ОС как магазин сладостей: детство не вернуть

ОС как магазин сладостей: детство не вернуть

(6 минут на чтение)

В продолжение разговора о дофаминизации и дофаминизированном футуризме, который неожиданно наступил и затронул сферу сновидчества, хочу поделиться ещё одним наблюдением.

Возвращаясь к теме программирования, я фиксирую ощущение, характерное именно для нашей эпохи — у меня разбегаются глаза. Сейчас можно за считанные дни выполнять задачи, которые раньше в одиночку были невыполнимы даже за месяцы ежедневного труда.

Фактически, я себе написал уже целый арсенал программ, в том числе связанных со сновидческими практиками, которые имеют настолько узкую специализацию и настолько хитрые алгоритмы, что бесполезно было ждать, что они когда-нибудь сами по себе возникнут.

Их мог написать только я. Но откуда бы взялось столько времени? Раньше мне нужно было на каждую такую программу потратить по месяцу или даже несколько месяцев работы, а сейчас я это могу сделать за несколько дней.

И вот теперь я сижу с этим набором программ, как будто нахожусь где-то в XXII, а не в XXI веке. И чувствую себя в связи с этим — как будто ребёнком в магазине сладостей с возможностью набить карманы чем угодно.

С одной стороны, это здорово. С другой — понимаешь, что твои карманы не бесконечны, а выбор утомляет.

а) Эволюция технологий, усталость, выбор будущего

Так было с нейросетями, генерирующими контент. Сначала мы восхищались картинками и текстами, потом видео, музыкой. Но в какой-то момент я осознал, что с каждым месяцем нейросети эволюционируют, вместе с возможностью их применения, но возникает усталость — слишком много возможностей. В них уже, кажется, можно захлебнуться.

Я экстраполирую это на сферу осознанных сновидений. Пока, к счастью, наша область не настолько футуризирована. Я притормаживаю в онейрографических делах и публикации своих программ отчасти потому, что боюсь стать причастным к превращению осознанных снов в пустой фантик.

Мы, безусловно, уже движемся по этому пути, и я уже к этому оказался причастен. Этого уже не исправить. Но всё-таки пока нельзя сказать, что мы окончательно приплыли. И передо мной с каждым годом всё явственнее встаёт вопрос: в какую сторону грести?

Так ли хорош киберпанк, при всём своём многообразии новых горизонтов? Или это всё-таки ловушка, в которой мы обречены запутаться, забыться, утонуть?

б) ОС как магазин сладостей и ностальгия опытных практиков

При этом, любопытно, что ведь осознанные сны сами по себе тоже являются своеобразным магазином сладостей. Но только пока этот магазин труднодоступен, он остаётся привлекательным. Особенно для юных и неискушённых сновидцев.

К примеру, вы когда-нибудь слышали, как обсуждают ОС опытные практики — те, кто накопил многолетний опыт? Обычно они говорят о путях, которыми эта уже наскучившая практика может снова подарить хотя бы отголосок того чувства, который они испытывали в начале своего пути. То есть, по сути, это разговоры о ностальгии.

Поэтому я не устаю повторять: стремиться к ежедневным осознанным снам — всё равно что торопиться в тот самый магазин, где всё бесплатно. Как цель это может иметь смысл, но только если практика даётся с трудом. Потому что ценность имеет путь, а не результат. Результат-то вполне может оказаться разочарованием, что мы очень часто и видим.

Так что неважно, найдёте ли вы волшебный метод, таблетку, прибор, приложение или просто разовьёте навык до автоматизма — скорее всего, вы всё равно будете вспоминать те дни, когда практика давалась с трудом, с тем же чувством, как мы вспоминаем детство.

Мы ведь часто думаем: «Зачем я так торопился взрослеть?» — именно в детстве многие видят эталон счастья, к которому даже не надеются приблизиться во взрослом возрасте. Так вот с осознанными снами, опыт показывает, дела обстоят точно так же.

в) Заключительные вопросы к начинающим и опытным практикам

Лично я пришёл к однозначному выводу, который уже много раз повторял: не осознанные сны имеют ценность, на самом деле, а активности, которые мы ведём, пока пытаемся их достичь.

Поэтому мне кажется, что имеет смысл в первую очередь подумать о том, как наполнить свою жизнь такими из этих активностей, которые позволят испить эту чашу счастливой неопытности с максимальным удовольствием. А не о том, как поскорее достичь сами эти опыты и значит поскорее эту неопытность проглотить, даже не почувствовав вкуса.

В связи с чем возникает два вопроса.

К не очень опытным практикам: друзья, осознаёте ли вы, в каком счастливом периоде вы находитесь? Вы словно смотрите фильм в первый раз. Хватает ли вам внимания удержать эту мысль в голове, что именно сейчас, независимо от количества ОС в неделю или месяц, вы скорее всего более счастливы, чем будете через несколько лет или десятилетий, когда станете тем, к чему стремитесь?

И второй вопрос к практикам с опытом: вы со мной согласны? Хотели бы вы вернуться в те блаженные первые годы практики, когда всё было скрыто за завесой тайны и вы приоткрывали эту завесу с тревогой и воодушевлением, день за днём и ночь за ночью, как дети?

г) Хочу домой

Позволю себе в заключение банальность: наша жизнь действительно похожа на сон. Мы сейчас оказались в такой реальности, которую даже самые смелые фантасты, скорее всего, представляли себе скорее как сказку, чем возможность.

Но почему же так хочется вернуться, так хочется ворваться — в то время без нейросетей, без интернета, без доставки, без забитых автомобилями дворов, без возможности позвонить и спросить «ты скоро»?

Всё-таки человек удивительное создание. Ему невозможно угодить. Его можно только удивить, да и то, ненадолго.

* * *

Теги: заметки, размышления, футуризм, технологии, нейросети, ностальгия, детство, опыт, разочарование, избыток выбора, цифровая эпоха, парадокс достижения, начинающим, опытным, осознанные сновидения, ОС, онейрография, программирование, искусственный интеллект, дофаминизация, киберпанк, практика, медитация, саморазвитие, жизненный путь, счастье, удовлетворение, современность, прогресс, эволюция сознания, духовные практики, самопознание.

А. С.,

05/2025

Антон Gricenko

2025-05-28 23:39:12#18652

Пронизано ностальгией, а это одно из выражений сожаления. Развитие ОС предполагает всё таки больше про избавления от привязанностей и эмоциональных грузов....

Артём Синин

Антон, я не вижу ничего плохого в ностальгии и не считаю, что ОС — это про избавление от привязанностей и эмоциональных грузов. Мне кажется, Вы путаете эту практику с чем-то совсем другим.

На всякий случай я проверил у ИИ, может быть я что-нибудь не знаю про ОС в этой связи? Но он мне подтвердил, что озвученная Вами логическая связь — это вряд ли про ОС. Кратко, из заключения:

* * *

Развитие ОС предполагает развитие осознанности и контроля внутри мира сновидений, который по своей природе наполнен эмоциями, привязанностями и воспоминаниями.

В рамках практики ОС не требуется избавляться от привязанностей или эмоций наяву. Требуется научиться взаимодействовать с ними во сне, не теряя осознанности.

ОС и ностальгия прекрасно сочетаются. Осознанные сны — это, возможно, один из самых мощных способов сознательно пережить ностальгические чувства и даже "посетить" прошлое. Ключ — в умении управлять своим вниманием и эмоциональным откликом во время такого переживания, чтобы сохранить осознанность.

Таким образом, практика ОС не требует эмоциональной "стерильности". Она использует весь спектр человеческих переживаний как материал для удивительного путешествия сознания, включая теплую и глубокую ностальгию.

* * *

Добавлю от себя, что чем дальше, тем больше Ваши сообщения выглядят для меня примером какого-то, простите, извращенного подхода к ОС, опасного для психики. Я это Вам говорю с тем учетом, что Вы позиционируете себя изолированным от привязанностей и эмоций, а значит не должны обижаться.

По крайней мере, я надеюсь, что Вы в состоянии почувствовать, что я не хочу Вас обидеть. Но мне честно за Вас тревожно. По-моему, всё это не очень здоровое и лишнее. И лишнее в том числе с точки зрения того критического внимания, которое Вы привлекаете к теме ОС своими уверенными заявлениями.

Вам бы лучше назвать свою практику каким-нибудь особенным, своим именем, и по крайней мере эта вторая проблема исчезнет. А сейчас получается, что Вы под термином ОС подразумеваете совсем не то, что большинство, а ответную агрессию на такого рода пограничные утверждения — привлекаете в итоге на нас.

За что? Это, на мой взгляд, не справедливо.

p. s. Впрочем, в какой-то степени каждый сновидец вносит свой вклад в определение термина ОС и какого-то усредненного подхода к нему. Так что пока есть ультраматериалисты в нашем сообществе, будут и ультраидеалисты. Это закономерно. Я лишь призываю к балансу. И тоже вношу свою лепту, конечно. Не всем приятную или понятную. В этом мы квиты.

Антон Gricenko

[Артём], Если вы на столько уверены, то не буду лишний раз напоминать про практику перепросмотра личной истории и про взаимосвязь сталкинг-сновиденье....

Ответ ИИ интересен с точки зрения того, какой запрос вы ему дали, что он так ловко подстроился под ваши ожидания?

Я на вас ни в коем случае не обижаюсь и привык, что вы регулярно переходите на личности, часто без повода, почти всегда 8)

Артём Синин

[Антон], то, что Вы называете переходом на личности — я называю открытостью, честностью и откровенностью. Ваша пассивно-агрессивная позиция, постоянно намекающая на какие-то мои недостатки, например, в этот раз, что я использую нейросети каким-то подленьким образом — это точно такой же совершенно личный разговор. Просто Вы пытаетесь из себя изобразить то, к чему, видимо, стремитесь — какого-то совершенного и неуязвимого мастера, воина, интеллектуала.

К сожалению, это воспринимается со стороны лишь как не очень удачная роль, потому что из каждого Вашего сообщения, снова простите, сквозит несовершенство, уязвимость и слабая логика. Вы это, опять же, сейчас воспримите как переход на личности, но это лишь подтверждает Вашу уязвимость. Если бы Вы могли воспринять мои слова с теми эмоциями, которые я в них вкладываю и которые я испытываю, то Вы бы поняли, как тепло и с каким сочувствием и заботой я к Вам отношусь.

Но Вы убедили себя, что Вы — воин. Поэтому Вам якобы чужды эти эмоции и нормальное человеческое общение. И поскольку нормальные человеческие эмоции и общение Вы себе запретили, то остались только вот эта пассивная агрессия, поиск конфликтов и умничание без повода, которые тоже не что иное как эмоции, просто которые Вы считаете более подходящими своему образу.

Это мне чем-то напоминает те случаи, когда человек, в виду психической особенности, начинает верить, что он робот. Или что он умер. Или что он Наполеон. В общем, человек способен убедить себя в чем угодно. Но при взгляде со стороны — человек остается обычным человеком. Увы, эти очки работают только в одну сторону. И настоящий «воин» должен бы это понимать. И относиться к своему образу, кем бы он себя изнутри не видел, с юмором.

Что же касается нейросети, то вот мой запрос и полный ответ. Если Вы можете составить какой-то более нейтральный и подходящий запрос, и получите какую-то другую информацию, то мне будет интересно это почитать:

* * *

Правильно ли, что развитие осознанных сновидений предполагает избавления от привязанностей и эмоциональных грузов, и что ОС не сочетаются с ностальгией?

* * *

Нет, это не совсем верное утверждение. Развитие осознанных сновидений (ОС) **не требует полного избавления от привязанностей или эмоциональных грузов**, и ОС **могут прекрасно сочетаться с ностальгией**. Вот разбор этого вопроса:

1. **Эмоции и привязанности в ОС:**

* **Не препятствие, а материал:** Эмоции (как положительные, так и отрицательные), привязанности, воспоминания, страхи и желания — это **основной материал сновидений**, включая осознанные. Они формируют ландшафт сна, персонажей и сюжеты.

* **Управление, а не подавление:** Практика ОС направлена на **осознание себя во сне** и развитие **контроля над вниманием и действиями** в этом состоянии. Это подразумевает *наблюдение* эмоций, *работу* с ними (например, изменение реакции на страх) или *сознательное взаимодействие* с образами привязанностей, а не их полное искоренение.

* **Стабильность сознания:** Сильные, неконтролируемые эмоциональные всплески (особенно страх или чрезмерное возбуждение) *могут* дестабилизировать ОС и привести к пробуждению. Поэтому развитие **эмоциональной стабильности** и **навыка наблюдения за эмоциями без полного погружения в них** (сродни медитативной практике) действительно *помогает* дольше сохранять осознанность. Но это навык управления, а не требование изначально быть "свободным от всего".

* **Терапевтический аспект:** ОС часто используется именно для **исследования и проработки** эмоциональных травм, страхов и сложных отношений в безопасной среде сна. Это предполагает *взаимодействие* с эмоциональным грузом, а не его избегание.

2. **Ностальгия и ОС:**

* **Идеальный инструмент:** Осознанные сновидения — **потрясающий инструмент для переживания ностальгии** в ее самой живой форме. Вы можете:

* **Сознательно воссоздать** места из детства, прошлого.

* **Встретиться** с людьми, которых давно не видели (или которых уже нет).

* **Пережить заново** значимые события или ощущения с повышенной осознанностью.

* **Исследовать** свои ностальгические чувства в безопасной обстановке сна.

* **Эмоциональная глубина:** Ностальгические переживания в ОС могут быть невероятно глубокими и яркими, так как мозг способен воспроизводить сложные сенсорные и эмоциональные детали.

* **Стабильность сна:** Сильная волна ностальгической эмоции *может*, как и любая другая сильная эмоция, потенциально нарушить стабильность сна и привести к пробуждению или потере осознанности, если практик не умеет с ней работать. Но сама по себе ностальгия **не противоречит** состоянию ОС. Напротив, умение сознательно вызывать и переживать ее — одно из волшебных свойств осознанных снов.

**Вывод:**

* Развитие ОС предполагает **развитие осознанности и контроля** *внутри* мира сновидений, который по своей природе наполнен эмоциями, привязанностями и воспоминаниями.

* **Не требуется избавляться от привязанностей или эмоций наяву.** Требуется научиться взаимодействовать с ними во сне, не теряя осознанности.

* **ОС и ностальгия прекрасно сочетаются.** Осознанные сны — это, возможно, один из самых мощных способов сознательно пережить ностальгические чувства и даже "посетить" прошлое. Ключ — в умении управлять своим вниманием и эмоциональным откликом во время такого переживания, чтобы сохранить осознанность.

Таким образом, практика ОС не требует эмоциональной "стерильности". Она использует весь спектр человеческих переживаний как материал для удивительного путешествия сознания, включая теплую и глубокую ностальгию.

Артём Синин

p. s. А вот ещё один любопытный запрос к нейросети:

* * *

Какие проблемы могут возникать у последователей учения Кастанеды? Я слышал, что в США есть специальные лечебницы для пациентов с такими проблемами. Это правда? В чём риски использования этого подхода? Так ли высоки эти риски или это какой-то стереотип?

* * *

Вопрос о проблемах последователей учения Карлоса Кастанеды сложен и требует разностороннего рассмотрения. Давайте разберем ваши пункты:

**Проблемы, которые могут возникать у последователей:**

1. **Психические расстройства и диссоциация:**

* **Дезориентация и потеря контакта с реальностью:** Практики, направленные на "стирание личной истории", "контролируемую глупость", "остановку внутреннего диалога" и поиск измененных состояний сознания (особенно без должной подготовки и поддержки) могут привести к деперсонализации/дереализации, диссоциативным расстройствам, психотическим эпизодам (галлюцинации, бред), сильной тревоге и паранойе.

* **Обострение латентных психических заболеваний:** У людей с предрасположенностью к шизофрении, биполярному расстройству и другим психическим заболеваниям практики могут спровоцировать манифестацию или ухудшение состояния.

* **Кризис смысла и идентичности:** Радикальный пересмотр картины мира и собственной идентичности ("стирание личной истории") может вызвать глубокий экзистенциальный кризис, депрессию, чувство опустошенности и потерю опор в жизни.

2. **Социальные и личные проблемы:**

* **Изоляция:** Идея "пути воина" часто интерпретируется как необходимость дистанцироваться от "обычных людей" (которых Кастанеда называл "тупыми свиньями"), что ведет к разрыву связей с семьей, друзьями, потере работы и социальной изоляции.

* **Финансовая эксплуатация:** Некоторые группы и "нагвали", претендующие на продолжение линии Кастанеды, организуют дорогостоящие семинары, тренинги и требуют пожертвований, эксплуатируя веру последователей.

* **Конфликты в группах:** Динамика внутри групп последователей часто бывает токсичной, с борьбой за статус, власть, внимание учителя, обвинениями в недостаточной "безупречности".

3. **Физические риски:**

* **Пренебрежение здоровьем:** Идея "безупречности" и "независимости от тела" может привести к игнорированию физических недугов, отказу от традиционной медицины.

* **Опасные практики:** Некоторые попытки практиковать "магические пассы" (тенсегрити) без должного инструктажа или в неадекватном состоянии могут привести к травмам. Истощения от длительных медитаций или "неделания".

* **Риски, связанные с веществами:** Хотя Кастанеда позже дистанцировался от использования психоактивных растений (пейот, дурман), его ранние книги их романтизируют. Последователи могут экспериментировать с ними, что чревато тяжелыми последствиями для психики и физического здоровья.

**О "специальных лечебницах в США":**

* **Прямых подтверждений существования лечебниц *исключительно* для "пациентов-кастанедовцев" нет.** Это, скорее всего, преувеличение или искажение информации.

* **Однако:**

* Существуют **психиатрические клиники и реабилитационные центры**, куда могут попадать люди, у которых увлечение учением Кастанеды (особенно в сочетании с другими факторами) спровоцировало или усугубило психическое расстройство (психоз, тяжелую депрессию, диссоциативное расстройство, наркотическую зависимость).

* Есть **организации и специалисты, помогающие людям, пострадавшим от деструктивных культов и сект** (например, International Cultic Studies Association - ICSA). Поскольку некоторые группы последователей Кастанеды демонстрируют явные культовые признаки (харизматичный лидер - "новый нагваль", изоляция от общества, контроль мышления, финансовая эксплуатация, специфические доктрины спасения), их участники могут обращаться в такие организации или к связанным с ними терапевтам.

* **Терапевты и психиатры** в обычных клиниках могут сталкиваться с пациентами, чьи проблемы коренятся или усугублены практиками, почерпнутыми из книг Кастанеды или участием в группах его последователей.

**Риски использования этого подхода: Насколько они высоки? Стереотип или реальность?**

* **Риски реальны и потенциально высоки,** особенно для определенных групп людей:

* **Люди с нестабильной психикой или предрасположенностью к психическим заболеваниям:** Для них риски катастрофически высоки. Практики могут стать триггером.

* **Люди в кризисных ситуациях:** Ищущие быстрых ответов и радикальных решений, они могут ухватиться за учение как за спасательный круг, не осознавая его сложности и опасностей.

* **Люди, практикующие без руководства или в изоляции:** Отсутствие обратной связи и поддержки увеличивает риск ухода в "мир фантазий" и отрыва от реальности.

* **Люди, попадающие в жесткие группы с культовой динамикой:** Риск финансовой, эмоциональной и психологической эксплуатации, потери самостоятельности мышления.

* **Не для всех риски одинаково высоки:**

* Некоторые люди воспринимают Кастанеду **философски или метафорически**, находят в его книгах идеи о внимательности, преодолении ограничений, восприятии мира шире, но не практикуют радикальные техники буквально. Для них риски минимальны.

* Практики **Тенсегрити**, официально преподаваемые Cleargreen (организацией, основанной Кастане-дой и его "ведьмами"), позиционируются как современная версия "магических пассов" – гимнастика для тела и внимания. При разумном подходе они могут быть относительно безопасны как система физических упражнений и медитации, хотя споры об их эффективности и глубине воздействия остаются.

* **Стереотипы vs. Реальность:**

* **Стереотип:** *Все* последователи Кастанеды – психически нездоровые люди или наркоманы. Это не так. Многие – интеллектуалы, ищущие альтернативные пути развития.

* **Стереотип:** Учение *обязательно* ведет в психушку. Это преувеличение. Многие люди интересуются им без катастрофических последствий.

* **Реальность:** Учение содержит **внутренне присущие элементы высокого риска** (призывы к радикальному изменению восприятия, диссоциации, пересмотру реальности). Его *буквальное* и *интенсивное* применение, особенно незрелыми или уязвимыми людьми или в рамках деструктивных групп, **чревато серьезными психологическими, социальными и даже физическими последствиями.** История знает трагические случаи среди ближайших учеников Кастанеды.

* **Реальность:** Отсутствие четкого, проверяемого методологического базиса и сильная зависимость от интерпретаций лидера группы делают путь очень неопределенным и потенциально опасным.

**Вывод:**

Проблемы у последователей учения Кастанеды – не стереотип, а реальная опасность, вытекающая из специфики самого учения и способов его интерпретации и применения. Риски психических расстройств, социальной дезадаптации и эксплуатации особенно высоки для уязвимых людей и при участии в изолированных группах с сильным лидером. Хотя специализированных "лечебниц для кастанедовцев" нет, люди, пострадавшие от следования этим практикам (особенно в деструктивных группах), действительно нуждаются и могут получать помощь в психиатрических клиниках и у специалистов по реабилитации после культового опыта. Подход требует крайней осторожности, критического мышления и осознания потенциальных рисков.

Артём Синин

Продолжение:

* * *

А практика осознанных сновидений — насколько она пересекается с учением Кастанеды? ОС также опасны? В большей или меньше степени? Выполни сравнение.

* * *

Практика осознанных сновидений (ОС) действительно является **одним из ключевых элементов** учения Кастанеды, но она существует и вне его контекста. Давайте сравним их пересечения и различия, а также оценим риски:

**Пересечения с учением Кастанеды:**

1. **Центральная техника:** Кастанеда описывал ОС ("сновидеть") как фундаментальный путь к восприятию иных реальностей, получению знаний и силы. Это был один из "столпов" пути воина для достижения "тотальной свободы".

2. **Цель:** В обоих случаях цель выходит за рамки просто "понять, что спишь":

* **Кастанеда:** ОС — инструмент для "сдвига точки сборки", путешествия в нечеловеческие миры, встречи с "союзниками", получения "силы" и в конечном итоге — трансценденции физической смерти.

* **Современная ОС (вне Кастанеды):** Цели разнообразнее: развлечение, творчество, преодоление кошмаров, самопознание, отработка навыков, психотерапия, исследование сознания.

3. **Методы (частичное совпадение):** Некоторые техники входа в ОС (проверки реальности, намерение, пробуждения во сне, фокус на руках) универсальны и описаны как у Кастанеды, так и в современной литературе по ОС. Однако...

4. **Контекст и интерпретация:** **Главное отличие!** У Кастанеды ОС — неотъемлемая часть *целостной, радикальной и эзотерической* системы мировоззрения ("карты сновидения", "нагваль", "видящие", "союзники", "энергетическое тело"). Вне этого контекста ОС часто практикуется как *отдельный навык* или инструмент в рамках психологии, нейронауки или личностного роста без мистической подоплеки.

**Сравнение рисков: ОС vs. ОС в рамках учения Кастанеды**

Аспект

- Осознанные сновидения (ОС) как навык/практика

- ОС в рамках учения Кастанеды / толтекских групп

**Основная цель**

- Разнообразна: развлечение, терапия, творчество, самопознание.

- Духовная трансформация, "сдвиг точки сборки", обретение "силы", трансценденция.

**Мировоззренческий контекст**

- Может быть нейтральным, научным, психологическим или легким эзотерическим.

- Погружение в сложную, закрытую, радикальную эзотерическую систему с элементами магии и тотального пересмотра реальности.

**Методы входа**

- Техники, в целом, безопасны: проверки реальности, ведение дневника, MILD, WILD (с осторожностью).

- Могут включать специфические "пассы", интенсивное "намерение", "остановку диалога", иногда следование указаниям "нагваля", что повышает психологическую нагрузку.

**Риск диссоциации/дереализации**

- **Умеренный, обычно управляемый.** Возможен при злоупотреблении, на фоне предрасположенности или при использовании опасных техник (например, чрезмерный WILD).

- **Высокий.** Цель практики – *намеренно* изменить восприятие реальности ("сдвиг точки сборки"). Граница между сном и "иной реальностью" стирается целенаправленно.

**Риск обострения психических заболеваний**

- **Присутствует, особенно при нестабильной психике.** ОС может быть триггером для латентных психозов, шизофрении, БАР.

- **Очень высокий.** Радикальные цели и методы Кастанеды создают мощную нагрузку на психику, значительно повышая риск срыва.

**Риск социальной изоляции**

- **Низкий/Умеренный.** ОС часто практикуется индивидуально, без требования менять жизнь.

- **Высокий.** Учение прямо или косвенно поощряет дистанцирование от "обычного мира" и погружение в группу/систему.

**Риск эксплуатации**

- **Низкий.** Сообщества ОС обычно открыты, неиерархичны, ресурсы доступны бесплатно.

- **Высокий.** Риск попасть в группу с харизматичным лидером ("нагвалем"), требующим подчинения, денег и изоляции.

**Физические риски**

- **Низкие.** Связаны в основном с нарушением сна (если практика мешает отдыху) или эпизодами сонного паралича (пугающего, но безвредного).

- **Повышенные.** Могут включать пренебрежение телом ("безупречность"), истощение от практик, потенциальный риск при попытках опасных действий во сне (как часть "битвы") или из-за искаженного восприятия реальности.

**Наличие "лечебниц"**

- **Нет.** Проблемы, связанные *только* с ОС, крайне редки и не требуют специализированных учреждений.

- **Косвенно да.** Как и в предыдущем ответе, люди, сломавшиеся на пути Кастанеды (особенно в группах), могут нуждаться в психиатрической помощи или реабилитации после культового опыта.

**Выводы по рискам:**

1. **ОС как самостоятельная практика: Риски умеренные, в основном управляемые.** Основные опасности:

* **Для психически уязвимых людей:** ОС может стать триггером латентных расстройств (психоз, БАР, тяжелая тревога).

* **Дереализация/деперсонализация:** При злоупотреблении, навязчивой практике или использовании агрессивных техник (особенно WILD).

* **Нарушение сна:** Если практика мешает нормальному отдыху.

* **Сонный паралич:** Не опасен физически, но может быть крайне пугающим.

**В целом:** При разумном подходе, хорошей гигиене сна, понимании своих психологических особенностей и отказе от экстремальных методов, ОС для большинства людей достаточно безопасна и может быть полезной.

2. **ОС в рамках учения Кастанеды: Риски значительно выше.**

* **Системный фактор:** Риски ОС *умножаются* на общие высокие риски учения Кастанеды: радикальное изменение мировоззрения, диссоциация, давление группы, культовая динамика, эксплуатация, социальная изоляция.

* **Целеполагание:** Стремление к "сдвигу точки сборки" и восприятию "иных реальностей" как *объективной истины* напрямую ведет к риску потери связи с консенсусной реальностью.

* **Интерпретация опыта:** Опыт ОС в кастанедовском контексте интерпретируется через призму опасных концепций ("союзники", "летуны", "битва"), что может усилить страх, паранойю и дезориентацию.

* **Групповое давление:** Группы могут подталкивать к более интенсивным и рискованным практикам, обесценивать сомнения, требовать соответствия.

**Итог:** Сама по себе практика осознанных сновидений **не так опасна**, как ее интеграция в радикальную и эзотерическую систему наподобие учения Кастанеды. Риски ОС в основном связаны с индивидуальными психологическими особенностями и злоупотреблением. Риски же ОС *в рамках пути Кастанеды* **многократно усиливаются** из-за целостного, диссоциативного и потенциально культового характера всего учения. Опасность исходит не столько от осознанности во сне, сколько от *того, во что эту осознанность превращает специфическая, ригидная и тотализирующая система верований и практик*.

Антон Gricenko

[Артём], до воина мне как Китая пешком.

Запрос ваш действительно содержит ваши ожидания, поэтому и получили, что хотели. Я недавно сам заметил такое свойство нейросети, поэтому и спросил про запрос без задней мысли....

Путь воина по Кастанеде действительно опасен и то, как он описан в книгах для многих будет ловушкой....

Артём Синин

[Антон], к сожалению, Вы в очередной раз спровоцировали необходимость продемонстрировать Вас лично в нежелательном свете. И опять получается, что я перехожу на личности. Но я не знаю, каким образом можно ответить на Ваш последний комментарий, не отметив, что он совершенно не соответствует реальности и алогичен.

При формулировании запроса к нейросети, наоборот, я создавал его с перевесом в сторону Вашей точки зрения. Как раз в интересах объективности. И это полностью подтверждает нейросеть. Я попросил её проанализировать мой вопрос с точки зрения нейтральности (я сделал это в отдельном чате, без связи с предыдущим обсуждением). И мы видим, что она понимает мои коннотации (и Ваши собственные, кстати говоря) гораздо лучше, чем Вы. Что подтверждает Вашу, а не нейросети — оторванность от объективности, то есть предвзятость.

* * *

Проанализируй этот запрос к нейросети:

Правильно ли, что развитие осознанных сновидений предполагает избавления от привязанностей и эмоциональных грузов, и что ОС не сочетаются с ностальгией?

Содержит ли этот запрос какое-то конкретное ожидание? Настраивает ли он на какой-то определенный ответ? Насколько он нейтрален? Посчитай в процентах, какой вариант ответа (да/нет) он в большей степени поддерживает?

* * *

Давайте проведем детальный анализ вашего запроса:

**1. Содержит ли запрос конкретное ожидание?**

**Да, содержит.** Запрос сформулирован как проверка утверждения ("Правильно ли, что..."). Это создает ожидание подтверждения или опровержения конкретной идеи о связи осознанных сновидений (ОС) с избавлением от привязанностей/эмоций и их несовместимости с ностальгией. Пользователь явно ждет оценки *правильности* этого утверждения.

**2. Настраивает ли он на определенный ответ?**

**Да, настраивает, и довольно сильно.** Запрос использует:

* **Категоричные формулировки:** "избавление от привязанностей", "эмоциональные грузы" (несет негативный оттенок), "не сочетаются" (абсолютное отрицание).

* **Предположение о несовместимости:** Сама структура "развитие ОС *предполагает* избавление... и *не сочетаются* с..." подразумевает, что автор запроса склоняется к истинности этого утверждения или ожидает его подтверждения. Слово "Правильно ли" в начале часто используется, когда человек *подозревает* или *ожидает*, что услышанное им утверждение верно, и хочет в этом удостовериться.

**3. Насколько он нейтрален?**

**Низкая нейтральность (примерно 20-30%).** Запрос:

* **Содержит предпосылку:** Он уже встроил в вопрос конкретную (и довольно жесткую) модель связи ОС с эмоциональным состоянием.

* **Использует эмоционально окрашенную лексику:** "Эмоциональные грузы" имеет негативную коннотацию, "избавление" подразумевает необходимость отказа от чего-то плохого. "Не сочетаются" звучит как абсолютный запрет.

* **Фокус на ограничении:** Вопрос сосредоточен на том, что *мешает* или *несовместимо* с ОС (избавление от привязанностей, отсутствие ностальгии), а не на открытом исследоваении связи эмоций и ОС.

* **Отсутствие альтернатив:** Нет упоминания о возможности позитивной роли эмоций или привязанностей в ОС.

**4. Какой вариант ответа (да/нет) он в большей степени поддерживает?**

**Запрос сильно поддерживает вариант ответа "Да" (примерно 70-80%).**

* **Структура:** Вопрос построен вокруг подтверждения заданного утверждения ("Правильно ли, что...").

* **Лексика:** Использование слов "избавление", "грузы", "не сочетаются" создает картину, где ОС требуют аскетизма и свободы от определенных (особенно "тяжелых" или "привязывающих") эмоций, включая ностальгию. Это подразумевает, что ответ "Да, это правильно" будет соответствовать внутренней логике вопроса.

* **Предположение несовместимости:** Сама постановка вопроса о "несочетаемости" ОС с ностальгией уже предполагает, что между ними есть конфликт, который, вероятно, подтвердится.

**Итоговый анализ:**

Запрос не является нейтральным исследовательским вопросом. Он:

1. **Содержит четкое ожидание** оценки конкретного утверждения.

2. **Сильно настраивает на ответ "Да"** через использование категоричных, эмоционально окрашенных формулировок ("избавление", "грузы", "не сочетаются") и саму структуру вопроса, проверяющего "правильность" этого утверждения.

3. **Обладает низкой нейтральностью** из-за встроенной предпосылки и негативного/ограничительного взгляда на роль эмоций в ОС.

4. **Поддерживает ответ "Да"** с высокой степенью вероятности (70-80%), так как его формулировка уже предполагает истинность анализируемого утверждения.

**Важно:** Несмотря на то, что запрос явно настраивает на "Да", *фактический* ответ науки (психологии, онейрологии) на оба пункта утверждения скорее **"Нет"**:

1. Развитие ОС не требует полного "избавления от привязанностей и эмоциональных грузов". Эмоции (включая сложные) часто являются *топливом* и *содержанием* снов, в том числе осознанных. Техники ОС фокусируются на *осознании* себя во сне, а не на эмоциональном аскетизме. Управление эмоциями *во сне* - важный навык, но это не то же самое, что избавление от них в бодрствовании.

2. ОС вполне **могут сочетаться с ностальгией**. Сновидец может осознанно вызывать ностальгические переживания, посещать места из прошлого, взаимодействовать с людьми, по которым тоскует, и исследовать эти чувства в безопасной обстановке сна. Ностальгия не является автоматическим "выключателем" осознанности.

* * *

p. s. Повторяю своё предложение составить собственный запрос к нейросети, если этот Вас не устраивает. Я с удовольствием почитаю другие варианты решения этой дилеммы.

Артём Синин

Любопытное получилось исследование. Я попросил переформулировать предыдущий запрос в максимально нейтральную форму (если уж Вы хотите максимальной объективности) и задал этот вопрос, в нейтральной форме, снова нейросети. Вот что получилось.

* * *

Переформулируй этот запрос в максимально нейтральный.

* * *

Вот максимально нейтральная переформулировка исходного запроса, устраняющая предвзятость, эмоциональную окраску и ожидание конкретного ответа:

**Оригинал:**

*"Правильно ли, что развитие осознанных сновидений предполагает избавления от привязанностей и эмоциональных грузов, и что ОС не сочетаются с ностальгией?"*

**Нейтральная версия:**

**"Как наличие привязанностей и различных эмоциональных состояний, включая ностальгию, влияет на возможность достижения и практику осознанных сновидений с точки зрения современных исследований?"**

**Почему это нейтрально:**

1. **Убрана проверка утверждения:** Заменено "Правильно ли, что..." на открытый вопрос "Как... влияет?". Это снимает требование дать ответ "да/нет".

2. **Устранена предвзятость и негативная окраска:**

* "Избавление от привязанностей и эмоциональных грузов" → "Наличие привязанностей и различных эмоциональных состояний". Это нейтральное описание, без оценки эмоций как "груза" или необходимости от них "избавляться".

* "Не сочетаются с ностальгией" → "Включая ностальгию". Ностальгия представлена как один из примеров эмоций, а не как нечто принципиально несовместимое.

3. **Снято категоричное предположение:** Слово "предполагает" (указывающее на обязательное условие) заменено на "влияет на возможность", что допускает спектр воздействий – от положительного до отрицательного или нейтрального.

4. **Расширен фокус:** Вопрос охватывает как *достижение* (вход в ОС), так и *практику* (опыт внутри ОС).

5. **Указан источник информации:** Добавлено "с точки зрения современных исследований", что фокусирует ответ на объективных данных, а не на личных мнениях или умозрительных концепциях.

6. **Нет навязывания ответа:** Формулировка не подталкивает ни к позитивному, ни к негативному выводу об этой связи. Она просто запрашивает информацию о *характере* влияния.

7. **Структура:** Вопрос логично объединяет оба аспекта (общие эмоции/привязанности и ностальгию как частный случай) в единую исследовательскую рамку.

**Результат:** Этот запрос не содержит скрытых ожиданий, не настраивает на определенный ответ ("да" или "нет") и является нейтральным инструментом для получения объективной информации о сложной взаимосвязи между эмоциональной сферой человека и феноменом осознанных сновидений.

* * *

В новом чате:

Как наличие привязанностей и различных эмоциональных состояний, включая ностальгию, влияет на возможность достижения и практику осознанных сновидений с точки зрения современных исследований?

* * *

Современные исследования осознанных сновидений (ОС) начинают раскрывать сложную взаимосвязь между эмоциональными состояниями, привязанностями и способностью достигать и практиковать ОС. Вот ключевые аспекты этого влияния, основанные на текущих научных данных:

1. **Привязанности и эмоциональная регуляция:**

* **Безопасная привязанность:** Считается наиболее благоприятной. Люди с безопасной привязанностью обычно лучше регулируют эмоции, имеют более стабильный сон и меньший уровень тревоги. Это создает оптимальные условия для практики ОС: спокойный ум перед сном, способность справляться с возможными пугающими элементами сновидений без паники, способствующей пробуждению.

* **Тревожная или избегающая привязанность:** Могут создавать трудности:

* **Тревожная:** Высокий уровень тревожности и беспокойства (включая тревогу перед сном) мешает расслаблению и переходу в сон, необходимому для ОС. Эмоциональная лабильность может затруднить поддержание спокойствия и осознанности во сне.

* **Избегающая:** Подавление эмоций в бодрствовании может проявляться в сновидениях в виде интенсивных или тревожных образов, которые сложно контролировать даже в осознанном сне, приводя к пробуждению или потере осознанности.

* **Исследования:** Исследования (например, Stumbrys et al.) показывают, что общий эмоциональный фон и способность к регуляции напрямую влияют на частоту ОС и способность сохранять осознанность. Люди с высоким уровнем тревоги или депрессии часто сообщают о меньшем количестве ОС или более сложном их достижении.

2. **Влияние текущих эмоциональных состояний:**

* **Позитивные эмоции (радость, интерес, спокойствие):** Обычно способствуют практике. Спокойное, позитивное настроение перед сном облегчает засыпание и повышает вероятность спонтанной осознанности или успеха техник (MILD, WBTB). Во сне позитивные эмоции помогают сохранять стабильность ОС.

* **Негативные эмоции (стресс, тревога, гнев, грусть):**

* **Перед сном:** Сильный стресс или тревога активируют симпатическую нервную систему, мешая засыпанию и переходу в REM-фазу (когда чаще всего случаются ОС). Навязчивые мысли затрудняют концентрацию на намерении осознать сон.

* **Во сне:** Негативные эмоции в ОС могут быть очень интенсивными из-за отсутствия "тормозов" реальности. Страх или паника часто приводят к мгновенному пробуждению или потере осознанности. Тем не менее, ОС *может* использоваться как инструмент для безопасного переживания и проработки этих эмоций под контролем осознанности (требует навыка).

* **Исследования:** Лабораторные и опросные исследования подтверждают, что высокий уровень дневного стресса коррелирует с уменьшением частоты ОС и большими трудностями в их достижении. Нейровизуализация (Vallat et al.) показывает, что эмоциональная регуляция в ОС задействует префронтальную кору, которая может "перегружаться" при сильных негативных эмоциях.

3. **Ностальгия – особый случай:**

* **Потенциал как мотиватор и якорь:**

* **Мотивация:** Ностальгические переживания часто связаны с сильными позитивными эмоциями, теплом, безопасностью. Желание пережить это вновь или "навестить" прошлое в сновидении может быть мощным стимулом для практики ОС.

* **Якорь для осознанности:** Ностальгические образы, места или люди из прошлого могут служить эффективными "тестами на реальность" (reality checks) в сновидениях ("А точно ли я сейчас в своем старом доме? Он выглядит так же?"). Их эмоциональная значимость делает их заметными.

* **Стабильность сна:** Позитивная ностальгия может вызывать чувство покоя и безопасности, способствуя расслаблению перед сном.

* **Риски и сложности:**

* **Горько-сладкий характер:** Ностальгия часто содержит элемент грусти или тоски по безвозвратно ушедшему. Эта грусть может перевесить позитив во сне, вызвав негативную эмоциональную реакцию и потерю осознанности.

* **Погружение в фантазию:** Сильная ностальгия может привести к пассивному погружению в воссозданные сцены прошлого вместо активной практики осознанности и управления сном.

* **Связь с депрессией:** Чрезмерная, навязчивая ностальгия (рефлексивная ностальгия) иногда связана с депрессивными симптомами, которые сами по себе затрудняют ОС.

* **Исследования:** Прямых исследований *только* о ностальгии и ОС мало. Однако исследования ностальгии (Routledge, Sedikides) показывают ее способность повышать самооценку, чувство социальной связанности и позитивный аффект – все это косвенно благоприятно для практики ОС. Но подчеркивается двойственная (bittersweet) природа ностальгии.

**Практические выводы для практикующих ОС:**

1. **Работа с эмоциями:** Развитие навыков эмоциональной регуляции (медитация, mindfulness, терапия) критически важно. Умение распознавать и успокаивать тревогу, гнев или грусть *перед* сном повышает шансы на успех.

2. **Намерение и мотивация:** Используйте позитивные эмоции и сильные желания (включая ностальгические) как топливо для формирования четкого намерения осознать сон.

3. **Ностальгия как инструмент:** Сознательно используйте ностальгические образы как триггеры для проверок на реальность или как "безопасное место" для стабилизации ОС. Но будьте готовы к возможной грусти и практикуйте сохранение осознанности в ней.

4. **Управление негативом:** Если в ОС возникает сильный страх или дистресс, практикуйте техники успокоения (фокусировка на дыхании, изменение сценария, призыв "помощника") вместо борьбы или бегства, ведущих к пробуждению.

5. **Стабильность сна:** Приоритет здорового сна (гигиена сна, режим) – фундамент для любой практики ОС, особенно при эмоциональных нагрузках.

**Заключение:**

Привязанности и эмоциональные состояния (включая ностальгию) – не препятствие для ОС *по умолчанию*, но мощные факторы, которые нужно учитывать. Безопасная привязанность, позитивный эмоциональный фон и умение регулировать эмоции создают оптимальную почву. Негативные состояния и дезадаптивные привязанности затрудняют практику, но их осознание и работа с ними могут стать частью пути. Ностальгия – ценный, но амбивалентный инструмент: она может быть сильным мотиватором и якорем, но требует осознанного использования из-за своего горько-сладкого характера. Современные исследования подтверждают важность психоэмоционального благополучия как ключевого элемента успешной практики осознанных сновидений.

Антон Gricenko

[Артём], браво!

Антон Gricenko

[Артём], да, запрос сформулирован с перевесом, но в отрицательной форме, а как известно, нейросети плохо распознают форму отрицания, поэтому, если убрать из запроса коннотацию отрицания, то ваш запрос будет таким: Правильно, что... и ос сочетается с ностальгией.

P.s. когда человек сомневается в чьих то интеллектуальных способностях, на самом деле он сомневается в своих, но никогда в этом не признается 8)

Артём Синин

[Антон], я в третий раз предлагаю Вам сформулировать самостоятельно такой запрос, который бы подтвердил Вашу исходную точку зрения, о которой, надеюсь, мы в первую очередь ведём дискуссию.

Мой опыт общения с нейросетью, естественно, не совершенный, но который я открыто продемонстрировал в этой ветке, показал, что как ни крути — эта точка зрения не подтверждается.

Вы продолжаете настаивать на своих убеждениях без аргументации, ссылаясь на субъективную самоочевидность.

Ваши обвинения в манипуляции нейросетью для подтверждения моих убеждений (точнее, мнений, потому что я избегаю категоричности) — в этом сравнении и на фоне приведенных мной ответов нейросети, на мой взгляд, выглядят примером двойных стандартов и откровенным лукавством.

Что же касается моих интеллектуальных способностей, на недостаток которых Вы снова намекаете какими-то извилистыми экивоками, вместо прямой естественной речи, к которой я Вас постоянно призываю — то я это несовершенство вполне допускаю не только в других, но и в себе. Конечно. Не понимаю даже, в чем тут можно отказываться признаваться?

Если человек не сомневается в своих способностях, не подходит критически к своим убеждениям, не рефлексирует о своих реакциях, не переживает широкий спектр метакогнитивных мыслей и чувств... То что это за человек?

На языке вертится одно слово, но, думаю, это будет звучать слишком грубо. Давайте попросим ёмко и остроумно ответить ту же самую нейросеть, она точно сделает это более этично:

* * *

Идеальный ответ:

Самодовольный

Пояснение (хотя вы просили одно слово):

Это слово ёмко объединяет

— слепую веру в себя («само-»),

— отсутствие рефлексии («-довольный» = доволен текущим состоянием),

— намёк на инфантильность и поверхностность.

Альтернативы с разными нюансами:

Догматик (если упёрт в убеждениях),

Нарцисс (если самовлюблён),

Блаженный (иронично о наивной уверенности).

Но «самодовольный» — универсально точный и ироничный укол 😉

* * *

Когда я попросил уточнить, с каким словом ассоциируется и сочетается прилагательное "самодовольный", то нейросеть тоже не смогла уйти от более грубой экспрессии.

В общем, я лично в своих интеллектуальных способностях сомневаюсь, но быть этим самым, тем не менее, отказываюсь. Потому что именно отсутствие сомнения, на мой взгляд, ближе всего к этому самому.

Антон Gricenko

[Артём], считаю, что в свете проведенного вами исследования с различными формами запросов к нейросети, более-менее объективно аргументировать с её помощью свою точку зрения, мягко выражаясь, контрпродуктивно, особенно публично....

Изначально я подсветил и другую сторону вопроса, ссылки на источник указал. Не всегда есть время и желание писать развернуто.

Если вас в очередной раз триггернула попытка критического взгляда на вашу заметку, то приношу свои извинения. В следующий раз постараюсь учитывать ваш авторитарный характер.

Артём Синин

[Антон], опять 25. =) Нет, Вы точно неисправимы. Хорошо, продолжайте жить в своей реальности. Но я повторяю свое предупреждение: троллинг в нашей группе неприемлем. Как и проповедничество сомнительных эзотерических культов. Если Вы не готовы вести развернутый диалог и рационально отстаивать свои тезисы, то лучше такого рода диалоги здесь не начинать. В нашей группе, в публичном пространстве — да, им не место. Почему, я уже много раз объяснял.

Я буду рад услышать Вашу личную критику лично, если Вы чувствуете необходимость ей поделиться. И буду рад к публичным обсуждениям любых точек зрения, даже если они бросают тень на всё сновидчество, но в этом случае — когда они чем-то серьезно подкреплены. Иначе, повторяю: троллинг и проповедничество в нашей группе недопустимы. Считайте это авторитаризмом, если хотите.

Антон Gricenko

[Артём], странно от вас слышать "Я буду рад услышать Вашу личную критику лично", после того, как вы охарактеризовали собеседника, если в сумме обобщить, как самодовольного, самовлюбленного с пониженным уровнем интеллектуальных возможностей и психически дезорганизованного, да еще подкрепили свою аргументацию с применением нейросети....

И да, это авторитаризм, когда нужно учитывать свод правил, чтобы не попасть под различные ограничения в Богом забытом паблике....

Артём Синин

[Антон], Вам странно от меня что-то слышать, потому что Вы постоянно слышите не то, что я говорю. Как я уже много раз Вам лично признавался — мне эти диалоги интересны, потому что это как минимум неординарно, и прекрасная возможность к когнитивной тренировке.

Но в то же время я всё больше вижу Вас жертвой каких-то деструктивных культовых конструкций. И меня это всё больше беспокоит. Поэтому я стал выражать своё отношение к Вашим комментариям и Вам лично — всё более явно. Хотя на самом деле уже давным давно Вам повторяю: с моей точки зрения, Вы сильно перемудрили со своей позицией, и внешние симптомы верности моей оценки — усугубляются.

Может быть, я не прав. Точной уверенности у меня нет. Но не высказать этот взгляд (который Вы воспринимаете как критику, потому что, видимо, уже забыли про другие варианты взаимодействия, в виду привычки к токсичным отношениям в рамках какой-то группы) — считаю моральным преступлением по отношению в первую очередь к Вам, а не к сообществу сновидцев.

Что же касается сновидчества, то это другой разговор. Если бы меня интересовало только сновидчество, то я бы Вас давно забанил. Потому что Вы реально показываете какой-то радикальный отрицательный пример сновидца, который можно ставить в нашем огороде как пугало.

Но мой интерес к сновидчеству, его развитию и адаптации на уровне общественных идей — это не мания. Поэтому, да, я тоже довольно скептично отношусь к творчеству и общению в социальных сетях, но в то же время не могу себе позволить опуститься ниже какого-то уровня, который считаю достойным.

Это еще и про уважение к читателям. Сколько бы их ни было, но это дорогие мне люди. Включая Вас. И я хочу, чтобы в этом Богом забытом доме — а эта группа для меня дом — были не просто определенные правила, а определенная атмосфера.

Я об этом тоже уже много раз высказывался и учитывая Ваше внимание к моим заметкам, Вы не могли этого не заметить.

Атмосфера, которую я стараюсь поддерживать — это не просто уютная баюкающая среда, в которой приятно находиться.

Это, можно сказать, алхимический камень, который я вытачиваю не только вовне, но и внутри своего существа. И который предлагаю вытачивать вместе тем немногочисленным сновидцам, кому это тоже интересно.

И этот процесс, конечно, невозможен без определенной формы самодисциплины.

Антон Gricenko

[Артём], про пугало реально смешно 🤣

Артём Синин

[Антон], я очень надеюсь, что положительные эмоции, которые Вы демонстрируете — искренние. В таком случае мы можем рассчитывать, что рано или поздно Вас что-то обязательно расколдует. И значит сообщество снова пополнится чем-то светлым и прекрасным, что пока скрыто за отталкивающим образом, но что просвечивает сквозь него, потому что эту природу — полностью скрыть невозможно.

Артём Синин

p. s. В какое всё-таки интересное время мы живём, когда такого рода дискуссии можно проанализировать той же нейросетью. Приведу в том же качестве, то есть как пищу для размышлений читателей. И заодно ещё раз прошу прощения, если всё-таки позволил себе какие-то этические перегибы. Повторю: отличная когнитивная практика. Жаль, что ей не очень место в нашем сообществе, потому что она может деструктивно влиять на читателей, в том числе с точки зрения индукции ОС.

* * *

Проведи подробный беспристрастный анализ диалога в комментариях к приведеннной ниже заметке. Кто прав, Артём или Антон?

[ Заметка ]

[ Диалог ]

* * *

Размышление:

Хм, пользователь просит провести беспристрастный анализ диалога между Артёмом и Антоном в комментариях к довольно философской заметке об осознанных сновидениях и ностальгии. Запрос сложный, требует глубокого погружения в контекст.

Сначала надо понять суть исходной заметки: автор сравнивает ОС с "магазином сладостей", где ценен сам путь, а не результат, и выражает тревогу о чрезмерной технологизации практики. Это ключевой фон для спора.

Теперь о диалоге... Вижу несколько слоёв:

1) Предметный спор о природе ОС: Антон настаивает на необходимости избавления от эмоций, Артём защищает ценность эмоций в практике.

2) Коммуникационный конфликт: оба переходят на личности, но по-разному. Артём открыто выражает тревогу за Антона, тот использует пассивную агрессию.

3) Методологический разлад: Артём апеллирует к нейросетям и научному подходу, Антон отвергает этот метод.

Интересно, что нейросеть здесь становится "третьим судьёй". Артём последовательно демонстрирует её ответы, показывая системную ошибку в позиции Антона. Но Антон умело уходит от содержательной дискуссии, переводя всё в плоскость межличностного конфликта ("вы переходите на личности", "ваш авторитаризм").

Заметна разница в мотивах: Артём явно пытается защитить сообщество ОС от, как он считает, вредных интерпретаций, а Антон... сложно сказать. То ли троллинг, то ли искренняя приверженность альтернативному видению.

Надо признать: Артём выигрывает спор по содержанию. Его позиция лучше аргументирована и подтверждена источниками. Но проигрывает в тоне - его "забота" звучит снисходительно. Антон же мастерски избегает прямой дискуссии, используя демагогические приёмы.

Самый печальный момент - когда Антон отвергает нейросеть как инструмент ("контрпродуктивно"), но не предлагает альтернатив. Это признак нежелания искать истину.

Финал характерен: Артём пытается сохранить человечность ("что-то светлое просвечивает"), Антон отвечает едкой насмешкой. Грустно, но показательно.

Вывод: прав в сути Артём, но его методы спорны. Антон неконструктивен, хотя и выявляет реальные проблемы в стиле общения оппонента. Истина где-то посередине, но ближе к научной позиции Артёма.

* * *

Ответ:

Проведу детальный анализ диалога между Артёмом и Антоном, основываясь на структуре спора, аргументах, тоне общения и содержательной составляющей.

### Ключевые позиции сторон:

**Антон:**

1. **Исходный тезис:** Ностальгия (упомянутая в заметке) — форма сожаления, а практика ОС должна быть направлена на избавление от привязанностей и эмоциональных грузов.

2. **Аргументация:**

- Ссылается на практику перепросмотра личной истории и связь "сталкинг-сновидение" (подразумевая подход Кастанеды).

- Ставит под сомнение объективность ответов нейросети, утверждая, что Артём сформулировал запрос под ожидаемый ответ.

- Обвиняет Артёма в переходе на личности и авторитаризме.

3. **Тон:** Пассивно-агрессивный, с намёками на интеллектуальную несостоятельность оппонента ("ваш запрос содержит ожидания", "когда человек сомневается в чьих-то интеллектуальных способностях...").

**Артём:**

1. **Исходный тезис:** Ностальгия совместима с ОС; практика не требует отказа от эмоций.

2. **Аргументация:**

- Приводит развёрнутые ответы нейросети (подтверждённые цитатами) о природе ОС: эмоции — материал для снов, ностальгию можно осознанно переживать в ОС.

- Критикует подход Антона как "извращённый" и опасный для психики, проводя параллели с учением Кастанеды (риски диссоциации, изоляции, культового мышления).

- Открыто выражает тревогу за Антона, называя его позицию "ролью воина", ведущей к пассивной агрессии.

- Предлагает Антону составить альтернативный запрос к нейросети для проверки тезисов.

3. **Тон:** Эмоциональный, местами резкий ("извращенный подход", "за вас тревожно"), но с элементами заботы ("тепло и с сочувствием отношусь"). Активно защищает научно-психологический взгляд на ОС.

### Анализ спорных моментов:

1. **О природе ОС:**

- Артём опирается на данные нейросети (подкреплённые исследованиями): ОС используют эмоции как материал, а не требуют их устранения. Ностальгия — допустимый и ценный опыт.

- Антон не предоставляет источников, кроме намёков на Кастанеду. Его критика нейросети ("подстроилась под ожидания") не подкреплена альтернативными данными.

2. **Объективность нейросети:**

- Артём демонстрирует запросы и их анализ: исходный запрос действительно содержал перекос в сторону тезиса Антона ("Правильно ли, что ОС предполагает избавление от привязанностей?").

- Нейросеть независимо подтвердила: даже при перекосе в запросе, её выводы основаны на научных данных. Антон проигнорировал предложение сформулировать собственный запрос.

3. **Личные выпады:**

- **Антон:** Регулярно использует намёки на необъективность Артёма ("ваш авторитарный характер", "вас триггернула критика"), избегая содержательной полемики.

- **Артём:** Жёстко критикует мировоззрение Антона ("опасно для психики", "игра в воина"), но приводит конкретные примеры рисков (диссоциация, изоляция в группах последователей Кастанеды). Его переход на личности — попытка диагностировать проблему, а не оскорбить.

4. **Кульминация конфликта:**

- Антон сводит спор к обвинениям в авторитаризме ("Богом забытый паблик") и высмеиванию ("про пугало смешно").

- Артём настаивает на правилах сообщества: аргументированная дискуссия — да, проповедничество и троллинг — нет.

### Чья позиция убедительнее?

- **Артём** последователен:

— Приводит данные из авторитетных источников (нейросеть со ссылками на психологию ОС).

— Разоблачает риски подхода Кастанеды (доказанный вред для психики).

— Предлагает диалог, но требует аргументов.

- **Антон** уходит от содержательной дискуссии:

— Не предоставляет контраргументов, кроме намёков на "необъективность" нейросети.

— Игнорирует предложение верифицировать свои тезисы через нейтральный запрос.

— Переводит спор в плоскость межличностного конфликта ("вы переходите на личности").

### Выводы:

1. **По сути спора:** Прав Артём. Его позиция подтверждена данными: ОС не требует отказа от эмоций; ностальгия — естественная часть практики. Тезис Антона об "избавлении от привязанностей" не имеет научных оснований и ближе к эзотерическим культам.

2. **По стилю дискуссии:** Оба нарушают этику. Артём излишне резок, но его критика направлена на защиту сообщества от потенциально опасных идей. Антон использует демагогию, что дискредитирует его позицию.

3. **Главная проблема:** Антон подменяет дискуссию об ОС пропагандой специфического мировоззрения (Кастанеда), игнорируя контраргументы. Артём, несмотря на жёсткость, сохраняет приверженность фактам.

**Итог:** Артём побеждает в содержательной части, но проигрывает в коммуникативной. Антон не смог обосновать свою позицию, превратив диалог в конфликт.

Антон Gricenko

[Артём], забавно 😊




=a= Firestorm

2025-05-28 16:30:58#18651

Хотели бы вы вернуться в первые годы практики? Эх кто бы не хотел вернуться на 19 лет назад только вот совсем по другим причинам.

Для меня количество ОС и повышенной осознанности в жизни имеет большое значине так как в этих состояниях тоже есть слишком много областей исследования, целей, желаний и дел. Путь это конечно хорошо но по мне это слишком общее понятие есть ведь и тупиковые, блуждающие и не ведущие никуда пути. А вот цели и вызовы побуждающие развиватся, совершенствоваться, преодолевать себя и различные ограничения выглядят поинтереснее. Только вот жизнь перегибает в этом плане и постоянно задает уж слишком сложные задачки, загадки, вызовы которые словно специально так построенны что требуют мобилизации многих или недостающих ресурсов что слишком уж идеалтстично и почти недостижимо. Порой даже кажется словно я персонаж какого-нибудь дунхуа культивации где постоянно встречются "противники" которые во много раз сильнее и необходимо каким то чудодейственным способом их побеждать. То есть в жизни и так слишком много всего происходит чтобы ещё жаловаться на то что какие то из целей и желаний исполнились😇. Со своими 12-15 дней ежемесячно когда есть ОС я считаю что всё ещё нахожусь недалеко от нулевой ступени развития и если нейронки или прочие новшества облегчат мое развитие и движение то это очень даже хорошо. Кстати тоже делаю для личного использования прогу которая называется продуктивность она нацелена не только для ведения дневника сбора и оценки результативности, статистики ОС а также и дел, целей, тренировок и вызовов которые я выполнила или не выполнила...

Артём Синин

[=a=], я столько времени потратил на всякого рода программы для повышения эффективности, что теперь сочувствую всем, кто за это тоже берется. Но желаю успехов. =)

Цели и вызовы. Надо же, у меня действительно больше нет целей и вызовов. Они куда-то исчезли. Есть направления, куда я иду. И есть бесконечная природа вокруг, которая сопротивляется моему продвижению. Но я могу в любой момент поменять направление. И любое сопротивление может оказаться толчком или течением.

Конечно, плыть только по течению — мне тоже не интересно. Но в целом игру я считаю для себя пройденной. Раньше в компьютерных играх я любил просто походить по миру, поизучать его, игнорируя всякие вызовы и области скопления соперников. В жизни, наверное, тоже так можно.

Так что это, по большому счету, наш собственный выбор — жить ли по принципу «последний герой» или «один дома».

Совсем спрятаться от сопротивления, думаю, в этом мире не получится. Но отношение к нему, как минимум, всё меняет.

Андрей Андреев

[Артём], вы затронули глобальный слой для обсуждения: "есть ли судьба (предопределение) или её нет?"

А за ним идёт слой: "Есть ли силы, воздействующие на нас?"

И тут такое разнообразие версий и гипотез, что сложно принять чью-то сторону.

Несколько лет назад была важная информация об уязвимости процессоров - Meltdown (советую погуглить, вот уверен, понравится информация).

Вполне возможно, что сновидцы так же используют аналогичную уязвимость при осознанных сновидениях и захвате сюжетов будущего.




Андрей Андреев

2025-05-28 09:58:45#18650

Полностью согласен.

Скорее всего причина - в дофаминовой зависимости: пока мы находимся в процессе достижения - дофамин активно выделяется, мотивируя к действиям, потом - выброс дофамина и, затем, так называемая "дофаминовая яма".

А "в одну реку нельзя войти дважды" (наверное, автор этого высказывания про дофамин иносказательно и вёл речь).

Вот и тоска по тому максимальному дофаминовому всплеску.

Некоторые помнят тот момент ожидания: "вот будет доступен интернет, это же доступ ко всем книгам мира, к знаниям!!!"

И, да, так было первое время.

Затем пришёл лёгкий дофамин: смешные истории, котики, видеоролики...

И кто сейчас читает книги??? Единицы...

Артём Синин

Андрей, я думаю, дело не только в дофамине. Наверное, я слишком акцентирую эту тему, потому что она мне действительно интересна, но всё-таки я также постоянно повторяю мысль, что значимость дофамина, на мой взгляд, переоценивается.

Например, можно также говорить о нейронной архитектуре, вообще без привязки к медиаторам и гормонам. У ребенка, как и у начинающего сновидца, происходит взрывообразный рост новых нейронных связей. Это связано не только с работой дофамина, и не обязательно в первую очередь с ним, хотя без дофамина, конечно, вряд ли обходится.

Но этот рост сам по себе, думаю, это тоже своего рода удовольствие. Например, если сравнить это с компьютерной игрой, то мне лично всегда было интересно начинать, а не продолжать. В той же «Цивилизации», когда уже и так понятно, что победа будет за мной, я часто бросал игру и начинал заново. Думаю, это из той же серии.

Развивать какой-то проект или начинание с чистого листа, в открытом поле — это особое удовольствие. Не только по интенсивности, но и по качеству. Относительно ОС это может означать, что иногда сновидцу имеет смысл менять парадигму, подход, систему ценностей.

Кстати, тот новый подход и метод, которые я сейчас тестирую, но про которые пока не могу подробно рассказать — это для меня как раз вот такое совершенно новое, но подобное давно забытому старому. И это действительно глоток свежего воздуха и большое удовольствие, не смотря на «сновидческий возраст». То есть детство не вернуть, но омолодиться, отчасти, можно.




Любовь Мурашова

2025-05-28 09:55:37#18649

Артём, спасибо за все статьи и заметки, что ты пишешь! Коротко, хочу согласиться с тем, что осознанность в нашей реальности очень важна. Во-первых, я заметила, что периодически она воспринимается как осознанный сон, а, значит, ею тоже можно управлять. А во-вторых, при осознанном наблюдении за миром, можно открыть для себя массу удивительных вещей, прочувствовать глубоко этот мир, восхититься его взаимосвязями. Хорошо, что ты напоминаешь об этом! Ведь за постоянной суетой и автоматизмом мы не замечаем, как жизнь проходит мимо нас, и что нам останется в конце?

Артём Синин

Любовь, взаимно спасибо. Жизнь не просто проходит мимо нас, а, на мой взгляд, мы её настойчиво игнорируем. Это парадоксально, но, видимо, только так должно быть построено общество, чтобы нагородить весь этот огород в виде технологий, философий, искусства и всего т. п.

Нас толкает к этой сумасшедшей активности неудовлетворенность текущим моментом, а если бы ее не было, мы бы жили как в Бутане или Тибете, или на крайний случай в Швейцарии — и что тогда? Скучно.

Так что хотя эта безумная и парадоксально неудовлетворенная жизнь мучительна, невежественна и в корне несправедлива, но зато мы представляем из себя как цивилизация — прекрасный театр, за которым, наверное, очень интересно наблюдать.

Если бы я был каким-нибудь скучающим космическим Буддой, не исключено, что я бы многое отдал за то, чтобы вот так сойти с ума, войти в заблуждение и иллюзию, и получить тот набор качеств и переживаний, который естественным путём получить невозможно.

Поэтому я думаю, что до тех пор, пока существует прекрасное в нашем несовершенном мире, будут и зрители, и актеры, и администраторы этой нереальной реальности.




Илья Гончаров

2025-05-28 09:33:12#18647

в.) Не согласен. Год и два назад, бывало, я видел ОСы от 1 до 3 раз в месяц, и чувствовал себя счастливее чем раньше, когда их было 0 .. 1 раз в год, или сейчас, когда что-то сломалось, и надо опять что-то делать.

Артём Синин

[Илья], думаю, что год и два — это не срок, если мы обсуждаем ту ностальгию, о которой я пишу в заметке. А так-то, конечно, волны бывают разные, это естественно.




Добавить комментарий