• Тиннитус (шум в ушах), статистика по популяции, стадии
• Романтизация необычных восприятий (за и против)
• Экстрасенсорное восприятие: необходимые факторы
• Романтизм с экстрасенсорным восприятием не сочетается (IMHO)
• Рациональный, взвешенный, многогранный подход как гарантия безопасности
• Неврологические феномены: возможно ли их зафиксировать и измерить?
[ ! ] Оригинал аудио и видео с ответом на вопрос от подписчика в приложении к посту, транскрибация в PDF и FB2 тоже. Вы можете предложить собственные варианты ответа, размышления и комментарии. Спасибо. =)
— Продолжение диалога от Ирины Федорик:
Привет! Вчера еще раз прочитала ваш текст и поняла, насколько вы правы. Ночью проснулась и размышляла над этим. Про синестетов. Для меня с детства важно трогать вещи, ощущать их руками, телом. Когда я виду предмет, то вижу не просто форму и цвет, а чувствую его. Знаю, какой он на ощупь. Никогда не задумывалась над этим. Мне все надо трогать. У меня небольшой сад и когда я сажаю растения, я люблю ощущать землю, никогда не работаю в перчатках. Знаю, какая она — сухая или комками, или влажная и теплая. Вижу дерево и чувствую его кору, какие листья на ощупь.
Я называю это сеансами. Это точно не галлюцинации. У меня довольно развитое аналитическое мышление, я люблю наблюдать. Это вид энергии, которую я ощущаю кожей, всем телом. Очень много вариантов ощущений — от легких прохладных ручейков на макушке, до переливания энергии в ногах, стопах. Вибрации в груди будто я кошка и мурлычу. Именно эту энергию я слышу, когда она переливается у меня рядом с ушами, звуки меняются. Описать я их не могу, это похоже на нечто электрическое, тонкое, очень отдаленно можно сравнить с люминесцентной лампой — такой звон. Он то тоньше, то утолщается как бы, ниже. Много звуков. Было горловое тибетское пение и поющие чаши. Я искала в инете похожие, несколько нашла. Это все в бодрствовании.
Мне кажется, были бы приборы, они бы зафиксировали. Я переживала сначала, думала, что глюки, но потом поняла, что нет. Самое главное — это не то, что не доставляет мне хлопот (правда иногда не дает заснуть), но даже доставляет удовольствие. Иногда если резко открыть глаза при таком «сеансе», могу видеть как бы мерцание.
— Ответ от Артема Синина:
Продолжаем разговор про слуховые галлюцинации и связанные с ними явления. Ирина пишет, что нечто похожее на слуховые галлюцинации она испытывает и днем, и мы сейчас это обсудим. Но я еще раз уточню, что не являюсь врачом и не могу делать заключения, поэтому, в общем-то, рассуждаю на эти темы так же, как может рассуждать любой человек, сколько-то образованный и начитанный в этой теме.
И, судя по тому, что я читал, и тому, что мне известно, то, что описывает Ирина, это, в принципе, не галлюцинации. Вообще есть такой термин «тиннитус», я думаю, что нужно в первую очередь это погуглить и изучить. Я вот сейчас посмотрел Википедию, там пишут, что 35% людей так или иначе сталкиваются с этим явлением, 8% слышат постоянно какие-то звуки, которые не имеют внешней, скажем так, природы, и только 1% страдает из-за того, что, соответственно, слышат какие-то шумы, свисты, стрекот (как стрекот кузнечика) и тому подобное.
Соответственно, Ирина, судя по всему, относится к этим 8%, кого это, по крайней мере пока, не беспокоит, но кто, соответственно, слышит эти звуки и воспринимает какие-то восприятия на постоянной основе. Что тут добавить? Повторю, можно это погуглить, почитать. В этом, в принципе, наверное, нет ничего страшного. Но есть классификации. Они бывают разные, эти классификации. Вот по одной из них я посмотрел, и там выделяют четыре стадии тиннитуса, и, соответственно, начиная, по-моему, с третьей, люди уже начинают серьезно жаловаться. У них нарушается сон. Кстати, там написано, что во второй, по-моему, стадии, эти эффекты преимущественно возникают как раз на фоне сна или засыпания. То есть, всё, в принципе, вполне закономерно.
Кроме прочего, нужно помнить о том, что тиннитус может быть связан и с определенными заболеваниями, и с определенными, скажем так, просто особенностями, в том числе слуха. Тугоухость — есть такой термин. То есть не глухота, а ограничение слуха в определенном диапазоне. У подавляющего большинства людей с тугоухостью наблюдается эта физиологическая особенность. Тоже можно это протестировать. Я думаю, что это не очень сложно.
Ну и, в общем, всё. Можно было бы на этом закончить мой ответ. Но я как сновидец и как человек, который постоянно общается с людьми самых разных взглядов, хочу отметить немножко другой момент.
Я наблюдаю у Ирины и у людей определенного склада, определенных взглядов и определенной иногда жизненной истории такой вот типичной, наблюдаю то, что я бы назвал романтизацией вот этих эффектов, этих каких-то восприятий. И я сам, безусловно, через этот период и через эту романтизацию прошел.
Но я хочу, с одной стороны, предостеречь Ирину и тех наших читателей и слушателей, кто, может быть, находится сейчас в той же, скажем так, фазе развития своего мировоззрения. С одной стороны, предостеречь, а с другой стороны, в общем-то, и хорошо, что есть такой вот позитивный взгляд на эти вещи, потому что если, скажем, человек ипохондрик, если он в принципе склонен к каким-то депрессиям, к каким-то расстройствам, то очень легко такие восприятия превратить, конечно, и в какой-то страх, и в тревогу, и в разочарование, и так далее. Этого я, конечно, не рекомендую, тем более что настоящих поводов к этому нет.
Какие-то там — свист, шум, вибрации, еще что-то… Это легкие неврологические эффекты, которые могут быть совершенно точно частью нормы, пока они не развиты во что-то большее. А предостеречь я хочу потому, что всевозможные мистические учения, школы и сообщества зачастую как раз на этих пока что еще естественных и нормальных феноменах, грубо говоря, начинают ездить, и своей пастве, грубо говоря, «компостировать мозг» на предмет того, чтобы они как-то развивали эти эффекты и «въезжали» на них в уже полноценные галлюцинации.
Я учился видеть ауру, ощущать энергетические шарики, двигать энергии, вибрации и так далее. Я, конечно, понимаю, что это такое. Я понимаю, с каким чувством человек это практикует, с какими мотивами, с какой волшебной такой аурой, я имею в виду ауру не визуальную, а ауру чувственную, скажем так. Это в общем, конечно, прекрасно, этому сложно как-то препятствовать, потому что это такое, ну… такие детские восприятия, которые, конечно, прекрасны сами по себе.
Но проблема в том, что эти детские, прекрасные и искренние порывы очень часто используются манипуляторами. Приходится иногда ребенка взять за ручку и сказать, что, все-таки, может быть, не каждому взрослому можно доверять, не каждому гуру можно верить, хоть и хочется. Но, к сожалению, это так.
И риски здесь — ну, бог с ними, с этими разочарованиями в этих гуру, даже в этих каких-то мистических плоскостях, риски здесь, конечно, опять же, на мой взгляд, самые главные — физиологические.
Дело в том, что все эти состояния, все эти легкие неврологические эффекты, конечно, могут быть развиты в нечто большее. И до некоторых пор это может выглядеть и это может восприниматься как развитие экстрасенсорики.
Но я вас уверяю, как человек, который тоже с этой темой глубоко сталкивался и знаком, и учился, и работал… Ведь у меня был небольшой центр с экстрасенсами в свое время, которым я руководил, так что я знаю всю эту кухню, грубо говоря, изнутри, и я знаю, что это, конечно, существует. Но я вам хочу сказать, что, во-первых, это должно быть призвание. Во-вторых, должна быть физиологическая особенность, которая позволяет эти грани использовать. И это не просто тиннитус, это нечто большее. Как минимум, это чаще всего SOREMPs.
SOREMPs – это аббревиатура, которая расшифровывается как Sleep onset REM period, то есть когда сновидения начинаются сразу после засыпания. Это физиологический эффект, но он сразу раскрывает совершенно другой пласт восприятия, вот именно галлюцинаций, именно в классическом, в том числе психиатрическом смысле, и SOREMPs сочетается и сопровождает иногда тяжелые психиатрические заболевания.
И тут, соответственно, можно говорить о третьем моменте, третьей необходимости, помимо призвания и физиологических особенностей – это невероятная духовная и интеллектуальная крепкость. Нужно быть очень устойчивым, чтобы просто, грубо говоря, не сойти с ума по ходу работы с этими экстрасенсорными вещами. Это, в принципе, очень редкое качество, и это должно проверяться долгими годами.
И просто вот так вот, когда в какой-нибудь школе, в каком-нибудь сообществе дают объявление «давайте я всем раскрою третий глаз», «давайте я всех научу», ну это… просто подумайте самостоятельно, может ли это быть не контрпродуктивно по отношению к обществу и по отношению к здоровью тех людей, кто в это входит?
Может, но только в том случае, если это полное шарлатанство, если это развод, грубо говоря, на деньги. Ну, таких школ-то полно ведь всяких сейчас. В этом случае, да — люди просто пришли как-то поразвлекаться, поиграть, шарики эти повизуализировать. На здоровье!
Если же человек действительно что-то может передать и что-то раскрыть, то это должно производиться только так, как это классически принято. То есть от человека к человеку через череду каких-то препятствий, которые нужно преодолеть, через доказательства мастеру и себе самому, что ты действительно к этому готов, к этому способен, к этому предназначен и так далее и тому подобное. Это серьёзный путь, это не игрушки вот с этими аурами, чтением книжек по Нью-Эйдж, ченнелингу и так далее. Это серьёзно.
Вообще экстрасенсорика, я бы сказал, это очень жестокая вещь, это чрезвычайно жестокая вещь. То есть вот этот весь романтический флёр, он, в принципе, когда человек по-настоящему сталкивается с экстрасенсорным восприятием, просто исчезает и стирается не просто какой-то «тряпкой», а «железной щеткой». Потому что мы живём, мы существуем на таком уровне восприятия, на котором эти энергии, эти процессы, эту изнанку этого мира, в общем-то, большинству людей лучше не видеть.
Нужно, чтобы были определённые мускулы, чтобы это выдерживать, и не потому, что там мощь какая-то, как это себе представляют, какое-то восприятие очень интенсивное. Дело не только в интенсивности, а еще в том, что правда очень тяжела на нашем уровне для восприятия.
Так что это крест, а не награда и не дар. Это крест, по сути, для большинства экстрасенсов и тех, кто всерьёз этим занимается. А романтические представления — это просто отдельная группа переживаний. Есть желания к сказке, и есть, соответственно, наполнение этих желаний неким сказочным материалом. А есть настоящая экстрасенсорика, которая вообще не сказочная, вообще не фантастическая, не мистическая, а просто такая вот тяжёлая для восприятия правда жизни.
Я делюсь своим взглядом, который, конечно, субъективен и ограничен моим опытом и опытом моих коллег, с кем я общался и с кем я сталкивался по жизни. Но я считаю необходимым этим взглядом поделиться. Не для того, чтобы растоптать эти прекрасные ростки каких-то духовных или экстрасенсорных и эзотерических устремлений. Я не считаю, что это что-то ужасное и что наука должна вообще их топтать и с ними бороться — я считаю, что это полный нонсенс, и на этот счёт можно отдельно как-нибудь устроить разговор.
Но всё-таки я рекомендую, и сам к этому пришёл, что нужно стремиться к рациональной, взвешенной и многогранной некой сердцевине, середине во всех взглядах. Поэтому нужно освоить и научный взгляд, и эзотерический, и духовный, и религиозный, и материалистический, и философский, и какой угодно ещё. Когда ты посередине всех этих направлений взгляда встанешь, то только тогда ты, в принципе, начинаешь понимать, что вообще происходит и где ты находишься. А какой-то единственный, какой-то ограниченный взгляд и вектор – это всегда либо романтизм, либо фанатизм, либо ещё какие-то такие формы, не совсем здоровые и чреватые.
И вот на этом фанатизме, или романтизме, или каких-то еще ограниченных формах — да, можно, конечно, куда-то «уехать», даже на обычном тиннитусе и каких-то чувствительностях, к которым очевидно, что у Ирины есть какие-то физиологические подвижки, хотя они сейчас пока что выглядят гранью нормы. Просто человек — чувствительный, метакогнитивный, у него есть какие-то физиологические особенности, которые он очень хорошо различает, выделяет, исследует, интересуется. Ну, прекрасно.
Но это ещё не SOREMPs, это ещё не полноценные галлюцинации, слава богу. И не факт, что они нужны.
И совсем в заключение отвечу на вопрос насчёт приборов, которые могли бы что-то измерить. Повторю: то, что Ирина описывает как движение энергий, с точки зрения физиолога — это движение электрических импульсов по неким нейронным сетям. Это может восприниматься как угодно. Тот же тиннитус, что это такое? Это же не какой-то звук на самом деле. Это работа нейронов, это работа слухового аппарата, мозжечка и прочих нейронных контуров, которые задевают вот эти группы нейронов, которые по той или иной причине либо необычно активированы, либо необычно между собой связаны.
Поэтому, что касается приборов, то тут измерять что-то очень сложно. Но если что-то измерять, нужно что? Опять, видимо, энцефалограмму записывать. Ну, МРТ. Но кто будет делать эти МРТ и фМРТ в динамике, на фоне каких-то, по сути, экспериментов? Это нужно заниматься научными исследованиями. А так, что тут измерить? В общем, мало на самом деле, что можно измерить.
Даже взять такое простое и интенсивное переживание, как боль. А как ее измерить? Вот у человека болит рука, а как вы это измерите? Да никак. Ну, можно как-то нервные импульсы эти фиксировать, но опять, а где их фиксировать? Все равно в мозге придется как-то фиксировать, и надо знать — где фиксировать. Там, может быть, всего-то несколько сотен нейронов задействуются, а у человека уже лицо скривилось от боли, а мы эти сотни нейронов где-то под микроскопом еще должны найти. Это очень непросто.
То есть, это так кажется, что если мы что-то переживаем, если мы что-то воспринимаем, то это легко зафиксировать. На самом деле мы переживаем это небольшой группой нейронов, их еще надо найти где-то в голове, или даже не в голове, а где-то в спинном мозге или в нервных окончаниях, и как-то потом что-то с ними сделать, зафиксировать. А как мы их зафиксируем? Пока, к сожалению, науке это сложно.
Спасибо за внимание, до встреч. Пока!
[…]
Спасибо за ваши вопросы. Впереди новые публикации в этой рубрике.
А. С.,
21.03.2023
См. также:
— «Ночные слуховые галлюцинации»
https://osnauka.ru/nochnye-sluhovye-gallyutsinatsii
— «Нейроны: крошечные супергерои (строение, принципы работы, типы)»
https://osnauka.ru/nejrony-kroshechnye-supergeroi-stroenie-printsipy-raboty-tipy
— «Введение в нейробиологию (анатомия мозга)», цикл лекций
https://vk.com/wall-139589208_11441
— «Мозг, разум и поведение», Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер, 1988
https://osnauka.ru/mozg-razum-i-povedenie-f-blum-a-lejzerson-l-hofstedter-1988
— «Крупномасштабные сети мозга и оркестр сознания»
https://osnauka.ru/krupnomasshtabnye-seti-mozga-i-orkestr-soznaniya
— «10 шагов к углубленному изучению нейробиологии без специального высшего образования»
https://osnauka.ru/10-shagov-k-uglublennomu-izucheniyu-nejrobiologii-bez-spetsialnogo-vysshego-obrazovaniya