
(3 минуты на чтение и рекомендация фильма)
В качестве рекомендации на выходные могу предложить второй сезон «Андор», если вам не претит фантастика. На удивление хорошо сделан, на мой взгляд, по современным меркам. Одна только серия со свадьбой меня как-то покоробила, так что я даже отложил этот сериал и не стал его досматривать. Но отзывы заставили к нему вернуться, когда он уже целиком был на трекерах, и я его досмотрел за два дня. И потом еще пересмотрел «Изгой один», в качестве логического завершения. И знаете, прямо накрыло волной ностальгии. Наверное, это самое близкое, что вообще успели снять и придумать за все эти 50 лет с тех пор, как вышел первый фильм из этой серии, то есть «Эпизод IV: Новая надежда».
Вообще, это удивительно, когда вот в этом совершенно изменившемся и исказившемся мире возникает что-то вот такое, как будто вылепленное по старым, уже забытым, лекалам. С классической драматургией, с живыми характерами, с реалистичными внутренними конфликтами, и с какой-то высокой универсальной идеей. По крайней мере близко. Кстати, насчет идеи — я бы сейчас с ней серьезно поспорил. Свет, тьма… как выразился персонаж из другой фантастической истории: «а какая разница?» Но, в общем, это в данном случае не важно. Важно, что есть история, и она действительно пробирает. Особенно если смотреть последовательно — «Андор, первый сезон», потом «Андор, второй сезон», потом «Изгой-один», и потом, видимо, надо сразу смотреть «Эпизод IV: Новая надежда», ну и, может быть, V-VI эпизоды.
И всё, круг замкнулся. Я хорошо помню, как смотрел эти первые фильмы из вселенной «Звездных войн». Ту-тууууу… ту-ту-туууу-туууу… Это были одни из первых фильмов, которые я смотрел на видеомагнитофоне, который родители привезли из Германии. И меня, конечно, покорили эти истории про джедаев. Я помню, как всерьез пытался двигать предметы силой мысли — во сне же получается, почему в реальности нет? Наверное, и первые серьезные полу-ОСы у меня начались как раз после знакомства с этими всеми джедайскими историями. Но тогда это всё-таки было что-то такое более подростковое, залихватское. А «Андор», в этом смысле, получился взрослее. Мрачнее, может быть, но такова взрослая жизнь.
И вот теперь я смотрю на Люка Скайвокера, Лею Органу, Хана Соло… И понимаю, что хотя они показаны в первых фильмах какими-то не очень серьезными и совсем юными почти дурачками, но эта их наивность, в каком-то смысле, — защита. Это и время, конечно, было такое, когда эти фильмы снимались, и это было привычно зрителю, что приключенческие герои вот такие. Но в то же время, если после истории Андора на это всё посмотреть — ну, наверное, так могло бы быть. Потому что нужна какая-то вот эта защитная реакция. И мы сейчас живем в эпоху, когда эта реакция тоже нужна. И это именно та реакция, на мой взгляд, которая всё и должна спасти. Так что это самая нужная нам реакция.
Она возникает из того горнила бед и несправедливостей, которое делает совсем молодых людей — очень взрослыми. И в то же время еще более юными. И вот в этом противоречии рождается чудо. Это чудо — и есть надежда. А надежда — и есть основа сопротивления тем бедам и несправедливостям, которые как будто для того и существуют, чтобы дать возможность этому чуду, надежде и сопротивлению — несмотря ни на что появиться, выжить и победить.
Неизбежен путь этот. И не уйти сновидцам от него. Ведь они джедаи те же.
* * *
Теги: фильмы, кино, искусство, Звездные войны, фантастика, джедаи, телекинез, отдых, будущее, заметки, размышления.
А. С.,
06/2025