Веками ведение рукописных заметок было основополагающей практикой в различных образовательных, профессиональных и личных контекстах. С развитием цифровых технологий некоторые люди перешли на ведение заметок в электронном виде. Однако многочисленные исследования продемонстрировали когнитивные преимущества, связанные с традиционным рукописным ведением записей. В этой статье мы рассмотрим десять преимуществ ведения записей от руки, опираясь на различные научные источники.
1) Лучшее запоминание
Записи от руки способствуют лучшему запоминанию информации благодаря процессу кодирования (Mueller & Oppenheimer, 2014). Этот процесс требует от записывающего активного обучения, синтеза информации и установления связей между понятиями (Jansen, 2021). Следовательно, как было установлено, рукописные записи улучшают запоминание по сравнению с печатными (Mangen & Velay, 2010).
2) Лучшее понимание
Когда человек делает записи от руки, ему приходится обрабатывать и перефразировать информацию. Эти когнитивные усилия приводят к более глубокому пониманию предмета (Bui, Myerson, & Hale, 2013). Исследования показывают, что те, кто ведет записи от руки, лучше понимают сложные концепции, чем их коллеги, печатающие на клавиатуре (Mueller & Oppenheimer, 2014).
3) Более активное обучение
Ведение рукописных заметок способствует более активному обучению, которое задействует более разнообразный набор когнитивных процессов, таких как обобщение, синтез и обзор (Jansen, 2021). Более активное обучение способствует формированию большего количества и разнообразия нейронных связей, что тоже в конечном итоге приводит к лучшему запоминанию и пониманию материала (Prince, 2004).
4) Большая персонализация и адаптация
Запись от руки позволяет использовать более индивидуальные системы ведения записей и включать в них визуальные элементы, такие как рисунки, диаграммы и символы (Andrade, 2010). Такая гибкость позволяет лучше приспособиться к различным формам и предметам обучения, а также позволяет более полно использовать собственные предпочтения и таланты.
5) Снижение отвлекающих факторов
Ведение записей от руки сводит к минимуму возможность отвлечься на цифровые раздражители (Sana, Weston, & Cepeda, 2013). Это развивает концентрацию внимания, что полезно само по себе и тоже, в конечном итоге, повышает вероятность более эффективного усвоения и запоминания информации.
6) Развитие мелкой моторики
Физический акт письма задействует мелкую моторику и зрительно-моторную координацию (James & Engelhardt, 2012). Это способствует ускоренному когнитивному развитию, особенно у детей, и более активно стимулирует работу мозга в целом, а также развивает общую ловкость и координацию.
7) Развитие осознанности и рефлексии
Письмо от руки может способствовать развитию осознанности и рефлексии благодаря более медленному темпу письма по сравнению с набором текста (Van der Meer, 2017). Особое сконцентрированное состояние сознания, которое развивается по мере ведения рукописных заметок, может быть полезно не только с точки зрения обучения, но и в психологическом, психическом или духовном контексте.
8) Укрепление навыков критического мышления
Участвуя в активном процессе отбора, синтеза и систематизации информации при ведении рукописных заметок, люди развивают навыки критического мышления (Jansen, 2021). Эти навыки необходимы для преодоления проблем, принятия решений и других когнитивных функций высшего порядка.
9) Повышение креативности
Письмо от руки связано с повышением креативности и инновационности (Andrade, 2010). Процесс письма от руки способствует генерации идей, включает в себя визуальные методы ведения записей и облегчает соединение разрозненных понятий.
10) Долгосрочный доступ к конспекту
Записи, сделанные от руки, легче просматривать и пересматривать по сравнению с цифровыми записями, которые часто хранятся в разрозненных папках и файлах (Mangen & Velay, 2010). Такая легкость доступа способствует более эффективному пересмотру и закреплению информации с течением времени, а также гарантирует, в среднем, более высокую продолжительность жизни конспекта.
Заключение
Ведение записей от руки дает множество когнитивных преимуществ, включая улучшение запоминания, понимания и активного обучения. Кроме того, этот традиционный метод способствует развитию индивидуальности, внимательности, креативности и навыков критического мышления. Несмотря на удобство цифровых устройств, ведение записей от руки остается ценной практикой для максимизации когнитивной деятельности и улучшения общего опыта обучения.
Учитывая эти преимущества, преподаватели, студенты и профессионалы должны рассмотреть возможность включения рукописного письма в свою практику ведения заметок. Поскольку технологии продолжают развиваться, очень важно не упускать из виду проверенные временем преимущества традиционных методов. Сочетая преимущества рукописных заметок с удобством и доступностью цифровых инструментов, люди могут оптимизировать процесс обучения и запоминания информации.
Ссылки на научные источники
Andrade, J. (2010). What does doodling do? Applied Cognitive Psychology, 24(1), 100-106.
Bui, D. C., Myerson, J., & Hale, S. (2013). Note-taking with computers: Exploring alternative strategies for improved recall. Journal of Educational Psychology, 105(2), 299-309.
James, K. H., & Engelhardt, L. (2012). The effects of handwriting experience on functional brain development in pre-literate children. Trends in Neuroscience and Education, 1(1), 32-42.
Jansen, R. S. (2021). An integrative review of the cognitive costs and benefits of note-taking. Educational Research Review, 34, 100409.
Mangen, A., & Velay, J. L. (2010). Digitizing literacy: reflections on the haptics of writing. Advances in Haptics, 385-401.
Mueller, P. A., & Oppenheimer, D. M. (2014). The pen is mightier than the keyboard: Advantages of longhand over laptop note-taking. Psychological Science, 25(6), 1159-1168.
Van der Meer, A. M., & Van der Weel, F. R. (2017). Only three fingers write, but the whole brain works: A high-density EEG study showing advantages of drawing over typing for learning. Frontiers in Psychology, 8, 706.
Prince, M. (2004). Does active learning work? A review of the research. Journal of Engineering Education, 93(3), 223-231.
Sana, F., Weston, T., & Cepeda, N. J. (2013). Laptop multitasking hinders classroom learning for both users and nearby peers. Computers & Education, 62, 24-31.