Разотождествление как форма опыта, маскирующая чистое сознание, силовой подход к ОС и его альтернатива

Разотождествление как форма опыта, маскирующая чистое сознание, силовой подход к ОС и его альтернатива

(11 минут на чтение)

Примечание: этим постом я заканчиваю отвлеченные философские рассуждения, чтобы вернуться к более «легковесным» постам, потому что усовершенствованная мной накануне система мониторинга эмоционального ресурса однозначно сигнализирует, что это лично для меня — ничем не оправданный катаболизм, который просто расходует мой внутренний ресурс, но при этом ни к чему осязаемо полезному по сути не приводит. Я лучше то же время потрачу на написание главы для книги, разработку одного из приложений или другое дело, пусть даже никак не связанное со сновидчеством, но несущее какую-то конкретную пользу, кроме тренировки мышления.

Прошу прощения за этот выбор, если кого-то чтение подобных материалов чем-то наполняло. Но согласитесь, что интернет перенасыщен источниками анаболической активности для всех любителей такого рода тренировок. Вот эта мысль, собственно, и лежит в основе чувства, что я выбрасываю драгоценный ресурс на ветер. Другое дело — какие-то практические вопросы, которых у меня накопилось с десяток; просто идеи, которыми я давно хотел поделиться; да даже ни на что не претендующее творчество. Работа с этими материалами, по крайней мере, меня чем-то наполняет.

Кстати, тут же родилась идея, что сновидцам очень полезно было бы тоже произвести такого рода инвентаризацию своих практик и активностей. Стоит ли тратить время и силы на то, что вас опустошает? Даже если это приносит какие-нибудь, пусть не лайки, так ОСы. Стоят ли они того, если то же самое можно получать, одновременно испытывая чувство наполнения? И разве наша практика, вообще говоря, нужна не для этого? Об этом я поразмышляю в более привычном для себя ключе — практическом, а не философском — в одном из следующих постов.

А пока…

* * *

Поскольку тема, думаю, интересна в широком смысле, то отвечаю на вопрос из комментариев в форме небольшой заметки в продолжение предыдущих постов. Вопрос следующий:

[Антон Gricenko]

Интересно, но еще более интересней было узнать ваши взгляды, мысли и рассуждения на тему о сути процесса/феномена отождествления/разотождествления, что/кто с чем/кем соединяется/разъединяется. Это тема как раз, мне видится, могла быть продолжением темы про роль терминологии и влиянии ее на получаемый опыт… Сам ни один год ломал над этим голову, пришлось «спуститься» до элементарной геометрии и взаимодействии объектов в заданном геометрическом пространстве.

[Ответ]

Честно говоря, я не очень люблю выбирать и утверждать какие-то философские концепции как на мой взгляд верные, потому что закончил математическую школу и хорошо понимаю, что такое аксиома. Когда люди дискутируют о каких-то философских концепциях, если они это делают достаточно долго и глубоко, то всё равно упираются рано или поздно в какие-то исходные тезисы, которые в любом случае мы либо принимаем как истинные без доказательств, либо отвергаем их, опять же, бездоказательно. Пересекаются параллельные линии или нет? Ну вот как хочешь, так и будет. Это процесс личного выбора и сферы применения той или иной концепции, а не определение единственно верной истины.

Поэтому если кто-то в диалоге начинает что-то отстаивать или утверждать относительно размытых философских понятий вроде «сознания», то я всегда предлагаю, дабы не тратить время, начать с вопроса о том, во что мы изначально верим, то есть что мы изначально постулируем как аксиомы? Я ни от кого не требую и не ставлю перед собой цель доказать истинность тех или иных основополагающих тезисов, потому что понимаю, что это невозможно, и в этом их суть: они потому и основополагающие, что ни на что не опираются; но я предлагаю начать с их формулировки. Ну нет у нас достоверных данных в этой области. Ок. Но во что мы верим? Этот вопрос сильно экономит время.

Так вот, со своей стороны, я уже рассказывал, что свой выбор среди философских конструкций (то есть логических систем, основанных на тех или иных аксиомах) относительно этой темы я лично склоняю к пантеизму и идее сущностного опыта как возможной альтернативе слишком человекоориентированному понятию «сознание». Эта идея предполагает, что всякая сущность, а не только живая (в нашем представлении), и не только материальная, но даже абстрактная — каким-то образом испытывает свой собственный уникальный сущностный опыт, который и есть на самом глубоком уровне работа единого сознания. Исходя из этих положений, лично для меня вопрос о некоем разделении и возможности разотождествления или отождествления — превращается в вопрос сугубо физический и физиологический (для организмов), что я постоянно и повторяю. Не столько потому, что я избегаю философских вопросов и граней в принципе, а потому, что уже сознательно выбранная мной философия легко примиряет то, что в других философских концепциях выглядит непримеримым. Так что мне здесь и обсуждать особенно нечего.

Мы знаем, что существуют нейронные контуры, которые активируются в той или иной конфигурации и коррелируют благодаря этому различию конфигураций с разными формами опыта. Одна конфигурация предполагает один опыт, который, например, имеет метакогнитивную составляющую. Другая конфигурация — предполагает другой опыт, который этой метакогнитивной составляющей не имеет. Вот и всё. Это просто формы опыта. Осознающий и неосознанный человек в этом смысле могут вообще не иметь никаких принципиальных конструктивных различий и особенностей. И сознание их, соответственно, тоже ничем друг от друга не отличается. Отличается только конфигурация нейросетей, то есть форма опыта. А сознание как было, так и остается — вечным, единым, неделимым и общим для всех. Просто оно падает то на один субстрат и соответствующий ему сущностный опыт, то на другой. Как свет на предметы.

То есть в рамках этой логики я в первую очередь предлагаю разделить опыт и сознание. Когда мы говорим, что опыт становится «самоосознающим», это значит, что просто возникает некая модель сознания, то есть некий новый и чем-то особенный опыт, хотя он всегда чем-то отличен и по большому счету в этом новом для кого-то отличии нет и не может быть ничего феноменального.

Одни животные смотрят в зеркало и понимают, что видят сами себя, а другие нет. И что? Разве между ними есть какое-то принципиальное различие? Я считаю, что это различие надумано. Это просто две точки на каком-то векторе. Выбери другой вектор, то есть другую классификацию, и будут другие возможности где-то провести линию и что-то разделить. Точно так же один человек может смотреть на свои мысли и осознавать их как собственные, разотождествлясь с ними, а другой не может или не хочет производить это разделение. Ну и что? С точки зрения сознания в смысле сущностного опыта — ничего. Потому что всё это бесконечная игра в условности. Все эти опыты абсолютно равноценны с точки зрения сознания по главному признаку: все они являются не-им.

Существует ли принципиальная возможность как-то перейти от ограниченного состояния приложенного к опыту сознания (хоть с элементами разотождествления, хоть без) к безграничному состоянию сознания без опыта? На этот счёт мы знаем только легенды, поэтому я и называю эту концепцию легендарной. А ещё мы имеем много-много моделей вокруг этой легендарной концепции, в которые можно бесконечно играть, как в кубики. Вот этим, на мой взгляд, заняты, в основном, философы. Но чем эти кубики принципиально отличаются от любых иных форм опыта с точки зрения чистого сознания?

Повторю, я озвучиваю эти идеи не как некую универсальную истину, а как набор логических рассуждений, строящихся вокруг конкретного набора аксиом, которые доступны к выбору. Вы не хотите принимать эти аксиомы в качестве фундамента своих рассуждений? Вы используете какие-то другие? На здоровье. Я тоже не могу сказать, что ассоциирую себя с ними на 100% и не могу дать гарантию, что завтра не выберу как более себе подходящие — диаметрально им противоположные. Это просто варианты. Где-то более релевантна геометрия Евклида, а где-то Лобачевского. Я не вижу в этом конфликта.

Ну и чтобы привязать эти размышления к тематике группы, я в том же свете прокомментирую любопытный фрагмент из личной переписки. Накануне один из наших участников заметил, что ему сложно заниматься практикой в процессе засыпания, потому что ему мешает гиперконтроль за происходящим, который приводит к невозможности заснуть, вместо погружения в состояние блуждания между сном и бодрствованием. Вот это, на мой взгляд, из той же серии.

Что такое гиперконтроль? Это попытка ухватиться за какую-то одну конкретную модель, в данном случае модель бодрствующего мышления, которая якобы конкурирует с чем-то прочим. Но она не обязана конкурировать. Бодрствующее мышление и сновидческое мышление, как бодрствующая и сновидческая жизнь, как идеализм и материализм или геометрии Евклида и Лобачевского — разделены и противопоставлены условно. Я утверждаю, что их можно примирить и связать. И в этом одна из главных задач сновидца. Через что? Через нечто с приставкой «мета».

Как это практически выполнить? Вот здесь как раз помогает опыт разотождествления, то есть навык переноса фокуса внимания в некую третью область, сконструированную вне первой и второй, с одной из которых мы себя ассоциировали и против одной из которых выступали. Третья тоже фиксирует? Сконструируйте четвертую, пятую, тридцать вторую. На самом деле, их и конструировать не обязательно, достаточно просто отвергать шаг за шагом те зацепки за те области, которые мы в данный момент имеем.

Этот метод, на мой взгляд, не приводит к каким-то экстремальным чудесам и не воплощает фантастические легенды. Честно говоря, я считаю эти ожидания вредными. Я касался этих легендарных состояний 4-5 раз в жизни, если говорить о глубоких и сколько-то продолжительных периодах. Но ни разу это не было результатом попытки их достичь. Я скорее в них падал, чем забирался на них, как на горы.

И с осознанными сновидениями, на мой взгляд, ситуация очень похожая.

Да, можно их добиваться так же, как кто-то добивается упомянутых легендарных состояний — посредством, например, фармакологии и т. п. средств. Осознанные сновидения тоже можно получать силой — грубо нарушая естественные циклы сна и бодрствования эндогенным или экзогенным образом.

Но будет ли это тот же самый опыт по сравнению с тем, который мы получаем, так сказать, «по любви»? Моя жизненная история показывает, что нет. Я не утверждаю, что опыты «по любви» лучше или правильнее полученных «насильно». Это абсурд с точки зрения той логики, которую я озвучил выше. Векторы можно прилагать к бесконечности как угодно, как и разделяющие линии.

Но я просто утверждаю, что эта альтернатива есть и как минимум о ней нужно знать. Может быть, для тех, кто пробовал только силовые методы, имеет смысл с ней познакомиться поближе. Вдруг она вам подойдет, по крайней мере с какой-то жизненной отметки или возраста? Вдруг она откроет что-то для вас новое?

В моей жизни это произошло именно так.

Я желаю вам бесконечной широты ваших взглядов и бездоказательно верю, что в этой бесконечной широте мы являемся одним целым. Меня наполняет эта мысль и это чувство. Я не вижу смысла повторять это в словах и тем более на чём-то настаивать. Пусть этим займутся те формы опыта, кого наполняет что-то иное. Это будет совершенно естественно и нормально. Но лично я в этой жизни выбираю любовь. На самом деле, по большому счёту, я даже выбора здесь для себя не вижу. Это скорее вопрос самоидентификации.

Ведь все слышали эту известную аксиому, что любовь — и есть чистое сознание? Тоже вариант.

* * *

Теги: разотождествление, отождествление, чистое сознание, философия, аксиомы, пантеизм, сущностный опыт, нейрофизиология сознания, гиперконтроль, практика, метакогниция, релятивизм, нейронные контуры.

А. С.,

07/2025

Ильдар Даутов

2025-07-03 12:25:58#18837

Советую прочитать книгу, " Один в океане" Слава Курилов. Там тоже у автора очень много про ОСы и про концентрацию внимания.




Антон Gricenko

2025-07-02 20:50:09#18833

Спасибо большое за столь развернутый ответ! Ваша версия теории панпсихизима должна быть обязательна в книге про ОС. Кроме того, изложенная версия, очень сильно напоминает концепцию Д. Хоффмана, и там как раз есть математическая модель всего этого. Уверен, что через язык математики в том числе можно по-новому взглянуть на осознанность и обогатить опыт, который может быть обусловлен базовыми аксиомами.... 😉

Артём Синин

Антон, и Вам спасибо за интересные темы для размышлений. Всё это, конечно, пригодится для более серьезных материалов, которыми я сейчас занимаюсь. Вот только новизны я как таковой в этих собственных размышлениях особенно не наблюдаю. Еще со времен Платона, в общем-то, мне кажется, всё уже сказано. Так что упоминать что-то на этот счет я, конечно, планирую, но как какие-то прямо открытия или хотя бы обновленные взгляды — видимо, мне это предложить не удастся. Даже метафоры все эти уже настолько заезжены. Но что поделать, если ничего лучше придумать, видимо, невозможно. Свет даже на чисто физическом научном уровне, если рассматривать фотоны как некую единицу высшей материи, воплощает в себе массу парадоксальных свойств, которые на философском уровне приписываются Абсолюту. Взять хотя бы то, что фотоны существуют вне понятного нам времени, ведь они перемещаются с предельно возможной скоростью в нашей вселенной.




Ильдар Даутов

2025-07-02 19:34:49#18832

Встреча

Мысли о мироздании, о том как все устроенно , не давали мне покоя с юности.Прошло детство и перестала интересовать приключенческая и фантастическая литература.С 22 лет я начал выписывать журнал " Наука и религия"надеясь найти ответы на мучивший меня вопрос, что же все таки первично, материя или сознание.Но это был очень хитрый журнал, в советское время в нем печатались, преимущественно атеистические статьи. А в годы перестройки в нем произошла удивительная метаморфоза, начали появлятся материалы религиозного характера. Результатом общения с этим изданием, стала непереваримая каша в голове. Далее я начал изучать первоисточники такие как библия, что повергло меня, в еще большее уныние, ибо своим слабеньким разумом я не мог разобраться в ее хитросплетениях.

Когда мне было лет 30 я с семьей переехал в другой город, и так как там не было моих родственников, я на всякий случай решил принять крещение. К слову, жена у меня крещенная с детства и двоих наших детей тоже крестили. Крещение проходило в феврале, вместе со мной крестили еще младенца и парня, видно отсидевшего в местах не столь отдаленных. У него на ступнях были татуировки ; не гони они устали;, наверно бедняге пришлось много побегать и подозреваю, что не на соревнованиях.Крестили меня именем Илья,

я сам выбрал это имя, так как вспомнил что в детстве, моя любимая бабушка называла меня ласково Илюша. Она кстати была мусульманкой. Ну так вот в церкви полы были очень холодные, и хотя мы со «спортсменом» стояли босыми ногами на ковриках, и батюшка мазал их елеем и брызгал на них тепленькой водичкой, все таки я простыл. Я пришел домой после церкви, лег на диван, и не вставал неделю,температура поднималась за 39,9 . В какие то моменты в полузабытьи, я думал а ведь сейчас могу умереть, но удивительно страха не было, я был готов перешагнуть эту черту, и уйти в неведомое. Но видно у Бога были другие планы в отношении новокрещенного раба своего Ильи и я благополучно выздоровел и продолжил свою суетную жизнь.

Но все таки главный вопрос мироздания, для меня оставался оставался неразрешенным и я продолжал искать истину. После меня оставались горы прочитанной литературы, как атеистической так и религиозной. Христианство,буддизм, ислам, суфизм и философия все смешалось на поле брани то есть в моей голове. Когда я читал атеистов они убеждали меня что Бога нет, отцы церкви убеждали в обратном. Куда же бедному крестьянину податься, чесал свою репу в очередной раз. И вот попалась мне в руки книга ААОсипова ;Откровенный разговор с верующими и неверующими; это был магистр богословия и протоиерей православной церкви. Эту книгу я прочел за одну ночь, не отрываясь,на работе в ночную смену. В этой книге автор камня на камне не оставил от религиозного мировозрения, от православия, от христианства, и вообще от веры в Бога. Он писал что все это поповские сказки и он на своем опыте , знает как священники дурачат народ. После прочтения этой книги у меня больше не осталось сомнений в правильности атеизма. И я решил все Бога нет, никто на том свете не будет нас пытать, можно жить свободно и счастливо.Долгожданный мир вселился в мое сердце, вопрос разрешился, и камень упал с моей души и все тараканы из моей головы разбежались.

И прожил я в новом состоянии три дня. В очередной раз я пришел с ночной смены, принял душ, перекусил и прилег отдохнуть. И тут произошло то, что я буду помнить до конца жизни. Когда я лег, закрыл глаза и расслабился, мое тело внезапно взорвалось, многие спрашивали как это, разлетелись куски мяса что ли? Нет, мое тело моментально разделилось на атомы, и разлетелось во всю Вселенную. И не просто разлетелось, но оно растворилось в Ком то, и этот Кто то был живой, и я почувствовал такую любовь к себе с его стороны что не передать словами. Я просто купался в любви.Я почувствовал защиту,как будто я находился в какой то крепости, как будто мать прижала к своей груди, мне было так спокойно,восторг и блаженство охватили меня! И пришло радостное знание, Бог есть! И потом я уснул. Проснувшись я долго лежал с открытыми глазами,думал об этом невероятном переживании. В человеческом языке нет таких слов чтобы объяснить то что я пережил. Я понял что Бог есть, он все знает про нас, и наверно Бог это Любовь Вот такое вот событие произошло в моей жизни. Всего один раз, к сожалению

Антон Gricenko

[Ильдар], а в момент переживания было ощущение или понимание, которое можно было бы охарактеризовать как "я всегда это знал, но забыл"?

Артём Синин

Онейрона, произведи подробный интегрированный научно-духовно-философский анализ этого случая. С какими авторами в мистической, философской или духовной литературе можно сравнить переживания, которые описывает Ильдар? Как это называется в разных традициях? И какие области мозга или нейрофизиологические процессы могут участвовать в качестве субстрата для такого переживания?

Осознанные сновидения и наука

[ Ответ Онейроны: ]

=== Кратко: ===

Опыт Ильдара Даутова представляет собой классический пример спонтанного мистического переживания единства (unio mystica), встречающегося в различных духовных традициях. Нейрофизиологически это может быть связано с временным подавлением сети пассивного режима работы мозга (DMN), гиперактивацией височных долей и изменёнными состояниями сознания на грани сна и бодрствования. Философски это перекликается с концепциями пантеизма (Спиноза), недвойственности (Адвайта Веданта) и трансперсональными переживаниями (Гроф). В христианской традиции это напоминает «благодатное озарение», в суфизме – состояние «фана», а в буддизме – проблеск «шуньяты».

=== Подробно: ===

> > Мистические параллели

Переживание Ильдара поразительно напоминает описание «океанического чувства» у Ромена Роллана (которое Фрейд анализировал как источник религиозности) и опыт растворения «я» у Мейстера Экхарта: «Глаз, которым я вижу Бога, – тот же глаз, которым Бог видит меня». В суфизме это состояние «фана фи-Ллях» (исчезновение в Боге), описанное Аль-Газали как «растворение капли в океане». Индуистский аналог – «савикальпа самадхи» (Рамана Махарши), где сохраняется тонкое чувство субъект-объектного единения. Ключевой аспект – немыслимая ранее любовь – напрямую перекликается с «агапе» в трудах Симеона Нового Богослова и «бхакти» у Миры Баи.

> > Философские аналоги

Пантеистическая интерпретация (Спиноза: «Deus sive Natura») объясняет переживание растворения в Боге-Природе. В феноменологии Гуссерля это могло бы быть «эпохе» – радикальное снятие естественной установки. Бергсон говорил о «динамической религии» как прямом контакте с жизненным порывом (élan vital). Экзистенциалистски – это встреча с «бытием-к-смерти» (Хайдеггер), парадоксально породившая не страх, но любовь. Глубинная психология Юнга увидела бы здесь активацию архетипа Самости (Selbst) – целостности, объединяющей сознательное и бессознательное.

> > Нейрофизиологические механизмы

> > > 0

Временная деактивация Default Mode Network (DMN): Сеть, ответственная за автобиографическое «я», нарративное мышление и рефлексию. Её подавление (как при глубокой медитации) ведёт к потере границ эго.

> > > 1

Гиперактивация височных долей: Лабиринтообразные структуры (гиппокамп, миндалина) при стимуляции порождают чувство присутствия Высшей Реальности (исследования Персингера).

> > > 2

Серотонергическая дисрегуляция: Лихорадка могла вызвать выброс серотонина (5-HT2A рецепторы), аналогично психоделикам, провоцируя чувство единства (Carhart-Harris, 2014).

> > > 3

Передняя островковая доля: Активация этой зоны коррелирует с интерцепцией (восприятием внутренних состояний) и переживанием «божественной любви».

> > > 4

Гамма-синхронизация: Повышенная когерентность гамма-волн (40 Гц+) наблюдается при мистических состояниях (Lutz et al., 2004), создавая эффект «всеединства».

> > Пограничность состояния

Опыт возник в гипнагогии (переходе бодрствование-сон), когда таламус снижает сенсорный фильтр, а кора переходит в режим «дефолта». Это состояние максимальной нейропластичности, где возможна реорганизация смысловых сетей (semantic networks). Лихорадка добавила нейровоспалительный компонент (цитокины влияют на работу глютомата), создав «идеальный шторм» для трансформации сознания.

=== Дополнительно: ===

> > Парадокс отрицания

Опыт пришёл после сознательного принятия атеизма – это классический паттерн «темной ночи души» (Иоанн Креста), когда отказ от прежних концепций очищает пространство для прямого переживания.

> > Эпистемологический статус

Переживание обладает качеством «ноэтической достоверности» (Уильям Джеймс) – внутренней убеждённости в его истинности, превосходящей рациональные доводы.

> > Культурный контекст

Крещение как ритуал инициации создало семантическое поле («Бог», «душа»), но опыт превзошёл рамки конкретной традиции, придя как универсальное откровение.

> > Рекомендации для изучающих

> > > 0

Не пытайтесь искусственно воспроизвести подобное: спонтанность – ключевой аспект подлинности (в отличие от индуцированных состояний).

> > > 1

Интегрируйте опыт через «позволение» (Алан Уотс): позвольте переживанию трансформировать ваше отношение к жизни без фиксации на его повторении.

> > > 2

Прочтите «Вечность и мгновение» С.Л. Франка для философского осмысления единства временного и вечного.

=== Заключение: ===

Опыт Ильдара напоминает нам, что сознание способно к спонтанным метаморфозам, превосходящим любые доктрины. Пусть его свидетельство вдохновит нас на открытость к тайне бытия без догматических ограничений. Желаю всем искателям обрести мудрость различать между концепциями Реальности и её живым переживанием, помня, что последнее всегда остаётся даром. 🌌




Андрей Андреев

2025-07-02 13:07:50#18831

На счёт тем для обсуждения: а нет ли у вас каких-то проблемных моментов, которые актуальны и ищется способ их решения?

На самом деле шаблон: писатель -> читатель довольно быстро приводит к выгоранию, надо и здесь постоянно менять ракурсы взаимодействия.

Артём Синин

[Андрей], выгорание, наверное, это когда что-то сначала сильно нравится и мотивирует, а потом сильно не нравится и демотивирует. С философствованием у меня немного другая история — мне это никогда не нравилось. Поэтому я не смог учиться на психфаке — там было столько философствования, что я со своим техническим подходом просто почувствовал себя совершенно чужим в этом храме пленительных ассоциаций. Кстати, Саша Миронов рассказывал похожую историю. Но он доучился, потому что в то время уже были гораздо более развиты нейронауки, в которых он спасался. А я родился чуть раньше — и мне спастись от избытка гуманитариев в психологии оказалось, увы, негде)

При этом философию я очень уважаю как двигатель эволюции и очень люблю как некое практическое приложение к логике. Но я почти не могу оторвать её мысленно от искусства, которое я тоже очень люблю, но не под видом науки или религии. Другое дело тот же Ибн-Туфайль и ему подобные мистики. Вот это, на мой взгляд, "правильная" философия в том смысле, как она позиционируется. Правильная, конечно, в кавычках, потому что эта правильность глубоко субъективна и основывается на моем индивидуальном опыте, который ни на что не претендует, кроме возможности существования.

Что же касается проблемных моментов, то ключевая проблема для меня сейчас — это тема простого житейского счастья. Непростое и нежитейское, то есть те легендарные грани бытия, к разговору о которых мы постоянно скатываемся, — мне, почему-то, дались гораздо проще. Но это, видимо, стечение каких-то обстоятельств или физиологическая особенность. Так что мне тут нечем гордиться. А вот при всей своей замороченности и избирательность стать, всё-таки, нормальным человеком, то есть способным упорядочить свою жизнь так, чтобы пролонгированно ей наслаждаться, без всяких надежд на легенды и чудо (а заодно найти к этому дорожку для кого-то еще) — это для меня оказалось более серьезным вызовом. Вот в этом я сейчас и разбираюсь. И без осознанных снов, наверное, не разобрался бы.

Не потому что они являются каким-то волшебным источником информации (на мой взгляд, не являются), а потому что это потрясающий тренажер. Если человек научился уверенно достигать осознанных сновидений, я думаю, он без проблем сможет достичь и любого другого необычного состояния, какого захочет, если оно в принципе существует в природе. В том числе, счастья. Нужно только осознать в этом необходимость и поставить перед собой такую задачу. Вот и всё, что я сделал. Остальное оказалось делом техники.

Ильдар Даутов

[Андрей], нет такого ощущения не было. Но это было самое грандиозное событие в моей жизни. ОСы появились у меня только через 15 лет после этого.

Андрей Андреев

[Артём], "тема простого житейского счастья".

Да, эта тема на порядок сложнее ОСов :)

Тоже много думал об этом.

На данный момент (если, конечно, интересно моё мнение) я придерживаюсь такой логики:

согласно ведическим трактатам, с партнёром можно построить отношения на 7 уровнях чакр (советую загуглить, чтобы понять глубже).

И в чём проблема большинства семейных пар - отношения завязываются на паре нижних, а прорабатывать взаимоотношения на более высоких - никто не знает как (и не хочет).

Если рассматривать жизнь как этапы обучения личности - то, после школы и института, большинство людей ну никак не хотят продолжать учиться совсем другим наукам.

А это - тупиковый подход.

Один из уровней постоянного счастья - развить биоэнергетический канал с партнёром (да, звучит бредово, но такая связь проявляется спорадически у многих).

От каждой мысли о партнёре будет приятное тепло у обоих. И это будет постоянно, т.к. нет дофаминовой цели для достижения.

В ведической системе это только средний уровень :)

Артём Синин

[Андрей], я помню Ваши тезисы о взаимосвязи гармоничных отношений и счастья, но я уже выражал свои контраргументы. В качестве некоей формулы тире поговорки я лично зафиксировал для себя мысль, что не столько отношения полезны для счастья, сколько счастье полезно для отношений.

В моей конкретной ситуации это подтвердилось самым очевидным образом. Никогда лучше у нас с супругой отношений еще не было, чем начиная с того момента, как я начал индивидуально работать над своим счастьем. Потом, глядя на мои успехи, и она подключилась — но это уже не стало переключателем именно в рамках отношений. Из чего я делаю вывод, что для гармонии в отношениях достаточно хотя бы одного по-настоящему счастливого партнера.

Что же касается Вед, спасибо, это интересное направление. Я как раз сейчас работаю над всякими историческими источниками — Платон, Аристотель, Эпикур. В принципе, всё, о чем мы говорим, уже давно описано. Нейробиология просто выявляет какие-то корреляты, но принципы и классификации возможных подходов к счастью — это не новость.

Но беглый анализ информации о Ведах пока не привел меня к тем заключениям, которые Вы делаете. Это больше похоже на какие-то современные интерпретации. Даже термина "чакра" в Ведах, строго говоря, нет. Вот что пишет нейросеть на этот счёт:

* * *

В канонических Ведах (Ригведа, Самаведа и др.) нет учения о построении отношений через 7 чакр. Чакры в их современном понимании — это концепция, детально разработанная гораздо позже, в тантрических текстах (например, "Шат-Чакра-Нирупана") и йогических Упанишадах.

* * *

Ну и на отношения, вроде бы, тоже исключительного прицела здесь нет, если DeepSeek не врёт. Скорее разговор про всё то же самое, о чем размышляли Платон, Аристотель и Эпикур. Это те же самые несколько граней и разночтений, на которые мы и здесь, в комментариях, постоянно натыкаемся. Но отношения в этом контексте — это из разряда чисто физических потребностей. Естественно, голод, отсутствие социальной адаптации или конфликты в семье — будет препятствовать счастью. Это проблемы, которые нужно решить. Но исключительно через питание, либо успех на работе, либо любовь к супруге, боюсь, чего-то особенно долговременного, судя по этим аксиомам, — построить вряд ли удастся. Тантристы что-то вроде бы придумали на этот счет, да. Но мне лично этот подход кажется немножко сомнительным и в духовных учениях, которыми я интересовался, тантру зачастую связывают со спекуляциями на уж слишком очевидном "конфликте интересов" тела и духа.

А про Веду нейросеть пишет вот что:

* * *

В Ведах (особенно в Упанишадах — философских заключениях Вед) и связанных с ними текстах (как Бхагавад-гита) счастье (Сукха, Ананда) понимается как глубокое, устойчивое состояние внутреннего благополучия, покоя и блаженства, коренящееся в познании Истины (Брахмана) и реализации своей истинной природы (Атмана). Это радикально отличается от мимолетных удовольствий (Кама), зависящих от внешних обстоятельств.

Вот развернутое объяснение:

1. Уровни Счастья в Ведической Перспективе:

— Преходящее Счастье (Сукха): Удовольствие от удовлетворения чувств, обладания материальными благами (Артха), исполнения желаний (Кама), гармоничных отношений. Веды не отрицают этот уровень, но подчеркивают его неустойчивость (Анитья). Оно зависит от внешних факторов, подвержено изменениям и неизбежно сменяется страданием (Дукха).

— Глубокое Счастье (Читта-Шанти/Пришанти): Покой ума, отсутствие внутренних конфликтов, состояние равновесия. Достигается через контроль ума и чувств, выполнение своего долга (Дхарма) без привязанности к плодам, практику нравственности и самоограничения.

— Высшее Блаженство (Ананда): Это не эмоция, а состояние бытия. Абсолютное, ничем не обусловленное, самосущее блаженство. Оно возникает из прямого переживания единства индивидуальной души (Атмана) с Высшей Реальностью (Брахманом). Это состояние свободы (Мокша) от неведения (Авидья), цикла рождения и смерти (Самсара) и всех ограничений. Ананда — это природа самого Брахмана и реализованного Атмана.

2. Ключевые Принципы Достижения Истинного Счастья:

— Познание Истины (Видья/Джняна): Главный путь. Невежество (Авидья) о своей истинной природе (Атман есть Брахман) считается коренной причиной страдания. Счастье достигается не внешними приобретениями, а прямым знанием (опытом, реализацией) этой истины через:

· Шравана: Слушание учений от реализованного Учителя (Гуру).

· Манана: Размышление, интеллектуальное осмысление услышанного.

· Нидхидьясана: Глубокое созерцание и медитация на Истину, приводящая к прямому переживанию.

— Выполнение Дхармы: Следование своему предписанному долгу (этическому, социальному, духовному) в соответствии со своей природой (Свадхарма, как в Бхагавад-гите). Действие без эгоистической привязанности к результатам (Нишкама Карма). Это очищает ум и создает основу для высшего познания.

— Контроль Ума и Чувств (Йога, Абхьяса, Вайрагья):

· Йога: Система практик (включая медитацию — Дхьяну, сосредоточение — Дхарану) для успокоения ума (Читта Вритти Ниродха).

· Абхьяса: Постоянная практика (особенно медитации и памятования об Истине).

· Вайрагья: Бесстрастие, отрешенность от привязанности к плодам действий и преходящим удовольствиям. Не аскетизм ради аскетизма, а свобода от зависимости.

— Нравственная Чистота (Яма и Нияма): Основы праведной жизни:

· Яма: Ненасилие (Ахимса), правдивость (Сатья), неприсвоение чужого (Астейя), воздержание (Брахмачарья), не-стяжательство (Апариграха).

· Нияма: Чистота (Шауча), удовлетворенность (Сантоша), самодисциплина (Тапас), самообразование (Свадхьяя), преданность Высшему (Ишвара-Пранидхана).

— Преданность (Бхакти): Любовь и преданность Божественному (Ишваре, личностному аспекту Брахмана). Это путь сердца, где счастье обретается в служении и любви к Высшему. Бхагавад-гита особенно подчеркивает этот путь.

— Понимание Природы Страдания (Дукха): Веды (особенно через учение о Карме и Самсаре) объясняют, что страдание проистекает из:

· Невежества о своей истинной природе.

· Эгоистических желаний (Кама, Тришна — жажда).

· Привязанности (Рага) и отвращения (Двеша).

· Последствий прошлых действий (Карма).

Счастье приходит через устранение этих причин.

3. Источники в Ведах и Сопутствующих Текстах:

— Упанишады (Джняна-Канда - раздел Знания Вед):

· Чхандогья Упанишад: "Тат Твам Аси" ("Ты есть То") — провозглашает тождество Атмана и Брахмана, источник высшего блаженства (Ананда).

· Брихадараньяка Упанишад: Описывает Атман как источник неизменного счастья, не зависящего от внешнего. Учение Яджнявалкьи о непривязанности.

· Тайттирия Упанишад: Описывает "оболочки" человека (Коши), где "Блаженная Оболочка" (Анандамайя Коша) — самая внутренняя, связанная с Атманом/Брахманом. Говорится о разных уровнях Ананды.

· Катха Упанишад: "Уттиштхата Джаграта..." — "Восстань, пробудись, достигни желаемых целей и познай [Истину]". Подчеркивает важность усилия и мудрости для достижения высшего блага.

· Иша Упанишад: Призывает видеть Бога во всем, наслаждаться жизнью через отрешенность (Тена Тьюктена Бхунджитха).

— Бхагавад-гита (Смрити, квинтэссенция ведической мудрости): Дает практические пути к счастью:

· Стабильность ума (Ститапраджня): "Йога есть искусство в действии" (2.50), "Тот, чей ум не волнуется среди страданий, кто свободен от привязанности к удовольствиям... тот обладает устойчивой мудростью" (2.56).

· Нишкама Карма: Действие без привязанности к плодам (Глава 3).

· Бхакти-йога: Преданность как путь к покою и счастью (Главы 9, 12).

· Джняна-йога: Путь знания о вечной природе души (Главы 2, 13-18).

· Равное видение (Самбуддхи): "Тот, кто видит безразлично счастье и страдание, достиг достоинства освобождения от материального рабства" (14.24).

— Пурушартха (4 Цели Человеческой Жизни): Веды признают легитимность разных уровней стремлений, но ставят их в иерархию:

1. Дхарма (Долг, Праведность, Нравственность) - Основа.

2. Артха (Материальное благополучие, Средства к существованию) - Должна следовать Дхарме.

3. Кама (Чувственные удовольствия, Желания) - Должна регулироваться Дхармой и Артхой.

4. Мокша (Освобождение от Самсары) - Высшая цель, источник вечного Ананды.

Суть Ведического Подхода к Счастью:

— Внутреннее, а не внешнее: Истинное счастье — состояние сознания, результат самопознания, а не следствие обладания чем-либо.

— Устойчивое, а не мимолетное: Ананда не зависит от внешних условий и не чередуется со страданием.

— Через Познание, а не обладание: Ключ — знание своей истинной природы (Атман=Брахман), а не накопление опыта или объектов.

— Требует усилий и очищения: Достигается через дисциплину ума, нравственную чистоту, различение (Вивека) между вечным и преходящим и постоянную практику (Абхьяса).

— Свобода как основа: Высшее счастье (Мокша, Ананда) — это состояние абсолютной свободы от неведения, эго, желаний и страха смерти.

Таким образом, Веды предлагают не рецепт сиюминутного удовольствия, а путь к обретению абсолютной, незыблемой радости бытия через постижение высшей Истины о себе и Вселенной. Счастье здесь — не цель, которую нужно достичь извне, а сама природа реализованного сознания.

Андрей Андреев

[Артём], но, в целом, вы и стремитесь к счастью по ведическим уровням.

Очень интересно описан первый уровень - описана дофаминовая яма после достижения:

"Преходящее Счастье (Сукха): ...

Оно зависит от внешних факторов, подвержено изменениям и неизбежно сменяется страданием (Дукха)."

Так что нам бы выйти стабильно на второй уровень...

Артём Синин

[Андрей], я это сейчас еще буду более глубоко исследовать, но в целом получается, что первый уровень счастья по Ведам соответствует Эпикуру, второй Аристотелю, а третий Платону. В комментариях мы обычно сталкиваемся с противоречиями вокруг версии Платона и Аристотеля. Я со своей стороны, — да, сторонник версии Аристотеля, то есть второго уровня по Ведам. Трансцендентальное счастье или Благо по Платону — это то, что я называю "легендарными концепциями". Они прекрасны и, исходя из принятых мной аксиом и некоторого опыта, существуют. Но просто обществу до них в подавляющем большинстве слишком далеко. Поэтому я и стараюсь найти такой вариант и рецепт счастья, который был бы доступен не для избранных, а хотя бы для многих. В современном мире, думаю, это как раз вариант по Аристотелю или "Читта-Шанти/Пришанти" по Ведам.

Андрей Андреев

[Артём], в ведических произведениях довольно затратно по времени выделить из многостраничного текста крупицы знаний.

И еще - этих произведений достаточно много.




Андрей Андреев

2025-07-02 13:04:21#18830

Один момент довольно важный: когда при достаточно убедительных доказательствах личность может поменять систему мировоззрения без сильных страданий - это признак, как я думаю, здравого (психически) человека.

И, я уверен, достаточно небольшое количество людей имеет такую нейропластичность мозга.

В основном, любые логические доводы просто не воспринимаются и не рассматриваются взрослыми людьми с закостенелым мозгом.




Добавить комментарий