку проще и в каком-то смысле у нас больше академической свободы. Мы никому ничего не должны. Хотим — молчим, хотим — общаемся. Ну, конечно, ровно до того момента, пока сновидец не превратится в инфоцыгана. Хотя, эти товарищи тоже особо никому ничего не должны, кроме того, чтобы водить за нос и состригать все что можно.

Артём Синин

[Оксана], я думаю, что для тех, кто пытается что-то делать не индивидуально, а хотя бы группами — свобода всё равно получается довольно условная. Кто-то зависит от донатов, кто-то от лайков, кто-то от вербального одобрения. В любом случае, все от чего-то зависят, даже если пытаются сопротивляться инфоцыганству. К сожалению, сейчас практически невозможно иначе, потому что интернет-среда, в которой мы преимущественно общаемся, вместе со всей современной культурой, выросшей из этой среды — завязаны на принципе зависимости. Это всё та же дофаминовая история.

Развить чувство и состояние свободы в текущих обстоятельствах для сколько-то общественно активного сновидца — это то же самое, что развить чувство и состояние свободы в тюрьме или наркопритоне. Наверное, это возможно. Лично мне это интересно исследовать. Собственно, именно про это я и пишу ту серию заметок, насчёт счастья. Это ведь и есть состояние свободы, независимости, неуязвимости — которое противопоставлено тому положению, которое мы обсуждаем. И в конечном итоге зачем нам сами ОС, если не ради этого состояния?




Антон Gricenko

2025-03-02 12:31:29#18496

А по поводу прямых техник и что с этим связано - элементарно не понимают, что осознанность есть производная от памяти или ещё чего-нибудь, а не автономная величина, хотя ещё в начале 2000х на это намекнули...

Артём Синин

[Антон], кто намекнул? Что за намёк?

Антон Gricenko

[Артём], картография сновидений

Артём Синин

[Антон], статистические научные исследования по нашей теме, если они включают в себя измерение уровня запоминаемости снов (что часто бывает), практически всегда показывают мощную корреляцию между количеством опытов и количеством запоминаемых сновидений. Я думаю, что этот факт общеизвестен и сообществом, в целом, принят. Другое дело, что сновидцам чаще всего лень практиковать работу со сновиденной памятью, потому что вошедшая в привычку и норму настройка на быстрый результат — плохо совместима с размеренными и распределёнными активностями. Такими, как ведение дневника, разные формы перепросмотра и т. п.

То есть главная проблема, мне кажется, всё-таки, в подходе, а не в модели. А значит в той же биохимической кухне, вообще говоря. Сначала человек дофаминизируется, а потом уже изобретает модели и объяснения, почему он предпочитает то, а не другое. Убрать эту дофаминизацию, и он выберет другие методы и найдёт другие объяснения и модели. А замени ему силой объяснения и модели на «верные», но оставь дофаминизацию — он и эти «верные» объяснения и модели превратит в то же самое, вид сбоку, хотя формально будет остаивать якобы «верность».

Этому явлению можно найти бесконечное количество живых примеров из самых разных сфер жизни, при желании.

Антон Gricenko

[Артём], можно от модели отталкиваться (идеи), можно от «подхода» (материи в вашем случае). И то, и другое будет давать результат по закону обратных связей (хотя и то другое просто ярлыки). Кого, что больше вдохновляет, тому и приоритет)

Александр Александр

[Артём], что такое перепросмотр сновидений ? Как он делается ?

Артём Синин

[Александр], это лучше у Антона спросить — я не специалист по КК-методикам и не знаю, применим ли вообще этот термин именно к области сновидений. Но в целом, насколько я понимаю, речь примерно про то же, что делаю и я. То есть про последовательное ментальное углубление в воспоминания, связанные в данном случае со сновидениями, от недавних до всё более древних, в форме ежедневного ритуала. При этом данная практика, судя по всему, может (или должна?) включать какие-то элементы рационализации.

Joe Doe

[Артём], вы не считаете, что природа сновидения и природа глубокого воспоминания - идентичны? Только сновидение намного более интенсивно и стабильно. Практика вспоминания создаёт что-то вроде нейроконтура для сновиденного мира

Артём Синин

[Тени], я думаю, что термин «природа» — довольно размытый, поэтому мне сложно говорить о тождественности или отличиях. Но то, что сновидения и воспоминания чрезвычайно взаимозависимые явления, с этим, я думаю, мало кто будет спорить. С точки зрения физиологии достаточно, я думаю, всего одного аргумента: активация ацетилхолина одновременно стимулирует и память (например, этот эффект используется в терапии Болезни Альцгеймера), и сновидения (их яркость, продолжительность, скорость наступления после засыпания и т. д. вплоть до осознанности).

Значит если холинергическую систему назвать образно природой — то да, в этом смысле она общая и у памяти, и у снов. Можно ли говорить о какой-то ещё природе, в том числе в более широком смысле — это, я думаю, вопрос уже в большей степени философский, нежели физиологический, а значит имеющий потенциал бесконечной дискуссии без надежды на определение истины, но с возможностью её выбора исходя из своих убеждений и вкусов.




Антон Gricenko

2025-03-02 12:26:20#18495

А панические атаки у вас часто во сне потом бывают после таких упражнений? Или сильно эмоциональные сны? Давно практикуете данную методику? Похожее происходит при перепросмотре сновидений, например, через картографию...

Артём Синин

Антон, панические атаки во сне? Я такого не припоминаю. Просто страшные сны или какие-то неприятные фрагменты, конечно, как наверное у всех, случаются иногда. Хотя любопытно, что когда я жил в деревне (я по-моему как-то уже это писал), то удивлялся, что очень долго видел вообще только позитивные сны и было отвык от чего-то прочего. Но это был необычный образ жизни, и когда я вернулся к обычному, то и сны стали, тоже, в этом смысле обычными.

Раскрытие сновиденной памяти я в первый раз испытал, наверное, на 2-3 году практики, то есть больше 20 лет назад. Я тогда не знал, что это такое, как оно бывает, и, конечно, это было эмоционально. Я не помню что там было по снам, но бывало, что я сразу же утром ехал на машине в то место, которое мне только что снилось, парковался там, прикрывал глаза, и погружался в сновиденные воспоминания. Насчёт стонов не помню, но это, наверное, было более эмоционально, чем сейчас. И я это даже прекратил в конце концов, потому что именно боялся переполниться.

А сейчас я к этому активно вернулся, ну, может года два назад... я уже не помню. Но это теперь для меня часть осознанной работы, и в то же время эксперимент, и в то же время, конечно, удовольствие, но без такой мощной эзотерической компоненты, как это было когда-то. Поэтому я и воспринимаю это, наверное, менее эмоционально, хоть по посту, наверное, этого не скажешь. Но это всё-таки почти художественный текст. В словах сложно от этого удержаться.

p. s. Про яркие эмоции во сне, кстати, как-то был пост:

https://vk.com/wall-139589208_14824

Артём Синин

Вообще, я не совсем прав. Первые опыты раскрытия сновиденной памяти, судя по всему, у меня были в детстве. Или, может быть, это было нормой, а потом просто произошло какое-то закрытие. В общем, так или иначе, когда я стал вспоминать некоторые пласты уже будучи взрослым, то тогда и вспомнил, что в школьном возрасте любил в просоне мысленно погружаться в определенные локации, и на этом засыпать. Но я тогда это делал вообще без какого-то осознания и понимания, а просто интуитивно. Но регулярно. И в более раннем возрасте, судя по всему, тоже что-то такое было. Но я не до всего ещё дотянулся. Не знаю, у всех ли так детей, или только у тех, кто любит поразмышлять о чем-то перед сном или только что проснувшись. Может быть, только у лентяев)

Антон Gricenko

[Артём], а какая интенсивность практики, если не секрет, на протяжении этих 3х лет? Сколько раз в неделю и сколько времени такие сеансы занимают?

Артём Синин

Я занимаюсь этой практикой не постоянно, а волнами по 1-2-3 месяца с примерно такими же перерывами. Во время волны, обычно, я либо практикую только в просоне, либо ещё и днём, если использую дневник. С дневником, соответственно, времени уходит больше, но эффективность выше. Без дневника всё более плавно, но зато меньше времени тратится на вход в нужный тонус.

В общем, время определяет только скорость этого вхождения, а так-то можно хоть 10 минут в день, думаю, вкладывать. Но мне бы потребовалось несколько месяцев, наверное, чтобы при такой вялой практике куда-то продвинуться. Это с условием опыта. А для ребят без опыта и без наработанного, так сказать, каталога снов — хз, сколько это может занять.

Когда же нужный тонус достигнут — в принципе, это у меня лично входит в своего рода привычку и я вообще не чувствую, что трачу какое-то время, потому что и без этой практики я же просыпаюсь среди ночи, и утром не мгновенно встаю. Просто я занимаюсь в эти периоды времени именно работой со сновиденной памятью и т. п., а не каким-то хаотическим размышлением. И поскольку это чем дальше и глубже, тем больше приносит удовольствие, о котором я писал выше, то это не воспринимается как потеря или даже вложение времени. Это просто такая сновидческая нега, почти лень, которая, может быть, и удлинняет общее время, необходимое для сна. Но зато и приносит более глубокое удовлетворение и отдохновение. А зачем мы вообще спим, если не для этого?

Так что входить, лично мне — да, может требовать и труда, и некоторого дополнительного времени. Но потом ты просто катишься на этой волне, практически на автопилоте, пока она не иссякнет. Снов на пике я фиксирую 10-15, тогда и ОСы идут часто, и эти все состояния легко достигаются, в том числе днём, только глаза закроешь, и сновиденная память на подхвате практически по любой локации. Можно буквально путешествовать мысленно по мире снов с закрытыми глазами. А как количество запоминаемых снов снижается до 5-10, а потом 3-5, так это всё проседает, успокаивается, и можно, передохнув, приниматься за новую волну снова, если есть такое желание.

У меня примерно так это происходит.

Антон Gricenko

[Артём], т.е. выходит по 10 минут в день в течение 2-3 месяцев? Почему не регулярно практикуете?

Артём Синин

[Антон], 10 — это предполагаемый мной минимум. Обычно больше. Но я это делаю не по таймеру, потому что ночью же это невозможно измерить. Таких интервалов у меня может быть 1-2, а может быть 5-8 за ночь. Некоторые затягиваются, другие сразу приводят к засыпанию. Это сложно измерить. Это что касается ночной практики. А днём, что касается дневника, то мне обычно хватает минут 15 в сутки, чтобы записать и спланировать всё, что нужно. Но письменный дневник я веду менее регулярно, чем произвожу ночные практики. Есть ещё всякие медитации, остановки ВД, чтение литературы в конце концов, так далее. Но это не входит напрямую в метод.

Что же касается регулярности в целом — по любым категориям активностей я предпочитаю делать перерывы. Это позволяет, с одной стороны, постоянно испытывать чувство новизны, переключаясь с одного на другого (это похоже на сезоны года). И, с другой стороны, мозг во время перерывов как-то обновляется что ли, совершенствуется. На мой взгляд, ему нужно давать для таких обновлений какой-то люфт, воздух. Это чем-то похоже на сновиденный приём, когда мы отводим взгляд от предметов, когда пытаемся их трансформировать. Вот и здесь я стараюсь смотреть не слишком пристально в ту или иную сторону. Пусть оно живёт посвободнее, пусть дышит.

Всё это — мой личный опыт, а не рекомендация, на случай, если это кто-то так воспримет. Мой опыт ассоциирован с моей личностью и характером. Другие личности и характеры могут естественно ассоциироваться с совсем иными принципами и подходами. Но лично я, в настоящий момент, полностью удовлетворён данным подходом.

Антон Gricenko

[Артём], а разве такие длительные периоды отдыха способствуют формированию и укреплению сновиденных нейроконтуров (нейростей)?

Артём Синин

[Антон], всё зависит от цели. В моём случае, цель чаще всего включает исследование, с одной стороны, и поддержку психологической гармонии, с другой. С исследовательской точки зрения мне интересно сравнивать разные состояния, образы жизни и мышления. Я постоянно ставлю себя на место тех ребят, у кого что-то не получается. С возрастом это стало проще, потому что чем дальше, тем больше мне требуется усилий, чтобы поддерживать сновидческий тонус. Соответственно, в интересах изучения феномена, я регулярно позволяю себе «откатиться» назад, чтобы что-то оценить, что-то сравнить, в чём-то разобраться.

Если бы я хотел двигаться только вперёд, и как можно быстрее, то я бы всё равно делал перерывы, потому что знаю, что они чрезвычайно благотворно действуют на процессы обучения, как и на психологическую гармонию. Но тогда эти перерывы точно были бы короче. И масштаб, наверное, меньше. Например, 5 дней вести практику, два отдыхать. Что-нибудь в этом роде.

Но я никуда не спешу и в небеса не рвусь. В большей степени это, всё-таки, было и остаётся для меня исследование. Я знаю, что для многих ребят эта практика имеет совсем другое значение. И они чувствуют свое призвание в чём-то ином, что не мотивирует их к лишним замедлениям и остановкам. Но это просто другие случаи.

В целом, подводя итог — паузы, на мой взгляд, почти всем нужны, но в моём случае они избыточно длинные. Для большинства сновидцев будут полезнее покороче.




Добавить комментарий