( ! ) Книга с очень качественными иллюстрациями. Классика.
В книге американских авторов изложены современные представления о работе мозга. Рассмотрены вопросы строения и функционирования нервной системы; проблема гомеостаза; эмоции, память, мышление; специализация полушарий и «я» человека; биологические основы психозов; возрастные изменения деятельности мозга.
Для студентов-биологов, медиков и психологов, школьников старших классов и всех, кто интересуется наукой о мозге и поведении.
Перевод с английского канд. биол. наук Е. З. Годиной
Предисловие к русскому изданию:
Последние десятилетия ознаменовались стремительным прогрессом в области познания структурно-функциональной организации нервной системы и ее высшего отдела — головного мозга. Особенностью современного этапа в изучении строения и работы мозга по обеспечению адаптивного поведения является комплексный подход к решению конкретных проблем, объединяющий усилия ученых разных специальностей и разные методы исследования — морфологические, поведенческие, электрофизиологические, биохимические, генетические и др. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название — нейробиология.
Несмотря на тенденцию к слиянию отдельных дисциплин в науке о мозге, в мировой литературе насчитываются пока еще лишь единичные руководства по нейробиологии. Рассматриваемая книга, написанная коллективом авторов во главе с известным нейробиологом Флойдом Блумом, относится к их числу. Авторы не ставили своей целью создать полное руководство — такая работа потребовала бы многотомного издания и большого коллектива специалистов. Однако созданный ими своего рода популярный учебник охватывает огромный круг вопросов и освещает достижения и современное состояние основных разделов науки о мозге.
Книга явно рассчитана на то, чтобы заинтересовать, увлечь читателя, показать ему, что наука о мозге является неотъемлемой частью мировосприятия всякого современного образованного человека. Поэтому многие вопросы в книге, вынесенные в подзаголовки, ставятся как бы наивно, хотя в то же время и весьма по существу. Например, что такое мозг? Что он делает, каковы основные концепции деятельности мозга вообще? и т. д. Той же цели служат и многочисленные «случаи из жизни», максимально приближающие изучение различных аспектов деятельности мозга к пониманию окружающей нас реальной действительности.
Книга написана поистине мастерски с точки зрения сочетания постановки сложнейших вопросов, требующих обильного запаса специальных знаний, с ясностью и простотой изложения тех базисных сведений, которые накоплены по этим вопросам к настоящему времени. Естественно, что она дает лишь определенный «срез» знаний о мозге, и для более углубленного понимания большинства из затронутых вопросов требуется знакомство со специальной литературой, но срез этот сделан, с моей точки зрения, очень удачно.
В книге нашли свое отражение практически все основные аспекты изучения мозга: строение нервной клетки, передача сигналов от нейрона к нейрону, функционирование синапсов, анатомия и физиология анализаторов, соотношение симпатической и парасимпатической систем и взаимоотношение их с эндокринной системой, биологическая роль различных мозговых ритмов, механизмы эмоций, обучения и памяти и, наконец, такие «высшие» функции, как мышление и сознание. В выборе акцентов явное предпочтение отдается тем проблемам, прогресс в изучении которых был достигнут в последние годы. Так, например, обнаружение на нервных клетках специальных рецепторов морфина и других опиатов открыло новые перспективы в изучении мозговой деятельности, поэтому проблема эмоций (и в первую очередь боли) излагается главным образом именно под этим углом зрения. Знания об асимметрии полушарий и о роли каждого из них в мнестической и речевой деятельности значительно обогатились в последнее десятилетие; этим определяется то, что изложение результатов соответствующих исследований занимает ключевую позицию в трактовке механизмов сознания. В такой же степени это относится и к изложению вопросов, связанных с мозговой патологией: поразительные успехи молекулярной генетики и глубокое проникновение в деятельность медиаторных систем мозга создали, по существу, новую науку — биологическую психиатрию, основные представления которой изложены в соответствующем разделе книги.
Привлекает также и то, что авторы очень четко говорят о тех белых пятнах в познании мозга, размеры которых все более увеличиваются, по мере того как мы переходим к изучению «высших» функций. На этот счет у читателя не должно быть иллюзий: несмотря на все достигнутые успехи, сознание и эмоции все еще остаются величайшей загадкой, разгадать которую пытается познающий себя разум.
Книга, несомненно, может представлять большой интерес для студентов начальных курсов биологических факультетов и медицинских институтов, для учащихся средних учебных заведений — медучилищ и биологических спецшкол. Простота изложения и великолепный иллюстративный материал делают книгу доступной также для широкого круга читателей -от специалистов различных профилей, заинтересованных в знании основных принципов организации и работы мозга, до людей просто интересующихся научными проблемами и достижениями.
Профессор В. Г. Скребицкий
Содержание:
Предисловие к русскому изданию
Предисловие
- Введение
— Почему нужно изучать мозг?
— Что делает мозг?
— Что такое мозг?
— История представлений о мозге, мышлении и поведении
— Научный метод
— Научное исследование мозга, мышления и поведения
— Самопостроение мозга
— «Центральная догма» нейробиологии
— Основные концепции - Клеточные механизмы мозга
— Нейробиологический подход
— Нейроны
— Другие клетки и структуры нервной системы
— Что же действительно делает мозг? - Ощущение и движение
— Общая модель сенсорной и двигательной систем
— Зрение
— Насколько обычна параллельная обработка информации?
— Движение
— Заключительные замечания - Гомеостаз — поддержание внутренней среды организма
— Вегетативная нервная система
— Эндокринная система
— Поддержание постоянства внутренней среды - Ритмы мозга
— Типы ритмов
— Изучение ритмов у живых организмов (кроме человека)
— Циркадианные ритмы у человека
— Ультрадианные ритмы у человека
— Инфрадианные ритмы у человека
— Пейсмейкеры мозга млекопитающих — супрахиазменные ядра
— Другие пейсмейкеры
— Ритмы и психические нарушения
— Функции биологических часов - Эмоции
— Что такое эмоции?
— Теории эмоций
— Экспериментальные подходы к изучению роли мозга в
— эмоциональных проявлениях
— Роль вегетативной нервной системы в эмоциях
— Развитие эмоций: эволюционная перспектива
— Познание и эмоции
— Боль
— Стресс и чувство тревоги
— Эмоции и научение - Научение и память
— Простые формы научения и их нейронная основа
— Системы головного мозга и память
— Простые формы научения и мозг человека
— Что можно узнать при изучении поврежденного мозга?
— Пластичность головного мозга: воздействие окружающей среды - Мышление и сознание
— Анатомия и мышление
— Специализация и доминирование полушарий
— Анатомия и физиология межполушарных различий
— Половые различия и различия между полушариями мозга
— Больной Р. S.: язык и когнитивный диссонанс
— Роль языка в происхождении сознания
— Колонки нейронов и сознание
— Кора, сознание и личность - Неисправная работа мозга
— История взглядов на расстройства поведения
— Болезни мозга и расстройства поведения
— Нормальные и патологические отклонения в настроении и мышлении
— Диагностика, основанная на анализе поведения
— Биологические основы психозов
— Маниакально-депрессивный психоз
— Шизофрения
— Причины расстройств поведения - Дальнейшие перспективы
— Стареющий мозг
— Диагностика и лечение мозговых расстройств в будущем
— Что мы сейчас знаем о мозге?
— Литература для дальнейшего чтения
См. также:
— «Дофамин: самый нужный гормон. Как молекула управляет человеком»
https://osnauka.ru/dofamin-samyj-nuzhnyj-gormon-kak-molekula-upravlyaet-chelovekom
— «Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки», в 2 ч., под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж; пер. с англ. под ред. проф. В. В. Шульговского.
https://osnauka.ru/mozg-poznanie-razum-vvedenie-v-kognitivnye-nejronauki
— «6 учебников по нейронаукам»
https://osnauka.ru/6-uchebnikov-po-nejronaukam
— Избранные книги Князя И. Р. Тарханова
https://osnauka.ru/izbrannye-knigi-fiziologa-knyazya-i-r-tarhanova
— «От нейрона к мозгу», Джон Николлс и др., США, 2001
https://osnauka.ru/ot-nejrona-k-mozgu-dzhon-nikolls-i-dr-ssha-2001
— «Биохимия для чайников», Джон Мур и Ричард Лэнгли (2021)
https://osnauka.ru/biohimiya-dlya-chajnikov-dzhon-mur-i-richard-lengli-2021
— «Как читать книги для самообразования»
https://vk.com/wall-139589208_12388