Герман Гессе и спираль эволюции

Хочу еще раз порекламировать Гессе и заодно повторить известный тезис о чрезвычайной цикличности истории. То состояние, в котором сейчас находится наша цивилизация, кажется практически всем из живущих ныне поколений чем-то новым и, большинство согласится, дегенеративным относительно прошлого. Но историки и просто культурные люди с широким кругозором, думаю, давно осознали, что мы всего лишь снова подошли к тому рубежу, у которого уже много раз стояли.

Мы, как безрассудные дети, опять «налопались» новых возможностей, технологий, горизонтов, и просто в очередной раз будем сейчас в чрезвычайной манере избавляться от того, что еще не способны переварить, откладывая целые направления футуристической мысли куда-то в далекое будущее, оставляя их в форме удобрений для новых эпох.

К сожалению вынужден утвердить: это касается и технологического развития ОС/ВТО. То, во что вырождаются благие, в общем-то, идеи, прямо сейчас, в эту самую минуту — непереваримо, на данном этапе, для общества. Я это предсказывал уже много лет назад и много раз это повторял. Теперь мы это хорошо видим и в ближайшие годы с этим станет совершенно невозможно спорить.

Да, возможности сейчас всё еще есть действительно совершенно потрясающие. Но кроме «дырки в голове» для подавляющего большинства массовых граждан, они больше ничем пока что обществу, еще раз увы, не светят. И никакой загадки «почему?», на мой взгляд, в этом совсем нет. И никакой возможности хитренько обойти эволюционные преграды — не существует.

Мы можем только поблагодарить судьбу за то, что прикоснулись к этим тайнам будущего и предвосхитили их, как Леонардо Да Винчи предвосхитил эпоху воздухоплавания, а Иоганн Кеплер — космонавтику. Так поблагодарим же за это чистую случайность и удачу, и смиримся с тем, что на наших глазах все эти прекрасные хрустальные картины будут разрушены теми слонами в посудных лавках, беззастенчивыми пропагандистами и продажными журналистами, которые, при внимательном рассмотрении, даже не суть негодяи. Они просто воплощают в себе общество таким, какое оно есть — вышедшим из зоопарка, что просто данность.

И да утешит нас то, что это уже много раз было, и много раз еще повторится, прежде чем, может быть, наша цивилизация превратится в то, о чем мечтают фантасты всех времен, включая мудрейшего нобелевского лауреата Германа Гессе, которого по ходу осмысленного взрослого перечитывания «Игры в бисер» я теперь искренне считаю именно прекрасным «духовным» фантастом.

Он пострадал от мировых войн и изучил их в той полноте, которая нам теперь тоже становится доступна, как живым, пока еще, современникам глобальных катастроф, а не только их исследователям в теории. В этом мы сейчас с ним оказались буквально как будто на магической линии связи, сквозь три четверти века относительного баланса и покоя.

Почитаем же, что он думал о том времени, которое относится к нашему как предыдущий круг спирали, не особенно-то даже шифруя свои мысли художественной формой. А чтобы привнести дополнительный интерес в это чтение и еще ярче проиллюстрировать, насколько точно история воспроизводит одни и те же сюжеты, я заменю в отрывке из его романа слово «фельетон» на «блог». Ибо хотя это слово и новое, но суть-то ведь ровно та же.

И напомню, что речь здесь о той самой эпохе, которая предшествовала и сопровождала период I и II мировых войн. Но мы сейчас не будем даже пытаться рассудить, что откуда берется, субстрат войн из упадка культуры или упадок культуры из субстрата войн. Давайте просто вкусим этот деликатес для нашего обостренного невзгодами мышления, чтобы, может быть, что-то само собой осозналось.


Однозначной дефиниции того продукта, по которому мы именуем всю эпоху, то есть «блога», мы, откровенно говоря, дать не в состоянии. Создается впечатление, что «блоги», как особо популярный вид публикаций […], изготовлялись миллионами и являли собой основную духовную пищу жаждущей образования публики, что они трактовали, или, лучше сказать, «болтали» о всевозможных предметах знаний и, как нам кажется, умнейшие из блогеров сами потешались над своей работой. […]

Излюбленный материал подобных статей составляли анекдоты из жизни и переписки знаменитых людей обоего пола, и возможны были такие заголовки: «Фридрих Ницше и дамские моды в семидесятые годы девятнадцатого столетия», «Любимые блюда композитора Россини» или «Роль комнатных собачек в жизни знаменитых куртизанок» и т.д. и т.п.

Большой любовью пользовались также псевдоисторические опусы на актуальные темы светских бесед, например: «Мечта об искусственном изготовлении золота и видоизменения ее в ходе веков» или «Попытки химико-физического воздействия на погоду» и т.п. Просматривая приводимые Цигенхальсом заголовки таких разглагольствований, мы дивимся не столько тому, что находились люди, ежедневно глотавшие подобное чтиво, сколько тому, что авторы с именем, влиянием и недюжинным образованием помогали, как это тогда называлось, «обслуживать» неимоверный спрос на занимательный вздор; термин этот обозначал, между прочим, и тогдашнее отношение человека к машине.

В некоторые периоды блогеры увлекались всевозможными интервью с известными людьми на злободневные темы, чему Цигенхальс посвящает отдельную главу. Знаменитого химика или пианиста спрашивали, например, каково его мнение о тех или иных политических событиях; популярным актерам, балеринам, спортсменам, летчикам, а то и поэтам задавали вопрос о преимуществах и недостатках холостого образа жизни, о причинах финансовых кризисов и т.п.

Единственно важным при этом полагалось сочетание громкого имени с актуальной темой: у Цигенхальса мы находим разительные тому примеры, он приводит их сотни. […]

Если какая-нибудь знаменитая картина меняла владельца, если с молотка продавалась ценная рукопись, если сгорал старинный замок или отпрыск знатного рода оказывался замешанным в скандальной истории, во многих тысячах блогов читателю не только сообщались эти факты, но в этот же день или назавтра ему преподносили уйму анекдотического, исторического, психологического, эротического и прочего материала на эту тему, каждое злободневное происшествие вызывало к жизни поток всевозможной писанины, причем манера преподнесения этих материалов всецело несла печать наспех и безответственно изготовленного массового товара. […]

Людей, игравших в эти детские игры-загадки, читавших эти блоги, ни в коем случае нельзя назвать наивными детьми или охочими до всяких забав феакийцами, отнюдь нет. Они жили в вечном страхе среди политических, экономических и моральных потрясений, вокруг них все кипело, они вынесли несколько чудовищных войн, в том числе и гражданских, и игры их никоим образом не были веселым, бессмысленным ребячеством, но отвечали глубокой потребности: закрыть глаза, убежать от нерешенных проблем и ужасающих предчувствий гибели в возможно более безобидный мир видимости. […]

Люди, читавшие столько блогов, слушавшие столько докладов, не изыскивали времени и сил для того, чтобы преодолеть страх, побороть боязнь смерти, они жили судорожно, они не верили в будущее.

Читались тогда и публичные лекции, мы обязаны коротко остановиться и на этой несколько более благородной разновидности блогосферы. Как специалисты, так и интеллектуальные проходимцы всех мастей предлагали бюргерам тех времен, по-прежнему приверженным к потерявшему свой былой смысл понятию «образование», помимо статей, еще и бесчисленные публичные лекции: не только в виде отдельных речей по случаю того или иного торжества, а в массовом порядке, наперебой конкурируя друг с другом. […]

Читались тогда занимательные, темпераментные или остроумные лекции, например о Гете, – как он в голубом фраке выскакивал из дилижанса и соблазнял страсбургских или вецларских девиц; или лекции об арабской культуре, в которых ряд модных интеллектуальных словечек перемешивался наподобие игральных костей, и всякий был беспредельно рад, узнав хотя бы одно из них. Люди ходили на лекции о поэтах, произведения которых они никогда не читали, да и не собирались читать, смотрели при этом диапозитивы и так же, как при чтении блогов, продирались через груды лишенных всякого смысла обрывков знаний и научных ценностей. Короче говоря, человечество находилось тогда на пороге того чудовищного обесценивания слова, которое, сперва в очень узком кругу и в полной тайне, породило противоборствующее – героико-аскетическое течение, вскоре мощно выявившееся как начало новой духовной самодисциплины и духовного достоинства.

Зыбкость и фальшь духовной жизни того времени, отмеченной в некотором смысле даже величием и энергией, мы, нынешние жители, рассматриваем как симптомы ужаса, охватившего дух, который на закате эпохи мнимого процветания и мнимых побед внезапно оказался перед пустотой, перед тяжкой материальной нуждой, перед полосой политических и военных бурь и перед стремительно растущим недоверием к самому себе, к своей силе и достоинству, наконец к собственному существованию. Но в этот час отчаяния и ужаса мы наблюдаем и весьма импозантные взлеты духа, например, рождение науки о музыке, благодарными наследниками которой мы являемся…


На этой ноте я закончу свой сегодняшний «фельетон». Это нота надежды. Это не моя личная надежда, потому что моей личной жизни точно не хватит, чтобы увидеть те бриллианты, которые сейчас синтезируются под гнетом очередного витка тяжелых исторических обстоятельств. Но это надежда общая, и покуда я чувствую себя растворенным в обществе (а это, полагаю, может почувствовать при желании каждый), меня эта надежда греет и утешает. Чего я всем и желаю. =)

А. С.,
15.10.2023

p. s. Книгу в свободный доступ выложить не разрешают правообладатели, но на трекере можно скачать полное собрание Г. Гессе, к тому же в разных переводах. Я рекомендую читать «Игру в бисер» в переводе С. Апта, по крайней мере мне зашел только этот перевод, хотя многим почему-то он кажется сухим. Но разве этот текст не должен быть сухим? Это же не фэнтези и не блокбастер. Но, конечно, это вопрос личных предпочтений.

См. также:

— «Демиан», Герман Гессе, 1919 (Германия)
https://osnauka.ru/demian-german-gesse-1919-germaniya

— «Лорд Дансени: великий писатель-сновидец»
https://osnauka.ru/lord-danseni-velikij-pisatel-snovidets

— «Сомниум» («Сон») Иоганна Кеплера — первое научно-фантастическое произведение (XVI-XVII вв.)
https://osnauka.ru/somnium-son-ioganna-keplera-pervoe-nauchno-fantasticheskoe-proizvedenie-xvi-xvii-vv

— «Предлагаю обсудить будущее сновидчества…»
https://vk.com/wall-139589208_8017

— «Конгресс», 2013 (Франция, Израиль и др.) — сюрреалистичный фильм по мотивам околосновиденной фантастики Станислава Лема
https://osnauka.ru/kongress-the-congress-2013

Евгений Симашов

2023-12-07 17:38:47#17522

Сидят добрые люди, никому не желают зла, уединились в своей деревеньке, трудятся, медитируют, размышляют возможно о Гессе, Боге, ещё чему.. А потом приходят какие нить варвары, бандиты беспринципные, но с оружием в руках, всех убивают, насилуют, грабят и сжигают.. Вот и вся не долга, Никуда не спрячешься. К сожалению это как было в средних веках, так не много изменилось по сути. Какой выход? Возможно только тотальный сталкинг..




Сергей Хвостов

2023-10-29 16:30:21#17342

Обалдеть! Ничто не ново под Луной. Оказывается, и 75 лет назад было то же самое. Насколько актуален этот текст Гессе! Особенно подставить в текст современные способы подачи информации)

Да, технологии развиваются очень быстро, а человеческое мышление остаётся таким же, какое оно было в древние времена. И для его эволюции потребуется ещё несколько тысяч лет.

Но с учётом мощности современных технологий человеческая глупость сильно увеличивает возможность уничтожения всего живого на Земле. У меня остаётся только надежда на ИИ, он развивается гораздо быстрее человека и сможет направить буйное человечество в конструктивном направлении)




Андрей Андреев

2023-10-15 08:31:07#16990

Обесценивание знаний...

Это как ребенку, потянувшемуся к фортепьяно, родители сразу начинают долбить партитурой, заучиванием произведений и правильностью постановки пальцев.

Уровень внутреннего желания при этом уже не учитывается.

Многие спекулируют на природном желании мозга получать новую информацию для анализа.

И крупицы действительно полезной информации теряются в потоке шума.

На ютубе часто видел сообщения: "Блин, смотрел, как помыть карбюратор, а как я оказался на просмотре "1000 и 1 способ приготовить картошку" - не помню."




Добавить комментарий