
(4 минуты на чтение, 3 варианта фильма на выходные)
Благодаря нейросетям процесс программирования стал совершенно не похож на традиционный. Это навело меня на мысль: в сновидчестве XXI век тоже произвел фундаментальные изменения, к которым мы быстро адаптировались, почти их не замечая. Я имею в виду многообразие возможностей и их низкую стоимость с точки зрения усилий, что не всегда служит нашему сновидческому успеху.
Вспоминаю в связи с этим свое настроение после экспериментов с фармакологической стимуляцией ацетилхолина лет 8 назад. Я получил опыты, прежде мне недоступные, причем легко, почти без усилий. Но анализируя их утром, понял, что этот успех меня демотивировал. Я испытал разочарование, осознав, что годы тренировок и исследований разбиваются о фармакологию так же, как искусство фехтования не может противостоять огнестрельному оружию. И возникает вопрос: зачем вообще нужно фехтование, когда можно использовать более эффективные средства?
Однако фехтование не исчезло — оно перешло в разряд спорта. Восточные единоборства тоже сохранились, но стали ассоциироваться больше с духовным развитием и управлением сознанием. Еще 100-200 лет назад они имели значительную практическую ценность и могли спасти жизнь. Но сейчас трудно представить, чтобы кто-то занимался карате или кунг-фу ради выживания на улице, по крайней мере если, говорить про цивилизованные страны.
Я думаю, с осознанными снами должно произойти нечто подобное. Программирование в том виде, как я его знаю, уже в прошлом. Сегодня странно видеть программиста, который не пользуется нейросетями и пишет весь код вручную — это близко к чудачеству.
Практика осознанных сновидений, опирающаяся на ведение дневника и формирование намерения, — тоже в современных реалиях выглядит архаичной. Но давайте сравним:
— опытного разработчика старой школы и современного программиста, не способного что-то сделать без нейросетей;
— мастера боевых искусств и реднека с ружьем в одной руке и бутылкой пива в другой;
— классического сновидца и современного экспериментатора, использующего фармакологию и грубые нарушения сна для достижения, по сути, обыкновенных развлекательных галлюцинаций.
Кого бы вы хотели поставить в пример себе и новым поколениям? Не с точки зрения простоты достижения результата, а с позиции личностных качеств, формируемых через опыт. Какой личностью вы хотели бы видеть себя или юных сновидцев?
Для меня этот вопрос риторический. Я благодарен тем, кто разделяет мои взгляды. И хоть мы в каком-то смысле вид исчезающий, я рад, что застал ту эпоху, из которой я родом.
* * *
В качестве дополнения и в форме рекомендации на выходные прилагаю краткие обзоры к трём фильмам по близкой тематике:
1. «Последний самурай» (2003)
Япония конца XIX века: самураи с катанами против армии с винтовками. Капитан Нейтан Алгрен, разочарованный в «современной» войне, через боль и дисциплину проникается духом самураев. Их кодекс бусидо становится для него не набором техник, а философией жизни. Когда пушки стирают самураев с поля боя, их наследие превращается в метафору — как то самое фехтование, которое уже не спасает жизни, но учит видеть красоту в усилиях. Что ценнее: победить или остаться верным пути?
2. «Из машины» (Ex Machina, 2014)
Гениальный программист создаёт андроида Аву, но его рациональный подход («технологии решат всё») оборачивается крахом. ИИ превосходит человека, но лишён этики и эмпатии. Это прямая параллель с современной реальностью и этическими вопросами о нейросетях в программировании: можно ли назвать «творцом» того, кто делегирует создание кода машинам? Возможно, замена человеческого мастерства искусственными алгоритмами не упрощает жизнь, а меняет саму природу творчества, делая его… бесчеловечным?
3. «Дуэлянты» (The Duellists, 1977)
Режиссёрский дебют Ридли Скотта погружает нас в эпоху, когда личная честь ценилась выше жизни. Два наполеоновских офицера 15 лет сводят счёты на шпагах, хотя вокруг уже грохочут пушки. Их дуэли — анахронизм, но они упорствуют, будто отстаивая саму идею личного мастерства в мире массовых решений. Как современные «архаичные» практики сновидений: зачем вести дневник, если есть таблетки? Ответ на подобный вопрос, возможно, содержится в финале фильма. Так ли важна победа, или важен сам бой? Эта история перекликается с нашим разговором о традиционных практиках: иногда длинный путь, полный трудностей, формирует характер и даёт понимание, недоступное тем, кто ищет короткие пути.
* * *
Теги: заметки, размышления, нейросети, технологии, фармакология, традиционные практики, современные методы, боевые искусства, фехтование, программирование, личностное развитие, духовный путь, эволюция практик, ностальгия, ценность усилий, искусство, кино, фильмы.
А. С.,
05/2025