10 преимуществ ведения заметок от руки (научный взгляд)

Веками ведение рукописных заметок было основополагающей практикой в различных образовательных, профессиональных и личных контекстах. С развитием цифровых технологий некоторые люди перешли на ведение заметок в электронном виде. Однако многочисленные исследования продемонстрировали когнитивные преимущества, связанные с традиционным рукописным ведением записей. В этой статье мы рассмотрим десять преимуществ ведения записей от руки, опираясь на различные научные источники.

1) Лучшее запоминание

Записи от руки способствуют лучшему запоминанию информации благодаря процессу кодирования (Mueller & Oppenheimer, 2014). Этот процесс требует от записывающего активного обучения, синтеза информации и установления связей между понятиями (Jansen, 2021). Следовательно, как было установлено, рукописные записи улучшают запоминание по сравнению с печатными (Mangen & Velay, 2010).

2) Лучшее понимание

Когда человек делает записи от руки, ему приходится обрабатывать и перефразировать информацию. Эти когнитивные усилия приводят к более глубокому пониманию предмета (Bui, Myerson, & Hale, 2013). Исследования показывают, что те, кто ведет записи от руки, лучше понимают сложные концепции, чем их коллеги, печатающие на клавиатуре (Mueller & Oppenheimer, 2014).

3) Более активное обучение

Ведение рукописных заметок способствует более активному обучению, которое задействует более разнообразный набор когнитивных процессов, таких как обобщение, синтез и обзор (Jansen, 2021). Более активное обучение способствует формированию большего количества и разнообразия нейронных связей, что тоже в конечном итоге приводит к лучшему запоминанию и пониманию материала (Prince, 2004).

4) Большая персонализация и адаптация

Запись от руки позволяет использовать более индивидуальные системы ведения записей и включать в них визуальные элементы, такие как рисунки, диаграммы и символы (Andrade, 2010). Такая гибкость позволяет лучше приспособиться к различным формам и предметам обучения, а также позволяет более полно использовать собственные предпочтения и таланты.

5) Снижение отвлекающих факторов

Ведение записей от руки сводит к минимуму возможность отвлечься на цифровые раздражители (Sana, Weston, & Cepeda, 2013). Это развивает концентрацию внимания, что полезно само по себе и тоже, в конечном итоге, повышает вероятность более эффективного усвоения и запоминания информации.

6) Развитие мелкой моторики

Физический акт письма задействует мелкую моторику и зрительно-моторную координацию (James & Engelhardt, 2012). Это способствует ускоренному когнитивному развитию, особенно у детей, и более активно стимулирует работу мозга в целом, а также развивает общую ловкость и координацию.

7) Развитие осознанности и рефлексии

Письмо от руки может способствовать развитию осознанности и рефлексии благодаря более медленному темпу письма по сравнению с набором текста (Van der Meer, 2017). Особое сконцентрированное состояние сознания, которое развивается по мере ведения рукописных заметок, может быть полезно не только с точки зрения обучения, но и в психологическом, психическом или духовном контексте.

8) Укрепление навыков критического мышления

Участвуя в активном процессе отбора, синтеза и систематизации информации при ведении рукописных заметок, люди развивают навыки критического мышления (Jansen, 2021). Эти навыки необходимы для преодоления проблем, принятия решений и других когнитивных функций высшего порядка.

9) Повышение креативности

Письмо от руки связано с повышением креативности и инновационности (Andrade, 2010). Процесс письма от руки способствует генерации идей, включает в себя визуальные методы ведения записей и облегчает соединение разрозненных понятий.

10) Долгосрочный доступ к конспекту

Записи, сделанные от руки, легче просматривать и пересматривать по сравнению с цифровыми записями, которые часто хранятся в разрозненных папках и файлах (Mangen & Velay, 2010). Такая легкость доступа способствует более эффективному пересмотру и закреплению информации с течением времени, а также гарантирует, в среднем, более высокую продолжительность жизни конспекта.

Заключение

Ведение записей от руки дает множество когнитивных преимуществ, включая улучшение запоминания, понимания и активного обучения. Кроме того, этот традиционный метод способствует развитию индивидуальности, внимательности, креативности и навыков критического мышления. Несмотря на удобство цифровых устройств, ведение записей от руки остается ценной практикой для максимизации когнитивной деятельности и улучшения общего опыта обучения.

Учитывая эти преимущества, преподаватели, студенты и профессионалы должны рассмотреть возможность включения рукописного письма в свою практику ведения заметок. Поскольку технологии продолжают развиваться, очень важно не упускать из виду проверенные временем преимущества традиционных методов. Сочетая преимущества рукописных заметок с удобством и доступностью цифровых инструментов, люди могут оптимизировать процесс обучения и запоминания информации.

Ссылки на научные источники

Andrade, J. (2010). What does doodling do? Applied Cognitive Psychology, 24(1), 100-106.

Bui, D. C., Myerson, J., & Hale, S. (2013). Note-taking with computers: Exploring alternative strategies for improved recall. Journal of Educational Psychology, 105(2), 299-309.

James, K. H., & Engelhardt, L. (2012). The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children. Trends in Neuroscience and Education, 1(1), 32-42.

Jansen, R. S. (2021). An integrative review of the cognitive costs and benefits of note-taking. Educational Research Review, 34, 100409.

Mangen, A., & Velay, J. L. (2010). Digitizing literacy: reflections on the haptics of writing. Advances in Haptics, 385-401.

Mueller, P. A., & Oppenheimer, D. M. (2014). The pen is mightier than the keyboard: Advantages of longhand over laptop note-taking. Psychological Science, 25(6), 1159-1168.

Van der Meer, A. M., & Van der Weel, F. R. (2017). Only three fingers write, but the whole brain works: A high-density EEG study showing advantages of drawing over typing for learning. Frontiers in Psychology, 8, 706.

Prince, M. (2004). Does active learning work? A review of the research. Journal of Engineering Education, 93(3), 223-231.

Sana, F., Weston, T., & Cepeda, N. J. (2013). Laptop multitasking hinders classroom learning for both users and nearby peers. Computers & Education, 62, 24-31.

Сармат Караев

2023-03-22 22:59:41#14203

Вооооот)) я всегда говорю знакомым что не на диктофон надо записывать сны, а в дневник и от руки)))




Стрекоза Корнецкая

2023-03-21 12:52:50#14194

Могу сказать по своему опыту, что когда пишешь от руки, то приходит лучшее понимание написанного. Действительно лучше запоминаю. Бывает, приходят неожиданные идеи. Можно хотя бы рисовать. Насчёт дневника сновидений: почему-то записанные от руки сны бывает получают своё продолжение. Улучшается запоминаемость снов. Для меня это важно. Единственное, что я сейчас совмещаю электронный метод с ручным.




Евгений Львов

2023-03-21 11:35:58#14192

Я так сны записываю




Александр Артемьев

2023-03-21 11:32:46#14191

Уже забыл когда что либо от руки писал, кроме небольших набросков чертежей с размерами.

По тематике ОС, ведение дневника сновидений, вообще насколько эффективно и будет ли эффективнее вести его от руки.




Любовь Мурашова

2023-03-21 08:43:28#14189

А как иначе? Даже странно, что кто-то не пишет от руки. Ведь это кайф. У меня 3 дневника и конспекты по учебе. Плюс с учениками пишу. Кстати, от того, чем пишешь тоже зависит состояние. Кто-то любит карандашом писать.




Юлия Шестопалова

2023-03-21 07:12:43#14183

Пишу от руки только планы на день, как раз наверно чтобы лучше запомнились, потому что потом уже в план не заглядываю почти )))




[Выполнение квеста]
Стрекоза Корнецкая

2023-03-21 12:40:24#14193

Квест-НП4-100%

Сновидение полтора года назад по запросу. Вопрос был: «Соглашаться на прохождение комиссии в местном МСЭ или ехать в краевое МСЭ?»

Снится огромная Кухня. Много столов. На каждом столе бегают маленькие человечки в определенном порядке. Я пристраиваюсь к бегу с ними на одном из столов(я — такой же лилипут). Приходит понимание, что на этом столе я не получу, что мне положено. Останавливаюсь и готовлюсь к прыжку на соседний стол. Человечки сразу останавливаются и пытаются меня остановить. Я их расталкиваю и прыгаю на соседний стол. За мной прыгает несколько людей. На том столе тоже бег лилипутов. Меня стараются убить перепрыгнувшие со мной лилипуты. Я раздражена, сначала пытаюсь просто их оттолкнуть, чтобы не навредить. Потом устаю и начинаю обороняться. Меня сталкивают, пока я падаю, становлюсь обычного роста(для них — великанище). Я стою крепко на ногах. Один лилипут прыгает мне на ногу и пытается уколоть отравленной иглой, но у него не получается проткнуть мои джинсы. Я стряхиваю его на пол и наступаю на него. Вижу, что на этом втором столе стоит сковородка на огне, в ней что-то готовится, пахнет вкусно. Я понимаю, что это — моё, не надо с ними бороться, просто стоит протянуть руку и забрать еду. Я протягиваю руку к сковородке и просыпаюсь.

Реализация: По итогу сна я решила, что кухня — это символ всей организации МСЭ («у них своя кухня»). В местном мне ловить нечего, первый раз мне отказали, но увидев меня — согласились, что группа мне положена (перепрыгнула на соседний стол, «моя» еда на этом столе). Подала заявку в краевое МСЭ. Мне сразу стали ставить палки в колёса местные, уговаривали пройти у них. Эмоции у меня, как и во сне — раздражение. Наступила на отравителя — писала заявление в прокуратуру. Он не проткнул мои джинсы — у меня была ксерокопия всей моей карты и всех документов, и даже больше. Помня сон, я успокоилась, дождалась поездки (в полёте со стола выросла). В краевом МСЭ всё прошло гладко. В итоге получила положенную мне группу (протянула руку и взяла мне причитающееся). Ни разу не пожалела, что не пошла у местных на поводу, а поехала «на соседний стол».

Схема событий из сна повторилась в реальности в точности. Сон был аллегорическим. Случайность исключаю совершенно. Завершенного действия во сне не было (я не успела взять сковородку с едой). Так как у меня был выбор, что делать. И от моего дальнейшего решения в реале зависел финал.

Претензий ни к кому не имею. Все поданные изначально документы были переданы в полном объёме.

Ещё хочу дополнить, что в краевом оказалось новейшее медицинское оборудование, которое более качественно способствовало оценке моего состояния и сыграло роль в решении комиссии.




[Выполнение квеста]
Артём Синин

2023-03-21 07:19:34#14184

Квест-ПП5-80%

Сегодня получился интересный опыт по цветовому методу. Вчера совсем ничего не получалось и даже в неОС под утро никаких ярких цветов я не запомнил. Пытался перед подъемом что-то визуализировать и использовать привычные уже методы — но тоже, как будто полная пустота в уме и перед глазами. Поставил в итоге просто наобум и проиграл. Но это я не буду считать в основную статистику и не записываю как выполнение квеста, потому что информацию получить не получилось. Любопытно, при этом, что с утра даже голова плохо варила — никак не мог даже что-то осмысленное поначалу написать, туман какой-то в голове.

И сегодня, за пару часов до будильника, я обнаружил себя в похожем на вчерашнее состояние. Ничего толком не визуализируется и сны какие-то блеклые, бесцветные снятся, ничего интересного. Но в этот раз я решил приложить больше усилий и в итоге пришел в состояние ложного пробуждения с эффектами перехода. Мне якобы мешала жена, как-то отвлекала постоянно, из-за чего я сердился, при том, что параллельно были уже вибрации и вот-вот я готов был уже выйти из тела, хотя по факту уже был во сне.

В итоге мне удалось кое-как визуализировать два варианта, которые сегодня были — оранжевый слева и голубой справа. И когда я четко задал вопрос, то голубой цвет притянулся и в голове даже зазвучал голос: «да, этот выбор — верный». Заодно я вспомнил, что накануне мне снилось озеро и это можно ассоциировать с голубым цветом. На этом и проснулся.

Но уверенности почему-то не было. Весь сюжет этого опыта был пронизан раздражением, а это, по моей текущей гипотезе, может означать инвертацию результата. Сомнения подогрел еще и тот факт, что размышляя над вопросом уже в просоне, я ни в какую не мог получить однозначный ответ о том или другом цвете. Они как будто соревновались — то один, то другой вылезает. То вообще невозможно никакой достать. В общем, уже по опыту, я бы в таком случае вообще не делал ставку или сделал ее, как вчера, просто для галочки, а не для статистики. Но возникли новые обстоятельства.

Уже перед пробуждением, размышляя над всеми этими процессами, я неожиданно сформулировал два новых термина — директные и ретроградные нейросетевые контуры. Я к этой идее уже довольно давно иду и вот она окончательно оформилась. Я сейчас не буду вдаваться в детали, оставлю это для каких-то материалов БАЗОС или модулей курса, но если очень коротко, то всю нашу нейронную (в т. ч. мыслительную) деятельность можно представить в виде меняющегося комплекса замкнутых активностей, которые я называю контурами. Так вот идея заключается в том, что часть этих контуров, грубо говоря, предсказывают истину, а часть ложь. Таким образом, мы получаем очередной вариант трактовки классической аллегории о дереве познания добра и зла. Получается, что в каком-то смысле — это наш мозг.

Так вот, размышляя обо всем этом, я решил переформулировать вопрос. Я задал его так: «используя только директные нейросетевые контуры, дай четкий ответ, какой цвет я сейчас увижу при проверке ставки?». И с этого момента мой мозг как подменили. Я много раз переспрашивал и так и эдак, требуя ответ именно от директных контуров, и ответ всегда оставался удивительно четким и ясным: «оранжевый».

Я еще полежал, покрутил это в голове, как раз и пришло время розыгрыша. Поставил, проверил — точно, оранжевый.

В общем, есть о чем подумать.

Стрекоза Корнецкая

[Артём], ого, неожиданный результат. Решая вопрос со ставками, вы решили и оформили давно витавшую рядом идею. Поздравляю!

Очень похоже на мой опыт, когда я сомневалась между голубым и желтым. Вроде бы голубой, но чувствовался подвох. И при вопросе (вот уже точно не помню, как сформулировала его на тот момент, а «придумывать» не хочется) всплыл сюжет из сновидения, на основе которого я сделала ставку на желтый. Выпал желтый.

Насчёт состояния тоже заметила, что туман в голове очень мешает сосредоточиться. Обычно я тогда ничего не запоминаю.




Добавить комментарий