Густав Майринк и его Ангел Западного Окна

Густав Майринк и его Ангел Западного Окна

(6 минут на чтение)

Сейчас глубокая ночь, я сижу у печки, слушаю соловьев, и исполняю обещание — рассказать о романе Густава Майринка «Ангел западного окна», который наконец дочитал. Читал долго, несколько месяцев, по 10-20 минут в день. Я уже давно полюбил такое медленное, вдумчивое чтение, с мысленным погружением в атмосферу произведения перед сном. К слову, совершенно не понимаю моду на скорочтение и поглощение книг как горячих пирожков. Хороших книг написано не так уж много, и их, на мой взгляд, стоит научиться смаковать как деликатесы. Роман Майринка безусловно из их числа, хотя и с оговорками — как и его «Голем».

Книга мрачная, темная, похожая на кошмарный сон. Но, как и в «Големе», автор каким-то чудом выводит нас к свету. Без этого «но» такую литературу я бы не читал и не рекомендовал. При этом роман длинный, вдвое объемнее «Голема», примерно как две трети «Анны Карениной» — весьма насыщенно. Это как несколько романов в одном.

Почему он может быть интересен сновидцу? И почему я всё же рекомендую его, хоть и с предостережением, что он может негативно повлиять на сны, по крайней мере пока не дойдёте до финала? Потому что это совершенно сновиденная проза. Здесь много описаний и снов, и всяких ИСС, неотличимых от сновидений. Видно, автор глубоко разбирается в мистических и, вероятно, осознанных снах. Может быть, и не только снах. Время-то было известно какое. Но этого было бы, конечно, мало для рекомендации.

Одно дело — просто мистизированные фантазии на связанные со сном темы, а другое — проза, наполненная многоэтажными психологическими смыслами и многомерными культурными отсылками. Это почти научная работа о сновидениях и сопутствующем духовном пути сновидца. В общем, чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что книги Густава Майринка просто обязаны стоять на книжной полке сновидца, потому что это буквально наша профессиональная литература.

Однако его можно сравнить с Карлосом Кастанедой, чье наследие может как помогать сновидчеству, так и вредить ему. Ведь сколько людей оказались не в состоянии пройти фильтр буквального понимания, увлечения мистическими конфликтами или неспособности своим опытом, а не только размышлениями, раскрыть недосказанное!

Будь в книге Майринка больше практических рекомендаций, думаю, она тоже стала бы чрезвычайно опасным вызовом для очень многих. Но он этого избегает — и спасибо ему. Он создает лишь паттерны, которые катализируют почву для некоего собственного роста в сновидце. Но не ведет за руку. Лишь показывает вектор, но не тащит силой и не изобретает методы того или иного движения. Я думаю, это преимущество.

Честно говоря, для себя я выбрал похожий подход. Не всё можно передать в форме инструкции. Фантазировать, любить, отрываться от земли — этому нельзя научить по учебнику. Я думаю, что о некоторых явлениях лучше говорить языком искусства, сказки, черно-белого наброска, который каждый волен раскрасить сам.

Конечно, чтобы научить колоть дрова или строить дом — инструкция полезна. Но для некоторых дел необходимо пробуждение глубинных граней личности, а не только поверхностных и интеллектуальных. Иногда нужно затронуть те скрытые струны души, неосознаваемые и неконтролируемые, до которых может дотянуться только художник.

Мой вывод: думаю, что Густава Майринка можно и нужно считать настоящим учителем сновидчества — в хорошем смысле этого слова. Но не таким, как Стивен Лаберж, Роберт Монро или Карлос Кастанеда. И слава богу! Это учитель другого рода.

* * *

И несколько фактов об этом романе от нейросети, которые я попросил как следует проверить и подтвердить источниками. Так что, думаю, всё это должно быть правда, если только правда в таких «почти мистификациях» в принципе возможна:

1. Последний шедевр мистика

Роман опубликован в 1927 году и стал финальным крупным произведением Майринка. Интересно, что современники встретили его холодно из-за усложнённой символики и мистического синкретизма, но позже он признан вершиной его творчества.

2. Алхимия как основа сюжета

В центре романа — реальный исторический персонаж Джон Ди (1527–1608), астролог Елизаветы I, чьи дневники о спиритических сеансах Майринк использовал для сюжета. Интрига: Ди подписывал секретные донесения королеве шифром «007», ставшим прообразом кода Джеймса Бонда .

3. Зелёный Ангел и его тайна

Ангел в названии — Иль (Il), дух западных врат из каббалистических традиций. Он является героям в зелёном сиянии, что символизирует потусторонний мир. Этот цвет отсылает к мусульманской сакральной символике (арамейское «Иль» — «Бог») и алхимической стадии «нигредо» .

4. Три времени в одном

Действие разворачивается в трёх пластах:

— XVI век (эпоха Джона Ди),

— 1920-е годы (потомок Ди, барон Мюллер в Вене),

— вневременной мистический слой (архетипы богинь Изиды, Кали). Персонажи зеркально отражаются в обеих эпохах, а границы между реальностью и сном стираются.

5. Неожиданный «русский след»

Ключевые антагонисты — эмигранты из России:

— Княгиня Шотокалунгина (воплощение чёрной богини Исаиды),

— Антиквар Липотин, чей прототип — провокатор из «Бесов» Достоевского. Их образы символизируют «атавистическую опасность с Востока».

6. Влияние на культуру и скандалы

— Булгакова подозревали в плагиате из-за сходства с «Мастером и Маргаритой» (розы, гроза, тема жертвенности). Позже версию опровергли, но параллели остались .

— Поэт Михаил Кузмин посвятил роману цикл стихов «Форель разбивает лёд» (1929) с прозрачными аллюзиями на алхимические мотивы .

— Группа Tangerine Dream выпустила альбом «The Angel From The West Window» (2011), вдохновлённый книгой.

7. Запрет в СССР и тайные читатели

Роман не издавался в СССР до 1990-х из-за мистики и «реакционных идей». Его распространяли в самиздате, а первые переводы Владимира Крюкова (1992) стали сенсацией. Интересно, что в ранних изданиях послесловие писал оккультист Евгений Головин, подчёркивая эзотерическую глубину текста.

* * *

Теги: Густав Майринк, искусство, литература, мистика, магия, книги, алхимия, Кастанеда, духовный путь, риск, вызовы, саморазвитие.

А. С.,

06/2025

Антон Gricenko

2025-06-07 08:42:17#18728

А вот интересно стало - как вы относитесь к идее реинкарнации и пытались ли вспомнить через ос свои воплощения?

Артём Синин

[Антон], отношусь так же, как и ко всему эзотерическому — с интересом к глубокому и неочевидному, и скепсисом к поверхностному и популярному. Через ОС не помню, чтобы целенаправленно что-то искал на этот счет, но сны из разных эпох, стран и миров, конечно, вижу. Как, наверное, и все сновидцы. Но я не чувствую желания всерьез оглядываться куда-то в параллельное или прошлое. Если связи такого рода существуют, то вполне логично, почему они скрыты. Зачем их насильно раскрывать? Что действительно надо, думаю, у каждого само раскроется.




Добавить комментарий